Методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров)
Измеряемые параметры
Семейная сплочённость
|
Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых». В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности — от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: -разобщенный; -разделенный; -связанный; -сцепленный. Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности считают, что именно сбалансированные уровни — показатель успешности функционирования системы. Для семейной сплоченности такими уровнями являются разделенный и связанный. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблемные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.
|
Семейная адаптация
|
Семейная адаптация - характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются следующие параметры: «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила и роли в семье». В циркулярной модели диагностируют четыре уровня семейной адаптации: -ригидный; -структурированный; -гибкий; -хаотичный. Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни — показатель успешности функционирования системы. Для семейной адаптации такими уровнями являются — структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблемные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.
|
Эмоциональная связь
|
Семейные границы
|
Принятие решений
|
Время
|
Друзья
|
Интересы и отдых
|
Лидерство
|
Контроль
|
Дисциплина
|
Роли
|
Правила
|
Семейная сплочённость (идеал)
|
Семейная адаптация (идеал)
|
Эмоциональная связь (идеал)
|
Семейные границы (идеал)
|
Принятие решений (идеал)
|
Время (идеал)
|
Друзья (идеал)
|
Интересы и отдых (идеал)
|
Лидерство (идеал)
|
Контроль (идеал)
|
Дисциплина (идеал)
|
Роли (идеал)
|
Правила (идеал)
|
Описание методики
Методика представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются.
Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).
В России методика была использована Н.Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М.Ю. Городновой и С.Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).
В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д. X. Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация.
FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», — семейной сплоченности и семейной адаптации.
Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и четырех уровней адаптации возможно определить 16 типов семейных систем, 4 из которых являются умеренными по обоим уровням и называются сбалансированными, 4 — экстремальными, или несбалансированными, так как имеют крайние показатели по обоим уровням.
Восемь других типов являются средними (среднесбалансированными), так как один из параметров относится к экстремальным, а другой — к сбалансированным уровням
Опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой.
«Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.
Перед тем как начать работу с данной методикой, необходимо создать атмосферу доверия между исследователем и участниками опроса.
Каждый получает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения.
Опросник могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет.
В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации.
Опросник "Семейные роли"
автор модификации Черников А.В. (Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – М.: Независимая форма "Класс", 2001. С. 113 – 114, 196 – 197.)
Назначение методики: выявление ролевой структуры семьи. Опросник является модификацией психотерапевтической техники "Ролевая карточная игра" (авторы техники Джина Огден и Энн Зевин, 1970) и помогает определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли взаимодействия). Кроме того, опросник позволяет косвенно оценить статус членов семьи и степень их влияния на принятие семейных решений.
Инструкция: "Впишите имена членов Вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них:
*** - его (ее) постоянная роль;
** - довольно часто он (она) это делает;
* - иногда это относится к нему (к ней).
Некоторые из упомянутых ролей не свойственны Вашей семье или никогда не исполняются тем или иным ее членом; в этом случае оставьте графу пустой. Возможно, в Вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, - допишите их.
Затем среди всего списка выделите три роли, которые Вы считаете наиболее важными для жизни семьи".
Роли-обязанности: Организатор домашнего хозяйства
|
|
|
|
|
Закупщик продуктов
|
|
|
|
|
Зарабатывающий деньги
|
|
|
|
|
Казначей
| | | | | | |
Роли взаимодействия: Буфер, посредник в конфликте
|
|
|
|
|
Любитель поболеть
| | | | | | |
Члены семьи, которые чаще других играют важные роли, как правило, обладают большей властью в семье. Методику можно проводить индивидуально или со всей семьей в целом. Она очень наглядна, информативна и в групповом варианте может служить основой для обсуждения семейной ситуации и разницы в восприятии членов семьи.
Опросник "Анализ семейной тревоги" (ACT)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений
|
|
|
(Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)
Цель методики:отражает общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье, с тем как он воспринимает себя в семье. Теоретические основы методики Под "семейной тревогой" понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемые и плохо локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи — здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы — на производственную деятельность, на родственные, соседские отношения и т.п. В основе "семейной тревоги", как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не вписывается в его представления о себе. Важными составляющими "семейной тревоги" являются также чувство беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, независимо от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности.
Инструкция: "Уважаемый товарищ! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке опросника ACT". Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны — зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье. В опроснике нет "правильных" и "неправильных" утверждений. Отвечайте так, как чувствуете. Этим Вы поможете врачу".
|
т екст опросника
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.
2. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многого не успеваю сделать.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ (В.А.ЖМУРОВ)
Шкалы: уровень депрессии
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент.
ТЕСТ
1.
1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.
2. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
3. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
4. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.
2.
1. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
2. У меня иногда бывает такое настроение.
3. У меня часто бывает такое настроение.
4. Такое настроение бывает у меня постоянно.
44 пункта
Воспользуйтесь поиском по сайту: