18. Комментарий. 19. Романс Вора. но только слишком в дебри не залезь, . Часть II. 22. Романс князя Мышкина
18. Комментарий
Как нравится романс его тебе. Гадай, как оказался он в толпе, но только слишком в дебри не залезь, и в самом деле, что он делал здесь, среди дождя, гудков автомашин, кто может быть здесь более чужим, среди обвисших канотье, манжет и старых пузырящихся газет, чем вылезший на монотонный фон нечесаный смятенный солдафон.
Кошмар столетья – ядерный грибок, но мы привыкли к топоту сапог, привыкли к ограниченной еде, годами лишь на хлебе и воде, иного ничего не бравши в рот, мы умудрялись продолжать свой род, твердили генералов имена, и модно хаки в наши времена; всегда и терпеливы и скромны, мы жили от войны и до войны, от маленькой войны и до большой, мы все в крови – в своей или чужой.
Не привыкать. Вот взрыв издалека. Еще планета слишком велика, и нелегко все то, что нам грозит не только осознать – вообразить.
Но оборву. Я далеко залез. Политика. Какой‑ то темный лес. И жизнь и смерть и скука до небес.
Что далее. А далее – зима. Пока пишу, остывшие дома на кухнях заворачивают кран, прокладывают вату между рам, теперь ты домосед и звездочет, октябрьский воздух в форточку течет, к зиме, к зиме все движется в умах, и я гляжу, как за церковным садом железо крыш на выцветших домах волнуется, готовясь к снегопадам.
Читатель мой, сентябрь миновал, и я все больше чувствую провал меж временем, что движется бегом, меж временем и собственным стихом. Читатель мой, ты так нетерпелив, но скоро мы устроим перерыв, и ты опять приляжешь на кровать, а, может быть, пойдешь потанцевать. Читатель мой, любитель перемен, ты слишком много требуешь взамен
поспешного вниманья твоего. И мне не остается ничего, как выдумать какой‑ то новый ход, чтоб избежать обилия невзгод, полна которых косвенная речь, все для того, чтобы тебя увлечь. [19] Я продолжаю. Начали. Пора. Нравоучений целая гора из детективной песенки Вора.
19. Романс Вора
Оттуда взять, отсюда взять. Куда потом сложить. Рукою в глаз, коленом в зад, и так всю жизнь прожить.
И день бежит, и дождь идет, во мгле бежит авто, и кто‑ то жизнь у нас крадет, но непонятно кто.
Держи‑ лови, вперед, назад, подонок, сука, тать! Оттуда взять, отсюда взять, кому потом продать.
Звонки, гудки, свистки, дела, в конце всего – погост, и смерть пришла, и жизнь прошла как будто псу под хвост.
Свистеть щеглом и сыто жить, а также лезть в ярмо, потом и то и то сложить и получить дерьмо.
И льется дождь, и град летит, везде огни, вода, но чей‑ то взгляд следит, следит за мной всегда, всегда.
Влезай, влетай в окно, птенец, вдыхай амбре дерьма, стрельба и смерть – один конец, а на худой – тюрьма.
И жизнь и смерть в одних часах, о, странное родство! Всевышний сыщик в небесах и чье‑ то воровство.
Тебе меня не взять, не взять, не вдеть кольца в ноздрю, рукою в глаз, коленом в зад, и головой – в петлю!
20. Комментарий
Поэты утомительно поют, и воры нам загадки задают. Куда девался прежний герметизм. На что теперь похожа стала жизнь. Сплошной бордель. Но мы проявим такт: объявим‑ ка обещанный антракт.
Танцуйте все и выбирайте дам. Осмеливаюсь я напомнить вам: не любят дамы скучного лица.
Теперь уж недалеко до конца.
(Уходит, следует десятиминутный джазовый проигрыш) Конец первой части
Часть II
Уже дома пустеют до зари, листва – внизу, и только ветер дует,
уже октябрь, читатели мои, приходит время новых поцелуев. Спешат, спешат над нами облака куда‑ то вдаль, к затихшей непогоде. О чем писать, об этом ли уходе. И новый свет бежит издалека, и нам не миновать его лучей. И, может быть, покажется скучней мое повествование, чем прежде. Но, Боже мой, останемся в надежде, что все же нам удастся преуспеть: вам – поумнеть, а мне – не поглупеть. Я продолжаю. Начали. Вперед.
Вот шествие по улице идет. Уж вечереет, город кроет тень. Все тот же город, тот же год и день, и тот же дождь и тот же гул и мгла, и тот же тусклый свет из‑ за угла, и улица все та ж, и магазин, и вот толпа гогочущих разинь. А вечер зажигает фонари. Студентики, фарцмены, тихари, грузины, блядуны, инженера и потаскушки – вечная пора, вечерняя пора по городам, полупарад ежевечерних дам, воришки, алкоголики – крупа... Однообразна русская толпа. О них еще продолжим разговор, впоследствии мы назовем их – Хор. Бредет сомнамбулический отряд. Самим себе о чем‑ то говорят, князь Мышкин, Плач, Честняга, Крысолов о чем‑ то говорят, не слышно слов, а только шум. Бредут, бредут хрипя, навеки погруженные в себя, и над Счастливцем зонтик распростерт, и прижимается к Торговцу Чорт, принц Гамлет руки сложит на груди, Любовники белеют позади. Читатель мой, внимательней взгляни: завесою дождя отделены от нас с тобою десять человек. Забудь на миг свой торопливый век и недоверчивость на время спрячь, и в улицу шагни, накинув плащ, и, втягивая голову меж плеч, ты попытайся разобрать их речь.
22. Романс князя Мышкина
В Петербурге снег и непогода, в Петербурге горестные мысли, проживая больше год от года, удивляться в Петербурге жизни. Приезжать на Родину в карете, приезжать на Родину в несчастьи, приезжать на Родину для смерти, умирать на Родине со страстью. Умираешь, ну и Бог с тобою, во гробу, как в колыбельке чистой, привыкать на родине к любови, привыкать на родине к убийству. Боже мой, любимых, пережитых, уничтожить хочешь – уничтожишь, подними мне руку для защиты, если пощадить меня не можешь. Если ты не хочешь. И не надо.
И в любви, испуганно ловимой, поскользнись на родине и падай, оказавшись во крови любимой. Уезжать, бежать из Петербурга. И всю жизнь летит до поворота, до любви, до сна, до переулка зимняя карета идиота.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|