Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджет Европейского Союза: разработка, принятие и исполнение




Бюджет ЕС представляет собой правовой акт, посредством которого планируются и утверждаются все необходимые доходы и расходы ЕС в каждом бюджетном году. В Договоре о ЕС правовая природа бюджета и его соотношение с другими нормами вторичного права не определены; бюджет не упомянут и в перечне актов ЕС. Однако в Договоре предусмотрен и детально урегулирован специальный порядок утверждения бюджета, отличный от процедуры принятия иных актов.

Акт о бюджете является основанием возникновения специфичных правоотношений между ЕС и государствами-членами. ЕС обладает правом требования в отношении определенных в бюджете средств, а на государства возлагается соответствующее финансовое обязательство, вытекающее из Договора и специальных нормативных актов в бюджетной сфере. Именно в Акте о бюджете устанавливаются состав, величина и временные рамки исполнения соответствующих обязательств, а также ставки и иные нормативы. Посредством бюджетных решений действие норм бюджетного права ЕС выходит за пределы органов ЕС и распространяется на государства-члены в качестве обоснования обращенного к ним финансового требования. Бюджетный акт не затрагивает прочие, негосударственные, субъекты; иное возможно при осуществлении мероприятий по исполнению бюджета (например, при предоставлении субвенции), которые могут приводить к возникновению правовых последствий непосредственно для физических и юридических лиц.

Утверждение бюджета ведет к возникновению у соответствующих институтов ЕС полномочий по распоряжению средствами в определенном планом объеме, но не обязанности по фактическому совершению запланированных расходов. Сам по себе план бюджета не является достаточным правовым основанием расходования средств. Правовой базой полномочий Комиссии по совершению бюджетных расходов служатпрежде всего нормы первичного права, регулирующие предметные аспекты деятельности ЕС.

Обязанность по совершению расходов является производной от общей компетенции институтов ЕС по выполнению возложенных на них функций.

ЕС обеспечивает себя финансовыми средствами, которые требуются для достижения его целей и проведения его политики. Структура собственных средств:

1) отчисления, премии, дополнительные и компенсационные платежи, а также иные платежи, взимаемые с товарооборота с третьими странами в рамках общей сельскохозяйственной политики;

2) таможенные пошлины Единого таможенного тарифа, другие аналогичные таможенные платежи, взимаемые с товарооборота с третьими странами, а также таможенные пошлины на товары номенклатуры ЕОУС;

3) отчисления от поступлений национальных налогов на добавленную стоимость;

4) процентные отчисления от величины валового общественного продукта;

5) прочие собственные средства (налог на жалованье персонала, процентный доход от капитала, полученные взносы на осуществление программ, штрафы и др.).

В ст. 272 Договора проводится различие между обязательными и необязательными расходами. Это разделение объясняется в первую очередь политическими причинами и связано с распределением бюджетных полномочий между институтами ЕС. Обязательные расходы утверждаются Советом, необязательные – Парламентом. Последний имеет возможность в определенных пределах увеличить по сравнению с предшествующим годом размер необязательных расходов путем соответствующего изменения представленного Советом плана бюджета.

Бюджетный процесс представляет собой последовательность отдельных этапов разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В нем участвуют Совет и Парламент, образующие в совокупности бюджетный орган ЕС, Комиссия, а также Счетная палата, осуществляющая бюджетный контроль.

Процесс разработки и принятия бюджета начинается 1 сентября и завершается 31 декабря года, предшествующего бюджетному. Для каждого этапа правом ЕС определены сроки, обязательные для бюджетного органа.

Этапы бюджетного процесса:

1) разработка предварительного проекта. Бюджетный процесс начинается с представления органами и службами смет их расходов и поступлений. Комиссия составляет на их основе предварительный проект бюджета;

2) утверждение проекта бюджета. Предварительный проект бюджета с сопроводительными материалами должен быть представлен Совету. Одновременно проект представляется Парламенту. По окончании консультаций Совет квалифицированным большинством голосов принимает решение об утверждении проекта предварительного бюджета. Принятый Советом проект бюджета направляется Парламенту для рассмотрения в первом чтении. Бюджет может быть окончательно утвержден уже в первом чтении, если Парламент одобрит его в течение 45 дней

В декабре текущего года представители Европейского парламента заявили о том, что приняв бюджет на 2013 год, они смогли избежать бюджетного кризиса в качестве дополнения к бушующему в еврозоне экономическому кризису.

Депутаты Европейского парламента в ходе заседания одобрили бюджет Евросоюза на 2013 год в размере около 133 миллиардов евро, примерно 172 миллиарда долларов, устранив тем самым некоторую неопределенность по поводу будущего финансирования евроблока.

По словам Горана Фарма, члена Европарламента из Швеции, депутаты смогли этим решением избежать бюджетного кризиса в качестве дополнения к нынешнему экономическому кризису.

Согласно бюджету на следующий год, платежи Евросоюза уже в 2013 году будут ограничены общей суммой в 132,84 миллиарда евро, что почти на 2,9% больше изначального бюджета на нынешний год.

Отметим, что голосование также даст ход еще дополнительным 6 млрд евро расходов на нынешний год, которые должны закрыть нехватку финансирования многих программ, которые поддерживают исследования, а также сферы образования и занятости. В результате этого общие расходы еврозоны в 2012 году составят порядка 135 миллиардов евро, что является рекордно высоким значением.

В данный момент около трех четвертей годового бюджета Евросоюза расходуются на субсидирование сферы сельского хозяйства, а также строительство новых мостов, автомагистралей и многих других общественных инфраструктурных проектов в наиболее бедных странах из Южной и Восточной Европы.

Более долгосрочные расходы Евросоюза сейчас все еще пока остаются под вопросом. Проект по бюджету на 2014-2020 года на общую сумму около 1 триллиона евро недавно обсуждался в ходе встречи лидеров стран-членов ЕС в ноябре, однако компромисса найдено не было. Следующий раунд бюджетных переговоров запланирован на февраль 2013 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...