Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Причины и этапы развития социальных структур социума до государства. Отправной точкой в этом процессе было первое общественное разделение труда, в результате которого скотоводы отделились от земледельцев (примерно 4-9 тыс. лет назад) = > появился первый прибавочный продукт, что усилило обмен и обменные отношения, привело к возникновению торговли, появлению денег – сформировалась отдельная социальная группа – купцы = > От земледелия и скотоводства обосабливается ремесло, что слало причиной формирования новой социальной группы – ремесленников = > Развитие торговли и ремесла, улучшение орудий труда и производственных процессов привело к появлению добавочного продукта. Так началась дифференциация общества по имущественному признаку. Избыток продуктов производства, в первую очередь оказывался в руках сформировавшейся к тому времени социальной верхушке общества (вождей, жрецов, старейшин и пр.) = > Экономически господствующая верхушка стремилась удержать в своих руках властные и экономические полномочия: присваивала себе все новые функции, богатства, подчиняла соплеменников. Все более развивалась дифференциация, формировались группы с противоположными интересами: верхушки общества и социума. = > В различных слоях общества назревало недовольство, появляющееся в постепенно обостряющемся сопротивлении социума власти – более ярко появляется потребность в подавлении недовольных социальных групп и отдельных индивидуумов. Так сформировалась особая социальная группа, занимающаяся только регламентацией, управлением, регулированием, охраной отношений в социуме и подавлением сопротивления недовольных.
Таким образом, весь комплекс изменений привел к социальному расслоению, обособлению экономически и социально не равных классов и к появлению государства.
Причины и формы возникновения государства у разных народов. Выделению государства как особойсферы управления способствуетчетыре процесса: общественное разделение труда, появление добавочного продукта, развитие социального и экономического неравенства, формирование потребности новой формы управления в сфере производства и общественных отношений. Можно выделить четыре основные формы возникновения государства: афинскую, римскую, древнегерманскую и древневосточную, основанную на азиатском (восточном) способе производств: Афины - это самая чистая, классическая форма возникновения государства. Государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Оно появляется как результат развития экономического неравенства, института частной собственности. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов, плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Экономическое неравенство в Риме было развито, присутствовало социальное насилие, борьба патрициев и плебеев, вызванная насилием патрициев над плебеями в политической, социальной и экономической сферах, неравенством их социально-экономического и политического положения, сыграла одну из основных ролей в становлении государства. Именно она ускоряет формирование государственного аппарата (аппарата управления и подавления) - систематизирует и рационализирует процесс возникновения механизма государства. Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, способствовало завоевание обширных чужих территорий древнегерманскими племенами. Для формирования и развития господства над этими территориями родовая организация не была приспособлена в полной мере. Процесс ассимиляции римских территорий, обычаев, традиций, системы управления шел параллельно с процессом возникновения аппарата государства среди древнегерманских племен.
На первом этапе государство представляло собой динамично развивающуюся систему взаимодействия завоевателей и завоеванных. Процесс развития государственной власти и формирования институтов государства у германских племен был многогранным и включал в себя разложение родоплеменных отношений, возникновение института частной собственности, системы взаимодействия с римлянами и их культурой. Завоевание было сильным стимулирующим фактором в этом процессе Древневосточная форма возникновения государства. Государства Древнего Востока возникают на базе господства азиатского (восточного) типа производства. Азиатский (восточный) способ производства - это особая стадия развития общества, следующая за первобытно-общинным строем и основанная на централизованной системе ирригационного земледелия в сельских общинах. Для него характерны: слабое разделение труда; самообеспечиваемость общин; отсутствие (по другой трактовке, ограничение) частной собственности на средства производства; неразвитая торговля и политическая деспотия как особый тип монархической формы правления. Строится он не на эксплуатации рабов, а не эксплуатации общинников, рабство в нём сохраняет патриархальный характер. Таким образом, можно выделить два основных направления: восточное (азиатское) и западное (европейское).
Основные теории происхождения государства. Подробно описаны в Рабочей Тетради!
Понятие и сущность государства. Общечеловеческое и классовое в сущности государства. Государство – это особая, политическая организация власти в обществе, суверенная, универсальная, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность социума, создающа систему общепринятых, общеобязательных правил поведения людей, имеющая свою территорию, аппарат управления и подавления, взимающая налоги, необходимые для осущ. внутренних и внешних функций; это универсальная политическая территориальная организация социльно-дифференцированного общ-ва.
Таким образом, гос-во имеет несколько сущностей: культурную, религиозную классовую, общесоциальную и т.д. Классовая сущность государства заключается в том, что гос-во появляется там и тогда, где противоречия между классами возникают, проявляются и не могут быт примерены, когда общ-во разделяется на эксплуататоров и эксплуатируемых. Именно гос-во обеспечивает единство и одновременно многогранность социума, оно является координирующим и управляющим центром, центром политической власти. Общечеловеческая (общесоциальная) сущность выражается в уравновешивании антагонистических интересов сословий, групп и классов, в формировании некого равновесия в социуме, поиске согласия и сотрудничества между различными социальными слоями, группами, общественными силами.
Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества. Государство характеризуется следующими признаками: 1. Территорией и территориальной организацией власти: Территория государства - это определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства; это пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом, а также отдельных его составляющих частей). Отделяется от территорий других государств государственной границей. Государственная власть распространяется на все население в пределах данного государства, объединяет и выступает в качестве единственного официального представителя всех людей, населяющих данную территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, национальности. 2. Внутренним территориальным делением: Территория фиксирует пространственное распространение власти государства, его государственно-территориальное устройство, взаимодействие центра и регионов, показывает систему формирования и деятельности аппарата государства. Государство обладает территориальным верховенством власти.
3. Верховенством власти государства на данной территории: Только решения государственной власти распространяются на все население страны. Только государство может отменить или признать ничтожным любое проявление другой общественной власти; только оно обладает специальными методами воздействия на социум, которыми не располагает никакая другая общественная организация. 4. Легитимностью власти: это политико-правовое понятие, обозначающее положительное отношение жителей государства, больших групп населения, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание действии государства правомерными. 5. Наличием публичной власти: Это совокупность аппаратов подавления (отряды вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органы законодательной и исполнительной власти: правительство, министерства, органы территориального управления, управы, земства), которые выступают носителями государственного суверенитета. 6. Юридической принадлежностью населения к данному государству, выражающемуся в институтах гражданства в республиках, или подданства в монархиях; 7. Созданием финансово - налоговой системы: Система налогов, сборов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства, устанавливается и контролируется только самим государством. Государство устанавливает их для обеспечения деятельности публичной власти и использует на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а также на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.). Только государство устанавливает и взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. 8. Созданием законодательной системы: Никто другой кроме государства в лице специальных компетентных органов не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы). 9. Суверенитетом: Основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. Имеет две стороны: внутреннюю (исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории) и внешнюю (самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|