Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система «директ-костинг» как важнейшая характеристика управленческого учета




 

Под другим вариантом учета затрат на производство и калькули­рования себестоимости продукции понимается подход, когда в разре­зе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты, только переменные, т. е. зависящие от изменения объемов производства. Она может калькулироваться на основе только производственных расходов, связанных с изготовлени­ем данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер. Но, несмотря на различную пол­ноту включения в себестоимость объекта калькулирования различ­ных видов расходов, общим для этого подхода является то, что дру­гие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцион­ные, а возмещаются общей суммой из выручки (или валовой прибы­ли). В этом состоит основная отличительная особенность системы уче­та неполной себестоимости (Direct-Costing-System — англ., амер. — система «директ-костинг» (система учета прямых затрат), Deckungs-beitragsrechnung, или Grenzkostenrechnung, — нем. — система учета сумм покрытия, или система учета граничных (предельных) затрат).

Непростые рыночные процессы, определяющие усложнение ори­ентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебания объемов производства и реализации продукции, с одной стороны, а также на увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, существенно сказываются на поведении себестоимо­сти изделий, а значит, и на прибыли. По мере усиления этих тенден­ций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно не­изменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной произ­водственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покры­тия) — разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и

неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом — и дает система «директ-костинг».

В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры всегда должны иметь под рукой оперативную информа­цию о том, во что же в действительности обходится предприятию производство того или иного вида продукции, оказание услуг, осу­ществление того или иного вида деятельности независимо от того, каков на сегодняшний день размер оклада у директора или главного бухгалтера, каковы затраты на содержание офисов или другие по­добные управленческие расходы. Поэтому сегодня в теории и прак­тике управления себестоимостью и прибылью на Западе декларирует­ся и применяется следующий принцип оценки точности калькуляции:

 - самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно по­сле многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затра­ты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, вы­полнением работ и оказанием услуг.

Важно, что применяя систему «директ-костинг» (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изу­чать взаимосвязи и зависимости между объемом производства и за­тратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным до­ходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически, и аналитиче­ски. Строится так называемый график точки критического объема производства (К), т. е. такого его объема, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Формула ее расчета имеет вид:

К=Зпост / МД изд.

где Зпост — величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода; МД изд. — величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и его себестоимостью, исчисленной по условно-переменным расходам).

Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по каждому виду продукции.

Система «директ-костинг» заостряет внимание руководства пред­приятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учи­тывать изделия с высокой рентабельностью, чтобы переходить в ос­новном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списа­ния постоянных косвенных расходов на их себестоимость.

За счет сокращения статей себестоимости упрощаются ее норми­рование, учет, контроль и, к тому же, улучшаются учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдель­ной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

Основное достоинство системы учета сумм покрытия заключается в том, что на основе информации, получаемой с ее помощью, можно принимать различные оперативные решения по управлению пред­приятием. В первую очередь это касается возможности проводить эффективную политику цен. Традиционные классические методы це­нообразования, основанные на калькуляции полной фактической себестоимости, не всегда обеспечивают эффективность ценовой поли­тики предприятия, работающего на рынке

В настоящее время на Западе популярны подходы к ценообразова­нию, при которых прежде всего учитываются факторы, относящиеся к спросу, а не к предложению, т. е. оценка того, сколько покупатель мо­жет и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. После того, как ус­тановлена цена равновесия, предприятие должно проанализировать все свои затраты и постараться максимально сократить их.

Помимо информации о величине затрат, связанных непосредст­венно с производством того или иного изделия, менеджерам пред­приятия необходимо иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов. По­этому в западном управленческом учете существуют понятия долго­срочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, что­бы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара. Он равен полной себестоимости изделий. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь пря­мые (переменные) затраты. Он равен себестоимости в части только прямых (переменных или производственных) затрат.

С учетом по системе «директ-костинг» связана также возмож­ность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различ­ных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.

Частыми для предприятий, работающих в условиях рынка, явля­ются ситуации, связанные с недогрузкой производственных мощно­стей. Возникают так называемые «холостые издержки» — часть по­стоянных затрат, приходящихся на долю неиспользованных произ­водственных мощностей. В таких случаях к правильным решениям может привести только информация, получаемая в системе  учета «директ-костинг».

Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции при наличии узких мест, целесообразность принятия до­полнительного заказа по ценам ниже обычных, производство ком­плектующих внутри предприятия или закупка их на стороне, опреде­ление оптимального размера партии или серии деталей (продуктов), выбор и замена оборудования и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...