Повышения экологической культуры»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА ВЫСШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ КОМИТЕТА ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ
21 мая 2015 г. г. Москва РЕКОМЕНДАЦИИ «Совершенствование нормативно-правового регулирования В целях развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры»
Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, представителей научного, экспертного и бизнес сообщества обсуждение проблем совершенствования нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры, участники заседания отмечают. Начиная с 70-х годов XX века, экологическое образование выдвигается в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. В 1975 году ЮНЕСКО совместно с комиссией ООН по окружающей среде (ЮНЕП) разработала международную программу образования в области окружающей среды. В 1977 году в Тбилиси на межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды впервые представлена концепция экологического образования, получившая дальнейшее развитие на международном конгрессе "Тбилиси+10" в 1987 году в Москве. При этом экологическое образование рассматривалось как обязательный и действенный институт решения экологических проблем, улучшения качества жизни людей исходя из их жизненных потребностей.
В 1992 году на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в качестве основы для развития мирового сообщества была рекомендована концепция устойчивого развития. В этой связи начала активно развиваться новая модель образования - образование для устойчивого развития (ОУР). Состоявшийся в сентябре 2002 года Всемирный Саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР) предложил рассматривать образование в области устойчивого развития в качестве одного из основных приоритетов достижения новых целей развития тысячелетия. Данная модель объединяет экологическое образование и образование в области экономики, охраны здоровья и социальных проблем и предполагает переход к такому содержанию образования, в основе которого должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на гармонизации взаимоотношений человека, общества и природы, когда их благополучие и развитие осуществляются не в ущерб будущим поколениям. В соответствии с рекомендацией Саммита Генеральная Ассамблея ООН на своей 57-ой сессии (2002 год) провозгласила Десятилетие образования в интересах устойчивого развития, начинающееся в 2005 году. В 2005 году на Совещании представителей министров охраны окружающей среды и образования (Вильнюс, 17-18 марта) был принят документ: «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития» (далее - Стратегия ЕЭК ООН по ОУР). В большинстве стран Европы приняты государственные национальные стратегии образования для устойчивого развития, реализация которых координируется на государственном уровне и оценивается по международным индикаторам ОУР. В Российской Федерации организационно-правовые документы, предусмотренные Стратегией Европейской Экономической Комиссией ООН для образования в интересах устойчивого развития, до сих пор не приняты, в связи с чем развитие системы экологического образования и просвещения, повышение экологической культуры осуществляется не системно.
Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») является одним из основных принципов охраны окружающей среды. Следует особо отметить, что данный принцип является одним из «камней преткновения» в системе обеспечения эффективности государственной политики в области охраны окружающей среды на территории Российской Федерации. Без наличия у граждан достаточного объема знаний в области охраны окружающей среды, без сформированного в обществе экологического мировоззрения эффективность участия граждан в деятельности по охране окружающей среды, равно как их участия в решении задач охраны окружающей среды, будет сохраняться на недопустимо низком уровне. Правовая основа для развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры уже заложена в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании»). Федеральным законом «Об образовании» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования определен его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» органы государственной власти как федеральные, так и региональные наделены полномочиями по организации и развитию системы экологического образования, формированию экологической культуры. Закреплена обязанность государства содействовать осуществлению образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказанию информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Главой 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды», определена всеобщность и комплексность экологического образования, в том числе требование о распространении экологических знаний через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Закреплена обязанность руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, проходить подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Вместе с тем, несмотря на законодательную определенность самих принципов и полномочий, правовая определенность в отношении механизмов их реализации отсутствует, что характеризует приведенные нормы законодательных актов как декларативные. Далее следует обратить внимание, на программные механизмы обеспечения эффективности государственной политики в области развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры. Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания является одной из основополагающих задач на пути к достижению стратегической цели государственной политики в области экологического развития - решению социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года определены механизмы формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания:
- формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения; - государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведение тематических мероприятий; - включение вопросов охраны окружающей среды в образовательные стандарты; - обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; - государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды; - развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду; - включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы. Внедрение указанных механизмов приобрело плановый характер с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № 2423-р. Так, пунктами 69-77Плана действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, определены не только конкретные мероприятия и ответственные за их реализацию ведомства, но и конкретные сроки исполнения. При этом следует отметить, что 2015 и 2016 годы являются контрольными сроками реализации большинства таких мероприятий. В 2015 году субъектами Российской Федерации должна быть завершена подготовка и реализация модельных проектов, направленных на экологическое воспитание и просвещение школьников и молодежи (познавательного туризма) на базе заповедников. Минтрансом России - завершена подготовка и реализация программ обучения и повышения квалификации государственных служащих системы Минтранса России в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности на транспорте, а также современная учебная и методическая литература.
В 2016 году Министерство образования и науки России должно завершить разработку модели компетенций, знаний, умений и навыков специалистов в области охраны окружающей среды для включения в образовательные стандарты, предложения о формировании образовательных программ, учитывающих особенности осуществления природоохранной деятельности в различных отраслях экономики. Кроме того, подготавливается курс «Экология транспорта» для студентов транспортных вузов. Следует также отметить, что в 2016 году должна начаться актуализация федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом профессиональных стандартов в области охраны окружающей среды. Исполнение предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года №2423-р мероприятий должно быть поставлено на особый контроль, в противном случае успешность реализации основ государственной политики в области охраны окружающей среды до 2030 года ставится под сомнение. Другим программным документом в области охраны окружающей среды, требующим особого внимания, является Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы. Следует отметить, что данная Государственная программа является основной при формировании расходной части федерального бюджета на охрану окружающей среды. Принимая во внимание уже названные выше обязанности государства, учет в данной Государственной программе мер содействия в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды равно как закрепление соответствующих целей и индикаторов видится очевидным. Вместе с тем реализация мероприятий по экологическому образованию и просвещению, формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания равно как развитие экологического просвещение и экологического туризма на ООПТ определено в рассматриваемой Государственной программе приоритетом политики субъектов Российской Федерации и не подкреплено должным объемом финансирования. Описанная ситуация не может быть названа иначе, как противоречащая интересам обеспечения экологической безопасности и игнорирующая основные принципы охраны окружающей среды. Принимая во внимание изложенное, учитывая правоприменительную практику, динамику количества правонарушений в области охраны окружающей среды, а также динамику изменения качества окружающей среды становится очевидным, что развитие системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры требует модернизации нормативно-правового базы, а также усиления роли и активизации участии государства в данном процессе. В этой связи участники расширенного заседания Высшей экологического совета рекомендуют:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|