Составитель: Карелина И.О., кандидат педагогических наук, доцент
Материал к коллоквиуму
Тема: Проблема классификации и выбора средств обучения
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА», «СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»
Понятие
Определение
Источник
Педагогические средства
Материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся, а также разнообразная деятельность: труд, игра, учение, общение, познание.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2005. – с. 322-323.
Педагогические средства
Материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности (магнитофон, спортивные снаряды, речь, жест и т.д.).
Рожков М.И. Теоретико-методологические основы педагогики: Конспекты лекций. – Ярославль, 2000. – с. 87.
Дидактические средства
Источники получения знаний, формирования умений.
Педагогика /Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2007. – с. 289.
Средство обучения
Предметная поддержка учебного процесса: голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. – М., 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – с. 295.
Дидактические средства
Учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. (в узком смысле); все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, специальных средств обучения (в широком смысле).
Сластенин В.А. и др. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2003. – с. 276.
Средства обучения
1) Разнообразные материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
2) Все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2004. – с. 229.
Средство обучения
Материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – с. 261.
ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основание классификации
Классификации средств обучения
Структурные компоненты процесса обучения
Средства обучения
Средства преподавания
(средства эффективного достижения целей образования: средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения, средства контроля)
Наглядные пособия, ТСО и пр.
Средства учения
(индивидуальные средства обучаемых)
Учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п.
Средства, связанные с деятельностью обучающего и обучаемого
Спортивное оборудование, кабинеты, компьютер и т.п.
Чувственная модальность
Средства обучения
Визуальные
(зрительные)
Оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.
Аудиальные
(слуховые)
Радио, магнитофон, музыкальные инструменты и др.
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые)
Звуковое кино, телевидение, программированные учебники, дидактические материалы, компьютеры и т.д.
Нарастание возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика (В. Оконь)
Средства обучения
Простые средства
Сложные средства
Словесные
Учебники и др. тексты
Визуальные
Реальные предметы, модели, картины и пр.
Механические визуальные приборы
Диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.
Аудиальные
Проигрыватель, магнитофон, радио
Аудиовизуальные
Звуковой фильм, телевидение, видео
Средства, автоматизирующие процесс обучения
Лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети
Состав объектов (П.И. Пидкасистый)
Средства обучения
Материальные средства
Учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности (предметы, макеты), технические средства обучения, лабораторное оборудование
Идеальные средства (вербализованные и материализованные)
Общепринятые системы знаков: язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п., т.е. изображения предметов и явлений), учебные компьютерные программы, организующе-координирущая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований
Уровни содержания образования
(В.В. Краевский)
Средства обучения
На уровне урока
На уровне предмета
На уровне всего процесса обучения
Идеальные
Языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры; средства наглядности (схемы, рисунки и т.п.); учебные компьютерные программы по теме урока; организующе-координирующая деятельность учителя; уровень его квалификации и внутренней культуры; формы организации учебной деятельности на уроке
Материальные
Отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; тестовый материал; средства наглядности (предметы, макеты, модели); ТСО; лабораторное оборудование
Идеальные
Система условных обозначений различных дисциплин; искусственная среда для накопления навыков по данному предмету; учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения предмету
Материальные
Учебники и учебные пособия; дидактические материалы; методические разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники
Идеальные
Система обучения; методы обучения; система общешкольных требований
Материальные
Кабинеты для обучения; библиотеки; столовые, буфеты; медицинский кабинет; помещения для администрации и педагогов; раздевалки; рекреации
сущность и взаимосвязь материальных и идеальных объектов как средств обучения
Материальные объекты
Идеальные объекты
Материальный (от лат. material) – вещественный, подчеркивающий в данности момент содержания (Философский словарь, с. 260).
Идеальность – бытие как идея или представление, в противоположность реальности – бытию в объективной действительности (Философский словарь, с. 169).
Материальное – не зависящее от человека и его деятельности бытие природы и общества (Большой психологический словарь, с. 186).
Идеальное (от греч. idea – вид, образ) – философская категория, противопоставляющая материальному созданные трудом людей, только для людей существующие формы (образы) бытия и всю совокупность их общественных значений, образующих цели и мотивы сознательной деятельности человека (Большой психологический словарь, с. 186).
Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы, которые человек создал в процессе своего исторического развития (В.С. Мухина).
Реальность образно-знаковых систем – языковые (естественные языки - речь, мимика, пантомима; искусственные языки - в информатике, логике, математике и др.) и неязыковые (знаки-признаки, знаки-копии, автономные знаки, знаки-символы, знаки-эталоны) знаковые системы (В.С. Мухина).
Реальность социального пространства – общение, деятельность, реальность обязанностей и прав человека в обществе, это «нерасторжимый комплекс знаковых систем предметного и природного мира, а также человеческих отношений и ценностей» (В.С. Мухина).
Материальный мир предстает перед человеком (дан ему в представлении) только своими общезначимыми, идеальными формами (образами).
В форме предмета людям представлены их же собственные способы и навыки деятельности и общения, поэтому общественная форма природных объектов всегда есть и предметная форма собственно общественной, историко-культурной жизнедеятельности человека – ее предметно закрепленный образ и образец.
Овладение образом предмета есть одновременно и овладение тем, что реально предстает перед человеком в качестве предмета. Тем самым это процесс образования его психики: индивид получает способность что-либо видеть, слышать, созерцать и воспринимать, только овладевая выработанными в предметной деятельности поколений образами действия, т.е. содержание всех психических процессов у человека идеально.
Материальные средства обучения – средства, связанные с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний (П.И. Пидкасистый, с. 262)
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний; орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей; «мысли о мыслях», представленные в форме вербализации, т.е. речевого изложения средств рассуждения, анализа, доказательства и т.п., и материализации, т.е. в виде абстрактных символов; связаны с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта (П.И. Пидкасистый, с. 261-262).
В процессе обучения используются как материальные, так и идеальные(вербализованные и материализованные) средства обучения. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности обучаемых. Идеальные средства обучения используются как краткое, символическое обозначение предметов. Воздействуя материализованными средствами на сознание обучаемых, педагог добивается понимания материала. Затем учащиеся используют материализованные средства в совместной деятельности, общении, т.е. материализованные средства становятся также и вербализованными. Далее в ходе самостоятельной познавательной деятельности речь сокращается, автоматизируется и превращается в мысль, т.о. внешние, материализованные средства в результате интериоризации становятся средствами мышления учащихся.
В настоящее время в практике обучения широко распространены 3 подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения. Согласно 1-му подходу, средства не влияют на качество знаний обучаемых, поэтому их использование не обязательно. Этот подход следует считать морально устаревшим, поскольку он недооценивает роль практической деятельности в усвоении знаний, игнорирует факт интериоризации. Второй подход, напротив, абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как главные, единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные компоненты (методы, формы и т.п.) должны соответствовать и обуславливаться спецификой средств обучения. Третья позиция состоит в том, что средства обучения рассматриваются в системе деятельности педагога и обучаемых.
Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.
Выбор средств обучения зависит от: закономерностей и принципов обучения; общих целей обучения, воспитания и развития; конкретных образовательных задач; уровня мотивации обучения; особенностей методики преподавания конкретной дисциплины; содержания материала; времени, отведенного на изучение того или иного материала; объема и сложности материала; уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков; возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых; типа и структуры занятия; количества детей; интереса детей; взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность); материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; особенностей личности педагога, его квалификации.