Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет №20. Определение: композиционные и языковые особенности. Некорректные определения: причины возникновения и приемы улучшения.

Билет №19. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи: типология, композиционные и языковые особенности. Оптимизация рассуждения.

 

Рассуждение это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте. Цель - углубление наших знаний об окружающем мире.

Суть рассуждения - объяснение какого-либо утверждения или обоснование истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами). Доказательство истинности суждения с помощью других суждений невозможно без установления логических связей, без выявления причинно-следственной зависимости между суждениями. Таким образом, в Р. преобладают причинно-следственные отношения.

 

Языковые особенности рассуждения:

1) наличие абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений

2) большое количество сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения.

3) используются предлоги, союзы, наречия, различного типа устойчивые сочетания (поэтому, потому что, далее, во-первых, во-вторых, следовательно, вследствие, остановимся на, отметим следующее, перейдем к следующему, …)

 

Содержание, цель высказывания и характер смысловых отношений, свойственные рассуждению, определяют его композиционные и языковые особенности. В любом рассуждении, какой бы путь построения его ни был избран автором, как правило, имеются три части:

  • часть, содержащая основное положение, мысль, которая будет объясняться или доказываться;
  • объяснительная или доказательная часть, содержащая аргументы
  • заключительная часть - вывод

Последовательность названных частей зависит от формы построения рассуждения, от количества положений, которые будут разъясняться или доказываться, от способа доказательства.

 

В зависимости от логического способа мышления, положенного в основу рассуждения, они делятся на индуктивные и дедуктивные:

  • Индуктивный путь — это умозаключение от частного, конкретного к общему.
  • Дедуктивный путь — это путь умозаключения от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

От способа логического рассуждения зависит форма построения текста, т. е. его композиция:

  • В рассуждении, построенном индуктивным путем, вначале излагаются мысли и факты, а затем на их основании делается общий вывод, обобщение.
  • В рассуждении, построенном методом дедукции, сначала высказывается какое-то общее положение, а затем — мысли и факты, подтверждающие справедливость общего положения, его истинность.

 

Рассуждение может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, как доказательство ложности выдвинутого автором (или кем-либо) основного положения — тезиса. В зависимости от этого мы можем различать рассуждения- утверждения или рассуждения- опровержения.

 

Доказательство выдвинутого положения — основная, главная часть рассуждения. Различаются рассуждения:

1) с прямыми доказательствами, т. е. рассуждения с такими доводами, которые непосредственно обосновывают справедливость выдвинутого тезиса

2) с доказательством от противного. В этом случае истинность тезиса доказывается посредством опровержения предполагаемых положений, противоположных доказываемому.

 

В качестве аргументов могут быть использованы:

1) факты из жизни самого автора или близких и знакомых ему людей;

2) факты, взятые из литературных источников;

3) ссылки на литературу (цитирование);

4) сопоставление фактов;

5) логические умозаключения и пр.

 

Ошибки в рассуждениях

1) Нарушения законов логики:

· не отклоняйся от темы

· не противоречь себе

· помни о комплементарных антонимах (их значения исключают друг друга)

· приводи аргументы

2) В индуктивных рассуждениях:

· перечислить ряд конкретных примеров, но не сделать из них никакого вывода. Точнее, вывод может подразумеваться, но не быть высказанным явно.

· не все примеры, приведенные говорящим/пишущим, соответствуют сделанному им выводу.

· из приведенных человеком примеров вытекает не тот вывод, который он сделал.

 

3) В дедуктивных рассуждениях:

· Проблема - контроль полноты. Если человек высказывает какое-то обобщающее суждение, следует обязательно подкрепить это суждение конкретными примерами.

· Вторая проблема – это контроль соответствия. Примеры должны подкреплять именно данный вывод, а не какой-либо иной.

 

 

Билет №20. Определение: композиционные и языковые особенности. Некорректные определения: причины возникновения и приемы улучшения.

 

Определение – способ изложения, цель которого состоит в раскрытии содержания какого-либо понятия путем перечисления его наиболее существенных признаков, позволяющих отличить определяемый предмет или явление от сходных с ним.

 

Для определения крайне важно, что все признаки, привлекаемые к раскрытию содержания понятия, установлены, доказаны и общепризнаны.

Любое определение состоит из двух частей:

1) определяемого слова или понятия, содержание которого раскрывается

2) определяющей части – той части, которая его толкует.

 

Виды определения:

1) Регистрирующее: используется, когда в тексте встречается понятие, неизвестное читателю, но употребляемое в общепринятом смысле. Фиксирует общепризнанные и общеизвестные существенные признаки понятия (его можно найти в энциклопедии, словаре).

2) Уточняющее: используется, когда нужно уточнить, дополнить общепринятое понятие или трактовать его по-своему. Всегда основывается на соответствующем регистрирующем.

3) Учреждающее: используется, когда формируется новое понятие или когда узкоспециальный термин становится общеупотребительным. Оно впервые фиксирует существенные признаки нового, неизвестного в данной области понятия. Не опирается уже на традиции употребления слова в языке, поэтому отбор и оценка признаков затруднены.

Также определения делятся на:

1) вербальные, т.е. они даны с помощью ср-в языка

2) остенсивные, демонстрируют реальный объект (фото, рисунок)

 

В деловой, научной, учебной и справочной литературе определения строго следуют композиционным, логическим и лексическим образцам:

  1. Двусоставное предложение: начинается определяемым в именительном падеже, далее связка «это» и определяющая часть также в именительном падеже
  2. Определяющая часть дается в начале, а определяемая вводится словом «называется» и стоит в творительном падеже в конце предложения

В текстах массовой коммуникации форма определений более разнообразна: определения могут вводиться как второстепенные члены предложения, вставные конструкции, более или менее развернутый кусок текста. Выбор языковой формы зависит от темы, жанра, стиля, аудитории издания.

 

Определение должно быть:

1) соразмерным: применимо по отношению лишь к тем определениям, где уточняется термин, значение которого в большей или меньшей степени уже известно

2) ясным: в определении не должны использоваться метафоры, сравнения. Значения терминов, используемых в качестве определяющих, должны быть заранее известны.

3) не заключающим в себе круга: определяемое понятие не должно непосредственно или опосредованно использоваться в определяющей части. Непосредственно – когда определяемый термин входит в определяющую часть своего определения Количество – характеристика предметов с количественной стороны»). Опосредованно – когда термины, входящие в определяющую часть, сами в свою очередь определяются за счет определяемого термина. («Правильное мышление – мышление, соответствующее законам логики», «Законы логики – требования, делающие мышление правильным»)

4) не отрицательным (по возможности).


Соответственно ошибками в определении станут нарушения этих правил.

1) нарушение правила «определение должно быть соразмерным»:

А) слишком узкое определение,

В) слишком широкое определение

С) перекрещивающееся определение.

2) нарушение правила «определение должно быть ясным»: неясное определение.

3) нарушение правила «определение не должно заключать в себе круга»: см. выше примеры в скобочках

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...