Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие групповой динамики

Содержание занятий в разных группах (в зависимости от реализации той или

иной тренинговой программы) бывает разным, но происходящие в них групповые

процессы во многом сходны. Иначе, если в группе происходит тренинг, то

невозможно, чтобы не началась групповая динамика. Понятие групповой

процесс или групповая динамика впервые было введено К. Левиным в 1936 г.

Центральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения

индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их

«социальных и психологических сил». В дальнейшем это понятие применительно

к тренинговым и психотерапевтическим группам было разработано К. Роджерсем,

В. Шутцем и др. [19, 34].

Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-

психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл

жизнедеятельности малой группы: образование, функционирование, развитие,

стагнацию, регресс, распад [4].

К процессам групповой динамики относятся:

– руководство и лидерство;

– принятие групповых решений;

– нормообразование (выработка групповых мнений, правил, ценностей);

– формирование функционально-ролевой структуры группы;

– конфликты;

– процессы сплочения;

– групповое давление как способ регуляции индивидуального поведения и др.

процессы.

Наиболее интересный способ анализа групповых процессов в

психотерапевтических и тренинговых группах предложен Келманом (1963 г.),

который рассматривает участие в группах как «ситуацию социального

воздействия». Келман выделил три фактора, имеющих решающее значение для

любой психокоррекционной группы: податливость, идентификация и

присвоение. Во-первых, члены группы решаются подвергнуться воздействию со

стороны ведущего и партнеров и принять участие в группе. Во-вторых, члены

группы идентифицируют себя со своими партнерами и с руководителем группы.

Идентификация происходит в результате старания участников поддерживать

желательные отношения в группе. В-третьих, члены группы присваивают

групповой опыт. Присвоение происходит через «корригирующий эмоциональный

опыт», являющийся следствием работы над разрешением тех «эмоционально

перенасыщенных» ситуаций, которые создаются группой [34].

В успешно функционирующей группе вызываемые ею изменения в индивидах

распространяются на их поведение во внешнем мире. Келман считает, что для

такой генерализации недостаточно простого принятия групповых правил и норм,

необходимо также и присвоение группового опыта. Члены группы должны сами

опробовать новые способы поведения (податливость); посмотреть на себя с точки

зрения партнеров или ведущего (идентификация); а также распространить

возникшие в ходе группового процесса инсайты на специфические ситуации

реальной жизни (присвоение).

И. Ялом (1975 г.) выделяет десять основных психотерапевтических факторов,

которые свойственны большинству групп [51]:

1. Сплоченность. Понимается как условие, способствующее достижению

группой успеха. Возрастание сплоченности способствует усилению

взаимодействия между членами группы, интенсифицирует процессы социального

влияния, повышает удовлетворенность каждого.

2. Внушение надежды. Вера в успешность группового процесса и в

возможность изменений уже сама по себе обладает терапевтическим действием.

3. Универсализация. Люди приходят в группу каждый со своими проблемами,

но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое же ощущение

собственной несостоятельности и т.п.

4. Альтруизм. Поведение, направленное на оказание бескорыстной помощи

любому члену группы независимо от того, какое социальное положение они

занимают вне группы. Целительным действием обладает сознание того, что

каждый в группе может быть нужен и полезен другим.

5. Предоставление информации. Имеются в виду информация и

рассуждения, необходимые члену группы для самосознания и самораскрытия.

6. Множественный перенос. Любые трудности в области общения и

социальной адаптации, будучи детерминированными событиями настоящего и

прошлого, обязательно проявляются в групповом общении. Эмоциональная

привязанность участника группы к ведущему или другим участникам

рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается рациональной и

реалистической оценке.

7. Межличностное обучение. Группа создает почву для исследования

положительных и отрицательных эмоциональных реакций, а также для анализа

новых форм поведения. Члены группы убеждаются в том, что могут открыто

просить о помощи и поддержке других и бескорыстно помогать сами.

8. Развитие навыков общения. В группе все еѐ участники явно или неявно

совершенствуют свои умения общаться. Для развития навыков общения

используются различные методические средства, например: ролевые игры и

обратная связь.

9. Подражательное поведение. Обучение адекватному поведению

происходит отчасти в процессе наблюдения и имитации поведения других. На

начальном этапе возможно подражание поведению руководителя группы или

других особо популярных членов группы с целью получения одобрения.

10. Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подавленных потребностей,

сосредоточение на таких непроанализированных эмоциях и чувствах, как чувство

вины или враждебности, ведет к самопониманию, самораскрытию и в конечном

итоге к облегчению.

Кратохвил (1978 г.) приводит иной перечень групповых факторов,

оказывающих психотерапевтическое воздействие [19]:

– участие в работе группы;

– эмоциональная поддержка;

– помощь другим;

– самопроявление;

– отреагирование;

– обратная связь;

– инсайт (понимание ранее не осознанных взаимосвязей);

– эмоциональный коллективный опыт;

– проверка и тренинг новых способов поведения;

– получение новой информации и социальных навыков.

В заключение следует подчеркнуть, что ни один из перечисленных факторов в

отдельности не имеет решающего значения. Психотерапевтическое воздействие

оказывает именно групповой процесс, вся группа в целом.

По мере того как члены психотерапевтических и тренинговых групп

приближаются к достижению индивидуальных и групповых целей, сами группы

последовательно проходят через определенные стадии развития. Некоторые

исследователи предложили собственные варианты периодизации группового

процесса.

Стадии развития группы:

подходы отечественных исследователей

Отечественные психотерапевты А.С. Слуцкий и В.Н. Цапкин выделяют

следующие фазы развития группы личностного роста [19].

1. Адаптационная – это фаза первоначальной ориентации. Характерные

особенности:

– несоответствие между ожиданиями и тем, что наблюдается;

– пассивное напряжение;

– псевдосплоченность (участники – рубахи-парни).

2. Фрустрационная фаза (или фрустрирующая). Характерные особенности:

– активное напряжение;

– перенос участниками на ведущего группы (тренера) своего напряжения;

– ощущение некомпетентности ведущего (тренера) группы;

– обвинения, что он никуда группу не ведет и т.п.

3. Конструктивная – это фаза содружества и подлинной сплоченности.

Характерные особенности:

– спонтанность процессов, происходящих в группе;

– заинтересованность участников в происходящем.

4. Фаза реализации. Цель данной фазы в развитии группы – подготовить

людей к жизни после того, как они побывали в экологической нише.

Характерные особенности:

– «якорение» (закрепление) ресурсов;

– конструктивная обратная связь друг другу.

Отечественный психолог В.Ю. Большаков [4], обобщая опыт многих тренеров-

психологов, выделяет 4 (четыре) стадии развития тренинговой группы:

1) стадия знакомства участников группы друг с другом и тренером;

2) стадия агрессии (фрустрационная);

3) стадия устойчивой работоспособности;

4) стадия распада группы (умирание) или стадия прощания.

1. Стадия знакомства. Стадия знакомства представляет собой обмен

приветствиями и краткой информацией о себе. Во время знакомства проявляются

те особенности человека, которые являются следствием его предыдущего опыта.

Значимой особенностью этого этапа является то, что участники предстают друг

перед другом нераскрытыми, не стараются донести до других свои глубинные

мысли и чувства, выполняют лишь то, что общепринято.

Тренеру целесообразно на этой стадии потратить время на запоминание

особенностей участников: громкость голоса, жестикуляция, поза,

эмоциональность и т.п.

2. Стадия агрессии. Можно сказать, что начинается она одновременно со

стадией знакомства, протекает параллельно ей и продолжается тогда, когда стадия

знакомства уже завершилась. Выделяют два этапа в стадии агрессии.

1 – этап. Эта стадия начинается с высказывания некоторыми участниками

группы претензий (заявок) на какую-нибудь социальную роль или социальную

нишу (например, лидера, эксперта, противника или оппозиционера, козла

отпущения – по Шиндлеру). Еще выделяют такую социальную нишу как рабочая

масса, эти члены группы работают как все и всегда готовы поддержать лидера.

После того как заявки сделаны, начинаются, как образно выражается

В.Ю. Большаков, турнирные бои. Они ведутся между участниками,

претендующими на одну и ту же роль. Во время боев остальные участники

тренинга не остаются пассивными наблюдателями, а оказываются втянутыми в

выяснение отношений между претендентами, например, на лидерство. Кого-то

потенциальный лидер приближает, кого-то отталкивает, все это сказывается при

распределении ролей в группе.

2 – этап. После того как все роли распределены, т.е. каждый участник занял

социальную нишу с учетом собственного желания и мнения группы по этому

поводу, начинается второй этап стадии агрессии. На этом этапе происходит

проверка группой самой себя на опасность извне. В настоящем у тренинговой

группы существует один возможный враг – тренер (как человек, обладающий

возможностями манипулирования группой, не считаясь с интересами ее

участников).

Группа может начать подталкивать лидера к агрессивным действиям против

тренера. Иногда эти действия тренеру нужно допустить, а иногда нет.

Если тренер ощущает, наблюдает в группе большой агрессивный потенциал,

то его нужно выпустить на себя, иначе группа выпустит его на кого-нибудь из

участников. Однако нельзя заводить конфликт между тренером и группой

слишком далеко. Проще всего разрешить конфликт можно, просто объяснив

группе, по каким именно причинам она ведет себя агрессивно.

Итак, на стадиях знакомства и агрессии происходит формирование социальной

структуры тренинговой группы, еѐ ценностей и правил поведения. На

распределение социальных ролей влияют, в основном, три фактора:

1) степень успешности выполнения каждым участником ритуала знакомства;

2) результаты «турнирных боев», и то, как проявили в них себя члены группы;

3) степень успешности каждого члена группы в противостоянии внешней

опасности (тренеру).

3. Стадия устойчивой работоспособности. В теоретическом плане группа

так и пребывает на этой стадии до конца тренинга. В действительности, на

практике бывают разные варианты:

– на стадии работоспособности могут возникать провалы в работе группы;

– иногда группа может просто умереть раньше времени.

Смерть группы стоит отличать от провалов:

– в случае провала группа может быть возвращена на стадию

работоспособности путем применения различных психогимнастических

упражнений и игр;

– в случае «смерти» группа снова проходит стадию агрессии и меняет свою

структуру.

К смерти группы могут привести следующие причины:

а) решение в ходе занятий всех вопросов, как кажется участникам,

интересующих группу;

б) уверенность большого числа участников, что дальнейшие занятия ничего им

не могут дать.

в) физический уход из группы лидера (лидеров).

г) конфликт тренера с группой, перешедший в деструктивную фазу и др.

4. Стадия распада группы или прощания. Тренинговая группа должна

закончить свое существование как социальная структура, выполнив все

поставленные перед ней задачи. В этом случае горечь предстоящего расставания у

участников компенсируется, в определенной степени, радостью от успеха работы.

На данной стадии, чтобы у участников после окончания занятий не осталось

тягостного чувства, следует провести ритуал прощания. Он может включать

следующие элементы: обмен адресами и телефонами; планы возможной

совместной работы; обещания писать письма; чаепитие и т.п. Все это делает

расставание участников тренинговой группы достаточно легким.

Основной целью участников, приходящих в обучающие группы, является приобретение умений и навыков в какой-либо определенной области. Более эффективными являются обучающие группы с гомогенным составом участников; и критерием для подбора людей в такие группы должен служить их запрос.

Потребности участников обучающей группы можно разделить на три сферы: личностную, межличностную и деловую.

Обучающие тренинги личностной направленности могут концентрироваться вокруг задач:

- повышение уверенности в себе;

- обучение ассертивному поведению;

- обретение умения говорить «нет»;

- развитие навыков саморегуляции;

- повышение способности к принятию решения;

- обучение контролю над своим весом и т.д.

Примером обучающих тренингов межличностной ориентации могут служить:

- тренинг коммуникативной компетентности;

- тренинг супружеской терапии;

- тренинг повышения эффективности родительско-детских отношений.

В деловых обучающих тренингах возможны темы:

- повышение лидерских способностей;

- создание эффективной команды;

- тренинг продаж;

- тренинг педагогического мастерства;

- методический тренинг для психологов и т.д.

Программа обучающего тренинга формируется в соответствии с заказом конкретной группы и включает в себя игры, дискуссии, медитации, предоставление информации, упражнения, направленные на тренировку определенных навыков. Очень эффективно работает на тренингах такого типа видеообратная связь.

Продолжительность обучающего тренинга ограничена. Очень хорошо работает следующий вариант занятий: 2-3 этапа по 3-5 дней каждый. Например, разработанная нами программа тренинга «Повышение эффективности родительско-детских отношений» включает в себя 3 этапа по 5 дней. На первом этапе родители и дети занимаются отдельно, каждый по своей программе; на втором – проводится совместный тренинг; а на третьем – занятия опять идут раздельно, но уже с более глубокой проработкой проблем.

Основная роль тренера на обучающих группах – учитель и эксперт; но предоставляя информацию, он должен помнить главный закон тренинга, по которому пользоваться новыми знаниями и умениями участник будет только в том случае, если они станут результатом его личного опыта.

 

 

Список литературы:

Вачков И.В., Основы технологии группового тренинга.wiz

Захарова Г.И. - Теория и методика психологического тренинга

Горбатова Е.А. - Теория и практика психологического тренинга

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...