Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательство по охране труда




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

 

Н.А. Чулков

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Учебное пособие

 

 

Издательство ТПУ

Томск 2011

  УДК 53(075.32) ББК 22.3я723 П 37  
  П 37 Чулков Н. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 180 с.  

В учебном пособии рассмотрены терминология дисциплины, опасные и вредные факторы среды обитания, их воздействие на человека; основы физиологии труда и нормативные требования к условиям жизнедеятельности; методы идентификации опасных и вредных факторов технических систем, средства защиты от их воздействия на человека и природную среду в штатных и чрезвычайных ситуациях; организационные, правовые и социально-экономические положения в области производственной безопасности.

Пособие подготовлено на кафедре «Экология и безопасность жизнедеятельности» для студентов ИДО направления 080100 «Экономика», специальностей 080103 «Национальная экономика», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям), 080507 «Менеджмент организации», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью», 010502 «Прикладная информатика (в экономике)», 280202 «Инженерная защита окружающей среды».

УДК 53(075.32)

ББК 22.3я723

 

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским
советом Томского политехнического университета

 

 

Рецензенты:

М.В. Белов – кандидат физико-математических наук, начальник отдела ОТиПБ ОАО «Транснефть».

 

© Томский политехнический университет, 2011

Предисловие

Основной задачей, которую решал при написании данного пособия автор, являлось стремление максимально доступно и просто изложить сложные технические вопросы обеспечения безопасности труда для студентов гуманитарных специальностей.

Природная среда – биосфера – всё интенсивнее преобразуется человеком в его интересах и превращается в техносферу. Трудности человечества заключаются в том, чтобы эти неизбежные преобразования не ухудшили условия существования на Земле. Печально, что зачастую многие нововведения были не всегда обдуманными и не сопровождались анализом последствий. Вот почему в настоящее время требования безопасности и экологичности являются определяющими при создании и внедрении новых технических объектов и технологий. Хотелось бы, чтобы ни один новый проект, не отвечающий нормам безопасности и охраны окружающей среды, не мог быть реализован.

Таким образом, сама жизнь потребовала возникновения нового научного и образовательного направления – безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, целью которой является сохранение здоровья и жизни человека, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и природного происхождения.

Деятельность человека является основой его существования. На трудовую деятельность на производстве и в быту приходится не менее 50 % жизни человека. А именно в процессе трудовой деятельности он подвергается наибольшей опасности. Анализ производственных аварий, травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний показывает, что основной причиной их является несоблюдение требований безопасности, незнание человеком техногенных опасностей и методов защиты от них. При этом человеческий фактор во многих случаях является главенствующей причиной возникновения опасностей. Вот почему изучение опасностей трудовой деятельности, причин их возникновения, методов и средств защиты должно являться одним из основных элементов профессиональной подготовки специалистов различного уровня.

При формировании содержания пособия автор придерживался следующих методических принципов:

– все проблемы возникают в системе «человек-производство-среда», поэтому для их разрешения необходимо изучить все звенья этой системы как источника опасности;

– уметь идентифицировать вредные и опасные факторы, формирующиеся в звеньях этой системы;

– получить навыки анализа и применения в выпускных квалификационных проектах и работах изученных методов и средств защиты от выявленных негативных значений факторов окружающей производственной среды.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) включает следующие темы: теоретические основы БЖД в системе «человек–производство–окружающая среда», правовые и организационные основы, анатомо-физиологические последствия воздействия на человека опасных и вредных факторов, их идентификацию, вопросы производственной санитарии и техники безопасности.

Приводится большой список опубликованной литературы по рассматриваемой тематике. Пособие основано на новейшей системе действующих государственных нормативных актов в области производственной безопасности, утверждённых органами законодательной власти на конец 2005 г.

Данное учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей и направлений гуманитарного факультета ИДО. Оно не является альтернативным имеющимся учебникам по курсу «Безопасность жизнедеятельности», но во многом облегчит студенту достижение образовательной цели – освоение знаний и успешная сдача экзамена.

Автор заранее благодарен всем, кто сочтёт целесообразным высказать замечания и пожелания по содержанию учебного пособия.

 

 

1. базовые положения
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятия и определения

Поддержание оптимальных (комфортных) условий деятельности и отдыха создаёт предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности. Выбор оптимальных параметров среды обитания должен основываться на учёте физиологических показателей человека, требует знания анатомо-физиологических особенностей человека. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья человека из-за снижения травматизма и заболеваемости в условиях воздействия негативных факторов среды обитания. Целесообразность выбора и применения конкретных защитных средств обосновывается информацией, полученной при идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых техническими средствами, техносферой, стихийными явлениями, экологическими происшествиями, чрезвычайными событиями.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Среда обитания – существенная часть окружающей среды, обусловливающая в любой момент совокупность факторов (физических, химических, биологических, психофизиологических), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдалённое воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Техносфера – область биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия людским и социально-экономическим потребностям.

Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. Биосфера неоднородна и представляет собой совокупность экосистем.

Биотоп – неорганическая основа (вода, воздух, почва) биологической ниши.

Биоценоз – совокупность всех растительных и животных организмов биологической ниши.

Круг практических задач БЖД обусловлен выбором принципов защиты, разработкой и рациональным использованием средств защиты человека и природной среды (биосферы) от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека или окружающую среду. Ввиду этого взаимодействие человека со средой может быть позитивным и негативным. Различают следующие состояния взаимодействия в системе «человек–среда обитания»:

комфортное (оптимальное), или жизненно необходимое, когда создаются благоприятные условия деятельности и отдыха, предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и продуктивной деятельности;

допустимое (нейтральное), когда отсутствует негативное воздействие на здоровье человека, но взаимодействия в системе «человек-среда обитания» приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;

опасное (вредное), когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая заболевания или деградацию окружающей среды;

чрезмерно опасное (ЧП), когда потоки энергии высоких уровней за короткий период могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырёх характерных состояний взаимодействия человека и окружающей среды лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два последние (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности, сохранения и развития природной среды.

Актуальность проблем БЖД. Данные о негативном воздействии факторов внешней среды на человека и природу свидетельствуют о неуклонном росте травматизма, числа и тяжести заболеваний, количества аварий и катастроф, увеличении материального ущерба, деградации природы. Оценочные данные свидетельствуют о том, что ежегодно в мире на производстве погибают 200 тыс. чел. и 120 млн чел. получают травмы. В нашей стране эти цифры составляют до 15 тыс. и 500 тыс. человек соответственно. Ежегодно около 25 тыс. работающих получают инвалидность по труду. Постоянно возрастает не только общее число несчастных случаев, но и число крупных аварий и катастроф, приводящих к значительным материальным потерям и жертвам. Катастрофа на Чернобыльской АЭС привела к материальному ущербу в 17 млрд рублей, при этом погибло 30 и подверглось серьёзным лучевым заболеваниям примерно 200 чел., находившихся в зоне реактора, эвакуировано из опасной зоны около 100 000 человек.

Стремительное наращивание производственных мощностей, развитие энергетики и средств транспорта, интенсивная добыча природных ресурсов, широкое применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, мелиорация и ирригация поставили ряд регионов страны на грань экологической катастрофы (экоцида). В экологически неблагоприятных условиях живёт пятая часть населения страны, в том числе 40 % городского населения. Достаточно привести, к примеру, такие регионы, как Средний и Южный Урал, Среднее Поволжье, Приазовье, Прикамье, Кузбасс, Приангарье. В условиях десятикратного превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) токсичных веществ в атмосферном воздухе проживает население более 74 городов с общей численностью более 50 млн человек. На более чем 60 % нашей территории здоровье населения ухудшается из-за низкого качества окружающей среды и продуктов питания. Ежегодно от экологических заболеваний на планете умирает 1,6 млн чел. В кризисных регионах существуют такие приоритетные заболевания, как злокачественные новообразования, болезни эндокринной системы, органов пищеварения, органов дыхания, системы кровообращения, кожи, органов чувств. Следствием напряжённой экологической ситуации в Российской Федерации является неуклонное снижение продолжительности жизни, особенно мужчин. В 42 регионах РФ рождаемость оказалась ниже смертности.

Неуклонно растёт число отравлений в сфере производства и в быту. Причины отравлений различны, но наиболее характерными являются недоброкачественные пищевые продукты, алкоголь, токсичные жидкости, фармацевтические препараты, загрязнения атмосферного воздуха, питьевой воды.

На пожарах в РФ ежегодно погибает около 8,5 тыс. чел., получают травмы более 10 тыс. Основная часть людей гибнет на пожарах из-за удушья, неисправности каких-либо механизмов и приборов. Например, при сгорании телевизора «Горизонт» в помещение выделяются оксид углерода, стирол, формальдегид, цианистый водород, фенол.

По данным МЧС стихийные явления приводят к гибели до
250 тыс. чел. и подвергают опасности жизнь около 25 млн чел. в год. Так, при землетрясениях в мире погибает в год более 50 тыс. чел. Ниже приведены данные, характеризующие смертность людей на 100 тыс. чел.:

курение 21 900

автокатастрофы 1 600

авиакатастрофы 730

угледобыча 440

радон 400

пешеходы 290

проживание с курильщиком 200

рентгенодиагностика 75

велоспорт 75

некачественная питьевая вода 7

ураган 3

асбест 1

Приведённые данные должны убедить читателя в огромной актуальности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и сохранением природы на современном этапе развития общества.

В решении этих задач огромное значение придаётся науке. Хотя «Безопасность жизнедеятельности» как наука находится в начальной стадии своего формирования, её достижения и особенно перспективы несомненны. Её существование обусловлено реальным положением в сфере обеспечения безопасности человека на всех стадиях его жизни. На ближайшее время антропоцентризм будет основой в решении вопросов техносферы, хотя сохранится актуальность задач защиты биосферы при приоритете защиты человека, оставшегося в современном мире один на один с техносферой. Основная масса людей давно живёт уже не в биосфере, практически уничтоженной в регионах современных городов и промышленных зон.

Развитие науки о безопасности жизнедеятельности, несомненно, должно опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды, прогнозирования и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основываться на законах и подзаконных актах.

Сохранение биосферы, обеспечение безопасности и здоровья человека – сложные, комплексные задачи. Их решение возможно лишь на базе определённого образовательного уровня всего населения страны и развития системы подготовки специалистов в области БЖД. Просматриваются, как минимум, четыре уровня образования в области БЖД. Высшая школа имеет отношение ко второму – на базе высшего общетехнического образования и к третьему – на базе специального технического, экономического, биологического и медицинского.

Разрабатывая новую технику, инженер обязан обеспечить не только её функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней её безопасности и экологичности. С этой целью инженер при проектировании или перед эксплуатацией техники должен выявить все опасные и вредные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф. Основной задачей деятельности инженеров по БЖД должна быть комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управления в области БЖД на промышленном и региональном уровнях. Подготовка специалистов такого уровня возможна лишь на базе отдельной специальности, например, на кафедре «Экология и безопасность».

Основными задачами ИТР являются выбор и поддержание комфортных условий труда при реализации производственных процессов, а также обеспечение допустимого риска воздействия на человека и природную среду опасных и вредных факторов технических систем. Конкретная роль инженера в обеспечении БЖД на производстве зависит от его должностных обязанностей.

Инженер-руководитель производственного процесса обязан:

· обеспечить оптимальные условия деятельности на рабочих местах подчинённых ему сотрудников;

· идентифицировать опасные и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;

· организовать инструктаж или обучение работающих безопасным приёмам деятельности;

· обеспечить применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;

· постоянно осуществлять контроль условий деятельности, уровня воздействия опасных и вредных факторов на работающих и на окружающую среду;

· лично соблюдать правила безопасности и контролировать их соблюдение подчинёнными;

· при возникновении аварий организовать спасение людей, локализацию огня, воздействия электрического тока, предотвращение действия химических и других негативных факторов окружающей среды (ОС).

Инженер-разработчик технических средств и производственных процессов на этапе подготовки и проектирования производства обязан:

· идентифицировать опасные и вредные факторы, возникновение которых потенциально возможно при эксплуатации технических систем и реализации производственных процессов в штатных и аварийных режимах работы;

· оценить остаточный риск возникновения опасности (вредности), социальный и материальный ущерб при её реализации;

· применить в технических системах и производственных процессах экобиозащитную технику с целью снижения остаточного риска до допустимых значений;

· обеспечить конструктивными решениями непрерывный контроль за состоянием защитных средств и рабочих параметров системы или процесса, влияющих на уровень их безопасности и экологичности;

· сформулировать требования к уровню профессиональной подготовки оператора технических систем или производственных процессов.

1.2. Объект (предмет) изучения
в «Безопасности жизнедеятельности»

Объект изучения в БЖД – это комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.

В жизненном цикле человека текущее состояние системы «человек – среда обитания» многовариантное. Наиболее характерными являются системы: «человек – природная среда (биосфера)», «человек – бытовая среда» и т. д. В течение суток существует определённая миграция городского жителя в системе «человек – среда обитания» с конкретным временем нахождения в том или ином суточном секторе. Во всех вариантах системы «человек – среда обитания» постоянным компонентом является человек, а подвид среды обитания определяется его выбором. Приоритет в формировании и развитии негативных ситуаций практически во всех случаях также остаётся за человеком. Лишь при стихийных бедствиях ему отводится соподчинённая роль. К сожалению, аналогичную ситуацию всё чаще приходится наблюдать в системе «человек – техносфера». Когда техносфера доведена до состояния, не пригодного для существования животных, произрастания растений и проживания людей, человек теряет приоритетную роль в системе «человек– техносфера» и вынужден в конечном итоге либо покинуть зону проживания, либо расплачиваться своим здоровьем и продолжительностью жизни.

Для правильного понимания негативных явлений, происходящих в системе «человек – среда обитания», и достижения условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, необходимо изучение элементов, составляющих систему, и явлений, происходящих в ней. Набор элементов в каждой конкретной системе специфичен или вообще тот или иной элемент может отсутствовать. Поэтому до формирования науки «Безопасность жизнедеятельности» каждой системой занималась своя отрасль знаний. Так, безопасностью в системе «человек – производственная среда» занималась «Охрана труда», в системе «человек – природная среда» занималась «Экология», в системе «человек – чрезвычайное событие» – «Гражданская оборона» и т. д. Таким образом, интегральным предметом изучения в БЖ являются: объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере; анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях; средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды; правовые и организационные начала обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Опасность – центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека, способные причинить ущерб природной среде.

Аксиома о потенциальной опасности – основополагающий постулат БЖ: потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Универсальность аксиомы заключается в утверждении факта, что не существуют отдельно «хорошие» и «плохие» факторы ОС. Каждый из них может быть и тем и другим, всё зависит от конкретного уровня. Например, жизненно необходимая концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе – 21 %. Но уже концентрации его менее 16 % и более 26 % делают воздух дискомфортным, другими словами, непригодным для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Справедливость аксиомы можно проследить на всех этапах развития системы «человек – среда обитания». Так, на ранних стадиях своего развития человек непрерывно испытывал значительное воздействие опасных и вредных факторов естественного происхождения: пониженные и повышенные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды, контакты с дикими животными, стихийные бедствия и т. п. В условиях современного мира к естественным прибавились многочисленные факторы техногенного происхождения: вибрации, шумы, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоёмах, почве; ионизирующие излучения, электромагнитные поля и др. К сожалению, любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождаются возникновением новой потенциальной опасности (вредности) или группы таковых. На всех этапах своего развития человек постоянно стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению своего здоровья. Это стремление было мотивацией многих его действий и поступков. Создание надёжного жилища – это стремление обеспечить себя и семью защитой от естественных опасных (молния, осадки, животные и т. п.) и вредных (пониженная или повышенная температура, солнечная радиация и т. п.) факторов. Но появление жилища грозило его обрушением, внесение в него огня – отравлением при задымлении, ожогами и пожарами. Наличие в современных квартирах многочисленных бытовых приборов и устройств существенно облегчает быт, делает его комфортным и эстетичным, но одновременно вводит целый комплекс опасных и вредных факторов: электрический ток, электромагнитное поле, повышенный уровень радиации, шумы, вибрации, опасность механического травмирования, токсичные вещества и т. п. Аналогично развиваются процессы и в производственной среде. Достигнутый прогресс в сфере производства в ходе научно-технического прогресса (НТП) сопровождается ростом числа и энергетического уровня опасных и вредных факторов производственной среды. Так, использование прогрессивных способов плазменной обработки материалов потребовало средств защиты работающих от токсичных аэрозолей, электромагнитного поля, повышенного шума, от электрических сетей высокого напряжения. Создание двигателей внутреннего сгорания решило многие транспортные проблемы, но одновременно привело к повышенному травматизму на автодорогах, породило трудно решаемые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов (отработанные газы, пары масла, продукты износа шин) и отслуживших своё автомобилей.

Эта аксиома имеет два важных вывода:

1. Невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид производственной деятельности человека.

2. Ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека, т. е. нулевых рисков не бывает.

С момента своего появления человек перманентно (постоянно) живёт и действует в условиях изменяющихся потенциальных (возможных) опасностей. Все опасности носят потенциальный и всеобщий характер. Они могут быть везде, но не всегда приносить вред человеку и окружающей среде.

Опасности имеют ограниченную зону воздействия, которая называется зоной действия опасности. Только реализуясь во времени и в пространстве, опасности могут причинить вред здоровью человека (травмы, болезни, стрессы).

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности являются:

– сам человек как сложная система «организм-личность». Непригодными для реализации конкретной деятельности могут быть люди с плохим здоровьем, физиологическими ограничениями возможностей организма, психологическими расстройствами и т. д.;

– процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания.

Для количественной оценки опасностей применяются различные характеристики. Наиболее распространённой является риск.

Риск (R) – количественная характеристика опасности, определяемая частотой реализации опасностей: это отношение числа случаев проявления опасности (n) к возможному числу случаев проявления опасности (N):

Риск – безразмерная величина, его обычно определяют на конкретный период времени. Например, риск гибели человека на производстве в течение года можно рассчитать, если по статистическим данным известно, что на производстве в год гибнет в среднем 7 000 чел., а число занятых в производстве 70 млн чел.:

Различают риск индивидуальный и коллективный.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума.

Коллективный риск (групповой, социальный) – это риск проявления опасности того или иного вида для коллектива, группы людей, для определённой социальной или профессиональной группы людей.

Невозможность достижения производственной безопасности предопределила введение понятия приемлемого (допустимого) риска.

Приемлемый (допустимый) риск – это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения.

Экономические возможности повышения безопасности технических систем и снижения величины приемлемого риска ограничены. Затрачивая большие финансовые средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства, уменьшая соответственно средства, выделяемые на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание, заработную плату и т. д. Уровень приемлемого риска определяется в результате учёта всех обстоятельств – технических, технологических, социальных и рассчитывается в результате оптимизации затрат на инвестиции в техническую и социальную сферу производства.

Величина приемлемого риска зависит от вида отрасли производства, профессии, вида негативного фактора, которым он определяется. Для потенциально опасных отраслей производства (например, угольной промышленности), опасных профессий (горноспасателей, пожарных и т. д.) величина приемлемого риска выше, нежели для отраслей и профессий, где количество опасных факторов меньше и уровень вредных факторов ниже.

В настоящее время принято считать, что для действия техногенных опасностей (технический риск) в целом индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10-6. Эта величина используется для оценки пожарной и радиационной безопасности.
Величина приемлемого риска 10-6 означает, что гибель одного человека на миллион людей считается допустимой. Это примерно соответствует риску гибели людей от природных опасностей.

Как было подсчитано выше, средняя величина реального риска на производстве в нашей стране составляет 10-4, что существенно выше величины приемлемого риска. Это обстоятельство говорит о настоятельной необходимости повышения безопасности на производстве.

Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров для спасения людей и материальных ценностей человеку приходится идти на риск, превышающий приемлемый. В этом случае риск считается обоснованным, или мотивированным. Для ряда опасных факторов, например возникающих в случае радиационных аварий, установлены величины мотивированного риска, превышающего приемлемый риск.

Немотивированным (необоснованным) риском называют риск, превышающий приемлемый и возникающий в результате нежелания работников на производстве соблюдать требования безопасности, использовать средства защиты и т. д.

Воздействие на человека опасных производственных факторов (ОПФ) приводит к травмам и несчастным случаям.

Травма – это повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды. В зависимости от вида травмирующего фактора различают травмы механические (нарушение целостности тканей и органов), термические (ожоги, обморожения), химические (вызванные воздействием химических веществ), баротравмы (в связи с быстрым изменением давления атмосферного воздуха), электротравмы (вызванные воздействием электрического тока), психические (вызванные тяжёлым психологическим потрясением, например в результате гибели на глазах у коллеги по работе) и т. д.

Комбинированная травма – травма, сочетающая несколько видов травм; например, при воздействии электрического тока может возникнуть электротравма, термическая и механическая травмы.

Производственная травма – травма, полученная в процессе трудовой деятельности на производстве.

Бытовая травма – повреждения в организме человека, не связанные с работой (поездкой на работу или с работы, выполнением своих непосредственных производственных обязанностей или действий по заданию руководства).

Несчастный случай – неожиданное и незапланированное событие, сопровождающееся травмой.

Несчастный случай на производстве – случай воздействия на работающего производственного фактора при выполнении им трудовых обязанностей или задания руководителя работ.

Длительное воздействие на человека вредных производственных факторов (ВПФ) может привести к профессиональному заболеванию.

Профессиональное заболевание – это заболевание, причиной которого явилось воздействие на человека вредных производственных факторов в процессе трудовой деятельности. Например, длительное воздействие вибрации может вызвать виброболезнь, шума – тугоухость, радиации – лучевой болезни и т. д. Деятельность человека должна быть безопасна, хотя ни один вид деятельности не может быть абсолютно безопасен (нулевых рисков не бывает). Безопасность – это состояние, обеспечивающее приемлемый риск.

Состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих негативных значений производственных факторов, называется безопасностью труда.

Структура дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» состоит из четырёх взаимосвязанных разделов: охрана человека в быту, охрана человека в процессе труда, охрана окружающей среды, охрана человека и окружающей среды в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии со спецификой технического ВУЗа проблемы человека в бытовой среде мы рассматривать не будем, уделив основное внимание производственной проблематике и лишь вскользь – вопросам защиты окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, подробно рассматриваемых в других курсах.

Охрана труда (ОТ) – система законодательных актов и норм, направленных на обеспечение безопасности труда и соответствующих им социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических и технических мероприятий. Обычно охрану труда рассматривают и классифицируют в такой последовательности:

1. Законодательно-организационные начала ОТ.

2. Производственная санитария (ПС).

3. Основы техники безопасности.

4. Основы пожарной профилактики.

Производственная санитария – это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов, возникающих в рабочей зоне в процессе трудовой деятельности.

К производственной санитарии относится организация освещения и вентиляции на рабочих местах, очистка воздуха в рабочей зоне от вредных веществ, обеспечение оптимальных и допустимых параметров микроклимата (температуры, влажности, скорости движения воздуха) на рабочих местах, защита от различного вида излучений (тепловых, электромагнитных, виброакустических, лазерных, ионизирующих).

Гигиена труда – это область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм, разрабатывающая меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных заболеваний. Задачей гигиены труда является определение предельно допустимых уровней вредных производственных факторов, классификация условий трудовой деятельности, оценка тяжести и напряжённости трудового процесса, рациональная организация режима труда и отдыха, рабочего места, изучение психофизиологических аспектов трудовой деятельности и т. д.

Производственная безопасность – это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих вероятность воздействия на работающих опасных (травмирующих) производственных факторов, возникающих в рабочей зоне в процессе трудовой деятельности.

К производственной безопасности относятся организационные мероприятия и технические средства защиты от поражения электрическим током, защита от механического травмирования движущимися механизмами, подъёмно-транспортными средствами, обеспечение безопасности систем высокого давления, методы и средства обеспечения пожаробезопасности и т. д.

Технические методы и средства, обеспечивающие производственную безопасность, называются техникой безопасности.

Первым и одним из наиболее важных этапов обеспечения безопасности труда является идентификация опасностей.

Идентификация опасностей – это распознавание опасностей, установление причин их возникновения, пространственных и временных характеристик опасностей, вероятности, величины и последствий их проявления. Идентификация опасностей может включать оценку воздействия опасностей на человека и определение допустимых уровней опасных и вредных производственных факторов.

Охрана труда решает четыре основные задачи. Это:

· идентификация опасных и вредных производственных факторов;

· разработка соответствующих технических мероприятий и средств защиты от опасных и вредных производственных факторов;

· разработка организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда и управление охраной труда на предприятии;

· подготовка к действиям в условиях проявления опасностей.

Идентификация опасных и вредных производственных факторов включает ряд стадий. Это:

· выявление опасных и вредных факторов, о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...