Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 В окрестностях Атлантиды.  Дедал в Сицилии.  Иския в октябре.  Испанская танцовщица




 В окрестностях Атлантиды

 

 

Все эти годы мимо текла река,

как морщины в поисках старика.

Но народ, не умевший считать до ста,

от нее хоронился верстой моста.

 

Порой наводненье, порой толпа,

то есть что‑ то, что трудно стереть со лба,

заливали асфальт, но возвращались вспять,

когда ветер стихал и хотелось спать.

 

Еще были зимы, одна лютей

другой, и привычка плодить детей,

сводивших (как зеркалом – платяной

шкаф) две жизни к своей одной,

 

и вообще экономить. Но как ни гни

пальцы руки, проходили дни.

В дело пошли двоеточья с " е",

зане их труднее стереть. Но все

 

было впустую. Теперь ослабь

цепочку – и в комнату хлынет рябь,

поглотившая оптом жильцов, жилиц

Атлантиды, решившей начаться с лиц.

 

 < 1993>

 

 * * *

 

 

Голландия есть плоская страна,

переходящая в конечном счете в море,

которое и есть, в конечном счете,

Голландия. Непойманные рыбы,

беседуя друг с дружкой по‑ голландски,

убеждены, что их свобода – смесь

гравюры с кружевом. В Голландии нельзя

подняться в горы, умереть от жажды;

еще трудней – оставить четкий след,

уехав из дому на велосипеде,

уплыв – тем более. Воспоминанья ‑

Голландия. И никакой плотиной

их не удержишь. В этом смысле я

живу в Голландии уже гораздо дольше,

чем волны местные, катящиеся вдаль

без адреса. Как эти строки.

 

 < 1993>

 

 Дедал в Сицилии

 

 

Всю жизнь он что‑ нибудь строил, что‑ нибудь изобретал.

То для критской царицы искусственную корову,

чтоб наставить рога царю, то – лабиринт (уже

для самого царя), чтоб скрыть от досужих взоров

скверный приплод; то – летательный аппарат,

когда царь наконец дознался, кто это у него

при дворе так сумел обеспечить себя работой.

Сын во время полета погиб, упав

в море, как Фаэтон, тоже некогда пренебрегшими

наставленьем отца. Теперь на прибрежном камне

где‑ то в Сицилии, глядя перед собой,

сидит глубокий старик, способный перемещаться

по воздуху, если нельзя по морю и по суше.

Всю жизнь он что‑ нибудь строил, что‑ нибудь изобретал.

Всю жизнь от этих построек, от этих изобретений

приходилось бежать, как будто изобретенья

и постройки стремятся отделаться от чертежей,

по‑ детски стыдясь родителей. Видимо, это – страх

повторимости. На песок набегают с журчаньем волны,

сзади синеют зубцы местных гор – но он

еще в молодости изобрел пилу,

использовав внешнее сходство статики и движенья.

Старик нагибается и, привязав к лодыжке

длинную нитку, чтобы не заблудиться,

направляется, крякнув, в сторону царства мертвых.

 

 1993

 

 Иския в октябре

 

Фаусто Мальковати

 

 

Когда‑ то здесь клокотал вулкан.

Потом – грудь клевал себе пеликан.

Неподалеку Вергилий жил,

и У. Х. Оден вино глушил.

 

Теперь штукатурка дворцов не та,

цены не те и не те счета.

Но я кое‑ как свожу концы

строк, развернув потускневший рцы.

 

Рыбак уплывает в ультрамарин

от вывешенных на балкон перин,

и осень захлестывает горный кряж

морем другим, чем безлюдный пляж.

 

Дочка с женой с балюстрады вдаль

глядят, высматривая рояль

паруса или воздушный шар ‑

затихший колокола удар.

 

Немыслимый как итог ходьбы,

остров как вариант судьбы

устраивает лишь сирокко. Но

и нам не запрещено

 

хлопать ставнями. И сквозняк,

бумаги раскидывая, суть знак

– быстро голову поверни! ‑

что мы здесь не одни.

 

Известкой скрепленная скорлупа,

спасающая от напора лба,

соли, рыхлого молотка

в сумерках три желтка.

 

Крутя бугенвиллей [82] вензеля,

ограниченная земля,

их письменностью прикрывая стыд,

растительностью пространству мстит.

 

Мало людей; и, заслышав «ты»,

здесь резче делаются черты,

точно речь, наподобье линз,

отделяет пейзаж от лиц.

 

И пальцем при слове «домой» рука

охотней, чем в сторону материка,

ткнет в сторону кучевой горы,

где рушатся и растут миры.

 

Мы здесь втроем и, держу пари,

то, что вместе мы видим, в три

раза безадресней и синей,

чем то, на что смотрел Эней.

 

 1993

 

 Испанская танцовщица

 

 

Умолкает птица.

Наступает вечер.

Раскрывает веер

испанская танцовщица.

 

Звучат удары

луны из бубна,

и глухо, дробно

вторят гитары.

 

И черный туфель

на гладь паркета

ступает; это

как ветер в профиль.

 

О, женский танец!

Рассказ светила

о том, что было,

чего не станет.

 

О – слепок боли

в груди и взрыва

в мозгу, доколе

сознанье живо.

 

В нем – скорбь пространства

о точке в оном,

себя напрасно

считавшем фоном.

 

В нем – все: угрозы,

надежда, гибель.

Стремленье розы

вернуться в стебель.

 

В его накале

в любой детали

месть вертикали

горизонтали.

 

В нем – пыткой взгляда

сквозь туч рванину

зигзаг разряда

казнит равнину.

 

Он – кровь из раны:

побег из тела

в пейзаж без рамы.

Давно хотела!

 

Там – больше места!

Знай, сталь кинжала,

кому невеста

принадлежала.

 

О, этот танец!

В пространстве сжатый

протуберанец

вне солнца взятый!

 

Оборок пена;

ее круженье

одновременно

ее крушенье.

 

В нем сполох платья

в своем полете

свободней плоти,

и чужд объятья.

 

В нем чувство брезжит,

что мирозданье

ткань не удержит

от разрастанья.

 

О, этот сполох

шелков! по сути

спуск бедер голых

на парашюте.

 

Зане не тщится,

чтоб был потушен

он, танцовщица.

Подобно душам,

 

так рвется пламя,

сгубив лучину,

в воздушной яме,

топча причину,

 

виденье Рая,

факт тяготенья,

чтоб – расширяя

свои владенья ‑

 

престол небесный

одеть в багрянец.

Так сросся с бездной

испанский танец.

 

 < 1993>

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...