Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к аргументации собственного мнения по проблеме

Учитель русского языка и литературы

Наталья Георгиевна Харланова

Год

 

 

Содержание

1. Требования к аргументации собственного мнения по проблеме

 

2. Проблема несправедливости социального устройства общества

 

3. В чем заключается смысл жизни человека?

 

4. Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)?

 

5. Значимость труда в жизни человека.

 

6. Какое влияние оказывает личность на ход истории?

 

7. Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

 

8. Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве

 

9. Проблема истинного величия человека

 

10. Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Человек и война. Героизм.

 

11. Женщина и война

 

12. Проблема выбора профессии.

 

13. Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы?

 

14. Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

 

15. Сострадание ко всему живому на земле

 

16. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

 

17. Человек и природа

 

18. Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).

 

19. Проблема доброты, всепрощения. Проблема ответственности за свои дела

 

20. Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

 

21. Материнская любовь. Что такое материнская любовь. Кукую роль играет мать в нашей жизни? Как нужно относиться к матери

 

22. Проблема любви и ревности, дружбы и предательства.

 

23. Проблема восприятия искусства.

 

24. Бессмертие подлинного искусства

 

25. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

 

26. Проблема экологии культуры.

 

27. Почему следует беречь памятники культуры?

 

28. Образ Москвы в произведениях литературы.

 

29. Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека?

 

30. Как влияет телевидение на человека?

 

31. Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать?

 

32. Роль интернета в современной жизни.

 

33. Может ли Интернет заменить книгу?

 

34. Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь?

 

35. Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

 

36. Проблема подлинных и мнимых ценностей.

 

37. Проблема верности истине. (Что значит быть верным истине?). Проблема поиска истины. (Почему поиск истины так важен для каждого человека?)

 

38. Проблема мужественности мужчин, рыцарства

 

39. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?

 

40. Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными?

 

41. Что такое зло и что есть добро?

 

42. Проблема дружбы. Каким должен быть настоящий друг? Какую роль играет дружба в жизни человека?

 

43. Проблема совести, преступления и наказания. Что испытывает человек, преступив закон перед людьми или собственной совестью?

 

44. Проблема любви.

 

45. Проблема одиночества: какую роль играет одиночество в развитии нашей личности.

 

46. Что такое счастье? Достижимо ли оно?

 

47. Проблема сохранения семейных реликвий. Почему надо беречь старинные вещи?

 

48. Во имя чего может человек совершать чудеса, выносить тягчайшие испытания, совершать подвиги?

 

49. Радость открытий. Для чего нужны окрытия?

 

50. Проблемы русской эмиграции.

 

51. Трагическое детство. Проблема нищенского существования детей

 

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ.

В ПОМОЩЬ ПИЩУЩЕМУ СОЧИНЕНИЕ НА ЕГЭ, ИЛИ КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ПРИ АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЧАСТИ С ЕГЭ.

 

Не секрет, что самое трудное в написании сочинения по исходному тексту – аргументация своей точки зрения по поставленной автором проблеме, другими словами, - подбор фактов (причём, не мене двух) для подтверждения собственной позиции.

Требования к аргументации собственного мнения по проблеме

К4    
    Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  

 

К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме  
  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе.  

 

Таким образом, теперь, чтобы получить 2-3 балла за эту часть работы, нужно хорошо ориентироваться в литературе, особенно в тех произведениях, которые изучались нами в школе.

Напомним, что множество проблем, рассматриваемых в исходных текста, можно, в основном, свести к следующим:

- философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления;

- социальные проблемы касаются устройства и жизни общества;

- политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп;

- экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды

- н равственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.

Проблематика может быть:

– социально-политической

– культурно-бытовой

– нравственно-этической

– национально-исторической

– эстетической

– литературной и т. д.

Предложенный вам материал поможет вспомнить изученный произведения, их проблематику, имена главных героев. Повторив его, возможно, вы лучше сможете ориентироваться среди громадной информации при подготовке к ЕГЭ.

УСПЕХОВ!

 

 

  Проблемы   Литературный материал
Проблема несправедливости социального уст­ройства общества.  
  1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.
  2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Показана несправедливость социального устройства жизни.
  3. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.
  4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.
  1. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.
  2. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.
  3. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький человек», он отстаивает своё право на мечту.
  4. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.
В чем заключается смысл жизни человека?     Поиск счастья 1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Роман о поиске смысла жизни молодым героем. Онегин - «лишний человек», человек, не привыкший трудиться, не имеющий цели в жизни. В начале своего жизненного пути он увлечён светской жизнью, «наукой страсти нежной», но очень быстро разочаровывается во всём. Даже встреча с Татьяной Лариной, натурой цельной, страстной, способной сделать наполненной жизнь того, кого любит, не выводит Онегина из хандры. Встретив Татьяну в свете, он влюбляется в неё по-настоящему, но счастье с нею невозможно: она замужем. Онегин глубоко несчастлив. Хочется верить, что начнётся духовное перерождение Онегина, он обретёт смысл жизни. 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. Правдиво, убедительно рисует Лермонтов своего современника. Печорин получил светское воспитание, в начале жизни гоняется за светскими развлечениями, но его ждет разочарование. Он скучает, равнодушно относится к свету и испытывает глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Печорин - характер глубокий. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него с жаждой деятельности и с силой воли. Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. Он вмешивается в жизнь контрабандистов, губит Бэлу, оскорбляет равнодушием Максима Максимовича, играет любовью княжны Мери и Веры, убивает на дуэли Грушницкого…. Печорин внутренне опустошен, разочарован. Он, живет "из любопытства", у него неистребимая жажда жизни. Характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой». У Печорина нет цели в жизни, поэтому он несчастен. 3. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. 4. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа - Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошими», приносить добро людям. 5. М. Метерлинк «Синяя птица» Философская драма-феерия «Синяя птица» бельгийского символиста Мориса Метерлинка создана в В драме «Синяя птица» рассказывается о том, как главные герои, брат и сестра Тильтиль и Митиль, отправляются на поиски счастья, которые, наконец получают в борьбе с силами зла. Метерлинк считает, что человек имеет высокое назначение в жизни: она должен оставить после себя память на земле. Дети, попадаясь в Царство Будущего, видят детей, которые еще не родились. «Они непременно имеют с чем-то прийти на Землю - с пустыми руками туда не пускают...». Кто-то принесет машину, которая летает без крыльев, кто-то имеет средства удлинения жизни, а кто-то - преступления. Автор понимает, что в будущем людей ждут не только радости. Приход новых людей принесет и новые беды. Путешествуя, Тильтиль и Митиль не находят Синей Птицы: Птица из Страны Воспоминаний почернела, Птица из Царства Будущего стала красным, птицы из Дворца Ночи умерли. Автор старается довести, что мир невозможно познать до конца: процесс познания истины бесконечный. Но реальное счастье - своей Синей Птицы - дети отыскали не в сказке. Дома в клетке жила горлица. Отдав птичку больной соседке, мальчик делает ее счастливой, и она выздоравливает. Этим Метерлинк утверждает, что счастье заключается в добрых делах, в помощи другим. Девушка, которая была похожа на Душу Света, не удержала птицы - она улетает. Пьеса заканчивается символически: дети не нашли еще своего счастья, но они поняли простые истины любви и добра, ощутили свою ответственность за счастье других. Они вместе с автором призывают нас продолжать вечные поиски. Драма-Феерия М. Метерлинка «Синяя птица» преисполнена глубокого философского содержания. Счастье, по мнению автора, - это награда за жизненный путь, где каждый познает добро, любовь, сочувствие. Нужно лишь «расплющить глаза к потаенным глубинам души». В этих словах звучит гуманизм Метерлинка, писателя с нежным сердцем. 6. Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям. (Виктор Гюго) 7. Хьюберт Селби."Реквием по Мечте". Впервые был опубликован в 1978 году. Книга рассказывает о судьбах четырех жителей Нью-Йорка, которые, не в силах выдержать разницу между мечтами об идеальной жизни и реальным миром, ищут утешения в иллюзиях. Сара Голдфарб, потерявшая мужа, мечтает только о том, чтобы попасть в телешоу и показаться в своем любимом красном платье. Чтобы влезть в него, она садится на диету из таблеток, изменяющих ее сознание. Сын Сары Гарри, его подружка Мэрион и лучший друг Тайрон пытаются разбогатеть и вырваться из жизни, которая их окружает, приторговывая героином. Ребята и сами балуются наркотиками. Жизнь кажется им сказкой, и ни один из четверых не осознает, что стал зависим от этой сказки. Постепенно становится понятно, что главный герой романа - Зависимость, а сама книга - манифест триумфа зависимости над человеческим духом. Реквием по всем тем, кто ради иллюзии предал жизнь и потерял в себе Человека. Этот роман повествует нам, прежде всего, о том, что каждый человек мечтает о чём-то, страстно и безудержно, но эта страсть опаляет его, искажает его видение мира и заставляет идти к исполнению своего желания неверными путями. А кривая дорожка, как всем нам известно, может завести нас куда угодно. Сам автор говорит, что все его герои стремятся к так называемой "Американской мечте", но она на самом деле предполагает труд и значительные усилия, а все четыре персонажа "Реквиема по мечте" хотят получить всё сразу, по-быстрому и желательно бесплатно и с удовольствием. Именно поэтому все их желания тускнеют и разбиваются, заводя героев в отчаянное и кошмарное положение.
Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)? 1. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия 2.Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. 3. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда. 4. В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. 5. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. 6. «Поучение» Владимира Мономаха.Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности… 7. И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в главе «Сон Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. 8. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». 9. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание. 10.А. Алексин. «Безумная Евдокия». Краткое содержание книги: Повествование ведется от первого лица. Рассказчик вспоминает, как он познакомился со своей женой Наденькой. Как он сказал, что хочет на ней жениться, а она ответила: «Только учтите, у меня есть приданное: порок сердце и запрет иметь детей». Но все-таки у них родилась дочь. Назвали ее Оленькой. С этого момента, у них началась другая жизнь, все внимание уделялось Оленьке. Наденька перестала петь, рассказчик перестал печататься в журналах. Пропускается несколько лет их семейной жизни. (если быть точным, то 16 лет с небольшим). Воскресенье. Стучали в дверь. Это были Евдокия Савельевна, классная руководительница Оли, и двое ее подопечных, одноклассников Оленьки – Боря и Люся. Дочь рассказчика и Наденьки ушла с ними в поход, но куда-то пропала. Мать девочки разволновалась. Рассказчик винит в произошедшем тех троих, которые стоят у двери. А теперь немного об этих героях. О них мы узнаем опять же из воспоминаний. Евдокия Савельевна – классная руководительница 9 «Б». Ей 54 года, но ни возраст, ни одежда не имеют для нее значения. Хочет сплотить свой класс, для чего постоянно устраивает экскурсии, встречи с бывшими учащимися. Ругает тех, кто в классной жизни не участвует. Выделяет, по мнению Оленьки обычных людей, ничего не умеющих. А ее, талантливого художника, ставит ниже других, потому что она часто отлынивает от классных дел. Любимые слова Евдокии: ВСЕ ВМЕСТЕ. Люся – одноклассница и бывшая подруга Оленьки. Сначала Люся ходила за ней, восхищалась ее талантом. Рассказала о семейной трагедии. Мать Люси тяжело больна и прикована к постели. В художественной школе организовали встречу с живописцем. Они хотели вместе пойти, но мест не хватило. Оленька пошла, а Люся осталась на улице. С тех пор они были в ссоре. Люся узнала о том, что ее отец любит другую женщину, не ее маму. Стала учиться на двойки. Оленька стала ее защищать, но Люся отказалась от ее поддержки. Боря – еще один одноклассник Оленьки. Все время ходит за ней, уговаривая участвовать в классной жизни. По словам Оленьки, он очень назойлив. Оленька постоянно жалуется на них троих, и рассказчик всегда принимает сторону Оленьки. Затем рассказывается о любимом ученике «Безумной Евдокии»(так ее прозвала Оленька) – Мите Колягине. Он водитель, сам собрал свой автомобиль, на войне совершил подвиг: с температурой, он преодолев себя, доставил своему дяде лекарства, нужные ему для лечения других солдат. В честь Мити Колягина организовали поход. Устраивалось соревнование: ученики делились на группы и должны были найти кратчайшую дорогу от определенного места до поселка(этой дорогой в войну ехал Митя Колягин). Повествование возвращается в квартиру Наденьки и рассказчика. Велись поиски Оленьки. Евдокия спокойно обзванивала участки милиции, больницы, в первую очередь позвонила Мите Колягину, чтобы тот приехал. Наденька металась по комнате. Приезжает Митя, Евдокия объясняет ему ситуацию. Колягин и Боря уезжают искать Оленьку. Звонит телефон, Наденька берет трубку, ей говорят, видимо, что нужно прийти и опознать девочку. Тут с Наденькой что-то случилось, она перестает соображать. Вскоре вбегает Оленька и рассказывает, что она нашла тот самый короткий путь. Все это время она была у дяди Мити Колягина, никому ничего не сказав и не позвонив Евдокия разговаривает с рассказчиком. Сначала они спорят о поведении Оленьки, рассказчик, разумеется, защищает дочь. Но потом отец Оленьки понимает, что был не прав, что Оленька не совсем такая, какой он ее себе представлял. Узнает, что Боря был влюблен в Оленьку, что Оленька, защищая Люсю, когда та была двоечницей, рассказала про ее тайну. В общем, понимает, что вырастил эгоистку. Винит ее в том, что произошло с Наденькой. Евдокия решает разделить эту вину с Оленькой, потому что та не вынесет такой ноши. Евдокия говорит, что если б она не приходила, то с женой рассказчика все было бы в порядке Дальше рассказчик рассуждает о «роковом повороте» в их судьбе. Размышляет, что все внимание с рождения Оленьки было направлено только на дочь. В конце представлена такая фраза, процитирую: «И о сердце Надином вспомнил только сегодня… А ведь название ее болезни не совсем верное. Болезнь – это несчастье, а не порок. Порок сердца – нечто совсем иное, чего у Надюши никогда быть не могло.» Не совсем конечно кратко получилось, но все же короче чем в оригинале. Если бы меня спросили: «О чем эта книга?». Я бы ответила, что книга эта об эгоизме, неправильном воспитании и о взглядах на ситуацию с нескольких сторон. Из этой книги можно почерпнуть несколько полезных выводов: -нельзя растворяться полностью в человеке, считать, что он всегда прав, нужно анализировать поступки каждого. В противном случае человек, с которым вы общаетесь, живете, дружите, постепенно становится эгоистом и перестает ценить вас. -нужно рассматривать поступки, людей с разных сторон, иначе можно обмануться. -нужно постоянно анализировать себя, чтобы потом не сожалеть о прошлом. Родители нарушили первый пункт, второй и третий. Они сосредоточили свое внимание на Оленьке, не замечая, что растят эгоиста. «Безумная Евдокия» видела в Оленьке этот недостаток и пыталась втянуть ее в жизнь класса. Она хотела воспитать ее, но только ухудшила ситуацию: Оленька стала с еще большим отвращением относится к Евдокии, Люсе, Боре. И постоянно жаловалась на них родителям: «Вот посмотрите на меня, я такая талантливая, а меня все обижают» – как бы говорила она. А родители «развесив уши» встали на сторону дочери. Они забыли друг о друге. Рассказчик даже не заметил, что Наденька уже не поет. Рассказчик пишет: «Мы перестали вглядываться друг в друга. Наши глаза устремились в ином направлении. “Родители Оленьки” – это стало нашей главной приметой и главной профессией». А Оленька даже не позаботилась о том, чтобы ее родители не волновались, когда она была у дяди Мити Колягина. Даже не задумалась об этом. Вот до чего доводит слепая любовь.   Читая книгу, я сначала не одобряла Евдокию (даже посмеялась над ней разок), потому что я не хочу быть вместе со всеми. Потом я перешла на ее сторону и задумалась, а не воспитали ли мои родители такого же эгоиста как Оленька? Потому что я тоже не люблю быть в компании, не хочу быть как все. Хотя может это проблема общества, в общем не знаю, не знаю..   11.Яковлев Юрий. Разбуженный соловьямиРассказ о мальчике-изгое, который всем в пионерском лагере казался сигналом тревоги и предвестником неприятностей. Когда Селюженок украл пластелин, Татьяна Петровна, руководительница кружка, стала настаиваить на том, что С. Отправили домой. Но ночью мальчика разбудил соловей. Он шел к дереву с камнем, намереваясь убить птицу, но возле дерева замер, поражённый прекрасными звуками. А утром он слепил соловья таким, каким он его представлял. Фигурка была неуклюжая, но Татьяна Петровна первой разглядела, что соловей разбудил в мальчике нечто, интерес к жизни. Учительница чутко уловила перерождение ребёнка. 12. Вероника Тушнова.
Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника.   И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми.   Роберт Рождественский. Школьным учителям Удачи вам, сельские и городские Уважаемые учителя! Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы, удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите в школьные классы, Одни – как в клетку, Другие – как в храм. Удачи вам, занятые делами, Которых не завершить всё равно. Крепко скованные инструкций кандалами И окриками из РОНО. Удачи вам, по-разному выглядящие, С затеями и без всяких затей, Любящие или же ненавидящие Этих – будь они трижды! – детей... И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы, Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были.   Без его бы сердца доброго Не был мир так удивителен. Потому нам очень дорого Имя нашего учителя!     ...Вы знаете, Мне по–прежнему верится, Что, если останется жить земля, - Высшим достоинством Человечества Станут когда–нибудь учителя! Не на словах, а по вещей традиции, Которая завтрашней жизни под стать, Учителем надо будет родиться. И только после этого стать! Он, даже если захочет, не спрячется: На него, идущего ранней Москвой, Станут прохожие оборачиваться, будто на оркестр духовой! В нём будет мудрость талантливо–дерзкая. Он будет солнце нести на крыле... Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле.

 

Значимость труда в жиз­ни человека.   1. М. М. Пришвин «Кладовая солнца».Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан. 2. А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. 3. А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
Какое влияние оказывает личность на ход ис­тории? 1. Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. 2. Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов».Пушкин размышляетороли личности и понимание роли народа в истории. Прогрессивная, явно новаторская направленность трагедии заключается прежде всего в утверждении народа определяющей силой истории. Цари властвуют, лишь пользуясь обманом, темнотой, политической несознательностью народа; события истории решаются в конечном счете отношением к ним народа, его мнением — таков основной идейный пафос этой социально-политической трагедии. Борис Годунов, Самозванец, бояре враждебны народу. Своекорыстию господствующего сословия, противоречию интересов бояр и самодержавия в трагедии противопоставлены справедливость, доброта, великодушие, нравственная чистота и красота, совесть простого народа, подлинного хранителя национально русских свойств, нравов и обычаев. В стихийной ненависти к Борису народ может выкрикивать: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! Да гибнет род Бориса Годунова!» Но, увидев его детей под стражей, народ проникается к ним сочувствием: «Бедные дети, что пташки в клетке… Отец был злодей, а детки невинны». Узнав о том, что жена и сын Бориса злодейски убиты боярами, «нарой в ужасе молчит». Народ, вынашивавший мечту о добром, справедливом, идеальном царе, не мирится с царем-обманщиком, узурпатором, палачом. 3. У А.С. Пушкина есть стихотворение «Полководец», оно посвящено тому же историческому деятелю, о ком речь шла у Лаптева, чьи заслуги перед Россией и по сей день являются объектом жарких споров среди специалистов, - М. Б. Барклаю-де-Толли. Современники относились к нему с недоверием. Западная фамилия заставляла их сомневаться во всём, к чему имела отношение его "тёмная" личность. Стихотворение "Полководец" можно считать одой, песнью о доблести и самоотверженности человека, не оценённого современниками. 4. Роман В.Н.Ганичева «Адмирал Ушаков».Книга о великом флотоводце Адмирале Ушакове. Жизнь Ф.Ф. Ушакова была посвящена Отечеству, службе, русскому народу,это пример служения Отечеству русскому, Богу, щедро наделившему его воинским и человеческим талантом, давшему возможность так служить православной Руси, чтобы не было ему за эту службу укора от народа нашего. Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков. Заслуги Ушакова не были оценены императором Александром I, который назначил его на второстепенную должность главного командира Балтийского гребного флота и начальником 5. Барклай-де-Толли. Великий полководец. Это имя дорого каждому, кто задумывался над исторической судьбой нашей Родины. Наверное, трудно найти человека, который бы не связывал это имя с событиями Отечественной войны 1812 года. В. Лаптев – один из тех писателей, который пытается правдиво изобразить этот образ полководца. Автор в своей статье раскрывает внутренний мир героя. «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить»,- говорил Барклай-де-Толли. В. Лаптев с горечью отмечает, что титаны, начиная с Прометея, испытывали боль, потому что были не признаны народом. Не исключение и судьба полководца Отечественной войны 1812 года Б. Барклая-де-Толли, обвинённого в трусости и измене, получившего отставку накануне Бородинского сражения. Его дальнейшая судьба—это одиночество старого солдата, всю свою жизнь посвятившего Родине, русской армии.флотских команд в Санкт-Петербурге, а в 1807 году уволил в отставку. 6.
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свобод­ным? 1. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. 2. Ф. М. Достоевский.«Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет», т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, которые во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода понимается как подчинение своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.   3.Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.  
Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве 1. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме. В поэме-цикле «Реквием» Анна Ахматова рисует мрачную картину тюрем, страха и страданий миллионов людей. Вся страна становится жертвой машины смерти: 2. А. Т. Твардовский «По праву памяти». В этой поэме поставлена эта проблема очень остро. В сталинские времена популярной была сталинская формулировка: «Сын за отца не отвечает». Многих детей репрессированных заставляли публично отречься от своих родителей. Твардовский пережил такую трагедию: незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучило поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти», в которой он высказывает мысль о том, что каждый живущий несёт ответственность за то, что происходит в его стране. 3. “Колымские рассказы” — сборник рассказов, вошедший в колымскую эпопею Варлама Шаламова. Автор сам прошел через этот “самый ледяной” ад сталинских лагерей, поэтому каждый его рассказ абсолютно достоверен. В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта — человек, находящийся в лагере. И не просто в лагере, а в самом страшном из лагерей, воздвигнутом самой бесчеловечной из систем. Это максимальное подавление государством человеческой личности. 4. А. И Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». Эта книга раскрывает сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спадала. Из книги мы узнаём, как страшна судьба человека в тоталитарном государстве. 5. А. И Солженицын «Один день Ивана Денисовича».Главный герой произведения - простой русский человек, ничем не примечательный. Таких, как Шухов, в лагерях было очень и очень много. Перед нами предстают люди, которых судьба привела в концлагерь, часто это люди невиновные, не сделавшие ничего предосудительного. Читатель, проживший один день с персонажем, испытывает ужасное потрясение. Рассказы Солженицына помогают осмыслить роль простого человека в тоталитарном государстве. Русская действительность ХХ века была настолько страшна, что требовала преобразования. Писатель документально запечатлел в памяти своих современников и потомков всё, что стало школой жизни для целой страны. 6. М. Булгаков.»Мастер и Маргарита» Судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита» — пример трагической судьбы мечтателя в тоталитарном государстве. Мастер — образованный, высоконравственный человек. Беден его материальный мир, но очень богат мир духовный. Роман, который создаёт Мастер, написан на библейский сюжет. Роман, излагавший мысли, не соответствовавшие официальной точке зрения, был признан антисоветским. На создателя романа посыпалась критика, угрозы, донос, в результате Мастер становится душевнобольным. Герой романа Мастера — Иешуа — странник, проповедник христианских идей. Римская империя, в которой живёт Иешуа, тоже тоталитарное государство, оно похоже на то, в котором живёт Мастер, разница лишь во времени. Иешуа — умный, начитанный человек, цельная личность. Он не боится открыто проповедовать своё учение: все люди добрые, настанет царство истины. Его жизненная позиция не такая, какую проводит в жизнь духовенство и власть ке
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...