Методика работы над письменными приемами деления
Задачи изучения темы 1. Познакомить учащихся со свойством деления числа на произведение. Научить применять это свойство в качестве теоретической основы устных и письменных приемов вычислений. 2. Познакомить с приемами письменного деления многозначных чисел на однозначные, двузначные и трехзначные разрядные и неразрядные числа. 3. Сформировать навыки письменного деления. Этапы изучения темы 1. Изучение приема письменного деления трехзначных чисел на однозначные числа (Учебник М.И. Моро, 3 класс, часть 2, с. 78 – 82). Теоретическая основа приема – свойство деления суммы на число (распределительное свойство деления относительно сложения). 2. Изучение приема письменного деления многозначных чисел на однозначные числа (Учебник М.И. Моро, 4 класс, часть 1, с. 77 – 86). Теоретическая основа приема – свойство деления суммы на число. 3. Изучение приема письменного деления многозначных чисел на разрядные числа (на числа, оканчивающиеся нулями) (Учебник М.И. Моро, 4 класс, часть 2, с. 19 – 29). Теоретическая основа приема – свойство деления числа на произведение. 4. Изучение приема письменного деления многозначных чисел на неразрядные двузначные и трехзначные числа (Учебник М.И. Моро, 4 класс, часть 2, с. 46 – 73). Теоретическая основа приема – свойство деления суммы на число. Программой предусмотрено чередование в изучении письменного умножения и деления. Так, после изучения приема письменного умножения трехзначных чисел на однозначные числа вводится прием письменного деления трехзначных чисел на однозначные и т.д. Методика изучения темы Большинство письменных приемов вводится на основе их сопоставления с устными приемами вычислений.
1-й этап. Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа. Дети сначала вспоминают устный прием внетабличного деления двузначного числа на однозначное, а затем переносят его на устное деление трехзначного числа на однозначное: 64: 2 = 60: 2 + 4: 2 = 30 + 2 = 32 864: 2 = 800: 2 + 60: 2 + 4: 2 = 400 + 30 + 2 = 432 При выполнении вычислений уточняется, какой суммой заменили число 64, число 864. В данном случае использовалась сумма разрядных слагаемых. В учебнике дается следующее рассуждение: 864 – это 8 сот. 6 дес. 4 ед. Делю сотни, потом делю десятки и, наконец, единицы. Можно предложить для решения и более сложный случай, в котором трехзначное число нужно будет заменить суммой удобных, а не разрядных слагаемых: 435: 3 = 300: 3 + 120: 3 + 15: 3 Удобные слагаемые подбираются так, чтобы каждое из них делилось на 3. Это 3 сотни, или 300, - 1-ое слагаемое, 13 десятков не делятся на 3, делятся 12 десятков, т.е. 120 – 2-ое слагаемое. 1 десяток и 5 единиц, т.е. 15 – это 3-е слагаемое. Процесс выделения удобных слагаемых достаточно длительный. Важно обратить внимание детей на то, что трехзначные числа неудобно и долго так делить. Говорится, что удобнее записать решение столбиком. Ставится учебная задача: научиться делить трехзначные числа в столбик (письменно). С записью деления в столбик дети уже знакомы. Она была введена при изучении деления с остатком. Им предлагается рассмотреть, как должна выполняться запись в случае деления трехзначных чисел: _ 864 | 2. 8 | 432 _ 6 6 _ 4 4 Рассмотрев пример, учащиеся должны отметить, что деление в столбик, как и все письменные вычисления выполняется поразрядно, но в отличие от сложения, вычитания и умножения деление начинается с высшего разряда (сотен). Нужно обратить внимание на необходимость выполнять записи аккуратно: делим сотни, умножаем сотни на делитель и число, которое показывает, сколько сотен разделили, подписываем строго под сотнями и т.д.
На следующем уроке вводятся более сложные случаи деления и происходит знакомство с первоначальным вариантом алгоритма письменного деления. Подготовкой к введению приема является повторение приема деления с остатком. Ученикам предлагается по учебнику рассмотреть, как выполняется деление в столбик и какие рассуждения необходимо делать при этом: _ 748 | 2 _ 856 | 4. 6 374 6 214 _14 _5 144 _8 _16 816 0 0 Объяснение: надо 748 разделить на 2. Делю сотни – сотен 7. Делю: 7 на 2. В частном будет 3 сот. Умножаю: 3 · 2 = 6. Разделили 6 сот. Вычитаю: 7 – 6 = 1. Осталось разделить 1 сот. Делю десятки – 1 сот. и 4 дес. – это 14 дес. Делю: 14: 2 = 7. В частном будет 7 дес. Умножаю: 7 · 2 = 14. Разделили 14 дес. Вычитаю: 14 – 14 = 0. Остатка нет. Десятки разделили все. Делю единицы – единиц 8. Делю: 8: 2 = 4. В частном будет 4 ед. Умножаю: 4 · 2 = 8. Разделили 8 ед. Вычитаю: 8 – 8 = 0. Остатка нет. Единицы разделили все. Читаю ответ: 374. Дети должны понять и запомнить, что при нахождении каждой цифры частного надо назвать и выполнить 3 операции (делю…, умножаю…, вычитаю…). Детям предлагается в опоре на алгоритм, данный в учебнике, решить несколько примеров с подробным объяснением. После этого выполняется обобщение способа действия: делим поразрядно, начиная с сотен; чтобы найти каждую цифру частного, надо выполнить деление, умножение и вычитание. На следующем уроках решаются примеры на деление в столбик с проверкой умножением. Учитель предлагает детям вспомнить, как проверить деление. На основе записей в учебнике дети объясняют прием проверки: _548 | 2. 4 274 Проверка: _14 х 274 142 _8 548 8 Часто дети выполняют проверку формально: неправильно найденный результат будто бы умножают на делитель и, не выполняя действия, "приписывают" делимое. Такая "проверка" не помогает ученику обнаружить ошибки. Поэтому нужно дать для проверки и неправильно решенные примеры на деление. Способ проверки должен быть обобщен: если при умножении частного на делитель получаем число, которое не равно делимому, значит, в вычислениях была допущена ошибка. Детям также предлагаются задания, в которых нужно найти и объяснить ошибки в вычислениях: _975 | 5 _846 | 3 _748 | 4. 5 175 6 2712 4 162 _47 _24 _24 452122 _25 _3 _8 2538 0 _6 0 6 В 4 классе, при повторении данной темы рассматривается случай, когда первое неполное делимое нужно специально выделять (число единиц высшего разряда меньше делителя: 285 | 3). Вводится следующее рассуждение: делю сотни, сотен 2, но 2 сот. Нельзя разделить на 3 так, чтобы в частном получились сотни. Делю десятки: 2 сот. И 8 дес. – это 28 дес. Разделю 28 на 3. В частном будет 9 дес. И т.д.
Отдельно рассматриваются случаи, когда в частном получаются нули. Дети объясняют эти случаи самостоятельно: _324 | 3 _ 806 | 2. 3 108 8 403 _2 _0 00 _24 _6 246 0 0 При этом следует рассуждать в соответствии с алгоритмом и выполнять подробную запись. На более поздних этапах будет введена сокращенная запись. Объяснение может осуществляться двумя способами: 1 способ: 2: 3 = 0, 0 · 3 =0, 2 – 0 = 2 2 способ: 2 нельзя разделить на 3, поэтому в частном ставим 0, 0 · 3 =0, 2 – 0 = 2 2-й этап. Письменное деление многозначных чисел на однозначные числа. На данном этапе сначала обобщаются и систематизируются знания учащихся о делении. Необходимо повторить следующий материал: - конкретный смысл действия деления; - свойство деления суммы на число; - связь между компонентами и результатами действия деления; - особые случаи деления (с числами 0 и 1), - деление с остатком. При повторении ранее изученного материала важно организовать работу так, чтобы ученики сами вели рассуждения. При этом они должны обращаться к справочному материалу, находить соответствующие формулировки и читать их. Прием письменного деления многозначного числа на однозначное число ученики могут объяснить сами по аналогии с письменным делением трехзначных чисел. Далее ученики приходят к выводу, что письменное деление любого многозначного числа на однозначное выполняется так же, как деление трехзначного числа на однозначное число. _972 | 4 _7395 | 3. 8 243 6 2465 _17 _13 1612 _12 _19 1218 0 _15 15 При переходе к делению многозначных чисел на однозначные числа вводится более сложный алгоритм: Надо 7395 разделить на3. Делю тысячи. 7 тыс. – это первое неполное делимое. Значит, в частном получатся тысячи и в записи частного будет 4 цифры.
Разделю 7 на 3, получу 2 – столько тысяч будет в частном. Умножу 2 на 3, получу 6 – столько тысяч разделили. Вычту 6 из 7, получу 1 – столько тысяч осталось разделить. Сравню остаток с делителем: тысяч осталось меньше, чем 3. Делю сотни. 1 тыс.3 сот., всего 13 сот. Это – второе неполное делимое. Разделю 13 на 3, получу 4 – столько сотен будет в частном. И т.д. Предметом особого рассмотрения будет случай, когда число единиц высшего разряда делимого меньше делителя: 6524 | 7. В этом случае первое неполное делимое будет двузначным (65 сот). В частном будет 3 цифры, т.к. будем делить сотни. В учебнике предложен план, который может служить опорой для рассуждений: Первое неполное делимое …. Разделю …. Умножу …. Вычту …. Сравню остаток с делителем: …. Второе неполное делимое …. На этом этапе целесообразно составить также обобщенную памятку-алгоритм. Алгоритм письменного деления 1. Прочитай и запиши пример. 2. Выдели первое неполное делимое. [Для этого рассмотри, с единиц какого разряда можно начать деление] 3. Определи количество цифр в частном. 4. Делением найди цифру частного. 5. Умножением найди, сколько [единиц данного разряда] разделено. 6. Вычитанием найди, сколько [единиц данного разряда] осталось разделить. 7. Сравни остаток и делитель [Помни, что остаток должен быть меньше делителя]. 8. Образуй следующее неполное делимое. [Для этого снеси к остатку следующую цифру делимого]. 9. Продолжи деление так же, как в п. 4–8, пока не найдешь все цифры частного. 10. Прочитай полученный результат. Примечание. Записанное в квадратных скобках можно исключить из алгоритма с целью упрощения. В этом алгоритме есть специальные пункты (3 и 7), которые позволяют осуществлять самоконтроль. Предварительное определение количества цифр в частном позволяет после завершения всех операций увидеть ошибку в тех случаях, когда получены лишние цифры или в частном цифр недостает. Например, неверно была подобрана одна из цифр, в результате получен остаток, который больше делителя, а затем этот остаток еще раз разделили на делитель – получилась лишняя цифра в частном. Если забыли снести в частное 0, который был в конце делимого, то в частном цифр будет не хватать. Сравнение остатка и делителя позволяет выявить те случаи, когда была неверно подобрана цифра частного, в результате чего остаток получился больше делителя. Особое внимание нужно уделить работе над п. 3. Для этого ученикам нужно предложить задания, в которых они определяют количество цифр в частном, не производя дальнейших вычислений. Возможны 2 способа определения количества цифр в частном:
1 способ. Нужно определить, что мы делим (десятки, или сотни, или тысячи и т.д.). Для этого дети должны уметь определять общее число единиц данного разряда в числе. Если делим десятки, то в частном будет 2 цифры (будут единицы и десятки), т.к. десятки – это 2-й разряд. Если делим сотни, то в частном будет 3 цифры (будут единицы, десятки и сотни), т.к. сотни – это 3-й разряд. И т.д. Например, 8274: 3.Первое неполное делимое 8 тыс. Делим тысячи, значит, в частном будет 4 цифры. Обозначаем это точками:, 8274 | 3 … 4285: 5. Первое неполное делимое 42 сотни, значит, в частном будет 3 цифры: 4285 | 5 … 2 способ. Можно выделить первое неполное делимое, не называя разряда. Первое неполное делимое всегда дает одну цифру в частном (даже если оно двузначное или трехзначное). И все остальные цифры делимого дадут нам по одной цифре в частном. 2-й способ используется тогда, когда ученики затрудняются назвать, к какому разряду относится первое неполное делимое. Можно дать и зрительную опору-памятку:
Для усвоения приема определения количества цифр в частном и соответствующего способа проверки деления можно использовать упражнения: - Реши примеры сначала с трехзначным частным, а потом остальные примеры: 70281: 9, 2745: 5, 7281: 9, 35145:5 - Не вычисляя, найди примеры, в которых допущена ошибка, и реши их правильно: 14032: 4 = 3508, 19642: 7 = 286, 7506: 9 = 8214 На данном этапе рассматриваются и различные частные случаи, когда в частном получаются нули. В качестве подготовки предлагаются задания: 1) 0: 5 0 дес.: 9 0 сот.: 9 2) Найди частное и остаток: 2: 6 3: 7 6: 9 3) Сколько единиц в 8 дес.? 86 дес.? 9862 дес? 6 сот.? 68 сот.? 681 сот.? После этого дети сами могут объяснить по учебнику, как выполнено деление, в опоре на составленный алгоритм: _1850 | 5 _5648 | 8. 15 370 56 706 _35 _4 350 _0 _48 048 0 0 Осуществление действий в опоре на алгоритм и подробную запись позволяет избежать типичной ошибки – пропуска нуля в частном. После того, как дети осознают, откуда в частном берутся нули, можно ввести более краткую запись: _1850 | 5 _5648 | 8. 15 370 56 706 _35 _48 3548 0 0 В первом примере рассуждение может строиться так: разделили все десятки и получили в частном 37 десятков. Их нужно выразить в единицах, т.е. приписать справа в частном нуль. Во втором примере рассуждение может строиться так: второе неполное делимое 4 дес.; 4 дес нельзя разделить на 8, чтобы в частном получились десятки, значит в частном будет 0 десятков. Третье неполное делимое 48. И т.д. По мере усвоения учениками алгоритма рассуждения могут свертываться. Дети выполняют действия, не объясняя, что находили этим действием. Постепенно ученики переходят к объяснению действий про себя. 3-й этап. Письменное деление многозначных чисел на разрядные числа (на числа, оканчивающиеся нулями). В качестве подготовки к введению приема деления на разрядные числа изучаются следующие темы: 1) Свойство деления числа на произведение. Разделить число на произведение можно разными способами: 1-й способ: 12: (3 · 2) = 12: 6 = 2 Вычислить произведение и разделить на него число. 2-й способ: 12: (3 · 2) = (12: 3): 2 = 4: 2 = 2 Разделить число на первый множитель и результат разделить на второй множитель. 3-й способ: 12: (3 · 2) = (12: 2): 3 = 6: 3 = 2 Разделить число на второй множитель и результат разделить на первый множитель. 2) Деление с остатком на 10, 100, 1000. В учебнике дается следующее объяснение: Чтобы число разделилось без остатка на 10, достаточно, чтобы в его записи на конце был хотя бы один нуль. А на 100? 1. 87: 10. Без остатка 87 на 10 не делится. Разделим 80 на 10. Получим 8. Это частное, а остаток 7. 87: 10 = 8 (ост. 7) 2. 356: 100. Без остатка 356 на 100 не делится. Разделим 300 на 100. Получим 3. Это частное, а остаток 56. 356: 100 = 3 (ост. 56) Дети могут и сами, без опоры на учебник объяснить, как можно выполнить деление с остатком в таких случаях, опираясь на изученный ранее алгоритм деления с остатком. После решения нескольких подобных примеров нужно провести наблюдения: - Какими цифрами делимого записано частное при делении на 10? (всеми, кроме последней). А на 100? (всеми, кроме двух последних). - Какими цифрами делимого записан остаток при делении на 10? (цифрами единиц). А при делении на 100? (цифрами десятков и единиц). На основе таких наблюдений нужно подвести учеников к выводу, как можно легко найти частное при делении с остатком на 10. Надо взять число, записанное всеми цифрами делимого, без последней. В этом случае как бы отбрасывают последнюю цифру в записи делимого и получают частное. Остаток при этом будет обозначен цифрой единиц делимого (т.е. той цифрой, которую мы отбрасывали). Аналогично при делении на 100 отбрасывают 2 цифры, при делении на 1000 - 3 цифры (т.е. отбрасывают столько цифр, сколько нулей в делителе). Можно дать и еще более простой способ деления с остатком на 10, 100 и 1000. В делимом нужно как бы закрыть столько цифр справа, сколько нулей в делителе. То, что не закрыто – это частное, то, что закрыто – это остаток. При переходе к письменному случаю деления на разрядные числа ученикам предлагается сначала объяснить устные приемы деления, в опоре на свойство деления числа на произведение: 630: 90 = 630: (9 · 10) = 630: 10: 9 = 5400: 600 = 5400: (6 · 100) = 5400: 100: 6 В учебнике показано, что так же можно выполнять деление с остатком, используя запись в столбик: _638 | 90 _7350 | 800 630 7 7200 9 8 150 Надо разделить 638 на 90. Объяснение: Разделю 638 сначала на 10, а полученное число (63) разделю на 9 (можно объяснять короче: 63 разделю на 9), получится 7 – столько единиц будет в частном. Умножу 90 на 7, получу 630 – столько единиц разделили. Вычту 630 из 638, получу 8 – это остаток. Сравню остаток с делителем: 8 меньше, чем 90. Читаю ответ: частное 7, остаток 8. По аналогии дети объясняют, как можно решить второй пример. Далее вводится деление без остатка на разрядные числа. Дети могут решить примеры сами в опоре на памятку-алгоритм. В учебнике также предложено объяснение данного способа действия: _3240 | 60 _5920 | 80 300 54 560 74 _240 _320 240320 0 0 Рассуждение строится так: 1-е неполное делимое – 324 десятка, значит, в записи частного будет 2 цифры. Разделю 324 на 60. Для этого 32 разделю на 6 (324: 10 → 32: 6). Получится 5 – столько десятков в частном. Умножу 60 на 5, получу 300 – столько десятков разделили и т.д. Аналогично рассматривается и деление на разрядное трехзначное число: _49800 | 600 _22900 | 300 4800 83 2100 76 _1800 _1900 18001800 0 100 После освоения алгоритма рассматриваются особые случаи, когда в частном получаются нули. При этом сначала дается подробная, а затем более краткая запись. Подробная запись: Краткая запись: _425400 | 600 _43600 | 40 _425400 | 600 _43600 | 40 4200 709 40 1090 4200 709 40 1090 _540 _36 _5400 _360 005400360 _5400 _360 0 0 5400360 0 _0 0 4-й этап. Письменное деление многозначных чисел на неразрядные двузначные и трехзначные числа Первым рассматривается прием деления трехзначных чисел на двузначные без остатка и с остатком, когда в частном получается однозначное число. Прием для этих случаев является ключевым, т.к. здесь ученики усваивают существенно новое в нахождении цифр частного, а именно: делят не на делитель, а на ближайшее разрядное число и получают пробную цифру частного, которую нужно проверять. В большинстве случаев надо заменять делитель ближайшим меньшим разрядным числом, потому что при этом, если цифра не будет подходить, то она будет больше верной и при умножении ее на делитель получится произведение, которое больше, чем делимое или неполное делимое, и сразу без вычитания будет видно, что цифра не подходит. До введения данного приема нужно вспомнить, как делить на разрядные числа, а также научиться заменять двузначное число ближайшим разрядным. При ознакомлении с приемом можно сначала использовать уже известный детям прием подбора частного: 296 | 74. Проводится беседа: - Сколько цифр будет в частном? (Одна) - Эту цифру можно найти подбором. Объясняйте. (Пробуем 2: умножим 74 на 2, получится 148; не подходит, т.к. 296 – 148 = 148, а 148 > 74. Пробуем 3: умножим 74 на 3, получится 222; не подходит, т.к. 296 – 222 = 74, а остаток должен быть меньше, чем 74. Пробуем 4: умножим 74 на 4, получится 296; подходит). - Так находить цифру частного очень долго. Далее детям показывается более рациональный способ подбора цифры частного – прием округления делителя. (При этом термин "округлим "делитель употреблять не рекомендуется, т.к. в дальнейшем он будет использоваться в ином смысле). Предлагается следующий вариант объяснения: - Заменим делитель ближайшим разрядным числом. Назовите его. (70). - Будем делить 296 на 70. А делить на числа, оканчивающиеся нулями, вы уже умеете. Разделите. (Разделим 29 на 7, получится 4). - Это цифра пробная, т.к. надо было делить на 74, а мы делили на 70. - Цифра может не подходить, поэтому ее надо проверить, прежде чем записывать в частном. - Как проверите? (74 · 4 = 296). - Цифра подходит. Теперь ее можно записать в частном. - Назовите ответ (296: 74 = 4) Аналогичное объяснение дети читают в учебнике. Подобным образом объясняется и деление с остатком. Далее вводятся более сложные случаи, которые дети объясняют по алгоритму, данному в учебнике: _828 | 36 1) Нахожу первое неполное делимое. 72 23 2) Определяю первую цифру частного. _108 3) Нахожу второе неполное делимое. 108 4) Определяю вторую цифру частного Особо рассматриваются случаи, когда пробная цифра не подходит и ее надо изменить. Например, 266: 38. Подбираем цифру, для этого 26: 3, получится 8. Проверим: 38 · 8 = 304. Получилось больше, чем 266. Значит, в частном должно быть меньше, чем 8. Берем 7. Проверяем: 38 · 7 =266. Цифра 7 подходит. На этом этапе можно усовершенствовать ранее составленную памятку-алгоритм: 1. Прочитай и запиши пример. 2. Выдели первое неполное делимое. 3. Определи количество цифр в частном. 4. Найди первую цифру частного. Чтобы быстрее ее подобрать, нужно делить не на делитель, а на ближайшее разрядное число. 5. Проверь найденную пробную цифру. Для этого: - Умножением найди, сколько разделено. Если получилось число большее, чем первое неполное делимое, то пробная цифра найдена неверно, ее надо уменьшить. Если получилось число меньше, чем первое неполное делимое, то: - Вычитанием найди, сколько осталось разделить. - Сравни остаток и делитель Если остаток больше делителя, то цифра подобрана неверно, ее надо увеличить. 8. Образуй следующее неполное делимое. 9. Продолжи деление так же, как в п. 4–8, пока не найдешь все цифры частного. 10. Прочитай полученный результат. Можно показать детям более рациональный способ проверки цифры частного. Например: _ 1872 | 24 Разделим 187 на 24, для этого 18: 2 = 9. 168 78 Проверим эту цифру. 20 · 9 = 180, а от 187 остается 7. _192 Но при умножении 4 · 9 = 36, а это больше, чем 7. 192 Значит цифра 9 не подходит. Берем 8. Проверяем: 0 20 · 8 = 160, а от187 остается 27. Но 4 · 8 = 32, а это больше, чем 27. Значит, цифра 8 не подходит. Берем 7. При таком способе проверки цифры частного не надо находить все произведение делителя на цифру частного, а достаточно умножить число десятков делителя на цифру частного и вычесть полученное произведение из неполного делимого. полученную разность надо сравнить с произведением числа единиц делителя на цифру частного – это произведение должно быть меньше разности или равно ей. А если оно будет больше разности, то цифра не подходит. Важно обратить внимание учащихся, что при подборе цифры частного помогают предыдущие вычисления. Так, в рассмотренном примере, находя цифру десятков, разделили 168 на 24 и получили 7. Для нахождения цифры единиц надо делить 192 на 24, число немного 9 (на 24) отличается от 168, значит, можно попробовать цифру 8: умножив на нее 24, получим 192. Можно воспользоваться упрощенным приемом нахождения пробной цифры частного, который предлагает в своих методических пособиях Э.И. Александрова [1]. Последовательность действий следующая: 1) Выделяем первое неполное делимое, обозначаем его дугой. 2) Определяем количество цифр в частном. 3) Выделяем "подсказки" в неполном делимом и делителе. В делителе это всегда однозначное число в старшем разряде. А в делимом подсказка будет однозначной, если цифр в неполном делимом (хоть в первом, хоть в последующих) и делителе одинаково, или двузначной, если в неполном делимом на одну цифру больше, чем в делителе. 4) Опираясь на подсказки, с помощью умножения подбираем цифру частного. Например, 973075 | 85 773075 | 85
В первом случае подсказка в делимом однозначная, нужно подобрать число, при умножении которого на 8 получится 9 (это число 1). Во втором случае подсказка в делимом двузначная, нужно подобрать число, при умножении которого на 8 получится 77 (это число 9). Для освоения способа детям предлагаются упражнения, в которых дается задание выделить "подсказки" или определить, правильно ли они выделены. К трудным для вычисления относятся случаи письменного деления, когда делителем являются числа второго десятка (12, 13,…19), потому что при использовании здесь общего приема получается много проб. В этих случаях удобнее делить на двузначное число, подбирая цифру частного. Подготовка к рассмотрению этих случаев: упражнения на деление без остатка и с остатком двузначных и трехзначных чисел на двузначные числа второго десятка, например: 663: 13, 855: 19. Подбору цифр частного при делении на числа второго десятка помогает таблица произведений этих чисел на однозначные. Ее можно вывесить в классе в качестве опоры. Ниже дан фрагмент этой таблицы (последнее число в 1-м столбце – 19) Пользуясь этой таблицей, легко найти ответ при делении без остатка, но можно по таблице подбирать частное и при делении с остатком. Например, надо 119: 14. Находим в 4-й строке число, ближайшее к 119, которое меньше его, - это число 112. Разделим его на 14, получим 8. Вычтем 112 из 119, получится 7 – это остаток.. Значит, 119: 14 = 8 (ост. 7). В дальнейшем эта таблица может использоваться и в тех случаях деления на числа второго десятка, когда в частном получается многозначное число. На данном этапе рассматриваются особые случаи деления, когда в записи частного получаются нули. Ученики могут объяснить их сами, выполнив сначала подробную, а потом краткую запись: Подробная запись: → Краткая запись: _17640 | 35 _17640 | 35 175 504 175 504 _14 _140 0140 _140 0 140
Подробная запись: → Краткая запись: _96048 | 24 _96048 | 24 96 4002 96 4002 _0 _48 048 _48 0 48 Подробная запись: → Краткая запись: _34860 | 42 _34860 | 42. 336 830 336 830 _126 _126 126126 _0 0 0 Деление на трехзначное число вводится по аналогии с делением на двузначное число. Сначала рассматривается случай, когда в частном получается однозначное число: 738: 246. Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 748 на 200. Для этого 7: 2, получится 3. Это пробная цифра. 246 · 3 = 738, значит частное 3. Далее дети сами объясняют, как выполнено деление в более сложных случаях: _8184 | 341 _22512 | 536. 682 24 2144 42 _ 1364 _1072 13641072 0 0 Рассматривается также особый случай деления, когда при первой пробе получается число 10: Надо разделить 1016 на 127. Для этого разделим 1016 на 100, получим 10, но число 10 не подходит, т.к. наибольшее число единиц в разряде – 9. Берем 9. 127 · 9 = 1143. Это больше, чем 1016, значит, в частном должно быть меньше, чем 9. Пробуем цифру 8. 127 · 8 = 1016. Частное – 8. На этом этапе детям также предлагается объяснить особые случаи деления, когда в записи частного получаются нули. Дети могут уже сразу выполнить краткую запись: _132192 | 324 _272640 | 284. 1296 408 2556 960 _ 2592 _1704 25921704 0 0 Для формирования осознанного навыка письменного деления детям предлагаются задания, связанные с поиском вычислительных ошибок: _21888 | 36 _322920 | 46 _11352 | 132 216 68 322 702 924 716 _ 288 _92 _211 28892132 0 0 _792 792
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|