Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники и историография по отечественной истории.




ИСТОРИЯ

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ

Вопрос 1

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУРСА ИСТОРИИ.

Предмет истории: изучение различных явлений сторон, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства, особенностей полит. и соц.-экономического развития, а также основных проблем внешней политики, науки и культуры на различных этапах развития российского общества.

Задачи курса:

- определить место истории в развитии общества;

- раскрыть содержание исторических понятий и категорий;

- объяснить на конкретно-историческом материале различных эпох взаимосвязь российской и мировой истории;

- показать, по каким проблемам истории ведутся сегодня споры и дискуссии.

Периодизация:

ü Доисторическим периодом называют первобытные времена, исследование истории которых затруднено в связи с отсутствием письменных источников. Любые исследования строятся на найденных артефактах, которые обнаруживают археологи при раскопках. Так стали называть этот период в девятнадцатом веке.

ü Периодизация истории выделяет после развития письменности самый загадочный и один из самых плодотворных периодов – античный. Началом периода принято считать начало минойской и микенской цивилизаций. Возникает письменность. Начало обработки металлов и в связи с этим бурное развитие ремесел. Этот же период характеризуют как период строительства шикарных дворцов и целых комплексов.

ü Средние века начинаются со времен падения Римской империи. Этот период на начальном этапе характеризуется определенным спадом в социальных отношениях, экономике. После этого можно отметить такие выдающиеся события, как великое переселение народов, образование государства франков, Скандинавии, Моравии и Киевской Руси, Португалии и Испании, Византийской империи.

ü Раннее новое время (конец15–середина17). В это время зарождается капитализм, хотя еще превалирует феодальный строй. В это же время произошли многие географические открытия, технический прогресс, рост торговли и промышленности, изменения в мировосприятии, структуре общества.

ü Периодизация истории следом за средневековьем рассматривает новое время, окончанием которого принято считать окончание Первой мировой войны (1918). В это время произошли коренные перемены, начали развиваться различные науки, в некоторых странах наступил кризис абсолютизма, установилась парламентская демократия.

ü Новейшее время начинается с окончания Первой мировой войны. Отличительные черты этого этапа – Вторая мировая война, технические изобретения, образование миротворческих организаций, мировое сотрудничество, развитие дипломатических связей на мировом уровне.

 

Вопрос 2

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Методология исторической науки — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные).

Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование, построение гипотез).

К специальным историческим методам относятся:

конкретно-исторический или идеографический метод: суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

историко-генетический метод: связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

ретроспективный метод: заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

историко-типологический метод: связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа.

хронологический метод: предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Вопрос 3

 

ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.

 

Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры) и нематериальные (обряды, песни, поговорки).

Можно назвать четыре основные группы (классы) исторических источников:

1)вещественные;

2)письменные;

3)изобразительные;

4) фонические.

Историография:

v Первый период (до начала 18) – донаучный. В этот период сформировались основные формы исторического повествования, такие как летописи - ведение записей по годам. Второй источник в этот период, которым занимались историографы, это жития святых. Еще одна форма выражения исторического сознания, которой интересуются ученые, - фольклор. Именно из него можно узнать о представлениях народа о своих героях и врагах. В связи с тем, что в донаучном периоде мало достоверных документов, на протяжении многих лет остается дискуссионным вопрос о происхождении славян, возникновении государственности, о борьбе с захватчиками русской земли.

v Второй период (18–начало 20). Это время качественно отразилось на становлении истории как науки и изучении источниковой базы. Впервые начинают обрабатываться переводные источники, завезенные из Европы, формируются вспомогательные дисциплины, которые помогают изучать историю. Интеллигенция инициирует исторические экспедиции, исследования.

v Еще один этап – развитие историографии во второй трети 19 века. Здесь изучаются такие проблемы, как отношения Российского государства и западных стран, возникают первые концепции развития отечественной истории.

v Четвертый этап (вторая половина 19–начало 20). В это время формируются методологические основы историографии. Историография отечественной истории ощущает на себе и позитивизм, и материализм. Расширяется спектр исследований, особенно, внимание уделяется социально-экономическим проблемам в истории.

v Последний пятый этап – советская историография отечественной истории, которая основана на классовом подходе к развитию общества, что, в свою очередь, отразилось и на научном подходе. Побороть советское наследие – основная цель современной исторической школы.

 

Вопрос 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...