Этнические аспекты педагогической культуры.
Мастерство педагога — это не только профессиональное знание, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из закономерностей обучения и воспитания, законов организации деятельности детей. «Мастером становится тот, кто, заботясь о технологии воспитательного процесса, развивает всю систему отношений, обеспечивающих свободное развитие каждого, кто постоянно стремится выйти за пределы достигнутого, выдвигая все новые и новые задачи». Педагогическое мастерство проявляется в организации деятельности воспитанников, в необычном, нетрадиционном сочетании обучения и воспитания. «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством... но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта», — считал А. С. Макаренко. Он подчеркивал и убеждал своей деятельностью, что мастерство воспитателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей. Деятельность педагога — это всегда деятельность по управлению деятельностью воспитанников. Сущность педагогического мастерства определяется как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. В целом мастерство педагога заключено в синтезе педагогической культуры и педагогической техники. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов, связанных с умением: - управлять своим поведением; - воздействовать на других воспитанников. Термин «педагогическая культура» предполагает учет контекста человеческой культуры, для которого характерны проявления специфического, своеобразного, уникального, отражающего целостность ее носителя, духовного начала (В. Г. Воронцова). Содержательные характеристики педагогической культуры всегда несут конкретную социально-историческую нагрузку. При этом уровень индивидуальной педагогической культуры может быть соотнесен как с более широким культурным контекстом, например с культурой народов определенного времени, эпохи, так и с более узким, например с этнокультурой конкретного народа.
В России наблюдается рефлексивный период развития педагогической культуры, постепенно переходящий в активный созидательный процесс. Оживление педагогической мысли основано на принципиально новой ориентации: на повышении культуры взаимодействия этносов. Педагог, не овладевший культурой профессионального труда, рефлексией, не знающий, как получить недостающие знания о стратегии и тактике взаимодействия с детьми разных национальностей, теряется и не испытывает свободы в полиэтническом сообществе учащихся. Педагогическое бескультурье приводит, как правило, к ущербности воспитательной деятельности. Педагогическая культура как интегральная характеристика деятельности проявляется в разных способах жизнедеятельности и во взаимодействии с окружающими людьми. Специалиста образования, у которого развита педагогическая культура, можно назвать интеллигентным человеком. Именно феномен интеллигентного человека — наиболее яркая, жизненная и конкретная манифестация педагогической культуры. Педагогический коллектив образовательного учреждения прежде всего обязан транслировать этические нормы и культуру профессиональной деятельности. Микроклимат, в котором находится обучающийся, воспитывает его и знакомит с нормами общекультурной жизни. Культура и личный пример педагога придают особый статус образовательной среде, что обязывает его обладать высокой духовностью и нравственностью. Педагогическая интеллигенция выполняет специальную функцию субъекта духовного производства. Сфера духовного производства и культура в сфере духовного производства обеспечивают безопасное взаимодействие в образовательной среде, что способствует проявлению потенциальных возможностей человека, его самовыражению.
В безопасной образовательной среде нет проблемы страха перед бескультурьем, психологическим насилием, более целесообразно используется этнопедагогический потенциал образовательной среды и особенности народной педагогики, которая прежде всего транслирует заботу о воспитании подрастающего поколения. Рассмотрим две жизненные ситуации, пережитые в детстве и рассказанные взрослым человеком, директором одной из Санкт- Петербургских школ. Эти ситуации показывают, как может круто изменить жизнь ребенка педагогическое безкультурье и как важны для нормальной жизнедеятельности в школе педагогический такт и понимание учащихся. Ситуация 1. В седьмом классе со мной произошел такой случай. Как обычно, многие девочки и мальчики в классе симпатизируют друг другу. И мальчики по-своему выражают это: делают все, что на первый взгляд может показаться грубым, чтобы привлечь внимание понравившейся девочки. Однажды на перемене я донимал Олю из нашего класса: дергал за косичку, прыгал перед ней, не давая возможности пройти, просил откусить ее яблоко. В общем, вел себя так, как характерно для мальчиков подросткового возраста. Несколько учителей стояли в коридоре и разговаривали. Наша учительница математики Светлана Анатольевна остановила меня, подвела к учителям и сказала: «Посмотрите на этого жениха! Он, оказывается, влюблен...» Светлана Анатольевна продолжала с иронией говорить еще о чем-то. Я не слышал, покраснел, на глазах выступили слезы. Я выбежал из школы. Плакал и ненавидел и математику, и школу, и себя тоже. Дома сказал, что не пойду в эту школу. Отец меня наказал, допытываясь, из-за чего. А я стеснялся сказать. На другой день я со страхом ждал урока математики, сидел, вжавшись в парту. И вдруг услышал: «Ну, раз прогулял, жених, иди решать задачу. Попробуй еще пропустить,
сообщу родителям». С математикой я «дружил», свою твердую четверку получал всегда, а тут не смог понять условие задачи. Отказался решать, получил точку в журнале (у нас это означало «хвост»). До конца урока ерзал на стуле, очень старался не нарушать дисциплину, а тут как назло то линейка падала, то карандаш куда-то подевался, то ручка перестала писать, а «математичка» делала замечания, принимая это за нарушение дисциплины. Дома я, стоя на коленях перед мамой, уговаривал ее убедить папу перевести меня в другую школу. Я все им рассказал. Ситуация 2. В новой школе строгий вид учительницы математики мне не понравился. Звали ее Фатима Магомедовна, на голове у нее всегда была косынка или платок и говорила она с характерным южным акцентом. К платку на голове и акценту я быстро привык. На ее уроках мне было все понятно, я старался справляться с заданиями самостоятельно, и она ко мне не придиралась. Через месяц в классе я был своим парнем. Девчонки обращали на меня внимание, а я их обходил стороной. Но однажды, входя в класс, я увидел новенькую. Она была очень красива. Классная руководительница сказала, что Симона плохо владеет русским языком, поэтому на первых порах ей надо помочь. Ее посадили сзади меня. На всех уроках я старался ей «помогать», возможно, больше мешал, поворачиваясь к ней. Мне делали замечания. Но я не мог ничего с собой поделать. Серьезная «математичка» все понимала, но замечания делала редко. Так прошло недели две. И вдруг, Фатима Магомедовна говорит, что Симоне на уроках математики лучше сидеть со мной и пересаживает мою соседку на место Симоны. Так удобнее будет мне ей помогать. У меня дыхание перехватило. Я любил весь свет, и Фатиму Магомедовну, и школу, старался изо всех сил, чтобы не подвести и оправдать доверие, был активнее и на других уроках. Школу в этот год окончил без троек. Любимыми предметами у меня стали алгебра и геометрия. Симона через год уехала (у нее папа был военный). Мы давно окончили школу. А я до сих пор с чувством глубокой благодарности вспоминаю нашу Фатиму Магомедовну. Было в ней что-то особенное.
Развитие современной системы образования сдерживается недостаточным уровнем педагогической и этнопедагогической культуры, отсутствием у части работников сферы образования психолого-педагогической компетентности. Общество нуждается в таком педагоге, который был бы способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям периода, к самостоятельному выбору решения проблем и педагогических задач в условиях полиэтнической образовательной среды и полиэтнического состава учащихся, владеющего педагогической культурой и тактом. По мнению Ю.В.Сенько, профессиональная культура педагога располагается на границе ее бытийного (этнопедагогическая культура) и рефлексивного (научно-педагогическая культура) слоев. Такое положение профессиональной педагогической культуры определяет и профессиональную педагогическую подготовку, а также равноправное участие в ней этнопедагогической и научно-педагогической культур. В процессе профессиональной подготовки будущего педагога должны быть созданы условия, чтобы этнопедагогическое содержание стало органической его частью и не выступало в качестве дополнительного к научно-педагогическому содержанию либо автономно по отношению к нему. Проблема этнопедагогизации педагогического образования важна для сохранения культурных традиций не только малочисленных народов, но и больших этносов, каким является русский этнос. Г. Н. Волков подчеркивает значимость наиболее сильных сторон русской культуры, обусловливающих развитие народов в России в целом. Причем это понимают представители разных этносов и убежденно и настойчиво внушают, призывают: «Нам, нерусским народам, надо всемерно поддерживать все прогрессивные начинания русских, ибо когда русским плохо — нерусским станет гораздо хуже». Содержательный диалог культур народов Российской Федерации противостоит угрозе американизма, причем диалог этнопедагогический, и только этнопедагогический. Дело внутреннее, чисто российское. Профессиональная подготовка будущего педагога должна органически сочетать индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурно-образовательные потребности и интересы. Важно привлечь студентов к изучению фундаментальных аспектов этнической жизни, ее воспитательных традиций и обычаев, особенностей региональных культур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|