Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 7. Часть 2. Иерархия национальных интересов с точки зрения политического реализма.

Билет №7.Часть 1.

Э.Роттердамский и Г.Гроций об обеспечении международной

Безопасности.

Дезидерий Эразм Роттердамский (28 октября 1469 Гауда, Нидерланды — 12 июля 1536, Базель, Швейцарский союз) — крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности.

Наиболее интересные мысли среди ранних буржуазных гуманистов о достижении безопасности можно найти у Эразма Роттердамского. Он увлеченно требовал, чтобы величайшие почести воздавались тем, кто предотвращает войну, кто мудрым советом восстанавливает согласие и кто всеми силами делает так, что становятся ненужными великие армии и огромные запасы оружия. Э.Роттердамский ясно обозначил проблему соотношения безопасности государства, его институтов, власти и безопасности общества. Он писал: «…государи начинают войны и остаются в безопасности, их военачальники становятся великими людьми, огромная же часть всех бед и потерь падает на плечи землевладельцев и простого народа, который не думал о войне и не давал к ней никакого повода».

Роттендамский считал, что мир – главная ценность, поэтому не следует жалеть средств, потраченных для предотвращения войны, во имя этой цели необходимо предпринимать любые усилия: «Иногда мир должен быть куплен», для государя же «ничего не может быть дороже безопасности и процветания его подданных». Он взывает, в отличие от своих предшественников, не только к государям, но и к миролюбию простых людей, вменяя в долг каждому человеку защиту мира.

Среди проблем, особое внимание заслуживает идея о невозможности обеспечения безопасности исключительно военными средствами. «Некоторые, - писал он, твердят, что чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда они могут решительно сломить силу того, кто замышляет зло». И далее: «Но почему тогда среди всех бесчисленных римских императоров лишь добрый Антонин да философ Марк Аврелий не подвергались нашествию варваров?».

Гуго Гроций 10 апреля 1583, Дельфт — 28 августа 1645, Росток) — голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет,драматург и поэт. Заложил основы международного права, основываясь на естественном праве.

Известное приращение представлений о военной безопасности сделано теоретиками школы естественного права. Гого Гроций в знаменитом трактате «Три книги о праве войны и мира» осуждал агрессивные, захватнические войны, утверждая, что их зачинщики должны нести ответственность. Гроций призывал «отдавать предпочтение миру» и принимать все меры для предотвращения и избежания войны. По его мнению, применение военной силы может быть осуществлено «ради заключения мира». Фактически Гроций сформулировал задачи государства по обеспечению безопасности общества, ибо последнее «преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия». Таким образом, выдвигаемый им принцип незыблемости договоров между государствами можно считать одним из современных принципов обеспечения международной безопасности.

Время жизни Гуго Гроция пришлось на период Восьмидесятилетней войны между Нидерландами и Испанией и Тридцатилетней войны (1618—1648 гг.) между католиками и протестантами Европы. Неудивительно, что Гроций был глубоко обеспокоен вопросами конфликта между государствами и религиями. Его самый известный труд, начатый ещё в тюрьме и оконченный в изгнании в Париже (1623—1625 гг.), был важным вкладом во избежание и ограничение таких конфликтов. Гроций писал:

Полностью убеждён… что существует общее право народов, которое действует для войны и во время войны, у меня было много весомых причин для того чтобы взяться писать по данному предмету. Во всём христианском мире я наблюдал недостаток в ограничении отношений войны, чего даже варварские народы должны стыдиться; я наблюдал как люди хватаются за оружие по незначительным причинам, или без причины вовсе, и когда оружие было поднято, все забывали о каком-либо уважении права, Бога и человека; это, как будто, в соответствие общему решению, безумие дает всем свободу совершать любые преступления.

 

Билет № 7. Часть 2. Иерархия национальных интересов с точки зрения политического реализма.

Наиболее известными представителями политического реализма в международных отношениях являются Ганс Моргентау, Раймон Арон, Джордж Кеннан, Эдуард Карр, Фредерик Шуман, Кеннет Томпсон. Данная парадигма сформировалась в первой половине XX века, хотя её истоки можно проследить ещё в работах Фукидида, Н.Макиавелли, Т.Гоббса. Основной импульс в своём развитии политический реализм получил в результате серьёзной критики различных утопических теорий в политике, которые игнорировали силовой характер международных отношений. Рассматривая человека в качестве эгоистичного существа, представители данной парадигмы обращаются в первую очередь к исследованию вещей, которые уже существуют в международных отношениях, а не тех, которые возможно появятся в будущем.

Основные положения политического реализма:

1. Главными участниками международных отношений являются государства. Государства — рациональные однородные политические организмы. Только государства обладают легитимным правом объявления и ведения войн, заключения международных договоров и т.д. Существо международной политики определяют в первую очередь крупные государства, которые могут поддерживать или нарушать международную стабильность. Они делают то, что могут, в то время как слабые государства — что им позволят. Поэтому великие державы могут жертвовать интересами малых государств.

2. Международные отношения носят анархический характер. Каждый руководствуется только своими интересами, поэтому основной стимул государств на международной арене — национальные интересы. Так как в международных отношениях отсутствует верховная власть, то в них господствует принцип «помоги себе сам».

3. В международных отношениях в условиях существования интересов у каждого из государств невозможно избежать конфликтных ситуаций. Поэтому в основе международных процессов лежит межгосударственный конфликт или его крайняя форма — война. Хотя представители политического реализма не исключают существования других видов международных процессов, все они носят, по их мнению, подчинённый характер по отношению к войне, а мир — это идеальная ситуация, имеющая временный характер. Международное же сотрудничество проявляется, прежде всего, в форме военных и военно-политических союзов. Самым эффективным средством обеспечения мира, согласно политическому реализму, является баланс сил, который возникает как из столкновения национальных интересов, так и из уважения прав друг друга, общности культур.

4. Так как в международных отношениях национальные интересы государств постоянно сталкиваются, то основной целью государств является обеспечение собственной безопасности. Главный ресурс её обеспечения — власть в самом широком смысле, главным признаком которой является способность контролировать поведение других участников международных отношений. Другие мотивы поведения государства на международной арене — повышение престижа государства и удовлетворение экономических интересов слоёв, имеющих политический вес в государстве.

5. Главным средством обеспечения безопасности государства является сила или угроза применения силы, которые являются основным материальным фактором, обеспечивающим политическую мощь государства. Анархический характер международных отношений невозможно преодолеть с помощью совершенствования норм международного права, которые наоборот должны поддерживать превосходство силы и иерархии.

6. Природу международных отношений нельзя изменить, можно лишь изменить конфигурацию политических сил.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...