Ход денег. Волк и осёл
Ход денег
Когда-то, в стародавние времена, плыла вниз по Волге лодка. В одном месте она пристала к берегу. В лодке находились семь разного достоинства монет: копейка, семишник, пятак, гривенник, двугривенный, полтинник и целковый. Они ездили по белу свету и искали для себя новые места. Лодка пристала к правому крутому берегу. На горе виднелось большое чувашское село. Целковый, как самый старший, приказал полтиннику: – Поднимись-ка на гору, в село, и узнай, что за люди там живут и есть ли у них деньги. Полтинник хоть и был в подчинении у целкового, но считал себя тоже старшим над остальными монетами и послал в село двугривенного. Тот, в свою очередь, перепоручил дело гривеннику, гривенник – пятаку, пятак – семишнику, семишник – копейке. Копеечке уже некому было приказывать, пришлось идти самой. Покатилась она в сторону села, а вскоре и из глаз исчезла. Ждут-пождут копейку, а её нет и нет. Рубль опять велит полтиннику сходить в село, поглядеть, что за народ там живёт и имеет ли деньги. Полтинник опять посылает вместо себя двугривенного, тот – гривенника, гривенник – пятака, пятак – семишника. Семишник остался младшим, перепоручать дело некому, пришлось самому идти. Покатился он в сторону села и из глаз пропал. Ждут-пождут остальные деньги – нет ни копейки, ни семишника. Целковый опять берет за бока полтинника, тот – двугривенного, двугривенный – гривенника, гривенник – пятака. Пятаку посылать некого, покатился сам. Ждут-пождут – нет и пятака, как в воду канул. Целковый посылает полтинника, полтинник – двугривенного, двугривенный – гривенника. Один за другим укатились в село и гривенник, и двугривенный, и полтинник. Укатились, и от них тоже ни слуху ни духу. Целковый остался один. Посылать уже некого. Подождал он ещё немного да и подумал:
– Что такое, куда они все подевались? Видно, придётся самому на ту гору подняться и всё разузнать. И хоть был он от природы важным и ленивым, зашагал той же дорогой, по которой исчезли остальные монеты. Пришёл целковый в село, видит – в середине села большущий базар шумит. Пригляделся получше – тут копейка с семишником, пятак с гривенником и двугривенный с полтинником туда-сюда снуют, катаются меж людей, за какую-нибудь минуту по нескольку раз меняются местами. Да так-то весело, с разными шутками-прибаутками, что глядеть любо-дорого. Пришёлся базар по душе и целковому. Он тоже решил остаться тут навсегда. Правда, целковый, не в пример юркой мелочи, по-прежнему не вертелся и не суетился меж людей, а больше лежал спокойно по карманам богатых людей. Издавна такой порядок ведётся: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман.
Волк и осёл
Все слышали о том, что волк хитёр и коварен. Пришёл некогда волк к ослу, на поле пасущемуся, и говорит: – Дружок, здоров ли ты? Что здесь делаешь? Отвечает осёл: – Благодарен за твой добрый вопрос, но не очень здоров, волочу ногу за ногу, не могу даже и траву щипать. А волку то и на руку. Он тихонько приближается и мягким голосом спрашивает снова: – Дружок, а как тебя зовут? Осёл, хоть и дурень, но и в дурне иногда здравый смысл просыпается, отвечает: – Братец волк! Этого тебе, уж прости, сказать не могу – забыл, потому как давно уж от отца с матерью ушёл. Только помню, что имя моё они написали на копыте задней ноги. Если хочешь узнать, прочти – я подниму тебе копыто повыше. Волк же, лукавя, хоть и знал имя осла, стал присматриваться, встав поближе, что на копыте написано. Осёл же его в лоб и ударил, да так, что у того мозги отшиб.
Хитрая же лисица, стоявшая в стороне и всё знающая, пришла к волку и говорит: – Ну, что – поел? Так остатки на завтра побереги! Люди, которые злоумышляют против других, сами в свои сети попадают, и тогда исполняются слова пророков: выкопаешь яму другому – сам в неё упадёшь.
Бесы
В старые времена приключилось одному новгородцу прийти в Чудь к некоему кудеснику, от которого хотел он колдовства. Тот же, по своему обыкновению, стал призывать бесов в свою храмину. Новгородец сидел на пороге храмины, а кудесник лежал, оцепенев, и овладел им бес. Встал кудесник и говорит новгородцу: – Боги не смеют сюда прийти, потому что имеешь ты нечто на себе, чего они боятся. Отошёл новгородец, помянув крест, и встал в стороне от храмины. Кудесник же снова начал призывать бесов. Бесы же, управляющие им, начали спрашивать, чего ради он пришёл. Спросил новгородец: – Чего ради меня бояться, ведь все же мы на себе крест носим? Ответил кудесник: – То есть знаменье небесного Бога, его же наши боги боятся. – А кто же ваши боги и где живут? – В безднах. Они образом черны, крылаты и хвостаты; поднимаются под самое небо, ваших Богов послушать. Ваш Бог – на небесах. Кто умрёт из ваших людей, тех возносят на небо, а если кто из наших людей умрёт, то носят к нашим богам – в бездну. Так и есть: грешники в аду ждут мук вечных, а праведники водворяются в небесном жилище с ангелами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|