Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Финакадемия в условиях формирования рыночной экономики




Экономическое и политическое положение суверенной России в начале 1990-х гг. Возрастание потребности в экономистах новой формации и роли финансово-экономических вузов в решении задачи перехода к рыночной экономике. Высокая оценка достижений ГФА руководством РФ. Указ Президента от 7 октября 1992 г. «О мерах по подготовке кадров для обеспечения деятельности финансово-банковской системы».

Преобразование Государственной финансовой академии в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации.

Необходимость развития довузовской подготовки в 1990-е гг. Формирование экономических классов на базе средних школ Москвы. Создание Школы юного экономиста и финансово-экономической школы (1992 – 1993 гг.). Рост эффективности работы преподавателей Академии с абитуриентами, увеличение приема в Академию в 1990-е гг.

Дальнейшее развитие системы подготовки кадров. Новые специальности и специализации подготовки финансово-экономических кадров. Создание новых структур в Академии – Институтов страхования, налогов и налогообложения, налоговой полиции, финансового менеджмента, математических методов в экономике и антикризисного управления. Учреждение Международного финансового университета XXI века. Открытие магистратуры. Директора институтов и их роль в развитии образовательной деятельности Финакадемии.

Введение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (1996, 2000, 2008 гг.); лицензирование образовательной деятельности, аттестации и аккредитации Финакадемии.

Расширение и обновление содержания учебного процесса. Начало реализации образовательных планов многоуровневой подготовки специалистов (бакалавров, дипломированных специалистов, магистров). Демократизация учебного процесса. Новые дисциплины и новые методы обучения: проблемные лекции, деловые и ролевые игры, пресс-конференции и т.д. Совершенствование системы контроля качества обучения: письменная форма экзаменов, тестирование, проверка остаточных знаний. Учебно-методическое обеспечение занятий. Подготовка новых учебников и учебных пособий.

Внедрение новых форм подготовки специалистов: отделения дистанционного (заочного) обучения и экстерната. Послевузовское образование. Аспирантура и докторантура. Создание отделения второго высшего образования.

Развитие дополнительного образования. Создание Институтов подготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям, повышения квалификации преподавателей Государственной службы.

Производственная практика и проблемы ее организации.

Пополнение бизнес-сообщества выпускниками Академии. Известные выпускники Академии 1990-х гг. – предприниматели, государственные деятели современной России.

Развитие телекоммуникаций и компьютеризация учебного процесса. Создание Научно-методического центра компьютеризации обучения. Подключение Финакадемии Интернету. Свободный доступ сотрудников и студентов Академии к Интернет-ресурсам.

Организация новых кафедр. Профессорско-преподавательский состав и его виднейшие представители. Интенсификация научно-исследовательской работы, рост объема печатной продукции. Основные направления исследовательской деятельности преподавателей: разработка научно-практических тем, связанных с реформированием страны, консультационно-аналитическая и экспертная работа по вопросам финансово-экономической политики по поручению Правительства и других институтов государственной власти.

Трудности развития вузовской науки в связи с сокращением бюджетных ассигнований. Выполнение хоздоговорных тем и продажа продуктов интеллектуального труда. Участие ученых в конкурсах на гранты.

Научно-исследовательская работа студентов. Воссоздание НСО.

Важнейшие направления международного сотрудничества. Стажировка и организация практик в зарубежных странах. Осуществление совместных научных проектов. Подготовка кадров из числа российских граждан в зарубежных вузах, подготовка Финакадемией специалистов для зарубежных стран. Совершенствование языковой подготовки.

Студенческая жизнь. Быт и культурный досуг. Творческие коллективы студентов, участие в общеакадемических конкурсах. Начало деятельности литературно-музыкального салона «В гостях у ректора».

Тема 6. Финакадемия – ведущий вуз в системе современного

Российского образования

Дальнейший подъем всех видов деятельности Финакадемии в начале нового тысячелетия. Совершенствование структуры и управления Академией. Избрание в 2006 г. ректором Финансовой академии при Правительстве РФ – М.А.Эскиндарова, Президентом – А.Г.Грязновой.

Рост конкуренции в сфере образовательных услуг. Углубление процессов глобализации. Актуализация учебной, научной и организационной работы Академии в связи с присоединением к Болонскому процессу. Принятие в 2007 г. программы дальнейшего комплексного развития Финакадемии «Создание инновационной системы образования для подготовки финансистов – лидеров конкурентной экономики». Создание Эндаумент-фонда Финакадемии. Роль, отводимая ему в развитии научной и образовательной деятельности вуза.

Поэтапный переход на многоуровневую систему подготовки кадров. Создание Института делового администрирования и бизнеса с целью реализации программ «МВА – финансы». Деятельность Института повышения квалификации, возникшего на базе ИППК. Начало работы Института управления по подготовке специалистов с высшим образованием.

Структурные изменения в Финакадемии – преобразование институтов в факультеты. Создание Международного финансового факультета для реализации международных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров на английском языке и Международной школы бизнеса в системе дополнительного профессионального образования. Усиление языковой подготовки в вузе. Создание центра иностранных языков. Реализация образовательных программ «двойного диплома».

Расширение деятельности по реализации задач многоуровневой подготовки специалистов. Создание региональных представительств Финакадемии; Присоединение к Академии Благовещенского, Бузулукского, Звенигородского, Красноярского, Осташковского, Пермского, Ростовского, Уфимского, Кировского, Самарского и Ульяновского финансово-экономических колледжей, преобразование их в филиалы Финакадемии.

Создание Факультета довузовской подготовки. Совершенствование профориентационной работы с абитуриентами.

Формирование новых кафедр под руководством известных ученых и практиков. Обновление профессорско-преподавательского состава. Развитие научных школ. Работы ученых академии, удостоенные государственных наград, и их авторы. Основные направления научно-исследовательской работы: проблемы построения инновационной национальной экономической системы; модернизация финансово-экономического образования. Вклад ученых Финакадемии в развитие российской науки и экономики.

Выпускники Финакадемии – активные участники развития российской и мировой экономики XXI в.

Интеграция Академии в мировое научное сообщество. Сотрудничество с зарубежными вузами, финансово-банковскими учреждениями и международными организациями. Развитие научного взаимодействия.

Стимулирование притока молодежи в науку, в сферу образования и высоких технологий. Возрождение Совета молодых ученых. Создание условий для развития научно-исследовательской деятельности и содействия профессиональному росту молодых ученых. «Включенное обучение» и языковые стажировки студентов Финакадемии в зарубежных вузах, участие в международных научных мероприятиях молодежи. Создание Международной школы молодых исследователей.

Создание отдела воспитательной работы, развитие традиционных и новаторских форм внеаудиторной работы со студентами. Возрождение Студенческого совета.

Финакадемия – ведущий вуз в системе современного российского высшего профессионального образования. Стабильно высокий рейтинг Финакадемии среди финансово-экономических вузов России.

Перестройка систем образования в эпоху глобализации. Нормативные, организационные и сущностные противоречия этого процесса. Причины возникновения Болонского процесса в Европе, этапы его развития. Побудительные мотивы вступления в Болонский процесс России. Документы, регулирующие Болонский процесс.

Болонский процесс: цели, задачи, основные параметры. Позитивные стороны формирования единого образовательного пространства в Европе: гибкость учебного процесса, свобода выбора и мобильность студентов как основные принципы организации высшего профессионального образования в образовательном пространстве Европы. Расширение автономии вузов, сопоставимые квалификации, соизмеримые критерии оценок и качества образования − дополнительные плюсы интеграции европейского образования.

Противоречия и трудности Болонского процесса. Противоречивость некоторых его принципов: столкновение интересов национальных и общеевропейской философий, систем и концепций высшего образования; неясность ряда целей и задач. Первый опыт решения этих противоречий в странах Европы.

Опыт Финакадемии и других российских вузов в перестройке системы высшего образования в соответствии с рекомендациями интеграционных документов. Международные связи Финакадемии. Учебные и научные направления, формы и перспективы этих связей.

Примерная тематика рефератов:

1. Взаимосвязь развития народного хозяйства и совершенствование отечественной системы финансово-экономического образования.

2. Предшественники Финансовой академии при Правительстве РФ: становление традиций.

3. Тенденции финансово-экономической политики российского государства в ХХ в. и обновление структуры и образовательных программ вуза.

4. Роль и значение уставов Академии в ее жизни.

5. Перестройка в СССР и отличительные особенности деятельности МФИ-ГФА в 1985 – 1991 гг.

6. Прошлое и настоящее факультета.

7. Выдающиеся выпускники Финакадемии (факультета).

8. Наши маяки: лучшие преподаватели и ученые МФЭИ-МФИ-ГФА-ФА.

9. Празднование 90-летнего юбилея Академии.

Основная литература

1. Болонский процесс: Основополагающие документы. М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Выпускники Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации/Под ред. А.Г.Грязновой; Сост. С.Л. Анохина, М.А. Эскиндаров. – М.: Финансы и статистика, 2001.

3. История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Колл. авт./Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2000; Изд. 2-е дополненное. М.: Финансы и статистика, 2001.

4. История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации в лицах. Колл. авт./Под ред. А.Г.Грязновой). М.: Финансы и статистика, 2003.

5. История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. 60 лет со дня основания МФИ. Колл. авт./Под общ. ред. А.Г.Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2006.

6. История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: история и современность. Колл. авт. /Под общ. ред. М.А. Эскиндарова. М.: Финансы и статистика, 2009.

7. Разманова Н.А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России. (XIX – 20-е годы ХХ века). М., 2002.

Дополнительная литература

1. Байденко В.И., Гришанова Н.А., Пугач В.Ф. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы //ВОС. 2005.

2. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Российский новый университет, 2002.

3. Болонский процесс и его значение для России: Интеграция высшего образования в Европе/Авт. колл.: К. Пурсиайнен, С.А.Медведев, В.А.Белов, М.Л.Энтин и др. М.: РЕЦЭП, 2005.

4. Грязнова А.Г. Болонский процесс: основные вехи на пути к «Европе знаний»//Вестник Финансовой академии. 2004. № 1.

5. Военный Финансово-экономический … Исторический очерк о Военном финансово-экономическом факультете (при МФИ). М.: Воениздат, 1988.

6. Двадцать лет в строю. УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики. Юбилейное издание. М.: «ВивидАрт», 2008.

7. Зверев А.Г. Записки министра. М.: Политиздат, 1973.

8. Барковский Н.Д. Мемуары банкира (1930 – 1990). М.: 1998.

9. Климов В.В. Развитие высшего военного финансового образования//50 лет финансовой службы Советской Армии и Военно-Морского Флота. М.: 1968.

10. Разманова Н.А. Дмитрий Петрович Боголепов в Наркомфине в 1917 – 1918 гг.//Вестник Финансовой академии. 2001. № 2.

11. Разманова Н.А. Финансово-экономическая политика в первые послеоктябрьские годы и подготовка специальных кадров//Финансы и кредит. 2003. № 13 (127).

12. Разманова Н.А. Общественная инициатива торгово-промышленных кругов России и материальное обеспечение коммерческих училищ//Отечественная история. 2004. № 2.

13. Российский и зарубежный опыт модернизации системы высшего образования: Сборник научных статей/Под ред. Я.А.Пляйса, Д.А.Силичева. М.: Финакадемия, 2008.

14. Современное вузовское образование: российский и зарубежный опыт. материалы методологического семинара/Под ред. Я.А.Пляйса, Д.А.Силичева. М., Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2006.

15. Современные образовательные технологии при реализации программ непрерывного образования (колледж-вуз). Сборник научных статей/Под ред. Б.М.Смитиенко, Н.Н.Комиссаровой. М.: Финакадемия, 2008.

16. Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. М.: Финакадемия, 2008.

17. Трагические судьбы: Репрессированные ученые Академии Наук СССР. М.: Наука, 1995.

18. Труды ученых Московского финансового института. Избранное. М.: Финансы и статистика, 1996.

19. Чистякова Л.А., Эскиндаров М.А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России. Анализ отечественного и зарубежного опыта. М.: ИНИОН РАН, 1997.

20. Эскиндаров М.А. В связи с 90-летием Финансовой академии//Деньги и кредит. 2008. № 9.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...