Материал для самопроверки
Заполнить пробелы 1. Относительная роль..... и окружающей среды в развитии индивидуума остается предметом дискуссии. 2. Согласно Дарвину, естественные процессы привели к..... признаков, наиболее..... к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям. 3. Труд Дарвина, опубликованный в..... г. и вызвавший ожесточенные споры, назывался...... 4. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными..... и открытием...... 5. У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под названием...... 6. Последовательность событий, в результате которой информация от..... передается в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется...... 7. Присущие данному виду сложные..... формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют..... поведением. 8. Врожденный..... механизм - это механизм, благодаря которому индивидуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды. 9. У некоторых животных наблюдается.... -создается глубокая привязанность к первому..... предмету, который они увидели после появления на свет. 10. Только представители видов, обладающих способностью к.....и приобретению....., могут справляться с новыми ситуациями и вырабатывать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться. 11. Способность к...... это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем чтобы найти решение данной проблемы. В эволюционном ряду животных она появляется у...... 12. Вид Homo habilis, очевидно, возник..... лет назад в..... Африке.
13. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение..... и развитие способности к изготовлению первых...... 14. Вертикальное положение тела создало также возможность для развития..... во всех направлениях, а тем самым и для увеличения..... головного мозга. 15. Первые признаки гоминизации появились у Нота..... примерно..... лет назад. 16. Заселение Северной Европы и обеих Америк нашим прямым предком Homo....., или....., произошло примерно..... лет назад. 17. Развитие..... создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека. 18. Главные особенности социальной организации человека...... пищи со своими сородичами и образование постоянных...... 19. Наблюдения Джейн Гудолл над..... показали, что агрессивность.....может иногда приводить к уничтожению самцов враждебной группы. 20. В некоторых обществах, обнаруженных в различных точках земного шара,...... по-видимому, совершенно отсутствует, и в их словаре даже нет соответствующего слова. Верно или неверно? 1. Одичавшего мальчика, найденного в Авероне, по-видимому, вырастили волки. 2. Профессор Итар, изучавший Виктора, был уверен, что мальчик был идиотом от рождения. 3. Дарвин считал, что природа действовала как фактор отбора, позволявший выживать самым слабым. 4. В настоящее время основы эволюционной теории принимают большинство ученых. 5. У растений уже можно обнаружить самые примитивные формы поведения. Что такое поведение? 55 6. Врожденный пусковой механизм одинаков для всех поведенческих актов v всех видов, обладающих инстинктивным поведением. 7 Способностью к научению обладают только высшие организмы. 8 Первые признаки гоминизации появились 10 млн. лет назад. 9 Первые поселения Homo sapiens начал строить примерно 9000 лет назад. 10 Только у человека существует язык, позволяющий ему «переноситься» в прошлое или будущее. Выбрать правильный ответ
1. У человека врожденными формами поведения считаются а) агрессивные действия; б) доминирование; в) половое поведение. г) Все ответы неверны. 2. Дарвин создал свою теорию эволюции а) после прочтения работы Уоллеса на эту тему; б) с целью подтвердить тезисы креационистов; в) чтобы объяснить разнообразие существующих видов; г) с целью показать причину неизменяемости видов. 3. Теория эволюции в широком смысле а) принимается в настоящее время подавляющим большинством ученых; б) представляет собой уже не просто гипотезу, а установленный факт; в) обогатилась данными генетики и открытием законов наследственности, г) Верны все ответы. 4. Таксис -это реакция организма, которая а) носит общий (нелокальный) характер; б) является механической; в) ориентирована относительно источника раздражения. г) Верны все ответы. 5. Рефлексы а) всегда врожденные; б) встречаются только у низших животных; в) имеют мало отношения к выживанию. г) Все ответы неверны. 6. Инстинктивные формы поведения а) запрограммированы от рождения; б) менее сложны, чем рефлексы; в) не могут изменяться в результате опыта; г) у человека более многочисленны, чем у других видов. 7. Инстинктивное поведение преобладает главным образом у а) насекомых; б) рыб; в) рептилий; г) млекопитающих. 8. Импринтинг, например у гусенка, а) может быть направлен на любой объект, подвижный или неподвижный; б) создается в любом возрасте; в) возникает благодаря скрещиванию. г) Все ответы неверны. 9. Приобретенные формы поведения обеспечивают животному адаптацию а) идеально соответствующую условиям среды; б) к вполне определенному типу среды; в) к различным средам. г) Все ответы неверны. 10. Согласно эволюционной теории и палеонтологическим данным, человек а) произошел от обезьяны; б) имеет общего предка с шимпанзе и гориллой; в) не происходит от животных. г) Все ответы неверны. 11. Гоминизация тесно связана а) с вертикальным положением тела; б) с освобождением руки; в) с развитием головного мозга; г) Верны все ответы. 12. Наиболее прямые предки человека появились а) 700000 лет назад; б) 200000 лет назад; в) 100000 лет назад; г) 40 000 лет назад 13. Человек – единственное существо, способное
а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях; б) пользоваться орудиями; в) жить в сообществах. г) Верны все ответы. 14. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность а) получать очень хороший уход; б) воспринимать социальные и культурные обычаи; в) усваивать опыт предшествующих поколений. г) Верны все ответы. 15. Агрессивность человека а) представляет собой врожденное свойство; б) может быть легко преодолена; в) отсутствует у большинства народов. г) Все ответы неверны. Ответы на вопросы Заполнить пробелы 1 - наследственности; 2-отбору, приспособленных; 3-1859, «Происхождение видов»; 4-генетики, законов наследственности; 5-таксисов; 6-органов чувств, рефлексом; 7-стереотипные, инстинктивным; 8-пусковой; 9 - импринтинг, движущемуся; 10-научению, навыков; II-умозаключению, высших млекопитающих; 12-10 млн., восточной; 13-рук, орудий; 14-черепа, объема; 15 -Homo habilis, 2 млн.; 16 -sapiens, кроманьонцем, 40000; 17-языка (речи); 18 - разделение, групп; 19-шимпанзе, самцов; 20 - агрессивность. Верно или неверно (В или Н) 1-Н; 2-Н; 3-Н; 4-В; 5-В; 6-Н; 7-Н; 8-В; 9-В; 10-В. Выбрать правильный ответ 1-г; 2-в; 3-г; 4-г; 5-г; 6-а; 7-а; 8-г; 9-в; 10-6; 11-г; 12-в; 13-а; 14-г; 15-г.
Глава 2 Что такое психология? Введение Согласно Коппансу (Coppens, 1983), первые люди уже обладали многими из наших «качеств»: они ходили на двух ногах, были всеядными, умели приспосабливаться к обстоятельствам, владели ремеслами, вели общественный образ жизни, были хитрыми и осмотрительными, добросовестными и словоохотливыми. К этому можно добавить, что они были еще и любознательными. Именно в силу этих качеств у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о том мире, в котором он жил. Он пытался понять сущность смены дня и ночи и времен года, снега и огня, туч, приносящих дождь, и молнии с громом. Но он искал также ответы на вопросы, касающиеся его самого: о переживаниях, которые ему приходится испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Несомненно во всем этом следует искать корни религиозных правил и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни философии - «матери всех наук», которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию, астрономию... и, наконец, психологию.
Развитие психологии Первые шаги Человек приписывает свои мысли и желания, мотивирующие его поведение, прежде всего внешним силам. «Тень» как место пребывания разума Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту «душу», или «тень», наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Во сне охотник убивал желанную добычу, воин становился храбрым, влюбленный овладевал предметом своего вожделения и т. п. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот (см. документ 2.1).
58 Глава 2
Рис. 2.1. После смерти Воина его «тень» покидает его тело, приняв форму человека. Это одно из первых представлений о душе, которого придерживались еще древние греки. Это верование, распространенное среди древних греков (рис. 2.1), все еще сохраняется у многих народов, называемых «примитивными». Боги Древние цивилизации придумали себе богов и богинь; им казалось, что Солнце, Луна и звезды наделены таинственной силой, которая дает им возможность перемещаться, а поэтому их следует считать бессмертными созданиями и люди должны их почитать. Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил, обитающих -в зависимости от данной культуры -на Олимпе, на небе в аду. Есть боги и богини любви, войны, плодородия и даже бог вина (см. документ 2.2).
Что такое психология? 59 Таким образом, жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость и все остальные чувства, испытываемые смертными, зависят от настроения богов и от соперничества между ними. За более чем 800 лет до н. э. греческий поэт Гомер описал в «Илиаде» и «Одиссее», каким образом боги вмешивались в жизнь людей, заставляли их влюбляться, придавали им смелость в бою или, напротив, отнимали ее, направляли их гнев или чувство мести (рис. 2.2).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|