Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XVIII.  Горение.  Прилив.  Эклога 5‑я (летняя)




I

 

Я пил из этого фонтана

в ущелье Рима.

Теперь, не замочив кафтана,

канаю мимо.

Моя подружка Микелина

в порядке штрафа

мне предпочла кормить павлина

в именьи графа.

 

 

II

 

Граф, в сущности, совсем не мерзок:

он сед и строен.

Я был с ним по‑ российски дерзок,

он был расстроен.

Но что трагедия, измена

для славянина,

то ерунда для джентльмена

и дворянина.

 

 

III

 

Граф выиграл, до клубнички лаком,

в игре без правил.

Он ставит Микелину раком,

как прежде ставил.

Я тоже, впрочем, не в накладе:

и в Риме тоже

теперь есть место крикнуть «Бляди! »,

вздохнуть «О Боже».

 

 

IV

 

Не смешивает пахарь с пашней

плодов плачевных.

Потери, точно скот домашний,

блюдет кочевник.

Чем был бы Рим иначе? гидом,

толпой музея,

автобусом, отелем, видом

Терм, Колизея.

 

 

V

 

А так он – место грусти, выи,

склоненной в баре,

и двери, запертой на виа

дельи Фунари.

Сидишь, обдумывая строчку,

и, пригорюнясь,

глядишь в невидимую точку:

почти что юность.

 

 

VI

 

Как возвышает это дело!

Как в миг печали

все забываешь: юбку, тело,

где, как кончали.

Пусть ты последняя рванина,

пыль под забором,

на джентльмена, дворянина

кладешь с прибором.

 

 

VII

 

Нет, я вам доложу, утрата,

завал, непруха

из вас творят аристократа

хотя бы духа.

Забудем о дешевом графе!

Заломим брови!

Поддать мы в миг печали вправе

хоть с принцем крови!

 

 

VIII

 

Зима. Звенит хрусталь фонтана.

Цвет неба – синий.

Подсчитывает трамонтана

иголки пиний.

Что год от февраля отрезал,

он дрожью роздал,

и кутается в тогу цезарь

(верней, апостол).

 

 

IX

 

В морозном воздухе, на редкость

прозрачном, око,

невольно наводясь на резкость,

глядит далеко ‑

на Север, где в чаду и в дыме

кует червонцы

Европа мрачная. Я – в Риме,

где светит солнце!

 

 

X

 

Я, пасынок державы дикой

с разбитой мордой,

другой, не менее великой

приемыш гордый, ‑

я счастлив в этой колыбели

Муз, Права, Граций,

где Назо и Вергилий пели,

вещал Гораций.

 

 

XI

 

Попробуем же отстраниться,

взять век в кавычки.

Быть может, и в мои страницы

как в их таблички,

кириллицею не побрезгав

и без ущерба

для зренья, главная из Резвых

взглянет – Эвтерпа.

 

 

XII

 

Не в драчке, я считаю, счастье

в чертоге царском,

но в том, чтоб, обручив запястье

с котлом швейцарским,

остаток плоти терракоте

подвергнуть, сини,

исколотой Буонаротти

и Борромини.

 

 

XIII

 

Спасибо, Парки, Провиденье,

ты, друг‑ издатель,

за перечисленные деньги.

Сего податель

векам грядущим в назиданье

пьет чоколатта

кон панна в центре мирозданья

и циферблата!

 

 

XIV

 

С холма, где говорил октавой

порой иною

Тасс, созерцаю величавый

вид. Предо мною ‑

не купола, не черепица

со Св. Отцами:

то – мир вскормившая волчица

спит вверх сосцами!

 

 

XV

 

И в логове ее я – дома!

Мой рот оскален

от радости: ему знакома

судьба развалин.

Огрызок цезаря, атлета,

певца тем паче

есть вариант автопортрета.

Скажу иначе:

 

 

XVI

 

усталый раб – из той породы,

что зрим все чаще ‑

под занавес глотнул свободы.

Она послаще

любви, привязанности, веры

(креста, овала),

поскольку и до нашей эры

существовала.

 

 

XVII

 

Ей свойственно, к тому ж, упрямство.

Покуда Время

не поглупеет как Пространство

(что вряд ли), семя

свободы в злом чертополохе,

в любом пейзаже

даст из удушливой эпохи

побег. И даже

 

 

XVIII

 

сорвись все звезды с небосвоа,

исчезни местность,

все ж не оставлена свобода,

чья дочь – словесность.

Она, пока есть в горле влага,

не без приюта.

Скрипи, перо. Черней, бумага.

Лети, минута.

 

 февраль 1981

 

 Горение

 

М. Б.

 

 

Зимний вечер. Дрова

охваченные огнем ‑

как женская голова

ветреным ясным днем.

 

Как золотиться прядь,

слепотою грозя!

С лица ее не убрать.

И к лучшему, что нельзя.

 

Не провести пробор,

гребнем не разделить:

может открыться взор,

способный испепелить.

 

Я всматриваюсь в огонь.

На языке огня

раздается «не тронь»

и вспыхивает «меня! »

 

От этого – горячо.

Я слышу сквозь хруст в кости

захлебывающееся «еще! »

и бешеное «пусти! »

 

Пылай, пылай предо мной,

рваное, как блатной,

как безумный портной,

пламя еще одной

 

зимы! Я узнаю

патлы твои. Твою

завивку. В конце концов ‑

раскаленность щипцов!

 

Ты та же, какой была

прежде. Тебе не впрок

раздевшийся догола,

скинувший все швырок.

 

Только одной тебе

и свойственно, вещь губя,

приравниванье к судьбе

сжигаемого – себя!

 

Впивающееся в нутро,

взвивающееся вовне,

наряженное пестро,

мы снова наедине!

 

Это – твой жар, твой пыл!

Не отпирайся! Я

твой почерк не позабыл,

обугленные края.

 

Как ни скрывай черты,

но предаст тебя суть,

ибо никто, как ты,

не умел захлестнуть,

 

выдохнуться, воспрясть,

метнуться наперерез.

Назорею б та страсть,

воистину бы воскрес!

 

Пылай, полыхай, греши,

захлебывайся собой.

Как менада пляши

с закушенной губой.

 

Вой, трепещи, тряси

вволю плечом худым.

Тот, кто вверху еси,

да глотает твой дым!

 

Так рвутся, треща, шелка,

обнажая места.

То промелькнет щека,

то полыхнут уста.

 

Так рушатся корпуса,

так из развалин икр

прядают, небеса

вызвездив, сонмы искр.

 

Ты та же, какой была.

От судьбы, от жилья

после тебя – зола,

тусклые уголья,

 

холод, рассвет, снежок,

пляска замерзших розг.

И как сплошной ожог ‑

не удержавший мозг.

 

 1981

 

 Прилив

 

 

I

 

В северной части мира я отыскал приют,

в ветреной части, где птицы, слетев со скал,

отражаются в рыбах и, падая вниз, клюют

с криком поверхность рябых зеркал.

 

Здесь не прийти в себя, хоть запрись на ключ.

В доме – шаром покати, и в станке – кондей.

Окно с утра занавешено рванью туч.

Мало земли, и не видать людей.

 

В этих широтах панует вода. Никто

пальцем не ткнет в пространство, чтоб крикнуть: «вон! »

Горизонт себя выворачивает, как пальто,

наизнанку с помощью рыхлых волн.

 

И себя отличить не в силах от снятых брюк,

от висящей фуфайки – знать, чувств в обрез

либо лампа темнит – трогаешь ихний крюк,

чтобы, руку отдернув, сказать: «воскрес».

 

 

II

 

В северной части мира я отыскал приют,

между сырым аквилоном и кирпичом,

здесь, где подковы волн, пока их куют,

обрастают гривой и ни на чем

 

не задерживаются, точно мозг, топя

в завитках перманента набрякший перл.

Тот, кто привел их в движение, на себя

приучить их оглядываться не успел!

 

Здесь кривится губа, и не стоит базлать

про квадратные вещи, ни про свои черты,

потому что прибой неизбежнее, чем базальт,

чем прилипший к нему человек, чем ты.

 

И холодный порыв затолкает обратно в пасть

лай собаки, не то, что твои слова.

При отсутствии эха вещь, чтоб ее украсть,

увеличить приходится раза в два.

 

 

III

 

В ветреной части мира я отыскал приют.

Для нее я – присохший ком, но она мне – щит.

Здесь меня найдут, если за мной придут,

потому что плотная ткань завсегда морщит

 

в этих широтах цвета дурных дрожжей;

карту избавив от пограничных дрязг,

точно скатерть, составленная из толчеи ножей,

расстилается, издавая лязг.

 

И, один приглашенный на этот бескрайний пир,

я о нем отзовусь, кости не в пример, тепло.

Потому что, как ни считай, я из чаши пил

больше, чем по лицу текло.

 

Нелюдей от живых хорошо отличать в длину.

Но покуда Борей забираться в скулу горазд

и пока толковище в разгаре, пока волну

давит волна, никто тебя не продаст.

 

 

IV

 

В северной части мира я водрузил кирпич!

Знай, что душа со временем пополам

может все повторить, как попугай, опричь

непрерывности, свойственной местным сырым делам!

 

Так, кромсая отрез, кравчик кричит: «сукно! »

Можно выдернуть нитку, но не найдешь иглы.

Плюс пустые дома стоят как давным‑ давно

отвернутые на бану углы.

 

В ветреной части мира я отыскал приют.

Здесь никто не крикнет, что ты чужой,

убирайся назад, и за постой берут

выцветаньем зрачка, ржавою чешуей.

 

И фонарь на молу всю ночь дребезжит стеклом,

как монах либо мусор, обутый в жесть.

И громоздкая письменность с ревом идет на слом,

никому не давая себя прочесть.

 

 

V

 

Повернись к стене и промолви: «я сплю, я сплю».

Одеяло серого цвета, и сам ты стар.

Может, за ночь под веком я столько снов накоплю,

что наутро море крикнет мне: «наверстал! »

 

Все равно, на какую букву себя послать,

человека всегда настигает его же храп,

и в исподнем запутавшись, где ералаш, где гладь,

шевелясь, разбираешь, как донный краб.

 

Вот про что напевал, пряча плавник, лихой

небожитель, прощенного в профиль бледней греха,

заливая глаза на камнях ледяной ухой,

чтобы ты навострился слагать из костей И. Х.

 

Так впадает – куда, стыдно сказать – клешня.

Так следы оставляет в туче кто в ней парил.

Так белеет ступня. Так ступени кладут плашмя,

чтоб по волнам ступать, не держась перил.

 

 1981

 

 Эклога 5‑ я (летняя)

 

Марго Пикен

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...