Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волевая подготовка к спорту. Характеристика волевых качеств спортсменов.




Воля - психич деятельность чел по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

Основные волевые качества в спорте: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание Целеустремленность выражается в способности ясно определять ближайшие и перспективные задачи и цели тренировки, средства и методы их достижения.

Настойчивость и упорство означают стремление достичь намеченной цели, энергичное и активное преодоление препятствий на пути к достижению цели.

Инициатива и самостоятельность предполагают творчество, личный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дурным влияниям.

Решительность и смелость есть выражение активности юного спортсмена, его готовности действовать без колебаний. Эти качества подразумевают своевременность, обдуманность принятых решений, хотя в отдельных случаях юный спортсмен может идти и на опр риск.

Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, относиться к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях, т. е. преодолевать растерянность, страх, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибочных действий и поступков.

Воспитание волевых качеств у юных спортсменов требует прежде всего постановки перед ними ясных и конкретных целей и задач. Добиваясь достижения поставленных целей, юные спортсмены напрягают свою волю, развивают волевые усилия, учатся преодолевать трудности и управлять своим поведением. Основным средством развития волевых качеств детей и подростков, занимающихся спортом, является систематическое выполнение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения специфических для данного вида спорта волевых усилий.

Развивать волевые качества у юных спортсменов необходимо планомерно, с учетом возраста и пола занимающихся, их физических и психологических возможностей.

При воспитании волевых качеств у спортсменов необходимо прежде всего учитывать особенности избранного вида спорта.

методических приемов: использование неблагопр метеорологических условий; вариативность трасс, площадок, мест тренировок, расположения снарядов; преодоление сверхсоревновательного времени; уменьшение площади для действий, создание мнимых усложнений; опробование соревновательных трасс, мест, снарядов, режима, соревнования с различными (сильными и слабыми) соперниками; проведение занятий в присутствии судей, гостей, зрителей; создание неожиданных препятствий различной степени трудности и др. Наряду с этим широко используются одобрение, похвала, поощрение, критика, пример, убеждения и т. д.

Значение психорегуляции в спортивной деятельности.

Психорегуляция в спорте — это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей или поддерживает его состояние (состояние покоя с целью восстановления), конкурирует другая из представленных систем.

Конкурирующую систему называют субдоминантной. Однако в это же время субдоминантная трофотропная система делает все возможное, чтобы организм не перерасходовал свою энергию.

В нужный момент достигать наиболее эффективного и рационального состояния, способствующего реализации потенциальных возможностей спортсмена, помогают специальные методы психорегуляции. Психорегуляцию рассматривают в двух аспектах:

1) как способность спортсмена управлять своими мыслями, чувствами, действиями;

2) как деят-ть спортсмена по использованию средств психорегуляции на тренировках и соревнованиях, способствующих оптимальному проявлению собственных физич-х и технич-х возможностей.

Когда спортсмен плохо управляет своим состоянием, это приводит к чрезмерным психич-м перенапряжениям, кот снижают эфф-ть деят-ти, приводят к дезорганизации и поражению. Повторение таких случаев приводит к срывам, потере уверенности в себе, депрессии.

Психорегуляция в спорте необходима для формирования психич-х состояний, способствующих оптимальному использованию физич-х и технич-х возможностей спортсмена. Достигается это за счет спец-ых центрально-мозговых перестроек, в результате чего создается такая деятельность организма, кот концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на решение поставленных задач. В процессе тренировок и соревнований спортсмен должен уметь хорошо контролировать свое состояние, оперативно восстанавливать работоспособность не только во время специальных перерывов, но и в коротких перерывах, в микропаузах, регулировать уровень нервно-психической активности, целенаправленно избегать как чрезмерного возбуждения, так и снижения нервного тонуса.

В спорте очень часто побеждает тот, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настраиваться на соперничество, рационально использует свои физические ресурсы, сохранит на оптимальном уровне психическую и нервную энергию. Спорт – это соревнование личностей, где решающим фактором является способность к самоконтролю и саморегуляции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...