Семейные отношения: семейные роли и ролевые подсистемы семьи.
(Или) Структура и основные параметры семейной системы
Следующей характеристикой семейной группы (после функций) является её структура. Американский психотерапевт С. Минухин отмечает, что взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются; однако они формируют нечто целое, а именно - структуру семьи. Структурный подход к семьям основан на представлении о том, что семьи есть нечто большее, чем индивидуальные «биопсиходинамики» её членов. С. Минухин заключает, что реальность структуры - это реальность другого порядка по сравнению с реальностью отдельных членов семьи [4;5]. Вопрос определения структуры семьи является довольно сложным как в теории, так и в практике оказания психологической помощи семье.
Семейная структура представляет собой совокупность элементов и взаимосвязей между ними. С. Минухин и Ч.Фишман в качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальную подсистемы, представляющие собой дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции [24].
Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими свойствами: сплоченность, иерархия, гибкость. Сплоченность можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье и включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Гибкость означает способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации.
Структура семьи, по мнению отечественных семейных психотерапевтов, включает в себя следующие элементы [29;33;43]:
1. Численный и персональный состав семьи.
2. Семейные правила.
3. Семейные роли.
4. Семейные подсистемы.
5. Границы семьи.
6. Мифы и легенды
А.Я. Варга выделяет шесть параметров семейной системы, с помощью которых можно описать любую семейную систему [4, с.36]:
1. Стереотипы взаимодействия.
2. Семейные правила.
3. Семейные мифы.
4. Границы.
5. Стабилизаторы.
6. Семейная история.
Рассмотрим подробнее структурные элементы и параметры семейной системы.
1. Численный и персональный состав семьи - означает, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе, например разведенные семьи, повторные браки. При работе с семьей важно знать, кого каждый из членов семьи считает её членом, т.к. нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в её состав. Особенно важно решение этого вопроса для разведенных семей и вступивших в повторный брак.
2. Семейные правила - совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе. Нечеткость правил и норм может способствовать росту тревоги у членов семьи, тормозить развитие, как всей семейной системы, так и отдельных её членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Выделяют следующие правила:
а) явные - заключаются в семье открыто и провозглашены явно, например: стучи в закрытую дверь; никогда не повышай голоса; родители устанавливают время, когда маленьким детям нужно идти спать.
б) скрытые - известны членам семьи, но открыто не провозглашаются, например: тема алкоголизма матери запретна; не говори ни о чем сексуальном, это расстроит маму; если есть проблемы, лучше поговори с отцом.
в) неосознаваемые. Много правил не осознается членами семьи. Просто они поступают определенным образом, даже не задумываясь, что можно поступить иначе. Эти правила можно выявить, наблюдая за реальным поведением членов семьи, за тем, как они, например: принимают решения; что-либо обсуждают. Например: 1) если отдыхает отец, все ведут себя очень тихо; если мать - можно пошуметь; 2) последнее слово в споре, в обсуждении - за отцом.
3. Семейные роли понимаются как цели, убеждения, чувства, ценности, действия, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему определенное место в семейной системе. Выделяют:
а) конвенциальные - роли, определенные правом, моралью, традицией. Например: роли мужа, жены, матери, отца, ребенка, брата, сестры и т.п. Самые общие права и обязанности для мужа, жены, отца, матери, равно как и детей по отношению к родителям установлены законодательно. Конкретные нормы и правила определяют, что должно выполняться носителем конвенциальной роли. Например: мать должна помогать детям в овладении различными умениями, контролировать их поведение и т.п.
б) межличностные - роли, которые определяются личностными особенностями, склонностями их носителей (лидер, диктатор, любимчик, ведомый и др.).
Выделяют следующие требования к семейным ролям:
1. Совокупность ролей, которые выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании и т.п.
2. Выполняемая семейная роль должна соответствовать возможностям носителя данной роли.
Если требования роли непосильны, у носителя роли возникает тревога, нервно-психическое напряжение. Например, это может возникнуть у ребенка, который выполняет «роль родителя» (в силу отсутствия, болезни и т.п.).
3. Совокупность семейных ролей, которые выполняет индивид в семье, должна обеспечивать удовлетворение не только его потребностей, но и потребностей других членов семьи.
Например, ролевая структура, при которой отдых одних членов семьи обеспечивается за счет непомерного труда другого члена, может стать психотравмирующей.
Одно из наиболее интересных направлений в современной психотерапии связано с выявлением и изучением так называемых патологизирующих ролей в семье. Патологизирующие семейные роли - такие межличностные роли, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на своего носителя [44]. Например, роль козла отпущения, роль «семейного мученика» без остатка жертвующего собой во имя семьи, роль «больного человека».
4. Подсистемы - это структурный элемент семейной системы, и их динамика тесно связана с жизненным циклом семьи.
1. Первая - это подсистема супругов.
Данная подсистема образуется с заключением брака. Одновременно начинается процесс адаптации, принимаются и уточняются роли мужа и жены. На этот процесс существенное влияние оказывает опыт, приобретенный в родительских семьях.
2. Вторая - это подсистема родителей.
Появляется после рождения ребенка. Родительская подсистема изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей. Она должна учитывать потребности всех растущих в семье детей.
3. Третья - подсистема детей.
Данная подсистема предоставляет возможность ребенку быть только ребенком; позволяет изучать отношения сверстников; формировать необходимые коммуникативные навыки для общения со сверстниками и со взрослыми. Поэтому хорошо, когда больше одного ребенка в семье.
5. Границы семьи - это правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии. Границы - это гласные и негласные договоренности между членами семьи относительно того, кто и что может себе позволить делать в семье и за пределами семьи. Например, кто может задерживаться на работе, кто может приглашать к себе друзей, гостей; с кем можно встречаться вне семьи и т.п.
В.М. Целуйко выделяет следующие виды границ семьи [43, с.22]:
а) внешние - регулируют отношения между семьёй и социальным окружением; определяют разницу в поведении с членами семьи и с социальным окружением. Рассматривают проницаемость границ (от непроницаемости до диффузности);
б) внутренние - регулируют отношения между различными подсистемами внутри семьи. Это правила, определяющие взаимодействие между членами разных семейных подсистем.
В.М. Целуйко рассматривает следующие типы внутренних границ [43, с.23-24]:
1) четкие - подразумевают совершенно определенные права, обязанности, нормы поведения для членов каждой подсистемы (родительской, детской, супружеской), такие правила улучшают коммуникацию в семье, облегчают согласование и приспособление участников разных подсистем;
2) ригидные (жесткие) - обеспечивают автономию членов семьи, изолируют их друг от друга. Семье с ригидными внутренними границами трудно функционировать, т.к. у её членов нет навыков согласования. Характерные выражения в семьях с ригидными границами:
- не мешай, у меня свои заботы;
- займись своими делами
- пора бы самому позаботиться о себе и т.п.
3) диффузные (размытые) - это такие границы, при которых утрачивается автономия членов семьи, и неясны функции подсистем.
Так, в семье с диффузными границами, например, подсистема супружеской пары как бы исчезает, растворяясь в родительской подсистеме, супругам не хватает интимности в отношениях.
Е.Н. Юрасова выделяет следующие свойства границ семьи [25, с. 135 - 136]:
а) гибкость - это способность границ к изменениям. Ригидность границ означает, что семейные правила не меняются, несмотря на изменение ситуации.
б) проницаемость - это свойство внешних границ. Проницаемость границ - это установки семьи на взаимодействие, контакты с внешним окружением.
Когда внешние границы отличаются высокой проницаемостью, они становятся диффузными, и это ведет к избыточному вмешательству в жизнь семьи других людей. Непроницаемость границ резко снижает возможность необходимого общения с внешним миром.
6. Семейные мифы и легенды.
Семейный миф - это многофункциональный семейный феномен, формирующийся в виде совокупности представлений членов данной семьи о ней самой. Миф - это сложное семейное знание, которое является продолжением такого предложения, как: «Мы - это...». Это знание актуально не всегда. Оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. Знание это плохо осознается.
В дисфункциональной семье, как пишет А.Я. Варга, «миф находится ближе к поверхности, чем в функциональной» [4, с. 41]. Время, необходимое для формирования семейного мифа, составляет примерно период жизни трех поколений.
Для обозначения этого понятия используются и такие термины, как «образ семьи», «образ мы», «убеждения», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология» [44].
Функция семейного мифа заключается в сокрытии от осознания отвергаемой информации о семье в целом и о каждом её члене. Цель «семейного мифа» - закамуфлировать те конфликты и неудовлетворенные потребности, которые имеются у членов семьи, согласовать их идеализированные представления друг о друге.
Таким образом, можно воспринимать семейный миф как своеобразный механизм психологической защиты семьи, который выполняет оберегающую функцию и способствует поддержанию целостности семейной системы. Наиболее известными являются следующие семейные мифы: «Мы - дружная семья»; «Мы - семья героев»; «миф о спасателе».
Негативное действие семейных мифов заключается в том, что семья становится ригидной; они препятствуют её нормативным изменениям, связанным с динамикой жизненного цикла семьи. Так, миф об исключительности и избранности семьи может играть роль компенсаторной стратегии в первом поколении, когда желание возвысить себя, возможно как реакция на прошлые проблемы, активизирует мощную, но реалистичную мотивацию достижения. Однако в следующих поколениях этот миф, все больше превращаясь в оторванную от реальности центральную семейную ценность («Мы должны быть лучше всегда и везде»), способен привести к тяжелым нарциссическим расстройствам члена (ов) семьи и полной непродуктивности их действий [24].
Семейная легенда - это искажающая реальные факты семейной истории интерпретация отдельных событий, позволяющая поддерживать миф о семейном благополучии. По мнению Андреевой «семейные легенды» представляют собой совокупность хорошо интегрированных, хотя неправдоподобных, убеждений, разделяемых всеми членами семьи» [2, с. 49]. Примеры семейных легенд: «все наши женщины в семье немножко сумасшедшие», «все наши дети получают хорошие оценки в школе», «мать - больной человек и требует особого отношения, мы живем ради неё».
Семейная легенда - это тоже гомеостатический механизм для поддержания устойчивого состояния семьи. В отличие от семейного мифа, семейная легенда может осознаваться как неправда, искажение информации, например: легенда о супружеской верности при наличии измены, легенда о естественной смерти суицидента и др. Со временем семейная легенда может стать частью семейного мифа. Легенды имеют четкую связь с культуральными мифами как идеализированными представлениями о семье и браке:
- в благополучных браках супруги всегда всё рассказывают друг другу;
- рождение ребенка, появление любовной связи, получение развода разрешит все проблемы.
Итак, семейные мифы и семейные легенды способствуют поддержанию дисфункциональных отношений в семьях, в результате чего потребности личности в росте, изменении, самоактуализации и в кооперации оказываются неудовлетворенными, а семьи в целом ригидно воспроизводят свой прошлый опыт.
7. Стереотипы взаимодействия. В семье сообщением является любое событие, любое взаимодействие. Например, если женщина гремит на кухне грязной посудой, то остальные члены семьи понимают, что это значит. Например, что она сердита на них. Если муж уходит, громко хлопнув дверью, то это сообщение тоже легко прочитывается. Каждое взаимодействие в семье или событие, как это называет А.Я. Варга, является понятным сообщением для членов семьи.
Сообщения можно охарактеризовать следующим образом [4, с.36-37]:
1. Во-первых, сообщения могут быть одноуровневыми или многоуровневыми.
Звук захлопнувшейся двери - это одноуровневое сообщение, оно идет по слуховому каналу. Любое вербальное сообщение - всегда двухуровневое. Первый уровень - вербальный, второй - невербальный.
2. Во-вторых, сообщения могут быть конгруэнтными или неконгруэнтными.
Конгруэнтными являются сообщения, если содержания сообщений, передаваемых по двум каналам, совпадают. Если вы спрашиваете у подруги: «Как дела?», а она с ясной улыбкой, радостной мимикой отвечает: «Все хорошо!», то это - конгруэнтное сообщение.
Сообщения в семьях, о которых мы рассуждали, бывают часто повторяющимися. Сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются, называют стереотипами взаимодействия.
Например, один из стереотипов взаимодействия «двойная связь» или «двойная ловушка» был описан американским психотерапевтом Грегори Бейтсоном. В больнице находится мальчик, страдающий шизофренией, к нему приходит мама. Она ждет его в холле, мальчик выходит и садится, близко. Мама отодвигается. Он в ответ замыкается и молчит. Она сердито спрашивает: «Ты что же не рад меня видеть?» «Двойная ловушка» - это один из стереотипов взаимодействия, когда член семьи (чаще ребенок) постоянно получает неконгруэнтное сообщение в ситуации, когда он не может выйти из общения.
8. Стабилизаторы семейной системы. В каждой семье, как в дисфункциональной так и в функциональной, есть свои стабилизаторы.
Примеры функциональных стабилизаторов: общее место проживания, общие дела, общие деньги, общие развлечения. Дисфункциональные стабилизаторы: дети, болезни, нарушения поведения, супружеские измены и др.
Если дети были стабилизаторами семейной системы, то, как правило, на стадии отделения детей от родителей происходит их развод или алкоголизация супругов [4]. Отчего сепарация (отделение детей) зачастую происходит так трудно? В связи с тем, что за время своего жизненного пути ребенок стал стабилизатором. Ребенок уходит из семьи, перестает быть стабилизатором, его функции провисают, никто их не выполняет. Начинаются большие проблемы в семье: появляется тревога, возникают конфликты, растет эмоциональное напряжение. Родителям становится действительно трудно, если не появится другой стабилизатор, например, собака.
Супружеские измены тоже могут быть хорошим дисфункциональным стабилизатором. Часто за изменами стоит страх близости. Можно представить следующий стереотип взаимодействия по поводу измен: измены, выяснение отношений и скандалы по поводу измен, примирение. Живут вместе, пока не накопится напряжение от нерешенных проблем. Напряжение достигает какого-то предела - дальше все повторяется. И таких дисфункциональных стабилизаторов в семьях очень много.
9. Семейная история - понятие, описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений. Э.Г. Эйдемиллер [44] для работы с семейной историей вводит термин «тема», под которым он понимает специфическую проблему, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение.
Изучение данного феномена повторения в поколениях поведенческих стереотипов было начато М. Боуэном. Им было установлено, что в семье от поколения к поколению наблюдается накопление и передача дисфункциональных паттернов, что может явиться причиной индивидуальных затруднений у членов семьи. Эти наблюдения были развиты и зафиксированы в его концепции трансмиссии [4; 24]. С помощью генограммы, автором которой является М. Боуэн, можно правильно записать и узнать свою семейную историю. Метод генограммного анализа используется для терапевтических и для учебных целей.
НА случай если Бурк будет в комиссии стоит также освежить в памяти: Понятия и стадии, кризисы семьи http://txtb.ru/148/6.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: