Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совместная деятельность педагогов и родителей




Педагогическая поддержка

 

Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в младшем дошкольном возрасте — организовать условия для благополучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом привыкание ребенка к условиям детского сада зависит от организации его жизни в семье (режима, особенностей питания), развития элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах.

Для более успешной адаптации воспитатель предлагает следующие совместные формы с родителями.

· «Первое знакомство», когда мама и ребенок впервые ненадолго приходят в младшую группу, знакомятся с новым окружением, которое ждет малыша в детском саду (шкафчик в раздевалке, интересные игрушки, кроватка в спальне). Ребенок пробует проявить себя в интересной для него деятельности — порисовать красками, поиграть с водой и песком, слепить мячик из пластилина.

· «Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем»: мама или кто-нибудь из близких малыша принимает участие в совместных играх и других видах деятельности.

· «Делаем рисунок (поделку) в подарок группе».

Для родителей младших дошкольников, которые только поступили в детский сад, особенно важно помочь понять свои возможности как родителя и особенности своего ребенка, узнать, какие возможности для развития ребенка есть в дошкольном учреждении. С этой целью для вновь поступивших воспитанников и их родителей педагоги проводят совместный праздник «Здравствуй, детский сад!». Его цель — эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения.

В беседах с воспитателями, психологом родители знакомятся с возможными средствами повышения своей психолого-педагогической компетентности. Это знакомство с материалами информационных бюллетеней и тематических газет, консультации у педагогов и специалистов дошкольного учреждения, посещение программ психолого-педагогического образования родителей, участие в психолого - педагогических тренингах на темы «Знаю ли я своего ребенка?», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка». В дальнейшем с помощью ежемесячных информационных бюллетеней «Для вас, родители» они узнают о планируемых в дошкольных учреждениях мероприятиях и выбирают наиболее значимые и интересные для себя.

Постепенно воспитатель включает родителей в активное сотрудничество с педагогами группы, нацеливает их на совместное развитие ребенка. Так, например, развивая у детей чувство привязанности к своим близким, желание помочь, позаботиться о них, воспитатель включает в решение этих задач родителей. Родители вместе с детьми рассматривают семейный альбом, узнают и называют близких родственников (бабушка — мамина мама, тетя Вера — мамина сестра), рассуждают с детьми о внимании со стороны близких и о заботе по отношению к ним.

Решая задачи развития детской самостоятельности, инициативности, родители поддерживают стремление малышей участвовать в элементарной трудовой деятельности: вместе с мамой испечь пирожки, помочь навести порядок в комнате, сделать полку вместе с папой. Воспитатель подчеркивает, что взрослым очень важно поощрять самостоятельность детей, поддерживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за помощь и заботу.

 

Педагогическое образование родителей

 

Педагогическое образование родителей младших дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя.

Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы, например «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг». Педагог стремится поддержать активность, заинтересованность родителей, предлагает такие формы встреч, как дискуссии, круглые столы, вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры.

Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей, обращая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно важно вызвать у родителей младших дошкольников интерес к вопросам здоровья ребенка, желание укреплять его не только медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, совместных с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных игр), прогулок. В ходе бесед «Почему ребенок плохо адаптируется в детском саду?», «Как уберечь ребенка от простуды?» воспитатель подводит родителей к пониманию того, что основным фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи.

 

Совместная деятельность педагогов и родителей

 

Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми — сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.

Развитию совместного общения взрослых и детей помогут циклы игровых встреч с мамами: «Вот она какая, мамочка родная» (мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют, угощаются сладостями собственного изготовления), «Сильные, ловкие, смелые» (дети вместе с родителями играют в подвижные игры), «Мы рисуем Новый год» (дети вместе с близкими рисуют).

Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье праздник». Очень интересный проект, созданный совместно с родителями, — групповой фотоальбом «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души» о детях группы, в котором можно кроме фотографий детей представить зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях.

Лучше узнать возможности родителей, их таланты поможет педагогу участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах: «Визитная карточка осени», «Рождественский подарок», «Мамина фантазия, папины руки — в доме веселье, не бывает скуки», «Игрушки для театра — просто и занятно». Очень важно, чтобы после конкурса были отмечены все его участники.

Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями младших дошкольников воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности.

Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития — у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми, он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я был маленьким...») и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для ребенка — его родители, близкие.

В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, на то, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.

Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка:

· развитие детской любознательности;

· развитие связной речи;

· развитие самостоятельной игровой деятельности детей;

· установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и

· развитие дружеских взаимоотношений;

· воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской

· деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников

1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.

2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умение оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.

3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.

4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.

5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.

6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.

7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

 

Педагогический мониторинг

Продолжая изучение особенностей семейного воспитания, педагог знакомится с традициями семейного воспитания, обращает внимание на благополучие детско-родительских отношений в разных семьях, проблемы конкретных родителей в воспитании детей, изучает удовлетворенность родителей совместной деятельностью с педагогом.

Решая эти задачи, воспитатель проводит анкетирование родителей «Семейное воспитание», «Мы и наш ребенок», беседу с родителями «Традиции нашей семьи».

Понять особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье педагогу помогут беседа с ребенком «Ты и твоя семья» (автор А. И. Захаров) и диагностическая игра «Почта».

Для изучения удовлетворенности родителей в совместной деятельности воспитатель проводит анкетирование родителей «Вместе с детским садом», диагностическую беседу «Какой я родитель».

 

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбранных направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей) и конкретных проблем, выявленных в ходе диагностики.

 

Педагогическая поддержка

В средней группе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы — возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время. Для того чтобы педагогу лучше узнать особенности семей своих воспитанников, сплотить родительский коллектив, сблизить родителей со своими детьми, можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы: «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья».

Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совместное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья?», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей». Фотоальбом «По секрету всему свету» позволит узнать о жизни каждой семьи: о любимых занятиях, увлечениях, о совместных делах взрослых и детей, семейных праздниках, походах. Каждая семья оформляет свою страницу альбома, посвященную традициям, интересам детей и взрослых.

В ходе взаимодействия с родителями педагог подчеркивает, что эффективное интеллектуальное развитие детей невозможно без участия семьи, близких. Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательности, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых способностей. С этой целью он предлагает родителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка? (камешки, листья)», «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных) предметов», «Отгадай, какие слова я пропустила в рассказе, и составь сам „неполный" рассказ», «Как, посмотрев в окно, узнать, холодно ли на улице?»

Поскольку представления детей о социальном окружении складываются на основе конкретных детских впечатлений о своей улице, районе, родном городе, педагогу важно заинтересовать родителей знакомством ребенка с родным городом. Для этого может быть проведена викторина «Знаем ли мы свой город?».

В газетах, тематических информационных бюллетенях для родителей воспитателю необходимо представить информацию о том, что рассказать дошкольнику о своем районе и городе, как лучше познакомить его с достопримечательностями, какие «заветные» уголки родного города можно посетить с детьми разного возраста, как помочь ребенку выразить свои впечатления об увиденном.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...