Источники и историография по отечественной истории.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ИСТОРИЯ ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ Вопрос 1 ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУРСА ИСТОРИИ. Предмет истории: изучение различных явлений сторон, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства, особенностей полит. и соц.-экономического развития, а также основных проблем внешней политики, науки и культуры на различных этапах развития российского общества. Задачи курса: - определить место истории в развитии общества; - раскрыть содержание исторических понятий и категорий; - объяснить на конкретно-историческом материале различных эпох взаимосвязь российской и мировой истории; - показать, по каким проблемам истории ведутся сегодня споры и дискуссии. Периодизация: ü Доисторическим периодом называют первобытные времена, исследование истории которых затруднено в связи с отсутствием письменных источников. Любые исследования строятся на найденных артефактах, которые обнаруживают археологи при раскопках. Так стали называть этот период в девятнадцатом веке. ü Периодизация истории выделяет после развития письменности самый загадочный и один из самых плодотворных периодов – античный. Началом периода принято считать начало минойской и микенской цивилизаций. Возникает письменность. Начало обработки металлов и в связи с этим бурное развитие ремесел. Этот же период характеризуют как период строительства шикарных дворцов и целых комплексов. ü Средние века начинаются со времен падения Римской империи. Этот период на начальном этапе характеризуется определенным спадом в социальных отношениях, экономике. После этого можно отметить такие выдающиеся события, как великое переселение народов, образование государства франков, Скандинавии, Моравии и Киевской Руси, Португалии и Испании, Византийской империи.
ü Раннее новое время (конец15–середина17). В это время зарождается капитализм, хотя еще превалирует феодальный строй. В это же время произошли многие географические открытия, технический прогресс, рост торговли и промышленности, изменения в мировосприятии, структуре общества. ü Периодизация истории следом за средневековьем рассматривает новое время, окончанием которого принято считать окончание Первой мировой войны (1918). В это время произошли коренные перемены, начали развиваться различные науки, в некоторых странах наступил кризис абсолютизма, установилась парламентская демократия. ü Новейшее время начинается с окончания Первой мировой войны. Отличительные черты этого этапа – Вторая мировая война, технические изобретения, образование миротворческих организаций, мировое сотрудничество, развитие дипломатических связей на мировом уровне.
Вопрос 2 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. Методология исторической науки — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания. Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся: – конкретно-исторический или идеографический метод: суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;
– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен; – историко-генетический метод: связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления; – ретроспективный метод: заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий; – историко-типологический метод: связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа. – хронологический метод: предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности. Вопрос 3
ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.
Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). Можно назвать четыре основные группы (классы) исторических источников: 1)вещественные; 2)письменные; 3)изобразительные; 4) фонические. Историография: v Первый период (до начала 18) – донаучный. В этот период сформировались основные формы исторического повествования, такие как летописи - ведение записей по годам. Второй источник в этот период, которым занимались историографы, это жития святых. Еще одна форма выражения исторического сознания, которой интересуются ученые, - фольклор. Именно из него можно узнать о представлениях народа о своих героях и врагах. В связи с тем, что в донаучном периоде мало достоверных документов, на протяжении многих лет остается дискуссионным вопрос о происхождении славян, возникновении государственности, о борьбе с захватчиками русской земли. v Второй период (18–начало 20). Это время качественно отразилось на становлении истории как науки и изучении источниковой базы. Впервые начинают обрабатываться переводные источники, завезенные из Европы, формируются вспомогательные дисциплины, которые помогают изучать историю. Интеллигенция инициирует исторические экспедиции, исследования.
v Еще один этап – развитие историографии во второй трети 19 века. Здесь изучаются такие проблемы, как отношения Российского государства и западных стран, возникают первые концепции развития отечественной истории. v Четвертый этап (вторая половина 19–начало 20). В это время формируются методологические основы историографии. Историография отечественной истории ощущает на себе и позитивизм, и материализм. Расширяется спектр исследований, особенно, внимание уделяется социально-экономическим проблемам в истории. v Последний пятый этап – советская историография отечественной истории, которая основана на классовом подходе к развитию общества, что, в свою очередь, отразилось и на научном подходе. Побороть советское наследие – основная цель современной исторической школы.
Вопрос 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|