Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

лекция

Выполнила: Наталья Владимировна

Лосева, студентка 751 гр.

заочного отделения.

Проверила: Стельмах Ю.Б.

Петрозаводск 2010

Дата:

Учебная группа:

Преподаватель:

Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Цель:

Задачи:

Вид учебного задания: лекция

Межпредметные связи:

Внутрипредметные связи:

Литература:

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Издательский центр «Академия».-1999.-464с.

2. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология.- М.: ТЦ Сфера.- 2008.- 464с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М., 1975. - С. 176

4. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн/ Р.С. Немов – 5-е изд., М.: ВЛАДОС.- 2004.- Кн. 1 Общие основы психологии.- 687с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии СПб.- Питер.- 2001.- 720с.

План лекции:

Общее понятие о деятельности

  1. Основные виды деятельности

Понятие ведущей деятельности

Признаки ведущей деятельности

Вопросы и задания

Приложение 1

Общее понятие о деятельности

Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изучает психическую сторону деятельности.

Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, размышляет и т.д. Жить - это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, созидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.

Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни.

Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Потребности - источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Что такое потребность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворения, к совершению деятельности. Сама деятельность состоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.

Потребности оказывают влияние на чувства, мышление и волю человека. Удовлетворение потребностей вызывает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство.

Для удовлетворения потребностей человек ищет определенные пути и средства - это активизирует его мышление. Усилием воли человек в состоянии преодолевать трудности на пути достижения цели, удовлетворения своих потребностей.

Виды потребностей

Потребности человека разнообразны. Выделяют потребности естественные (природные) и социальные.

Естественные потребности являются врожденными, но к моменту рождения они еще окончательно не сформированы и развиваются в течение всей жизни. Эти потребности важны, потому что предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида. Если человек не сможет удовлетворять свои потребности в пище и дыхании, он погибнет. Сексуальная потребность и потребность в потомстве обеспечивают сохранение вида. Потребность в деятельности, в активности побуждает человека двигаться и действовать, ориентироваться в окружающей жизни, вступать с ней во взаимодействие. На потребности в деятельности основывается так называемый сенсорный голод - глаза «хотят» видеть и уши «хотят» слышать.

Социальные, или духовные, потребности развиваются в результате воздействия общества. К числу социальных относятся: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, культурные потребности, потребность в труде. Так, потребность в общении заставляет нас взаимодействовать с другими людьми, эстетические потребности - слушать музыку, ходить в театр, посещать музеи и пр.

Не всегда человек дает себе отчет в том, почему он действует именно так. В этом случае мы говорим о неосознанных потребностях.

Нравственные потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным нормам, принятым в обществе. Важной нравственной потребностью является потребность в труде, на этом основывается вся человеческая жизнь.

Потребности человека обусловлены особенностями его воспитания в широком смысле слова, т.е. приобщения к миру человеческой культуры, как предметной, материальной (материальные потребности), так и духовной (духовные потребности). Если у ребенка или у взрослого человека возникли определенные потребности, то он всегда стремится к их удовлетворению. Ученые подчеркивают такую характеристику потребности, как ее ненасыщаемость: «Сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям...» (К. Маркс, Ф. Энгельс). Поэтому формирование потребностей человека с раннего возраста должно быть в центре внимания как его родителей, так и общества в целом.

Потребности можно удовлетворять импульсивно (безвольно) или с помощью воли. При импульсивном удовлетворении потребностей человек не думает о последствиях, не раздумывает перед действием. Таким образом часто удовлетворяют свои потребности дети. При волевом удовлетворении потребностей человек действует сознательно, согласно здравому смыслу и правилам общественной жизни.

Таким образом, потребность, или переживаемая человеком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предмет потребности есть действительный мотив деятельности человека.

Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность. Иными словами, предмет потребности есть мотив деятельности. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Точно так же одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотивы деятельности человека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жизни и поэтому чрезвычайно многообразны.

Любой вид деятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки при письме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевого аппарата при произнесении слов.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития - зародышевой. Различают движения непроизвольные и произвольные, врожденные и приобретенные. Непроизвольные движения - моргание, сосание, крик - врожденные. Большинство движений являются приобретенными, они приобретаются человеком в жизненном опыте.

Действия - более сложная часть деятельности.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны. Любые действия человека состоят из движений и выполняются, как правило, сознательно, осознанно. Например, учение как деятельность состоит из многих действий: слушания преподавателя, мысленного поиска ответа на поставленный вопрос, решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выполнения упражнений, устного ответа по подготовленному материалу и т.д. Таким образом, в учении широко представлены не только предметные действия, но и сложные интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь. Выделяют действия предметные (едим ложкой, пишем ручкой или карандашом, гвоздь забиваем молотком), умственные, волевые; действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).

Отдельные движения и даже действия еще не составляют целостной деятельности.

Деятельность - это совокупность действий, объединенных единой целью. Сущность деятельности как раз и состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается.

Например, студент читает книгу. Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если студент читает книгу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не чтение, а подготовка к экзамену, а чтение в этом случае - действие, которое включено в деятельность.

Следует отметить, что цели бывают близкие и дальние. Для становления личности большое значение имеют дальние цели, которые дают определенное направление деятельности, показывают перспективу ее развития.

Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

Знания о той области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку. Но знания не существуют ради знания. Они теснейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирования умения важно понимать, что требуется, и знать способ действия.

В одних случаях умения могут предшествовать формированию навыков, в других - являются результатом дальнейшего развития деятельности. Например, нередко ученик, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Умения основаны на знаниях и навыках.

Умение - это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в деятельности. Для того чтобы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тренироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии.

От навыков следует отличать привычки. Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык - это умение, возможность произвести то или иное действие без особого контроля сознания, то привычка - это потребность произвести соответствующее действие. Навык позволяет успешно выполнять какую-либо деятельность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами. Привычки так же многообразны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, культурного поведения и другие привычки бывают как полезные, так и вредные.

Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что существенно важным для воспитания является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими. Именно они определяют направленность личности человека. Формирование потребностей и мотивов происходит под влиянием условий жизни в процессе воспитания.

В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности иуровень достижений.

Основные виды деятельности

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и пр.

Все основные виды деятельности - игра, учение, труд - присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие - меньшее.

Для нормального психического развития ребёнка необходимы соответствующие условия. Условие – это то, от чего зависит характер, содержание и направление ребёнка.

· Нормальная работа головного мозга;

· Сохранность органов чувств;

· Нормальное физическое развитие ребёнка;

· Систематичность и последовательность обучения ребёнка.

При обучении и воспитании ребёнок должен быть активным. (Активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов - раздражителей.) Активность проявляется в деятельности – это одна из закономерностей.

Деятельности делятся на основные и ведущие.

Основные виды деятельности характерны для данного возрастного этапа (на котором сейчас находится человек).

А.Н.Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.

Ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. На каждом возрастном этапе она одна. Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьника - учебная деятельность, для взрослого - труд. Игровая и учебная деятельность создают условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в трудовую деятельность взрослых.

Три признака ведущей деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

· Под влиянием ведущей деятельности формируются и перестраиваются частные психические процессы.

· В ведущей деятельности зарождаются новые виды деятельности, которые будут ведущими на следующих возрастных этапах (учебная и трудовая).

· В ведущем виде деятельности складываются основные новообразования возраста.

Новообразование – принципиально новое в психике, появляющееся на определённом возрастном этапе. (Л.С. Выготский).

Ведущими видами деятельности являются:

1 год жизни Эмоциональное общение со взрослым
От 1 до 3 лет Предметная деятельность
От 3 до 6-7 лет (дошк. возр.) Игровая деятельность, с/р игра
С 7 до 10-11 лет (мл. шк. возр.) Учебная деятельность
С 11 до 15 лет Общение со сверстниками
С 15 до 17 лет Учебно-профессиональная деятельность

Почему ведущие виды деятельности сменяют друг друга?

В основе смены лежит борьба внутренних противоречий, между новыми потребностями.

Развитие деятельности в детстве идёт по следующим направлениям Леонтьев выделил 3 признака.

ü Появление новых видов деятельности (в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения – а это уже деятельность следующего возрастного этапа младшего школьного возраста)

ü Совершенствование имеющихся видов деятельности (в игре например, развивается творческое воображение).

ü Переход от простых действий к более сложным (от деятельности зависят изменения личности – в той же игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, их взаимоотношения, начинается развитие морального сознания).

Совершенствование деятельности происходит за счёт процессов интериоризации -переход из внешней для организма среды во внутреннюю и экстериоризации процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия (противоположность интериоризации).

o Деятельность становится произвольной, дети могут ею управлять, долго удерживать цель и идти к ней. Умение удерживать цель зависит от возраста, характера задания, от длительности задания, от количества неудач.

o Дети овладевают контролем за выполнением деятельности.

o Увеличивается роль речи в регуляции и контроле за выполнением деятельности.

По мере взросления не просто расширяется круг доступных деятельностей, а ведущая и другие виды деятельности всё больше переплетаются, обусловливая развитие личности в целом.

 

Вопросы и задания

1. Что такое деятельность?

2. Что такое ведущая деятельность? Каково ее значение в психическом развитии ребенка?

3. Как связана деятельность со знаниями и умениями?

4. Что является основным условием психического развития ребенка?

5. Каковы критерии ведущей деятельности?

6. Раскройте содержание понятия «психологическое новообразование».

7. Как вы думаете, о девочке какого возраста идет речь в воспоминании Корнея Чуковского: «Мура, играя, разложила на полу свои книги, книги тотчас же сделались речкой, где она ловила рыбу и стирала белье. И, нечаянно наступив на одну книгу, она так естественно всхлипнула: „Ой, я замочила себе ногу", что и я на секунду поверил, будто эти книги - вода, и чуть не бросился к ней с полотенцем».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...