Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее/родовое свойство человека

Лекция 2.

Философия и наука как формы теоретического мировоззрения.

Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

Проблема рациональности.

 

Философский разум - это способность

к познанию цели (целевых причин).

 

Итак, философия есть теоретическое мировоззрение. Но теоретическое мировоззрение есть не только философия. Теоретическим мировоззрением являются и научные, и отчасти религиозные представления, а также системы представлений, в которых нашли свое выражение различные формы эстетического (искусства), правового и этического опыта. В чем специфика именно философии? В том, что философия является ядром любого мировоззрения, в том числе и теоретического. Почему? Потому что в онтологическом плане философия единственная ставит проблему базовой или исходной реальности, а в аксиологическом плане мировоззренческая функция философии раскрывается в аспекте проблемы обоснованности ценностей.

 

Для понимания этого ответа рассмотрим, в чем заключается отличие разных форм теоретического мировоззрения? Поскольку это мировоззрение системное, то основание для различия его форм нужно искать в отличии принципов, задающих последние как различные системы. В науке господствует принцип факта (в религии, попутно заметим, определяющим является переживание тайны, чувство священного, в искусстве главной ценностью выступает идеал прекрасного). А в философии? Доминирующий принцип философского мировоззрения выражается в понятии сущности или первоначала (либо мира, либо наших знаний о нем) - это так называемый принцип метафизического сознания. В силу этого принципа, философия, например, в отличие от науки, может рационально-теоретически увидеть мир не только как набор разрозненных фрагментов реальности, а впервые познать его как целое (единое) или, иначе, впервые "встретиться" с самой реальностью. То есть увидеть ее не только как физическое, химическое, политическое и т.п. измерение мира, но и в качестве мира как такового.

 

Претензия филос. на исключительную мировоззренческую позицию в силу ее истинности. А как же быть с научными представлениями о реальности? Разве научное знание о реальности не единственно истинное? И разве наука не единственная форма истинного знания вообще? Думать так означает отождествлять знание вообще с одной из его форм, а именно, с научной формой. Т.е. не различать, как реализуется наша рациональная, или мыслительная, способность - наша «человеческая разумность», или наш разум - в науке и философии. Дело в том, что понятие «разума философии» (или философской рациональности, категории «Разум» в философии) - более широкое. Почему?

 

Что является основанием нашего мировоззрения как определенной формы знания? Наш опыт в самом широком смысле слова: это и восприятие, и ощущение, и чувство, и раздумья, и мышление, и понимание, и разумение, и постижение и т.п. Эти процессы мы можем рассмотреть и в материальном, и в духовном плане (больно может быть не только от физического удара, но и от обиды). Поэтому мы можем говорить, что различные формы знания определяются разным характером опыта, на котором они основываются ( "любовь" индивидуальная, личная или "соборность" как всеединство в церкви, как коллективная любовь в Боге). Итак, какой бывает опыт?

 

Обыденно- практический Житейский Научный   Теоретический Художествен Искусство Чувственно-эмоциональный Философский Теоретический Религиозный   Психологический
Смекалка, наблюдение   Удобно, практично Описываем (или выявляем) факты (или явления), устанавливаем между ними связь. Ничего не навязываем извне. Точно объясняем и предсказываем. Функция: прогноз Теоретическая установка: открытия; познание реальности. Практическая: преобразование действительности (как целевая установка техники)     Эффективно Отображение общего в форме единичного и особенного. Художественными средствами отобразить мир - личностно, целостно, т.е. не расчлененное отображение мира.     Самоочевидность истины, красоты, ее самоданность.     Красиво Системное знание о мире как о целом, как о первичной реальности, а не как о ее фрагментах, даваемых различными дисциплинами. Стремление увидеть в частном общее.   Истинно то, что убедительно для разума.     Логично Прикосновение к Тайне. К загадке Высшей Силы. Установление отношения к Богу. Не требуется доказательств Стремление к тайне есть отличительная черта человека.     Истинно то, что очевидно сердцу.     Утешительно

 

Как видно, систематическое знание о реальности дают и философия, и наука. И та, и другая форма мировоззрения - теоретическая. Что же отличает их? Да, в обоих случаях мышление теоретическое (то есть мышление в понятиях, причем логическое или умозаключающее[1]). Однако характер объяснений реальности (а также самой реальности) в этих формах мировоззрения разный.

Научное мышление, описывая мир естественных явлений, опирается на принцип каузальности (причинности) – т.е. исходит из допущения о причинной обусловленности всего сущего. Предполагается причинно-следственная взаимосвязь всех явлений, носящая механистический характер: от причины к следствию[2]. Причинная или каузальная связь - это связь между тем, что есть, и тем, чего нет. Это связь с ДЕЙСТВУЩЕЙ причиной: причина обусловливает возникновение и существование следствия[3]. Механистический детерминизм, в частности, рассматривает П-С связь в качестве единственного типа связи между явлениями.

Однако, будучи основой всех иных способов детерминации, она не является единственным способом детерминации (существует зависимость функционального характера, например). Обычно научной каузальности противопоставляется целевая детерминация (являющаяся одним из принципов методологии гуманитарного познания, философии): телеологическая установка или телеологический принцип. Телеология - учение о целесообразности всего существующего. Базовое понятие телеологии - понятие "целевой причины": это то, ради чего все происходит, это смысл события, явления или его цель. Целесообразное не тождественно предопределенности, оно максимально сближается с категорией возможности.

Т.о., разум (или тип рациональности) науки объясняет все явления с помощью установления между ними причинно-следственной связи - т.е. обращается сугубо к механической причине, игнорируя целевую. Наука устанавливает действующую причину мира, а не конечную - целевую.

 

Что это значит в плане проблемы мировоззрения? Рациональность или разум науки ничего не говорит о смысле мира, его назначении, о смысле и цели самой науки, ее существования. Да, наука отвечает на вопрос " КАК " нам что-либо сделать, как нам этого добиться, но она не говорит нам " ДЛЯ ЧЕГО " нам это нужно делать? Как мы живем, существуем - физиологически функционируем, но не для чего мы живем. Ответы на эти вопросы пытается найти философия. А ее способность задавать подобные вопросы, усматривать проблемы подобным образом именуется «философским разумом».

 

Поэтому мы можем говорить о разуме,или теоретическом мышлении, философиикак о ее целераскрывающей способности в области науки. Эта способность позволяет философии устанавливать законы и в сфере нравственности[4]. Исконная сфера разума философии, т.о., это сфера свободы, возможности (творческой, например), а не детерминизма.

 

Вывод: философский разум - это способность видеть, ставить цель в познании (или существовании), указывать цель для человеческой деятельности, устанавливать иерархию ценностей. Это способность к усмотрению смысла явлений (в том числе и с точки зрения человеческих или культурных - этических - ценностей), а не только к установлению связей между ними.

 

Рациональность науки далека от совершенства. Что успешно доказал ее кризис как кризис классического рационализма на рубеже 19-20 веков:

- возникновение неклассической физики

- кризис оснований математики

- открытие факта множественности логических систем

- психологическое учение о подсознательном и его влиянии на сознание

- интерес к неевропейским культурам

 

Итак, наука – не единственная форма теоретического мировоззрения, « претендующая» на «роль»источника истинного и «адекватного» знания. Смешивать знание с одной из его форм (научной) – это заблуждение. Потому что основа знания – опыт (как эмпирический, так и рациональный; как материальный, так и духовный и т.п.). Сфера нашего опыта не исчерпывается областью материальных объектов, она - шире. Хотя бы, потому что мы культурные/духовные существа и наша деятельность всегда целесообразна. Это обстоятельство и отражается в телеологическом принципе философского познания таких свободных, самоорганизующихся объектов как человек, общество, культура - ДУХ. Не познавать, подобно науке, а понимать живую связь не только явлений человека, но и природы, человека и природы - вот одна из задач философского познания.

 

Вывод. В понятии философской рациональности фиксируется более широкое представление о теоретическом знании, чем в науке. Это происходит благодаря тому, что понятие разума рассматривается в философии сквозь призму понятия " цели ". Есть действующая причина, а есть целевая. Функция разума - познание целевых причин. Цель – это Благо (истина, добро, красота). Философский разум - это способность к познанию цели. В науке же разум как рациональная познавательная способность (или просто – «рациональность») сужается до сугубо инструментальной трактовки. Почему? В естествознании нет принципа целесообразности. На определенном этапе исторического развития он был элиминирован из естествознания. А понимаемый философски разум является исходной точкой для всех обсуждаемых значений рациональности. Философия в этом смысле является базовой дисциплиной (теоретическим ядром) по отношению к науке. Хотя потихоньку рациональность науки вытесняет Разум (война, насилие, расизм, агрессия, животное состояние детерминизма: материального, например). Триумф механистического подхода к человеку[5].

 

Итак, философия - как единственная из форм теоретического мировоззрения - проливает свет на нашу человеческую/культурную природу, на нашу человеческую (а не научную) разумность, позволяет нам распознавать цели в нашем познании, устанавливать иерархию в мире ценностей, и потому она по праву является системой основополагающих идей в любом мировоззрении. Это справедливо не только в аксиологическом, но и в онтологическом смысле, если мы определим философию как знание о мире как о целом (или как о первичной реальности, как о реальности в целом), а не как о ее разрозненных фрагментах.

Специфика философии

(как теоретического ядра мировоззрения) [6]

- Методически организованное мышление, спецификой которого является соотнесение различных способов видения объектов.

- Говорит не о законах, а о смыслах.

- Не о первой (физической), а о второй природе - о культуре.

- Функция - обеспечение субъективных предпосылок человеческой свободы: Проясняет обоснованность той или иной системы ценностей в ответе на вопрос о смысле жизни.

- Задает критерии выбора системы ценностей и требует от человека осуществить этот выбор самостоятельно.

- Если научное мышление объясняет область того, что есть, то философское знание также охватывает область того, что должно быть (ценностей, смысла и целей человеческого существования).

- Интересуется тем, что не интересует науку: связью частных явлений (эмпирических фактов) с общим и целым, их жизненным смыслом и значением, проблемой предельных оснований бытия и познания.

- Направлена на поиск всеобщего в системе отношений "человек-мир"

(См. "Философия в вопросах и ответах" М., Проспект, 2005.)

 

1.Философия: - Предмет

- Структура

- Основные элементы структуры философского знания

- Система категорий (бытие, познание, мир, материя, разум…)

2.Основные элементы в структуре философского знания:

· Онтология (мир есть, констатируем)

· Гносеология (познаем его, теоретизируем)

· Праксеология (изменяем, действуем)

· Аксиология (вырабатываем правила действий) этика

· Эстетика (критерий, напр., внешний/визуальный и т.п. оценки содеянного)

· Антропология (от кого он зависит - этот критерий - от человека?)

· Социальная философия (от нас?)

· История философии

3.Система категорий.

Разум -одна из основных философских категорий.

Общее/родовое свойство человека

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...