Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИТОГИ.   Глава 2 ЖИЗНЬ ЕСТЬ ЦИРК




ИТОГИ

   

1. Первая жизненная позиция, которая позволит человеку не идеализировать земные ценности, имеет вид: жизнь есть игра.

2. Эта позиция предполагает, что при достижении своих целей человек внутренне готов к проигрышу и не станет обижаться на жизнь, если такой проигрыш наступит. Он просто постарается выиграть в следующем раунде (тайме, этапе и пр. ).

3. Достоинством этой позиции является то, что ее могут использовать люди азартные, энергичные, напористые в достижении своих целей — то есть предрасположенные к нарушению основного кармического требования.

  

       Глава 2 ЖИЗНЬ ЕСТЬ ЦИРК

   

Вы уже знакомы с одним вариантом жизненной позиции, которая не позволит вашему «сосуду кармы» переполняться в процессе достижения личных целей. Но она используется далеко не всегда, да и подходит больше людям рискованным и решительным. Если характер у вас не такой азартный и вы имеете некоторую склонность к созерцанию или размышлениям, то вам может быть ближе вторая позиция: жизнь есть цирк.

Название этой позиции напоминает известное изречение: «жизнь есть театр». Можно было бы сказать и так, но мы намеренно усилили критический аспект. Стать артистом в театре для многих может показаться привлекательным. А вот как насчет клоуна в цирке? А ведь наша жизнь — это далеко не театр. Это сплошной цирк, с нами в роли главных клоунов. А мы не понимаем этого и обижаемся то на одно, то на другое.

Жизнь есть представление на арене. Чтобы занять такую позицию, нужно внутренне принять, что все происходящее в жизни есть клоунада на арене цирка. Люди — клоуны, и каждый кривляется в ней по-своему. Один обижается, другой грустит, третий зовет за собой, четвертый хамит и так далее. И зачем они все это делают — неизвестно. Чем больше эмоций и азарта человек проявляет в процессе общения с окружающими людьми, тем выше его профессиональный уровень как клоуна. Хотя на арене есть не только клоуны, но и иллюзионисты — у них все исчезает неизвестно куда и возникает неизвестно откуда. Здесь можно встретить силовиков, которые идут напролом и добиваются всего силой — пока им не встретится кто-то покруче. Есть жонглеры, укротители, борцы, спортсмены и т. д., хотя и они все периодически становятся обычными клоунами.

Позиция участника. В общем, вся яркая и эмоциональная жизнь протекает на арене. А вы сидите в зрительном зале и наблюдаете за происходящим. Вы можете смеяться или сочувствовать происходящему, но вы отстранены от действия, это все — не ваше. Такая позиция позволяет не придавать избыточного значения никакой земной ценности — вы всего лишь наблюдатель. Но находиться в зрительном зале — это ваш сознательный выбор. Если вы сочтете нужным поучаствовать в каком-то «представлении» (любовь, должностной рост, большая зарплата и т. п. ), вы можете смело спуститься на арену и принять активное участие в текущих делах, добиваясь своей цели. Поиграйте в «жизнь есть игра», пока ваша цель не будет достигнута. Когда цель реализуется, возвращайтесь в зрительный зал. И не позволяйте никому принудительно стаскивать вас на арену и включать в какое-то представление.

Осторожнее при спуске на арену! Спускаться на арену, даже для достижения своих целей — дело не простое. Здесь требуется специальная техника общения. Поясним это на примере.

Представьте себе огромную площадь (арену), на которой тысячи клоунов одновременно весело кричат или ругаются, плачут или смеются, обнимаются или дерутся, горюют или весело скачут, куда-то бегут или останавливают всех подряд и изливают им свои горести. Зачем они все это делают, не знает никто. И они сами в том числе.

Ваша цель находится на другой стороне площади. Чтобы ее достигнуть, вам нужно будет спуститься на арену и пройти мимо множества клоунов. Причем каждый из них будет стараться вовлечь вас в свое представление — поплакать или посмеяться, попрыгать или подраться и т. д. Они будут хватать вас за пуговицы или за одежду, признаваться вам в вечной любви или смертельной ненависти, звать с собой за золотыми горами или в политические битвы. В общем, всячески мешать достижению вашей цели.

А достижение цели зависит всего от двух-трех клоунов, которых нужно отыскать в этой толпе и подыграть им — попрыгать или спеть что-то вместе с ними, обсудить политиков или выпить по стопочке, выступить со смелым предложением или сослаться на «Ивана Ивановича». Тогда они помогут вам реализовать вашу цель — ведь это как раз в их власти.

Кто эти люди и что им нужно, вы должны вычислить (или угадать) сами. Если вам это удается — цель достигнута. Но вы должны участвовать в представлении только вместе с теми клоунами, от которых зависит. исход вашего дела! Если вы станете реагировать на приставания всех остальных, то цель останется несбыточной, поскольку вы потеряете все силы, время и волю на участие в совсем не нужных вам представлениях. Так что будьте осторожны при достижении цели! Правильно выбирайте тех, от кого зависит исход вашего дела. И не реагируйте на всех остальных (по возможности, конечно).

Именно такая тактика достижения цели позволит вам немного поучаствовать в общем представлении, а все остальное время вы будете оставаться на трибуне.

Определите, где вы находитесь. А как отличить, находитесь вы на арене или на трибуне? Да очень просто! Если вы чем-то недовольны, с кем-то ругаетесь или кого-то осуждаете, то вы уже на арене и участвуете в общем представлении! Вам это нравится — развлекайтесь сколько угодно! Но не забывайте, что все это представление, а ваше основное место — на трибуне.

В предыдущей главе мы отмечали, что признаком участия в игре является какая-то цель, к которой вы стремитесь. А вот если цели у вас нет, но вы все равно куда-то бежите, переживаете, нервничаете, радуетесь или горюете, то вы находитесь как раз на арене цирка. Рядом с вами могут находиться игроки, которые стремятся к своим целям. Но у вас нет цели, поэтому вы — не игрок. Вы — клоун на арене и участвуете в общем представлении, как ни обидно звучит это утверждение.

Примерьте свой колпак. Поскольку вы активно участвуете в цирковом представлении, то у вас должна быть хоть какая-то роль и соответствующий ей колпак на голове. Собственно, у вас может быть множество колпаков, и вы надеваете подходящий к каждому конкретному случаю.

Какие же могут быть у вас колпаки? Да самые разные. Если вы знаете, какой должна быть семейная жизнь, а ваши родные (муж, дети или родители) не вписываются в эту модель и вы переживаете по этому поводу (идеализация семейной жизни), то на вашем колпаке ярко сияет надпись «Образцовый семьянин». Если вы поучаете всех, как им нужно себя вести (то есть у вас открыт клапан «контроль окружающего мира»), то на вашем колпаке можно прочесть что-то вроде «Учу всех жить» или «Только я знаю, как... » Если ваши дети учатся или ведут себя не так, как вы считаете нужным, и у вас возникают постоянные конфликты с ними, то ваш колпак украшает надпись «Великий педагог». Если вас неожиданно бросил муж или любовник, и вы упиваетесь своим горем, совершенно не ища причин произошедшего, то на вашем колпаке гордо сияет надпись «Жертва негодяя». Если при просмотре программ новостей по телевизору вы постоянно брюзжите по поводу органов власти, то на вас уютно угнездился колпак с надписью «Великий политик». Наконец, если ваша жизнь не очень радостна, а душа полна обид на жизнь, недовольства собой или окружающими людьми, то на вашем колпаке весело сверкает надпись «Великий мученик».

В общем, надписи могут быть самыми разными. Ваша задача состоит в том, чтобы понять, какой колпак позванивает на вас в том или ином случае. Сделать это совсем несложно. Сначала вы активно участвуете в представлении — то есть ругаетесь, обижаетесь, осуждаете и т. д. Через некоторое время мы рекомендуем вам спохватиться и попробовать понять, какую роль вы играете в этом представлении, какая надпись имеется на вашем колпаке и какая — на колпаке вашего оппонента.

Если оппонента нет, и вы осуждаете только себя за какие-то ошибки, несовершенство или еще что-то, то, похоже, ваш колпак украшен надписью «Я хуже всех» или «Нет в жизни счастья». Не забудьте хотя бы изредка встряхивать колпаком, чтобы ваши колокольчики весело и зазывно звенели.

Повесьте свои колпаки на вешалку. Если вы просмотрите свою жизнь в течение последних лет, то легко определите, какие колпаки у вас самые привычные и активно используемые. Мысленно создайте для них красивую вешалку, протрите их, почистите колокольчики. И оставьте на вешалке на вечное хранение! А если время от времени вы заметите, что какой-то колпак снова находится у вас на голове и вы активно участвуете в цирковом представлении, то спокойно, без переживаний вернитесь в зрительный зал и повесьте колпак на вешалку.

Наш опыт показывает, что простое осознание того, какие колпаки человек на себе носит, часто помогает ему избавиться от идеализации.

Оставайтесь зрителем. То есть мы предлагаем вам перебраться из арены на зрительскую трибуну.

Находиться на трибуне совсем не означает, что вы должны только созерцать и ничего не делать. Вовсе нет. Вы выполняете все положенные правила поведения — ходите на службу, составляете планы работы и исполняете их, готовите бумаги, проводите переговоры, ругаетесь с поставщиками или партнерами, объясняетесь в любви и т. д. Но все это вы делаете отстраненно, не включаясь эмоционально в происходящие события, как бы

наблюдая со стороны за происходящим. Такая позиция позволит вам не придавать избыточного значения любым событиям вашей жизни и тем самым не поднимать уровень в вашем «сосуде кармы».

Приведем пример такого поведения. Пусть вы — руководитель маленького отдела, и вам нужно закупить определенный товар к некоторому сроку (например, линолеум для ремонта пола). Но неожиданно выясняется, что в силу не зависящих от вас обстоятельств к сроку это задание выполнено быть не может. Например, деньги для оплаты придут только через месяц или линолеум нужной фактуры поступит в магазин только через три недели. В такой ситуации как раз и можно определить, где вы пребываете — на арене или на трибуне. Если вы переживаете, ругаетесь или плачетесь всем желающим о своих проблемах, то вы — на арене. Ведь реально ни переживаниями, ни плачем ситуацию изменить нельзя. В любом случае должно пройти время, и вы можете либо воспринять это как данную вам объективную реальность и спокойно ждать реализации события, наблюдая за окружающей жизнью. Либо вы будете ждать этого же события, но при этом будете переживать, конфликтовать или даже пить успокоительные таблетки, то есть активно участвовать в представлении на арене. Тогда уровень в вашем сосуде неминуемо возрастет.

Отличие от глухой защиты. Мы хотели бы особо подчеркнуть, что позиция «жизнь есть цирк» сильно отличается от позиции «глухой защиты» от нападок другого человека, которую рекомендуют принять психологи в сложных жизненных ситуациях.

В принципе, уйти в «глухую защиту», то есть перестать внешне реагировать на любые претензии, нападки или оскорбления, человек может и без всяких психологов. Так бывает в семьях, когда один из супругов обладает повышенной властностью и постоянно поучает другого, что ему делать и как жить. Если эти поучения высказываются в очень эмоциональной или оскорбительной форме, то реакция на них может быть разная. Типичная — дать ответ в том же духе, но это не всегда заканчивается миром.

А иногда второй супруг запивает или уходит в «глухую» эмоциональную и ментальную защиту, то есть перестает реагировать на все претензии, нападки или оскорбления. Это очень похоже на предложенную нами позицию «жизнь есть цирк», но имеет от нее существенные отличия.

В такой защитной позиции очень важно, что реально происходит у человека в голове. Если он действительно сумел полностью закрыться и, не реагируя внешне на все претензии и нападки, внутри себя мысленно посмеивается со словами: «Мели, Емеля — твоя неделя», то все замечательно. Обиды на жизнь нет, «сосуд кармы» не пополняется.

Но чаще бывает не так. В одних случаях нападающему периодически удается находить все новые тонкие места и пробивать защиту. В итоге — вспышка эмоций, претензии, крики и т. д. Как вы понимаете, уровень заполнения «сосуда кармы» при этом не остается на прежнем уровне.

Другой вариант — человек «закрылся» и не реагирует ни на какие словесные нападки. Внешне он даже может выглядеть совершенно бесчувственным, как бревно. Но при этом внутри у него кипят страсти, его ум напряженно строит множество моделей, как бы он ответил на все претензии — если бы захотел, конечно. Этот вариант защиты, к сожалению, говорит о явном наличии такого ошибочного убеждения, как обида на жизнь. Поэтому, невзирая на все внешние проблемы, его собственный «смотритель» в порядке кармического «воспитания» будет добавлять еще проблем внутренних. С большой долей вероятности такая защита приведет к появлению перепадов давления, сердечно-сосудистым заболеваниям, а то и еще к чему похуже. Человек оказывается в полном капкане — и снаружи одни скандалы, и внутри куча заболеваний. Похоже, что это прямой путь к досрочному прекращению экскурсии на Землю.

Как же быть, есть ли выход из такого положения? Как нам представляется, человеку, умеющему уходить в «глухую защиту», очень хорошо может подойти позиция «жизнь есть цирк» (если он сумеет очиститься от накопленных прежде переживаний, естественно). Его место — в зрительном зале. Но нужно обязательно понять, что когда вы даже не внешне, а только внутри себя даете волю эмоциям, то вы — на арене цирка, где кривляетесь вместе со всеми остальными клоунами. Поэтому постарайтесь загнать свой ум в конуру и оставаться все время в зрительном зале, наблюдая издалека за происходящим на арене.

Вас будут тащить на арену. Скорее всего, ваш супруг (супруга, родственник, начальник и т. д. ) будет всячески стараться затащить вас на арену, чтобы и вы приняли участие в общем представлении. Ему так одиноко без вас.

Ваша задача — не позволить затащить вас на арену. Вы можете даже представить себе, что этот человек постоянно держит в руках аркан. Стоит вам чуть-чуть зазеваться, как он тут же набросит аркан на вас и стащит к себе на арену. Вы можете брыкаться, как необъезженная кобылица, но от аркана никуда не денешься. Если уж вас зацепили, то обязательно стащат на арену и заставят кривляться вместе со всеми.

Поэтому ваша задача при встрече (или даже при разговоре с этим человеком по телефону) не забывать об аркане и не позволить набросить его на вас. Это не так уж сложно. Например, представьте себе, что ваш оппонент все время носит с собой свернутый аркан (или лассо). И как только он вас видит (или хотя бы слышит), то сейчас же берет аркан в руку и начинает им размахивать, стараясь накинуть вам на шею. Ваша задача при этом — не дать вас заарканить. Если вы мысленно свяжете представленную картинку с вашим оппонентом, то у него ничего не выйдет — вы будете оставаться внутренне спокойным в любой ситуации.

Эффект от такого приема будет замечательный — вы все время будете оставаться зрителем, и ваш «сосуд кармы» не будет пополняться.

Сфера применения. Нужно сразу отметить, что предложенная жизненная позиция подходит далеко не всем. Больше всего она подходит домохозяйкам, научным работникам или служащим большой фирмы, которые в целом довольны своим положением и не стремятся к переменам.

Предпринимателю, занимающемуся реализацией своего проекта, больше подходит позиция игрока, но только когда он занимается своим бизнесом. Во всех остальных делах — семья, родственники, дача, увлечения, отдых и т. д., ему лучше занимать позицию «жизнь есть цирк».

То же самое можно сказать о человеке, которого не устраивает должность или размер заработной платы. И подобных ситуаций, когда перед человеком стоит сложная задача, бывает множество. Для реализации своих идей он должен прикладывать много сил и эмоций. Он должен быть на арене и достигать своих целей, участвуя в представлении вместе с нужными ему людьми. Во всех остальных случаях рекомендуется занять позицию наблюдателя, которая предполагает, что вы всегда спокойны и только сочувствуете тем, кто бьется с жизнью на арене.

   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...