Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

вопрос. Теоретические основы и организация игр с правилами вДОУ. Дидактические игры в экологич.воспитании детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра - игра, направленная на расширение, углубление и систематизацию знаний об окружающем, на воспитание познавательного интереса и познавательных способностей.

Структура:

1 Дидактическая задача - определяется целью игры, которую ставит воспи­татель, а для детей она преобразуется в игровую задачу и формулируется по-другому

2 Правила - обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют по­ведение и познавательную деятельности детей (обучающие); определяют ус­ловия выполнения игровых действий, очерёдность (организующие); контро­лирующие поведение ребёнка (дисциплинирующие).

3 Игровые действия - способ выполнения поставленной задачи (чтобы узнать, какой предмет лежит в волшебном мешочке, опустить туда реку и по­с­тупать: внешние (практические - зеленую машинку в зелёный гараж); внут­ренние (умственные - сложить в уме и сказать).

4 Результат - выполнение игровой задачи через игровое действие; удовольствие: "Лото".

Требования.

1. наличие увлекательной задачи, которая требует от ребёнка усилий и пре­одоления некоторых трудностей; 2. сочетание дидактизма с занимательностью; 3. решать воспитательные задачи; 4. соответствовать возрасту.

Значение.

1 умственное.

2 сенсорное (различные анализаторы),

3 нравственное,

4 эстетическое.

Виды.

1 В зависимости от наглядного материала (Бондаренко А.К.):

с предметами (игрушки, материал: "Что пропало"),

настольно-печатные ("Лото"),

словесные ("Кто кричит")

2 Сорокина Л.Т.:

игры-путешествия (настольные или по групповой комнате),

игры-поручения (собери в корзину овощи),

предположения (если бы я попал на необитаемый остров),

загадки (на березе было 5 веток, на каждой по яблоку),

беседы (с персонажем: что собрать Незнайке в школу).

Руководство.

'Виды игр Дид. задача Игр.правила Игр.действия Результат, анализ
Младший возраст
С предметами и с их изо- бражениями, в конце года настольно- печатные 1 определение предмета на ощупь (заранее знакомит с предметом), 2 отгадывание движений животных, 3 на описание с наличием предметов (сочетать умственную задачу с движением). 1 регулируют действия всей группы, 2 объясняются в процессе игры, 3 поочерёдно смотреть на детей, называя имя, 4 первому делать пробный ход, 5 и. по под- группам, выделить ребёнка, вокруг которого кон- центрируются действия. Внешне- практические, воспитатель контролирует 1 анализ даётся по ходу выполнения действий, 2 оценка положительная (на то, что требовала дидактическая задача), 3 после игры дать поиграть самостоятельно.
Средний возраст
1 настольно- печатные, 2 словесные, 3 усложнение вариантов с предметами. 1 загадывание загадок (опишу, а ты найди - пред- мета нет), 2 выделение существенных признака (посуда, мебель) 1 2-3 обучающих правила, друг за другом с показом, 2 до начала игры, и тут же закрепляются Воспитатель - участник в новых играх, Появляются умственные действия. 1 оценка результата, 2 нравственные качества, которые понадобились в игре, 3 оценивается что не получилось и почему, дать возможность сразу переделать
Старший возраст
Все виды игр, преимущест- венно словес- ные, приобре- тают форму соревнования. 1 классифика-ция в умственном плане, 2 быстрое припоминание и точное определение словом ("Ле- тает-не летает"). 1 правило,но более сложное, 2 правило может регулировать действия детей, 3 только напоминается. 1 умственные действия, 2 воспитатель участником не является, он - контролёр. Оценка диф- ференциро- ванная (каче- ства, понадо- бившиеся для достижения результата).

Задачи экологического воспитания:

1. Формирование экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе. («Природа и человек» Ц. - Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа; « Вершки-корешки» Ц.- Упражнять детей в классификации овощей, «Земля, вода, огонь, воздух»). Экологическое сознание - индивидуальная и коллективная способность понимания неразрывной связи человека человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности.

2. Формирование практических умений и навыков в природоохранной деятельности на основе усвоения норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром. («Где спряталась рыбка», Игра «Изобрази», «Воздух, земля, вода»).

3. Воспитание гуманного отношения к природе на основе экологически ориентированных личного опыта и эмоциональных переживаний. («Что было бы, если из леса исчезли…», «Птица без гнезда», «С чем нельзя в лес ходить?», «Береги природу»).

В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А. указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида: - игры с предметами (игрушками, природным материалом); - настольные печатные игры; - словесные игры. При ознакомлении с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные. Предметные игры - с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно») проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. В младших группах игра обычно занимает все занятие, средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу и т.д. В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся: <Угадай, что в мешочке?>, <Узнай что в руках?>. После того как у детей накопятся конкретные представления (полевые, лесные, комнатные цветы и т. д.) в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). проводя игру, например, <Узнай чей лист?>, дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений. В подготовительной к школе группы проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение. Словесные дидактические игры, например “Узнай предмет по описанию“, “Угадай, что это?“ или “Кто это?“, организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...