Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативный аспект культуры речи.

Русский язык и его специфика.

А. Теоретическая часть

1. Язык – знаковая система. Функции языка. Язык и речь.

2. Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации. Значение русского языка как средства межнационального и международного общения.

3. Понятие об общенародном языке. Формы существования языка (территориальные и социальные диалекты, просторечие, литературный язык).

4. Признаки литературного языка. Современный русский литературный язык и его стили.

Б. Практическая часть

Задание 1. В каком значении употреблены выделенные слова в приведенных отрывках из произведений А.С. Пушкина? Прокомментируйте эти значения с точки зрения современного русского языка.

А. Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Б.... И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье

В. Вы чинно, молча, сложа руки,

В собраньях будете сидеть

И, жертвуя богине скуки,

С воксала в маскерад лететь –

И уж не вспомните поэта!..»

Г. Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам...

Задание 2. «Переведите» на литературный русский язык:

На всякого промоутера найдется свой супервайзер. Куплю маму и клаву – недорого.

Задание 3. Используя словари, объясните значение следующих слов: лакуна, экспрессия, канон, нотариус, штатный, штатский, адаптация.

В. Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – Русский язык и культура речи. – С. 40 – 63.

2. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 35 – 46.

3. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева– М., 1998. – С. 194.

 

Г. Справочники и словари

1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993 (и более поздние издания).

2. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов– 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

3. Словарь иностранных слов. М., 1989 (и более поздние издания).

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

Практическое занятие № 3

Научный стиль и его разновидности

А. Теоретическая часть

1. Языковые особенности научного стиля. Термин. Терминология и номенклатура.

2. Естественнонаучный, научно-технический и научно-гуманитарный подстили.

3. Коммуникативно-стилевые типы научного текста.

4. Жанры научной литературы.

Б. Практическая часть

Задание 1. Сопоставьте отрывки из научных и художественных текстов. Определите черты содержательного и языкового своеобразия научных текстов (на фоне художественных). К каким частям речи относятся термины? Какие значения в научных текстах выражают глаголы?

1.

Результаты экспериментальных исследований показывают, что наиболее удовлетворительное совпадение для широкого диапазона размеров капель дает аппроксимация спектра их размеров с помощью гамма-распределения. Поскольку основной вклад в радиолокационную отражаемость и в интенсивность осадков дает крупнокапельная часть спектра размеров капель, можно учитывать только ниспадающую часть спектра, аппроксимируя ее экспонентой, являющейся частным случаем гамма-распределения. (С.В. Матвеенко, А.Г. Алейников, Н.Н. Бадулин «Оценка точности измерения интенсивности дождя радиолокационным способом»)

Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шага, чтобы до дождя поспеть домой. Передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с необыкновенной быстротой бежали по небу. До дома еще было шагов двести, а уже поднялся ветер, и всякую секунду можно было ждать ливня.

Дети с испуганным и радостным визгом бежали впереди. Дарья Александровна, с трудом борясь с своими облепившими ее ноги юбками, уже не шла, а бежала, не спуская с глаз детей. Мужчины, придерживая шляпы, шли большими шагами. Они были уже у самого крыльца, как большая капля ударилась и разбилась о край железного желоба. Дети и за ними большие с веселым говором вбежали под защиту крыши. (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)

2.

На основании многолетних наблюдений за бурным ветром на метеостанциях проведено схематическое районирование территории Кыргызстана по буречасам, т.е. суммарной годовой продолжительности сильных ветров как интегрального показателя интенсивности буревой деятельности на его территории. Для повышения глубины анализа и достоверности получаемых результатов разработана специальная климатическая типизация территории,включающая 12 типов, различающихся местоположением, рельефными условиями и орографической защищенностью. (А.О. Подрезов «Районирование территории Кыргызстана по годовой длительности бурь»)

Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества.

Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. (И.А. Гончаров «Обломов»)

Задание 2. Сопоставьте определения, которые даются в учебнике «Развитие речи. 5 класс» (под ред. Т.А. Ладыженской) и в книге Д.Н. Александрова «Риторика». Определите различия в изложении материала. Чем они объясняются?

1. Этот учебник познакомит тебя с интереснейшей, древнейшей и, тем не менее, очень современной наукой - РИТОРИКОЙ.

Почему интереснейшей наукой? Потому что в ней говорится о том, как мы общаемся. А что может быть интереснее человека, который говорит, слушает, читает, пишет? Как это происходит? Когда у нас это хорошо получается, а когда нет?

Почему древнейшей наукой? Потому что риторика насчитывает более двух с половиной тысяч лет. И уже древние греки успешно ею занимались в V—IVвеках до н.э.

Почему современной? Потому что в сегодняшней жизни, как и всегда, а может быть, больше, чем всегда, важно понимать окружающих людей, говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания, согласия...

Об этом и многом другом поведет с тобой разговор на страницах учебника наш герой – мальчик Риторик, вместе с которым ты будешь разбираться в том, что такое речевое общение, когда оно бывает удачным, успешным, а когда нет. Ты научишься оценивать чужую и свою речь, станешь внимательнее к ситуации, к тому с кем и для чего ты говоришь и пишешь. Ты научишься вежливо просить и вежливо отказывать в просьбе, говорить лестные (но не льстивые слова), спорить, но не ссориться.

2. Что такое риторика? Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так: риторика — теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить «красно», хорошо, так, как нужно в данном случае, поскольку риторика — одна из древнейших наук в истории человечества, она имеет свое название не только на греческом, но и на латинском языке: «риторика» – по-гречески, «элоквенция»й – по-латыни. Когда-то оба эти названия были идентичны, и их знали все гимназисты.

... Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в ней есть точно выписанные правила, который должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Но в риторике сосредоточены начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого вновь начинающего оратора. Учитывая эти обстоятельства, учителя риторики в Древнем мире обучали своих учеников во время бесед, прогулок, в ходе которых начинающие перенимали у старших все те знания, умения и навыки, которые были созданы до них, и которыми уже овладели старшие поколения.

В. Литература

4. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 48 – 49.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. – Русский язык и культура речи. – С. 59 – 68.

6. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева– М., 1998. – С. 169 – 213.

7. Основы научной речи / под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой– СПб., 2003.

 

Г. Справочники и словари

5. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов– 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

7. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева– М., 1998.

Практическое занятие № 4

Официально-деловой стиль

А. Теоретическая часть

1. Языковые особенности официально-делового стиля.

2. Юридический, дипломатический и канцелярско-деловой подстили.

3. Жанры официально-делового стиля.

 

Б. Практическая часть

Задание 1. Определите черты официально-делового стиля в статье 26 Гражданского кодекса РФ. Распределите их по группам: а) лексические, б) словообразовательные, в) морфологические, г) синтаксические, д) текстовые.

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправебыть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до во семнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

Задание 2. Проанализируйте отрывок из текста, написанного в дипломатическом подстиле, преамбулу Договора между Российской Федерацией и Украиной об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы. Определите признаки официально-делового стиля. Какие штампы, использованные в данном тексте, характерны для официально-делового стиля, а какие – только для дипломатического подстиля?

Российская Федерация и Украина, далее именуемые «Высокие Договаривающиеся Стороны»,

руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г.,

исходя из необходимости дальнейшего укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных торгово-экономических и производственных отношений, придания им долгосрочного и устойчивого характера, эффективного использования экономического и научно-технического потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов,

придавая важное значение гармонизации осуществления экономических реформ, созданию условий для поэтапного перехода к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,

учитывая взаимодействие на основе договоренностей в рамках Содружества Независимых Государств,

договорились о нижеследующем...

 

Задание 3. Составьте предложения с данными предлогами, характерными для официально-делового стиля (обращайте внимание на необходимый падеж имен существительных).

В целях, в отношении, на предмет, в силу, в связи, в соответствии, во избежание, в порядке.

В. Литература

1. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 47 – 48.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 59 – 68.

3. Культура русской речи / под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 216 – 235.

Г. Справочники и словари

1. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов– 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1998.

 

Практическое занятие № 5 – 6

Общение и его виды

А. Теоретическая часть

1. Понятие об общении. Общение и коммуникация.

2. Единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаиомдействие.

3. Виды общения. Невербальные средства общения.

4. Принципы речевого общения. Постулаты Г.П. Грайса. Максимы Дж. Н. Лича.

5. Эффективность общения. Факторы эффективности вербального и невербального общения. Коммуникативные барьеры.

 

Б. Практическая часть

Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

«Кто чист душою, тому хорошо здесь молиться... — думал Кунин. — Как в Риме у св. Петра поражает величие, так здесь трогают эти смирение и простота».

Но молитвенное настроение его рассеялось в дым, когда отец Яков вошел в алтарь и начал обедню. По молодости лет, попав в священники прямо с семинарской скамьи, отец Яков не успел еще усвоить себе определенную манеру служить. Читая, он как будто выбирал, на каком голосе ему остановиться, на высоком теноре или жидком баске; кланялся он неумело, ходил быстро, царские врата открывал и закрывал порывисто... Старый дьячок, очевидно больной и глухой, плохо слышал его возгласы, отчего не обходилось без маленьких недоразумений».

(А.П. Чехов. «Кошмар».)

– Чем был разочарован Кунин во время богослужения?

– Почему быстрота и резкость движений неуместны для священника?
В каких еще случаях от них следует отказаться?

– Какие невербальные средства обнаруживают неопытность священника?

Задание 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней...

Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который, последний из гостей, с шляпой в руке и с ул ыбкой на лице подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.

– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.

– Ах, да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» – сказал ее взгляд.

(Л.Н. Толстой. «Война и мир».)

Найдите места в отрывке, где описывается информация, которая передается невербально. Как именно она передается?

Есть ли в отрывке несоответствия между словами и невербальными средствами (неконгруэнтность)? Подтвердите текстом. Чем обусловлено это несоответствие?

Задание 3. Выполните задание 4 на с. 27 из учебника «Русский язык и культура речи» под ред. С.Р. Омельченко.

В. Литература

4. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 14 – 18, 27, 126 – 127.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 163 – 187, 201 – 210.

 

Г. Справочники и словари

1. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

2. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1998.

 

Практическое занятие № 7 – 8

Устная публичная речь

А. Теоретическая часть

1. Понятие об ораторском искусстве. Ораторское искусство, риторика, красноречие. Предмет риторики.

2. Устная публичная (ораторская) речь. Понятие устной публичной речи, ее отличительные черты. Виды ораторской речи.

3. Оратор и его аудитория.

3.1. Требования к оратору и условия его успеха.

3.2. Особенности аудитории, влияющие на успех публичного выступления (структура и поведение аудитории, факторы, обусловливающие восприятие и понимание ораторской речи).

4. Подготовка устной публичной речи (выбор темы, цель, подбор материала). Начало, развертывание и завершение речи. Аргументация.

5. Словесное и интонационное оформление речи. Понятность, информативность, выразительность.

Б. Практическая часть

Задание 1. Прочитайте Русские пословицы и поговорки. Подумайте, какие представления о русском риторическом идеале нашли в них отражение.

1. Язык с Богом беседует. 2. Во многом глаголании несть спасения. 3. Много знай, да мало бай! 4. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. 5. Язык болтает, а голова не знает. 6. Язык наперед ума рыщет. 7. У него на всякий спрос есть ответ. 8. Речист, да на руку нечист. 9. Красную речь красно и слушать. 10. Красно поле пшеном, а беседа умом. 11. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 12. От приветливых слов язык не отсохнет.

Задание 2. Считаете ли вы удачными следующие способы заключения речи? Ответ обоснуйте.

1. «Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же…; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь., я хотел бы еще добавить, что…».

2. «Жизнь прожить – не поле перейти»»; «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

3. «Как видите, изменить ничего нельзя…»; «Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение обстоятельств…».

4. «Это все»; «Я уже все сказал»; «Это конец моей речи».

 

Задание 3. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «образованный человек – полезный человек».

Задание 4. Подготовьте приветственную (воодушевляющую) речь (3 – 4 мин.) на одну из предложенных тем:

- Все еще только начинается! (Речь по случаю окончания школы, института).

- Я верю в будущее России (Предвыборная речь кандидата в депутаты).

В. Литература

6. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 182 – 186.

7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 211, 218 – 266.

 

Г. Справочники и словари

3. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

4. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., 1998.

 

Практическое занятие № 9

Культура речи

А. Теоретическая часть

1. Понятие культуры речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

2. Основные критерии хорошей речи.

3. Национальная речевая культура и ее типы (элитарный, средне-литературный, литературно-разговорный, фамильярно-разговорный, народно-речевой, просторечный).

4. Проблемы речевой культуры.

Б. Практическая часть

Задание 1. Какие особенности речи российских соотечественников за рубежом отражает следующая пародия? О каком уровне речевой культуры она говорит?

 

Тихо падает бакс, мерзко тикают клокс...

Настроение сакс, словно нюхаю сокс,

Залетел свежий эйр сквозь балконную доор.

Мне постричь бы свой хэйр, да побриться уанс мор...

 

Настроение файн, хоть за окнами колд.

Хоть успехов э литтл, а уж 30 еарз олд.

Скоро вновь будет спринг, будет солнце нам шайн,

Будут птицы нам свинг, в целом — трули дивайн!

 

Задание 2. Познакомьтесь с фрагментом романа А. Марининой «Пружина для мышеловки». Дайте характеристику речи следователя Вилкова. Каким образом коллеги-милиционеры все же понимали, о чем он говорит?

 

– Они позвонили ему, говорят – Мосгаз ходит с проверкой, нужен доступ туда, ну, он приехал, хату открыл, а он там лежит уже трехдневный...

«Они» после уточнения оказались соседями, первый «он» – хозяином квартиры, под «там» подразумевалась сама квартира, в которой был убит и обнаружен второй «он» – Юрий Петрович Забелин.

– А чего ж трехдневный-то? – удивился Семенов. – Его что, не искал никто?..

– Так она уехала из Москвы, а эти решили, что по делам, он что-то такое говорил насчет того, что надо съездить туда, на месте посмотреть, ну они и решили, что он поехал...

В переводе на общепонятный язык сия тирада означала, что жена Забелина в отъезде, а на работе все думали, что он поехал инспектировать какой-то филиал в другом городе.

Задание 3. Попробуйте определить тип речевой культуры популярный телеведущих: В. Познера, А. Малахова и др. Мотивируйте свое решение.

В. Литература

1. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 182 – 186. – С. 18 – 31.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 69 – 71.

3. Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. – Саратов, 2001. – С. 16 – 28.

 

Г. Справочники и словари

1. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

2. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

 

Практическое занятие № 10

Нормы литературного языка

А. Теоретическая часть

1. Понятие языковой нормы.

2. Основные типы норм русского литературного языка.

3. Вариантность и вариативность норм.

4. Словари и справочники.

 

Б. Практическая часть

Задание 1. Расставьте ударение в словах (при необходимости уточните их значение):

а) апостроф, арест, бунгало, ветеринария, добыча, каталог, намерение, обеспечение, осмысление, отжим, пурпур, сабо, толика, упрочение, мусоропровод, облегчить, пломбировать, копировать;

б) гулять по лесу – соскучиться по лесу,

жить за городом – за городом было большое поле,

в) у двери – в двери, из печи – на печи, о крови – в крови, по грязи – в грязи;

Задание 2. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от следующих слов, расставьте ударения: род, пропуск, строй, пол, тон, хор. Чем объясняется наличие вариантов?

Задание 3. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от существительных: абрикос, ананас, джинсы, банан, килограмм, яблоко, чулок, носок, болгарин.

Задание 4. Дайте оценку употреблению вариантов падежных окончаний имен существительных; исправьте ошибки.

1. Многие проводят свои отпуска в санаториях и домах отдыха. 2. Надо установить на прогулочном участке прожектора. 3. Многочисленные прожекторы ярко освещают площади и улицы праздничной Москвы. 4. На совещание прибыли многие инженеры, директоры. 5. В обсуждении проблемы приняли участие директора торгов. 6. Мать выпекает хлеба. 7. Мы готовы заключить долгосрочные договоры. 8. Многие люди занимаются на садовых участках выращиванием помидор, огурцов, лука.

Задание 5. Дайте оценку употреблению падежных форм имен собственных.

1. В центре пьесы В. Чичкова «Интервью в Буэнос-Айресе» образы Сальвадора Альенде и Че Гевара. 2. Второе место жюри присудило учащемуся В. Корнейчук. 3. Предисловие к сборнику карикатур написано главным редактором журнала Ф. Макивчук. 4. Дирекция поздравила Бориса Ивановича Авербух с юбилеем.

Задание 6. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Объясните, чем вызван выбор той или иной формы.

1. Уже много карет проехало по этой дороге (Л.). 2. Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходили у него из головы (Герц.). 3. Свадьба Наташи было последнее радостное событие в семье Ростовых (Л.Т.). 4. Большинство людей молчало (М.Г.). 5. Большинство людей хотели что-нибудь сделать (М.Г.). 6. На такой точке зрения стоит большинство психологов.

Задание 7. Укажите формы управления, характерные для каждого слова из пар синонимов или однокоренных слов.

Уверенность — вера, отзыв — рецензия, уплатить — оплатить, обращать внимание — уделять внимание, предостеречь — предупредить, идентичный — сходный, удивляться — удивлен, примириться — смириться, полный (исполненный, преисполненный) — наполненный, различать — отличать, тревожиться — беспокоиться, превосходство — преимущество, опираться — базироваться, обидеться — обижен, основываться — обосновывать, препятствовать — тормозить, отчитаться — сделать отчет, обрадоваться — обрадован, рассердиться — рассержен.

В. Литература

1. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 67 – 89.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 71 – 89.

Г. Справочники и словари

1. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1995.

2. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

3. Сёмушкина Л.Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник. – М., 2007.

 

Практическое занятие № 11 – 12

Коммуникативный аспект культуры речи.

А. Теоретическая часть

1. Понятие коммуникативного качества речи.

2. Богатство речи. Источники богатства речи. Языковая синонимия.

3. Выразительность речи. Основные источники речевой выразительности.

4. Точность речи. Фактическая и коммуникативная точность.

5. Логичность речи. Языковые средства, обеспечивающие логичность речи. Логические ошибки («сопоставление несопоставимого», «мнимое противопоставление», «различение тождественного», плеоназм, тавтология и др.).

 

Б. Практическая часть

Задание 1. Замените в предложениях глагол делать (сделать) более определенным, конкретизирующим характер действия.

1. На стволе березы кто-то сделал ножом инициалы. 2. Ребята стали делать костер на поляне. 3. С помощью антифашистов военнопленным удается сделать побег из лагеря. 4. В пятницу мы делаем классный сбор. 5. Для отличников гимназии решили сделать на каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. 6. В цехе делают опыты по изготовлению оконной замазки из золы. 7. Медведь натыкался на гвозди, и это делало ему боль. 8. Вера научила Джульбарса делать разные поручения.

Задание 2. Замените выделенные слова фразеологизмами.

1. Друзья работали рядом. 2. Он очень умный. 3. Не задерживайся, возвращайся быстро. 4. Администрация не замечает этих недостатков. 5. Любит он много говорить. 6. Что вы здесь бездельничаете? 7. Прежде чем стать стойким бойцом, он много испытал. 8. Припасы у путешественников кончились, и пришлось поголодать.

Задание 3. Укажите случаи использования фразеологизмов без учета их семантики.

1. Я высказал свое мнение, и если кто-нибудь со мной не согласен – что ж, как говорится, да будет им земля пухом! 2. Эта статья стала лебединой песней при защите им диссертации, определив его успех. 3. На этой прекрасной выставке цветов хочется сказать: «Спасибо ее устроителям за организацию путешествия в мир иной, где так отдыхаешь душой!» 4. Услышав шум, он выскочил в коридор в чем мать родила, в одних трусах и майке.

Задание 4. Раскройте скобки, выбирая одно из слов, близких по значению; свой выбор обоснуйте.

1. Статья интересна тем, что в ней намечается проблематика дальнейшего изучения творчества этого писателя, определяются вопросы (будущих, грядущих) научных исследований его творчества. 2. Его (сообщение, беседа) имеет важное значение, поскольку информирует рабочих о начатой на заводе перестройке автоматической системы производства. 3. Механизаторы (подсказали, посоветовали), как лучше оснастить новые машины. 4. Он хотел (закончить, получить) среднее образование и остаться работать в совхозе. 5. Целью экспедиции было знакомство с населением отдаленных островов Океании, об (условиях, обстоятельствах) жизни которых было известно очень мало. 6. Объясните, в чем состоит (долг, обязанность) инженера по технике безопасности. 7. Уж мы знаем (этот его обычай, эту его привычку): пообещать – пообещает, а сделать – не сделает. 8. Болезнь – (причина, повод) того, что он разговаривал с нами так раздраженно. 9. В прошлое воскресенье мы совершили (путешествие, поездку, вояж) за город. 10. Неожиданно мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.

Задание 5. Найдите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении. Исправьте ошибки.

Сильная очередь за билетами, высокое атмосферное давление, проливной дождь, оказать вред, произвести впечатление, делать жертвы во имя прогресса, получить фиаско, одержать успехи, делать привилегии кому-либо, нетерпимая мука, не скрывать сатиры, критичный человек, одеть новые туфли, проводить выборную кампанию, деловое предложение, надеть на палец кольцо, придворный переворот, уплатить билет, основать выводы, усвоить капиталовложения.

Задание 6. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих предложениях?

1. Самолет сделал смертельную петлю. 2. Плюшкин ходил в дряхлом халате. 3. Свое призвание он видит в службе искусству. 4. Те, кто придет на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. 5. Фред Александрович, скажите, какие виды телефонных услуг появились у вас в ближайшее время? 6. Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. 7. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. 8. Из гостиницы вышли четверо мужчин и сели в такси. Убийца хладнокровно расстрелял их из автомата и скрылся с места происшествия. Этого преступления не было в Москве со времен войны. 9. Преподаватель на собрании с пафосом хвалит коллегу за творческое отношение к работе: «А сколько приходится затратить времени и сил, чтобы подготовить лекцию! Это ведь не просто просмотреть две-три книги – и все. Тут выписки, тут горы фактов. Ведь это же сизифов труд!»

Задание 7. Найдите в предложениях избыточные выражения, неуместные повторы, тавтологические ошибки и исправьте их.

Нам нужно взаимно помогать друг другу, поддерживать друг друга. В первое время по приезде в Москву он чувствовал себя плохо. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. Однажды на охоте случился с ним такой случай. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. Больной был госпитализирован в больницу. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора. Для неподготовленного ученика урок длится длиннее, чем для подготовленного. Эти строки адресованы не рядовому милиционеру, а направлены в адрес его непосредственного начальника. После вынужденной посадки пилот вынужден был отчитаться перед правительственной комиссией. Площадь этого виноградника – около 5 квадратных гектаров. В тачке везли железный лом: старый примус, ржавый водопроводный кран, сплющенный и негодный чайник. Ошибки чтеца неприятно режут слух. Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе. Не может быть и речи о том, что способности человека объясняются якобы только его наследственностью.

Задание 8. Установите, допущены ли в высказываниях ошибки; при необходимости исправьте их.

1. Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме. 2. Сочинение Петрова производит благоприятное впечатление и свидетельствует о хорошей подготовке автора. 3. Затем Юрий Гагарин поступил в авиационную школу. Он выучился на летчика и стал хорошим пилотом. 4. Наряду с изучением языковых факторов, влияющих на чтение, важно изучить лингвистические факторы, влияющие на письмо.

Задание 9. Найдите логические ошибки, обусловленные стилистическим несовершенством текста, и объясните, в чем они заключаются.

1. Сначала он произвел впечатление замкнутого, нелюдимого человека. Потом стало известно, что у него среднее техническое образование. 2. О дальнейшей судьбе Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб. 3. Скоморохи, актеры древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства. 4. Однако Анну Каренину Толстой спасти не может. 5. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое или наоборот.

В. Литература

1. Русский язык и культура речи / под ред. С.Р. Омельченко. – Волгоград, 2011. – С. 98 – 115.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 90 – 139.

3. Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996. С. 82 – 94, 144 – 159.

 

 

Практическое занятие № 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...