Б. Ф. Ефимов, П. Г. Патохина использование алгоритмов в обучении математике // начальная школа, 1980. - №7. – с. 66-69
Важнейшее средство управления математической деятельностью — алгоритмы. Как известно, в математике многие задачи решаются на основе определенных правил. Так, в I—III классах выполнение четырех арифметических действий, решение уравнений, неравенств, вычисление значения выражений, нахождение длины отрезка, периметра и площади прямоугольника являются своего рода стандартизованными действиями, выполняемыми по определенному алгоритму. Умение применять алгоритмы должно постоянно совершенствоваться иавтоматизироваться. Обратимся к возможному методическому решению ряда вопросов, связанных с использованием алгоритмов при обучении математике в I—IIIклассах. Существенным в методике обучения алгоритмам являются вопросы обобщения, свертывания и переноса алгоритмов. Управление алгоритмической деятельностью будет осуществляться рационально, если обучающему известно, как строится эта деятельность. Исследования психологов показывают, что обучение алгоритмической деятельности вначале предполагает развернутый ход рассуждений, переходы от одного шага к другому требуют размышления и обдумывания. Каждый шаг производится в результате глубокого осознавания, лежащего в основе теоретического положения, что позволяет понять весь алгоритм. В процессе дальнейшего обучения структура рассуждения претерпевает следующие изменения. Во-первых, происходит объединение отдельных звеньев в одно целостное действие, переходы от одного звена к другому совершаются все свободнее и легче. Во-вторых, обосновывающая часть рассуждения становится все менее развернутой, суждения учащихся все более лаконичными, выражающими самую суть того, что регулирует действия. Далее, процесс рассуждения максимально свертывается, действия следуют друг за другом без размышления. При этом автоматизация умственных действий не означает сведения мышления к навыку. В процессе решения новых задач, требующих применения знаний в новой обстановке, к измененному материалу, рассуждение вновь приобретает развернутые формы.
Способность к свертыванию — один из компонентов математического мышления. Приобучении алгоритмам вопросу свертывания уделяется самое серьезное внимание. Необходимо целенаправленно управлять процессом свертывания переводя учащихся от одной ступени обобщения, способа действия к другой. Система упражнений при этом строится так, чтобы осуществлялось постоянное взаимодействие устного рассуждения и соответствующего письменного выражения последовательности действий. В школьной практике в процессе обучения вычислительным операциям ина этапе автоматизации навыков используется ограниченный круг способов задания алгоритмов (чаще всего алгоритм задается конкретным показом операций), что нередко приводит к формальному усвоению вычислительных приемов. С первых этапов усвоения алгоритмов необходимо учить детей переходить от одной формы задания их к другой. Это будет способствовать осознанному усвоению вычислительных приемов, переносу сформировавшихся знаний, умений и навыков. Рассмотрим пример переноса навыка умножения двузначного числа на однозначное вновые условия. Уже на первых этапах работы над алгоритмом следует показать различные формы задания его (конкретный показ операций — образец, последовательность команд — алгоритмическое предписание, правило). И в каждом случае предоставить учащимся возможность найти результат нескольких примеров, пользуясь той или иной формой.
На этапе ознакомления с вычислительным приемом алгоритм задается конкретным показом операций. Дети усваивают развернутый образец рассуждения (устно) и соответствующей системы действий. На этом же этапе можно предложить алгоритм, заданный последовательностью команд (в записи на доске или плакате): 1. Замени первый множитель суммой разрядных слагаемых. 2. Умножь каждое слагаемое на число. 3. Сложи полученные результаты. На этапе частичного свертывания можно также использовать названные способы задания алгоритма. Так, конкретный показ операций будет выглядеть следующим образом: 24*2= (20 + 4) *2 = 48. Частичное свертывание можно мотивировать так: «Вы умеете быстро умножать сумму на число, умножайте в уме так: 20 на 2, получится 40, 4 па 2, получится 8, 40 да 8, равняется 48, поэтому и в последовательности команд оставим два шага: замени множимое суммой разрядных слагаемых, умножь сумму на число». Шаги могут быть названы детьми и уточнены учителем. Свернутый алгоритм так же следует дать на плакате. При изучении умножения однозначного числа на двузначное большая часть работы может быть выполнена детьми самостоятельно. Так, дети сами могут объяснить вычислительный прием по образцу, по просьбе учителя наметить развернутый план решения, записать его, сверить с планом, записанным на плакате. Вместе с учителем полезно выяснить, какие действия можно выполнить быстро, не расписывая, свернуть их в образце и в алгоритмическом предписании. И снова дети сами могут дать образец свернутой записи системы рассуждений. При изучении других концентров сформированные знания, умения и навыки переносятся на новую область чисел.1 Так, изучение умножения многозначного числа на однозначное начинается с переноса знания правила умножения на число суммы двух слагаемых на случаи, когда сумма имеет три, четыре и более слагаемых. Этот процесс переноса может быть осуществлен следующим образом. Учащимся предлагается вычислить значение выражения вида (9+7)*8, пользуясь предписанием: 1) умножь первое слагаемое на число; 2) умножь второе слагаемое на число; 3) сложи полученные результаты. При помощи этого алгоритма дети вычисляют значение нескольких выражений. Затем им предлагается самостоятельно составить развернутый алгоритм для решения примеров вида (4+5+6)*3, вычислить с помощью его значение ряда выражений и проверить, возможно ли* так же вычислять значения выражения, имеющего три, четыре, пять слагаемых. И наконец, как обобщение описанной работы может быть составлен свернутый алгоритм умножения суммы на число для любого числа слагаемых:
1. Умножь каждое слагаемое на число. 2. Сложи полученные результаты. От алгоритмического предписания (последовательности команд) можно перейти к правилу: «Чтобы умножить сумму на число, можно каждое слагаемое умножить на это число и полученные результаты сложить». Далее формируется умение применять это правило при вычислении значения соответствующих выражений. Позже воспроизводится алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, он записывается последовательностью команд: 1. Замени первый множитель суммой разрядных слагаемых. 2. Умножь эту сумму на число. Детям предлагается попытаться найти результат таким же путем, умножая, например, 243 на 2. В процессе решения учащиеся выясняют, что знакомый им алгоритм применим к решению примеров новой области чисел. И снова как обобщение работы над алгоритмом учащимся называется правило умножения любого числа на однозначное число и закрепляется в системе упражнений. На этапе обобщения правила умножения суммы на число включаются задания, требующие поиска рационального алгоритма вычисления. Так, полезны задания вида: (6+4)*3 (8+7+5)*4 (16+14)*3 В данных случаях учащиеся должны заметить, что сначала удобнее вычислить сумму слагаемых, а затем умножить ее на число. Подобные упражнения предупреждают формальное применение правила, формируют умение выбирать более рациональные способы вычислений. Аналогично осуществляется работа с другими алгоритмами арифметических действий. Наряду с переносом усвоенных алгоритмов на новую область чисел широко используются на этапе обобщения работы над алгоритмами упражнения в применении различных алгоритмов к одной и той же паре чисел. При этом учащиеся сами могут осуществить перенос на основе имеющихся знаний, умений и навыков или осуществить его с помощью учителя. Например, учащиеся III класса, решая пример 48-15, могут применить различные алгоритмы. Чаще всего первыми они называют алгоритм, основанный на правиле умножения числа на сумму: 48*(10+5) = 48*10 + 48*5= 480+240=720. Учитель может предложить детям составить алгоритм, заданный последовательностью команд: 1) замени второй множитель суммой разрядных слагаемых; 2) умножь число на сумму. Далее вместе с учителем они выясняют возможность применения при вычислениях правила умножения числа на произведение и составляют соответствующее алгоритмическое предписание.
Аналогично обнаруживается применимость правила умножения суммы на число. Обобщая выполненную работу, следует подчеркнуть разнообразие алгоритмов действий, сравнить их, выявить рациональный. В данном случае учащиеся способны сами воспроизвести и применить различные алгоритмы, так как с каждым из них они знакомы, знают теоретические положения, лежащие в основе вычислительных приемов, владеют умением применять алгоритмы при вычислении значения выражений. Обучение переносу алгоритмов возможно не только при изучении арифметических действий, но и при изучении равенств и неравенств. Так, уже с I класса учитель может управлять процессом сравнения чисел с помощью следующего алгоритма: 5...7 1. Назови числа, которые нужно сравнить. 2. Назови число, которое при счете встречается раньше. 3. Назови число, которое при счете встречается позже. Если одно число при счете встречается раньше другого, то оно меньше его. 4. Поставь нужный знак. В I классе, пока еще дети не научились хорошо читать, последовательность шагов называет учитель. Выполняя действия по алгоритму, учащиеся накапливают опыт соответствующей работы, который в будущем они могут активно использовать при усвоении новых алгоритмов, а также при выполнении заданий, направленных на формирование наблюдательности и развитие интуиции. Так, вышеуказанный алгоритм позже включается как автоматическая операция при выполнении заданий на сравнение двух выражений (56—30...59—-30, 27+30...25+ +30), а также неравенств при проверке решения уравнения, при сравнении числа и выражения (8...8+9, 96—6...90 и др.). Выполнение этих упражнений требует определенных рассуждений, что развивает у детей самостоятельность мышления при усвоении теоретических положений, лежащих в основе выполнения заданий. Алгоритмы сравнения выражений на основе вычисления значений сравниваемых выражений могут быть заданы в форме выполнения действий по образцу.
Образец 6+4...6+3 7—2...7+1 6+4=10 6+3=9 10>9 6+4>6+3 Далее алгоритм задается последовательностью команд, развернуто указывающих способ сравнения. От него переходят к частично свернутому и применимому к большей области выражений: 1. Прочитай выражения, которые нужно сравнить. 2. Вычисли значение каждого выражения. 3. Сравни значения выражений. 4. Поставь нужный знак. Позже вторая и третья операции могут быть заменены одной — сравни выражения. Такая последовательность задания алгоритма сравнения выражений позволяет управлять процессом свертывания рассуждения и соответствующей системой действий. Отметим, что сравнение выражений приведенных выше видов в дальнейшем может осуществляться и иначе — на основе интуитивного понимания того факта, что когда к равным числам прибавляются (из них вычитаются) неравные, то сумма будет больше в том случае, когда прибавлялось большее число, и т. п. Алгоритмы сразнения чисел и выражений включаются в новые алгоритмы решения неравенств и в большинстве случаев выполняются в них как автоматические операции. Приведем примеры алгоритмов, заданных последовательностью команд: а... 5 1. Прочитай выражение. 2. Подставь вместо а числа, начиная с единицы: 1, 2, 3, 4, 5, 6. 3. Запиши, при каких значениях буквы а неравенство верно: а+18<24 1. Прочитай неравенство. 2. Подставь вместо а числа, начиная с единицы: 1, 2, 3 и т. д. 3. Вычисли значение полученных выражений. 4. Сравни их с заданным числом. 5. Запиши те значения буквы а, при которых верно равенство. Методически свертывание, преобразование, перенос алгоритмов решения неравенств осуществляется так же, как и в работе над алгоритмами арифметических действий. Работа над равенствами, неравенствами, уравнениями предполагает довольно высокий уровень обобщения знаний, умений и навыков, поэтому большая часть работы выполняется под руководством учителя. Однако следует использовать все возможности для самостоятельного составления, преобразования и переноса алгоритмов. Эффективность обучения алгоритмам в значительной степени зависит от соблюдения следующих, выделенных психологами условий. Первое условие — правильное соотношение упражнений по закреплению алгоритма как целостного действия и выделения входящих в него частных действий. При формировании алгоритмических способов деятельности необходимо учитывать одно и другое. Сведение упражнений к закреплению отдельных частных действий может привести к затруднению применения алгоритма в целом. Это условие предупреждает от длительной задержки на стадии развернутого действия. Не следует увлекаться максимально развернутыми алгоритмами долгое время. Как только учащиеся запомнят и осознают каждый шаг действия, необходимо переходить к свертыванию процесса рассуждения и соответствующей системе действий. Однако вредным может оказаться исключительно целостное выполнение сложного действия, без специального закрепления частных действий. Многочисленные ошибки учащиеся допускают при вычислении значения выражения. Причиной является исключительно целостное выполнение действия. Чаще всего задания по вычислению значения выражений предъявляются учащимся с указанием «Вычисли результат». На стадии первичного ознакомления с алгоритмами вычисления значения выражений отрабатывается каждая операция, составляющая его. При этом для каждой операции может быть предложен свой алгоритм. Например, «Прочитай выражение» — необходимый шаг любого алгоритма по преобразованию выражений — может быть задан следующим образом: 1. Установи, какое действие выполняется последним. 2. Вспомни, как называются компоненты при выполнении этого действия. 3. Прочитай, чем выражены эти компоненты. 4. Прочитай все выражение. Шаг «Вычисли значение выражения» также является самостоятельным алгоритмом, состоящим из нескольких: 1. Если в выражении без скобок указаны действия сложения и вычитания (или только умножения и деления), выполни действия в том порядке, как они записаны. Если нет, переходи к следующему шагу. 2. Если в выражении без скобок указаны действия сложения, вычитания, умножения и деления, выполни сначала действия умножения и деления в том порядке, как они записаны. 3. Если в выражении есть скобки, то сначала выполни действия в скобках. 4. Назови значение выражения. В процессе обучения вычислению значения выражений на начальном этапе отрабатывается каждый прием как развернутое действие. При этом предлагается соответствующий алгоритм в различной форме. Постепенно отработанные алгоритмы включаются в новый алгоритм как элементарные операции и выполняются автоматически. Развернутым становится вновь изучаемый алгоритм. В процессе преобразования одного алгоритма в другой максимально используется самостоятельность детей, им предоставляется возможность самим свернуть алгоритм или преобразовать его в связи с новой областью применения. В обобщенном виде алгоритм вычисления значения выражения может быть представлен так: 1. Прочитай выражение. 2. Установи порядок действий. 3. Выполни вычисления. 4. Назови значение выражения. В данном случае предполагается, что учащиеся овладели операциями настолько, что способны выполнить многие из них как элементарные. Но следует помнить, что понятие «элементарная операция», выполняемая как целостное действие, относительно. В одном случае операция элементарная, в другом — не элементарная. Все зависит от этапа обучения и наличия у ученика определенных знаний, умений и навыков. Так, в приведенном выше примере элементарность второй и третьей операций зависит от вида числового выражения, значение которого нужно определить и подготовленностью детей. Если в алгоритме некоторые учащиеся не выполняют какую-нибудь операцию как элементарную, то ее нужно отработать, вычленив из данного алгоритма, вернуть учащихся на стадию развернутого действия. При этом не следует задавать операцию в развернутом виде в данном алгоритме, так как излишнее дробление ее затрудняет усвоение алгоритма в целом. Когда же учащиеся усвоят способ действия в рамках этой операции и смогут выполнить ее как целостное действие, можно вернуться к алгоритму в общем виде. Второе условие — правильное соотношение осмысленных и автоматизированных действий в процессе формирования способов алгоритмической деятельности. Но когда сознание ученика направляется к достижению новой цели, также требующей приложения сил, первое действие из «главного» переходит в роль подсобного и постепенно перестает отвлекать внимание от новой цели, т. е. автоматизироваться. Так, при овладении умением читать математические выражения каждый шаг соответствующего алгоритма выполняется осознанно, но когда учащиеся овладеют умением читать выражения, то эта операция уже не осознается ими и выполняется автоматизирование Сознание же направлено на овладение приемами вычисления значений выражений. Таким образом, то, что было целью данного действия, должно превратиться в способ выполнения этого действия, которого требует новая цель. Третье условие — правильное соотношение количества упражнений, служащих цели закрепления алгоритма. Психологи утверждают, что на первых этапах закрепления алгоритма требуется большое количество упражнений, на последующих количество упражнений должно постепенно уменьшаться. При этом не следует перенасыщать учащихся выполнением упражнений на этапе первичного закрепления, но и не растягивать эти упражнения на длительный период. Итак, с помощью алгоритмов учащиеся быстрее и легче усваивают логическую последовательность выполнения действий. Опыт, формирующийся в процессе построения и преобразования алгоритмов, они впоследствии используют при изучении новых теоретических вопросов и построении новых алгоритмов. Обучение алгоритмам — важнейшее средство развития математического мышления: усваивая алгоритмы, осуществляя перенос ях в новые условия, дети учатся всесторонне анализировать математический материал, синтезировать и обобл1ать его по существенным признакам; в процессе алгоритмической деятельности формируются умения осуществлять переход от развернутых математических рассуждений к свернутым и обратно, от одного способа действия к другому, с прямого хода мысли на обратный. Применение алгоритмов в обучении способствует развитию культуры устной и письменной математической речи, характеризующейся точностью, лаконичностью, последовательностью. Использование алгоритмов позволяет увеличивать объем самостоятельной работы и возможности индивидуализации обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|