Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология физической культуры и спорта как отрасль физической культуры: предмет, цели и задачи, место в системе психологических наук.




Психология физического воспитания – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания.

Разделы: психология физического воспитания и психология спорта

Предмет психологии физического воспитания: психологические особенности учителя физической культуры, учащихся, а также педагогического процесса обучения и воспитания учащихся.

Предмет психологии спорта: психологические особенности личности и деятельности спортсмена, тренера, их взаимоотношений, психологическое сопровождение спортивной деятельности.

Основная задача психологии физического воспитания и спорта – помочь рационально решить практические вопросы общеобразовательного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.

Задачи психологии физической культуры и спорта определены областями, которые рассматривает данная отрасль психологической науки. Укажем данные проблемные отрасли и их основные задачи:

1. Личность спортсмена: а) изучение психологических основ формирования личности в спортивной деятельности; б) формирование специиальных свойств личности; в) изучение особенностей личности спортсмена высокого класса.

2. Спортивная деятельность: а) изучение общих вопросов спортивной деятельности (целей, мотивов, способов и результатов); б) разработка психоспортограммы (изучение требований, которые предъявляет вид спорта к психике спортсмена); в) разработка психологических основ тренировочной и соревновательной деятельности для повышения ее эффективности.

3. Психологическая подготовка: а) разработка системы психологической подготовки во всех видах спорта; б) разработка и описание методов регуляции и саморегуляции в спорте; в) создание экспресс-методик для изучения личности и деятельности спортсменов.

4. Психология спортивных групп: а) изучение особенностей функционирования больших и малых групп и их воздействия на спортсмена; б) изучение совместимости в спорте; в) изучение взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен», «спортсмен-спортсмен».

5. Физическое воспитание: а) изучение психологических основ формирования личности посредством физического воспитания; б) изучение психологических особенностей формирования здорового образа жизни; в) изучение специфики деятельности учителя физической культуры.

Место психологии физической культуры и спорта (ФКиС) в системе наук определяется ее взаимодействием с тремя областями: спортивной практикой, отраслями психологии, другими науками в сфере физической культуры и спорта.

Психология ФКиС- Спортивная практика. Психология спорта пытается проникнуть в суть проблем, возникающих в соревновательном спорте или в области оздоровительной физкультуры, и на этой основе предложить свою помощь в их разрешении. Таким образом, психология ФКиС вносит вклад как в личностный рост и развитие субъектов, так и и формирование условий для эффективных занятий физическими упражнениями и спортом.

Психология ФКиС - Психология. Спортивная психология является одной из прикладных отраслей психологии. Частично она черпает знания из самых различных отраслей психологической науки (общая психология, психология развития, педагогическая психология, социальная психология, дифференциальная психология...) и в то же время вносит свой вклад в дальнейшее развитие психологии в целом (так психологи спорта внесли большой вклад в изучение проблемы психических состояний и др.).

Психология ФКиС- Науки о спорте. Психология ФКиС - одна из спортивных наук, аккумулирующая психологические знания о спорте и двигательной активности, опираясь на методы и результаты других спортивных наук (теории и методики физического воспитания, теории спорта, биомеханики, физиологии спорта...). Как одна из наук о спорте психология ФКиС более всего связана с теорией и методикой физического воспитания (психология физического воспитания), физиологией спорта (психофизиология спорта), спортивной гигиеной (психогигиена спорта), спортивной медициной, биомеханикой спорта, спортивной метрологией и т. д.

2.Методы исследования в психологии физической культуры и спорта. Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как и в общей психологии. Их разделяют на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа.

Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалификации, специфики тренировочного процесса и других факторов.

Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного и того же спортсмена или группы спортсменов. Он дает возможность наглядно и в динамике проследить влияние спортивной тренировки на изменение психологических особенностей спортсменов.

Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику.

Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих, эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной (магнитофона), стенографической или протокольной записи, технических средств (видеоаппаратура). Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу.

Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдение тоже должно носить систематический характер, стать для спортсмена привычкой. Результаты должны фиксироваться в дневнике для возможности осуществления качественного самоанализа.

Экспериментальный метод имеет две разновидности – лабораторный и естественный эксперименты:

• лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (рефлексометром, кинематометром, тремометром и пр.);

• естественный (полевой) эксперимент организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности – констатирующий и формирующий. При этих видах экспериментов также используется аппаратура (переносная или дистанционная).

Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Эти методы могут использоваться для: отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности.

Методы количественно-качественного анализа используются для математико-статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...