Язык и стиль научно-исследовательской работы
В целях грамотного описания научно-исследовательского материала предъявляются требования не только к содержанию и результатам курсовой, выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации, но и к их литературному и внешнему оформлению. Исследование проведенное студентом или магистрантом должно быть написано в рамках строго нормированного научного стиля, принадлежащего к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: · обдумывание высказывания и его монологический характер; · строгий отбор языковых средств; · тяготение к нормированной речи. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера науки (естественные, гуманитарные) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.). Его спецификой являются: · логическая последовательность изложения; · упорядоченная система связей между частями высказывания; · стремление автора к точности; · сжатость выражения при сохранении полноты содержания; Значительную роль в формировании научного стиля играет порядок построения предложений и умение использовать различные языковые средства. При анализе и разработке различных классификаций в тексте уместно употреблять обороты типа: «могут быть выделены следующие черты», «отмечается ряд особенностей», «рассмотрим подходы к классификации», «в литературе описаны следующие разновидности», «целесообразно различать», «в основу классификации ложатся», «попытаемся выделить основные признаки», «будем различать разные виды», «различают следующие варианты», «изложим выделенные нами направления» и т.п.
Для определения отношений между рассматриваемыми явлениями могут использоваться составные подчинительные союзы, такие как: «благодаря тому что», «вследствие того что», «ввиду того что», «в связи с тем что», «в силу того что», «несмотря на то что», «в то время как», «между тем, как», «тогда, как» и т.п. Для объединения частей текста, абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь. Например: «поэтому», «при этом», «сначала», «затем», «следовательно», «на основе этого», «это предполагает», «в целом такими показателями являются», «в связи со сказанным», «с учетом этого», «вместе с тем», «наряду с», «это свидетельствует» и т.п.. В качестве средства связи частей текста служат вводные слова или сочетания слов, которые устанавливают последовательность изложения: «во-первых», «во-вторых», «с одной стороны», «с другой стороны», «прежде всего», «в одних исследованиях отмечается», «в других работах описывается», «следующим вопросом для рассмотрения будет», «на основе описанного мы обратились», «соответственно будем считать», «одновременно можно оценить», «перейдем к более подробному обсуждению» и т.п. При необходимости обращения внимания на определенные моменты в научно-исследовательской работе следует употреблять соответствующие конструкции языка: прежде всего, необходимо выделить, исследователи данной проблемы подчеркивают, охарактеризуем подробнее, остановимся несколько подробнее, ключевым моментом является, важным является, следует подчеркнуть, назовем основные подходы, остановимся более подробно, оригинальный подход к проблеме принадлежит и т.п. При формулировании актуальности рассматриваемой проблемы, описании научных подходов предложения могут начинаться так: «обратимся к актуальным вопросам», «в последние годы правомерно усилился интерес» и т.п.
При помещении в работу авторских разработок можно начинать предложение соответствующими словами: «возможно», «видимо», «представляется целесообразным», «видится необходимым», «попытаемся представить процесс», «мы наметили», «попытаемся определить», «анализ предполагает следующие выводы», «нам видится уместным говорить», «нами выделен ряд особенностей», «в результате анализа эмпирических данных выделим» и т.п. В курсовой, выпускной квалификационной работе, магистерской диссертации не рекомендуется вести изложение от первого лица: «Я рассмотрел», «Я считаю». Допускаются обороты с сохранением первого липа множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. «наблюдаем», «считаем». Предпочтительнее использовать безличные обороты: «доказано», «считается» и т.п. Научные работы характеризуются тем, что многие предположения и утверждения описываются со ссылкой на изученную литературу: «в доступной нам литературе отмечается», «авторы различают», «в трудах исследователей данной проблемы», «общепринятой точкой зрения является», «авторами изложена точка зрения», «интересно проследить», «где высказывается ряд соображений», «описан и разработан подход», «в ряде научных работ», «в ходе изучения научной литературы выявлено» и т.п.. При подведении итогов главы, параграфа целесообразно использовать слова и сочетания клише: «в заключение этого раздела» (главы, параграфа), «указанное выше позволяет сделать вывод», «таким образом», «учитывая вышесказанное», «подводя итог», «изложенный подход дает возможность сделать вывод», «иными словами», «в заключение» и т.п. 2.2. Структурные части работы и их содержание
Курсовая, выпускная квалификационная работа или магистерская диссертация состоят из нескольких структурных частей. Все они, за исключением приложений, обязательны. · Титульный лист · Содержание · Введение. · Основная часть (состоит из разделов и подразделов) · Заключение · Список использованных источников и литературы · Приложения
Каждая из составных частей работы имеет свои особенности и специфику. Титульный лист – обязательная часть работы. Он содержит сведения о месте выполнения работы, исполнителе и руководителе. На титульном листе курсовой, выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации указываются сведения об утверждении работы на кафедре, которая допускает ее к защите. Образец титульного листа курсовой работы дается в приложении 1, выпускной квалификационной работы – в приложении 2, магистерской диссертации – в приложении 3, автореферата магистерской диссертации – в приложении 4.
Содержание включает в себя наименования всех структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части. Образец оформления листа «Содержание» дается в приложении 5.
Введение включает в себя несколько частей, которые не выделяются подзаголовками, но присутствуют в работе. Расположение этих частей введения согласуется на консультациях с научным руководителем, поскольку зависит от конкретной темы работы. Обязательными частями введения являются: · актуальность темы – краткое изложение сути проблемы, аргументированное обоснование необходимости и своевременности решения задачи в соответствии с логикой науки или требованиями практики; · объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения; · научная новизна – определение новых результатов теоретического характера, нового подхода, способа, модели или методики, получение которых ожидается в процессе исследования; · методология исследования – система общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки. Метод – способ достижения какой-либо цели и решения задачи; совокупность приемов или операций, считающихся достаточными для получения достоверной информации об объекте исследования. Методы научного исследования принято делить на общие и специальные.Специальные методы характерны для отдельных областей научного знания. Общие методы научного познания используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных науках. Общие методы научного познания обычно делят на три группы: а) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение и др.); б) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.); в) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.);
· научная разработанность проблемы – обзор существующих исследований по теме, выяснение того, насколько полно и всесторонне разработана выбранная проблема и ее отдельные аспекты; · цель исследования – получение нового научного знания для конкретной отрасли науки. Помимо цели, в работе, формулируется несколько задач, отражающих различные аспекты общей проблемы. · характеристика источников – определение возможностей имеющихся источников для раскрытия поставленной проблемы (т.е. необходимо выявить, что представляют собой привлекаемые источники и каковы их особенности); · положения выносимые на защиту – т.е. те новые и существенные результаты, обсуждение которых позволит оценить значимость и качество выполненной работы. Основная часть работы состоит из разделов и подразделов. Их взаимосвязь показана на образце листа «Содержание». Здесь в логической последовательности дается изложение исследуемых вопросов темы на основе самостоятельного изучения источников и исследовательской литературы. Каждая часть должна заканчиваться краткими выводами, отражающими решение конкретных задач, сформулированных во введении работы. В заключении излагаются итоги самостоятельного изучения поставленной проблемы и формулируются основные выводы по теме. Эти выводы строятся на основании результатов анализа материалов, приводимых в разделах работы, но не повторяют их, а обобщают. Библиографический список, включает в себя всю использованную в процессе научного поиска литературу, источники и электронные ресурсы, которые дают представление о степени изученности студентом конкретной проблемы. Возможны несколько вариантов заглавия библиографического списка: · литература – если включается вся изученная автором литература и электронные ресурсы, независимо от того, использовались они в работе или нет; · список использованной литературы – если включается только та литература и электронные ресурсы, которые анализировались или использовались в тексте; · список использованных источников и литературы – если включаются кроме изученной исследовательской литературы, электронных ресурсов и источники. Как правило, список состоит из нескольких разделов. Первым разделом является перечень источников, которые разбиваются на группы: опубликованные документы и материалы, неопубликованные и архивные документы, периодическая печать, мемуары, видео- и аудиоматериалы и др. Второй раздел – «Литература» – строится по алфавитному принципу. Сюда входят книги, статьи, диссертации, авторефераты диссертаций, справочная литература. Литература на иностранных языках приводится в конце списка в порядке латинского алфавита. Третий раздел включает в себя перечень электронных ресурсов использованных в работе. Образец оформления библиографического списка приводится в приложении 6.
Приложения располагаются в работе после списка источников и литературы. Это могут быть рисунки, фотографии, таблицы, переводы источников и т.п. Приложения должны иметь заголовок, который помещается посередине. Заголовок должен отражать содержание приложения. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указание в правом углу слова «Приложение». Если приложений несколько, то они нумеруются арабскими цифрами (без знака «№»), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые даются следующим образом: «См. приложение 1».
Автореферат – краткое изложение содержания магистерской диссертации. Предоставляется отдельно как приложение к ней в 3 – 5 экземплярах. Структурно включает в себя все, что входит во введение, краткое содержание разделов и выводы по работе. В конце автореферата ставиться подпись соискателя.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|