Способ фиксации информации
Характеристика информационных ресурсов
Параметры оценки информационных ресурсов В настоящее время нет как единого подхода к набору параметров для оценки информационных ресурсов, так и способов количественной или качественной характеристики этих параметров. Наиболее широко для оценки информационных ресурсов используются следующие основные параметры: 1) содержание; 2) охват; 3) время; 4) источник; 5) качество; 6) соответствие потребностям; 7) способ фиксации; 8) язык; 9) стоимость. Для каждого параметра используется свой набор мер, выражающих связь качественных и количественных характеристик (различий и измерений) информационных ресурсов, позволяющих с той или иной точностью определить границу, за которой изменение количества влечет за собой изменение качества, или границу, за которой изменение качества ведет к изменению количества. Актуальность разработки системы мер, отражающих свойства информационных ресурсов, используемых при принятии решений, возрастает по мере увеличения объемов информации; включения в информационные каналы информации об одних и тех же объектах, но представленных в различных схемах (моделях) описания с различной точностью, полнотой описания и представления данных; отсутствия временных индикаторов, позволяющих определить истинное состояние объектов описания на данный момент времени; включения в информационные потоки заведомо ложной информации и т.п. Для измерения перечисленных параметров информационных ресурсов используются различные измерительные шкалы: шкалы наименований и классификаций; ■ порядковые шкалы; ■ порядковые шкалы с интервалом;
■ количественные шкалы (шкалы пропорциональные). Например, охват (как часть содержания) может оцениваться: ■ объемом фондов документальных ресурсов, доступных пользователю либо находящихся в стране (регионе), библиотеках и (или) в конкретной библиотеке; ■ числом машиночитаемых баз данных (в целом по стране и (или) по конкретной тематике) и (или) суммарным числом записей в этих базах и т.п.; ■ числом химических соединений (или других объектов учета: промышленных образцов, рецептур, технологий, программных продуктов), которые включены в базу данных и (или) могут быть представлены для решения задач, стоящих перед пользователем; ■ соотношениями между открытыми и закрытыми информационными ресурсами; ■ числом патентов, используемых при решении задач по данной проблеме, или накопленных в фондах организационных единиц и т.п. Выбор меры при оценке параметров является сложной методологической задачей. Это обусловлено тем, что при решении различных задач существенно меняются предметы или явления, между которыми определяются границы, и соответственно изменяются качественные и количественные характеристики, на основании которых выявляются связи, различия и отношения между предметами. В настоящее время в основном наиболее разработаны подходы к измерению локальных параметров информационных ресурсов. Например: ■ параметры измерения полноты и релевантности поиска информации в конкретных базах данных; ■ меры оценки полноты информационных фондов; ■ параметры оценки временных характеристик информационных ресурсов (запаздывание поступления информации, старение информации, необходимая полнота охвата информационных изданий и др.). Отсутствие системы мер, отражающих степень соответствия информационных ресурсов конкретным задачам, ведет к возрастанию затрат на процессы обработки, связанных с предотвращением снижения качества информации в процессе ее получения, сбора, хранения, обработки и циркуляции в каналах обмена и распространения.
время — это: ■ форма существования бесконечно развивающейся материи. Форма последовательной смены явлений и состояний материи, выражающаяся в закономерной последовательной смене одних объектов, явлений другими объектами, явлениями; смене одних фаз (ступеней) развития предметов, процессов другими фазами (ступенями) развития предметов, процессов; ■ продолжительность, длительность явления или процесса; ■ промежуток той или иной длительности, в который осуществляется какое-либо действие; ■ определенный момент, в который происходит какое-либо событие; ■ период, эпоха. Время как характеристика информационных ресурсов (информации) выступает в нескольких аспектах: ■ фиксирует момент или период, представленный данными (календарный, налоговый, финансовый год, конец соответствующего года и т.п.); ■ задает точку отсчета ввода конкретных информационных ресурсов в обращение (в коммуникационные каналы); ■ является характеристикой, определяющей связь между информацией об объекте и его реальным состоянием на текущий момент времени. Содержание Содержание определяет проблемную область, охватываемую информационными ресурсами: тему, идею, теорию, методику. Границы проблемной области зависят от задач, поставленных перед пользователем. Причем группы пользователей, решающие аналогичные задачи и реализующие одинаковые цели, могут определять границы проблемной области (свои потребности в информационных ресурсах) различным образом, что приводит, как правило, к различию в результатах. Правильный выбор границ проблемной области расширяет возможности проектных, управленческих, организационных решений и создает условия для успешной деятельности. Вместе с тем необходимо отметить, что границы проблемной области динамичны во времени и существенным образом зависят от развития науки, техники и производства. Следовательно, информационные ресурсы, включаемые в конкретную проблемную область, не могут быть ограничены текущими, сиюминутными интересами. Сужение проблемной области ведет к потере динамизма в решении задач и чревато отставанием либо провалом.
Для определения соответствия содержания информационных ресурсов решаемым проблемам в настоящее время, как правило, используются различные классификационные шкалы и шкалы наименований: классификаторы, классификации, разнообразные виды языков дескрипторно-го типа, указатели различных типов (именные, предметные, географические, номенклатурные и т.п.). С помощью этих средств пользователь может определить с той или иной степенью вероятности наличие требуемой информации в исследуемых информационных ресурсах или более точно выделить подмножество ресурсов, в котором она находится.
3. Охват Охват определяет, ограничивает и описывает содержание, уточняет или лимитирует его. Охват можно рассматривать как часть параметра содержания. Он как бы суживает и задает определенные рамки содержания, являясь лимитирующим фактором. Ограничения на охват определяются противоречивыми требованиями: с одной стороны, стремлением иметь всю доступную информацию, необходимую для достижения целей конкретной деятельности, а с другой — финансовыми, временными, трудовыми и техническими ресурсами, выделенными для получения и обработки информации. Охват информационных ресурсов, доступных конкретной группе пользователей (организации, региону, стране, группе стран), ограничен и изменяется в широких пределах. Охват обычно характеризуют объемом, полнотой и достаточностью информационных ресурсов. Объем — это общее количество информации по проблеме, доступное пользователю. Полнота — это соотношение между всей имеющейся информацией по проблеме и информацией, доступной пользователю (т.е. той частью, которую он может получить). Достаточность определяется возможностью достижения пользователем поставленной цели при наличии доступной информации. В действительности всегда возможна ситуация, при которой пользователю доступны значительные объемы информации, но ее полнота недостаточна для достижения поставленных целей. Это побуждает пользователя к проведению дополнительных исследований, результатом которых может стать либо получение новой информации, способствующей решению проблемы, либо сведений, что такая информация существует, но оказалась вне доступных ему источников. Мировой информационный ресурс, являясь объективной реальностью, выступает в качестве предельной и постоянно возрастающей границы полноты комплектования национальных информационных ресурсов, достижение которой невозможно усилиями какой-либо одной страны. Для этого требуются значительные финансовые, людские и материальные ресурсы, выделить которые не может ни одно из государств мира или группа стран.
Создание информационных ресурсов, обеспечивающих решение задач по широкому комплексу проблем и охватывающих большую часть мирового ресурса, может осуществляться только высокоразвитыми странами либо при объединении усилий нескольких стран или организационных единиц (транснациональных компаний, объединений; научных, инженерных, учебных, исследовательских учреждений и т.п.) на региональном или международном уровне в рамках крупномасштабных программ. Решение этой задачи осложняется и тем, что информационные ресурсы не могут быть просто импортированы и (или) заимствованы и эффективно использованы,— они должны быть адаптированы к новому окружению: различным экономическим условиям, иной правительственной или общественной политике, а также другим общественным и культурным факторам. Цели реальной национальной политики по формированию информационных ресурсов можно свести к принципу обеспечения их достаточности для решения стоящих перед обществом приоритетных задач в данный период времени на уровне не ниже мирового при одновременном сохранении и пополнении всех ранее накопленных информационных ресурсов. Основными возражениями против такой формулировки могут быть вполне закономерные вопросы: ■ насколько полно известен перечень приоритетных задач и каков уровень корректности их постановки? ■ что принять за мировой уровень и как его оценить с учетом перспективы развития? ■ насколько доступны для нашего отечественного пользователя соответствующие информационные ресурсы других стран? ■ все ли национальные информационные ресурсы доступны и могут быть эффективно использованы потенциальными потребителями? ■ кто может решить за конкретного потребителя, какие ему требуются информационные ресурсы для решения той или иной проблемы? Ведь человек свободен в выборе средств достижения цели, а следовательно, всегда возможно несоответствие между структурой национальных информационных ресурсов и действительными потребностями в них.
Формирование национальных ресурсов — это длительный и сложный процесс, отражающий все особенности исторического, социально-экономического и культурного развития страны, и поэтому приведение имеющегося информационного ресурса в соответствие с потребностями общества является непрерывным процессом, зависящим от уровня развития государства. Ни одна из стран не может самостоятельно концентрировать у себя все информационные ресурсы, относящиеся к области национального интереса, и, более того, не всегда может воспользоваться внешними информационными ресурсами. Это обусловлено тем, что в каждой стране: ■ различен уровень подготовки кадров; ■ имеются различные цели и задачи, а также возможности доступа к информационным ресурсам; ■ присутствуют разные подходы к созданию информационных ресурсов и организационные и правовые основы их промышленной эксплуатации. Одновременно необходимо учитывать, что в любой стране существуют обособленные, независимые совокупности информационных ресурсов, находящиеся вне общей коммуникационной сети. Например, в нашей стране происходит принципиальное изменение условий обмена информацией и резкое снижение качества информационных ресурсов, циркулирующих в ГСНТИ; формируются коммерческие информационные ресурсы за счет перекачки значительной части общественных информационных ресурсов с последующим резким ужесточением условий доступа к ним. При этом уместно напомнить одну из старых, общеизвестных истин, что в странах с рыночной экономикой коммерческая секретность распространена значительно шире, чем государственная. В локальных пользовательских информационных системах полнота сбора данных находится на уровне минимальной достаточности, определяемой возможностями пользователя (группы пользователей). Высокий уровень охвата во всех странах мира обеспечивается только на уровне целевых государственных программ. Полнота сбора информационных ресурсов в рамках крупных исследовательских, конструкторских и производственных организаций редко достигает полноты, характеризующей уровень полноты информационного комплектования страны пребывания или уровня комплектования группы взаимодействующих стран, на территории которых данная организация имеет свои филиалы (фирмы-посредники). В более выгодном положении, как правило, находятся транснациональные объединения и пользователи, имеющие доступ к фондам крупнейших информационных систем. В практической деятельности при запросах на описание процессов, предметов или явлений потребитель, как правило, запрашивает любой документ, где дано подобное описание, а не все имеющиеся по данному вопросу документы. Точнее, потребитель обычно прекращает поиск, как только найдена информация, обеспечивающая достаточно эффективное решение той задачи, которая решается им в данный момент времени и в данных условиях. Решение о прекращении поиска зависит: ■ от степени понимания (индивидуального или группового); ■ возможности применения результатов в данных условиях; ■ ограничений по времени; ■ требований к качеству (уровню проектных или информационных решений); ■ наличия реальных материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов; ■ других факторов. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что большинство пользователей при решении рутинных практических задач останавливаются на уровне достаточности информации, хотя по-настоящему эффективные решения достигаются при максимально возможной полноте информации и использовании новой, неизвестной (недоступной) конкуренту (противнику, противоборствующей стороне) информации. При оценке охвата (объема, полноты и достаточности) обычно применяются следующие критерии: ■ абсолютная величина фондов конкретных информационных ресурсов (количество документов заданной проблемной направленности; именной перечень специалистов и организаций, связанных с разработками в данной проблемной области; полнота каталогизации объектов учета по заданной тематике и т.д.); ■ относительная полнота комплектования информационными ресурсами по отношению к эталонным информационным ресурсам крупнейших держателей классов информационных ресурсов; временные, географические, тематические, языковые, режимные и другие ограничения предоставляемых информационных ресурсов.
Время Такому обиходному, но многоплановому понятию, как время, можно дать несколько определений. Итак, время — это: ■ форма существования бесконечно развивающейся материи. Форма последовательной смены явлений и состояний материи, выражающаяся в закономерной последовательной смене одних объектов, явлений другими объектами, явлениями; смене одних фаз (ступеней) развития предметов, процессов другими фазами (ступенями) развития предметов, процессов; ■ продолжительность, длительность явления или процесса; ■ промежуток той или иной длительности, в который осуществляется какое-либо действие; ■ определенный момент, в который происходит какое-либо событие; ■ период, эпоха. Время как характеристика информационных ресурсов (информации) выступает в нескольких аспектах: ■ фиксирует момент или период, представленный данными (календарный, налоговый, финансовый год, конец соответствующего года и т.п.); ■ задает точку отсчета ввода конкретных информационных ресурсов в обращение (в коммуникационные каналы); ■ является характеристикой, определяющей связь между информацией об объекте и его реальным состоянием на текущий момент времени. Важно иметь в виду, что для синтеза знаний об объекте должно привлекаться не только абстрактное понятие времени, но и время данной системы, поскольку за одно и то же время разные системы могут пройти разные пути развития. Это свойство объекта и информации об объекте обычно характеризуется понятием жизненного цикла, который позволяет рассматривать объект и информацию о нем в системе времени, связанной с особенностями развития конкретного объекта. На различных этапах жизненного цикла (времени своего существования) одна и та же информация при принятии на ее основе информационных решений обладает различной эффективностью. При этом особо следует обратить внимание на то, что разрыв между реальным процессом и его информационным отражением создает опасный безынформационный период, в течение которого решения принимаются интуитивно или исходя из устаревших показателей. В безынформационном периоде можно выделить несколько составляющих. Одной из них может являться запаздывание поступления информации, определяемое прохождением информационных сообщений по процессам издательского цикла. Так, запаздывание (время между принятием работы к публикации и моментом выхода в свет) научных потоков, идущих через отечественные журналы, составляло (до 1991 г.) от 6 до 54 месяцев. Сюда не входит время между появлением информации и ее фиксацией в виде отчетного документа, а также время между появлением конкретной информации в коммуникативном потоке и временем ее поступления к конкретному пользователю или временем ее реального использования для решения конкретных задач. В жизненном цикле информационных ресурсов необходимо выделить этап, когда требуемая информация об объекте отсутствует. Нехватка информации происходит в двух случаях: 1) информация отсутствует в полном смысле этого слова (хотя уже существует объективная необходимость в ней); 2) информация существует, но по различным причинам недоступна для данного пользователя в данный момент времени. В безынформационный период пользователь вынужден принимать информационные решения в условиях возрастающей неопределенности, что снижает их результативность, либо принимать решение о выделении дополнительного времени на восполнение отсутствующей информации. С другой стороны, увеличение промежутка времени между моментом поступления информации и моментом ее использования в ряде случаев ведет к снижению ее эффективности. Так, большинство информационных документов по своему значению преходящи и быстро теряют свое значение по мере того, как идет время и изменяется обстановка. Например, считается, что документы по социально-политическим вопросам, прогнозам и предпосылкам развития науки теряют ценность по норме 20% в год. Ценность информации убывает в соответствии с широко применяемым в экономических исследованиях правилом постоянного процента. Более объективные критерии оценки процесса старения информации разработаны в рамках исследования процессов старения научно-технической информации. Наиболее распространенным является критерий, именуемый периодом полустарения, в основу которого положены исследования по цитированию документальных источников информации. Под периодом полустарения понимается время, в течение которого была опубликована половина цитируемых работ по данной проблематике, т.е. считается, что информация, выбывающая из обращения, на которую перестают делать ссылки, потеряла свою актуальность. Данное допущение далеко не бесспорно. Ибо ссылки на информацию из этих документов часто можно связать с возрастающей недоступностью давно изданных документов и тем, что она повторена в более современных документах. Более правильно старение информации оценивается по сетям цитирования, на основании которых можно сделать вывод, что действительное старение информации происходит более медленными темпами, чем это следует на основании полученных данных о периодах полустарения. Но периоды полустарения могут рассматриваться в качестве второго приближения в оценке старения информации, в котором учитывается не только временной фактор, но и особенности проблемных областей. Например, периоды полустарения публикаций по разным отраслям науки (в годах) таковы: ■ металлургия — 3,9; ■ техническая химия — 4,8; ■ инженерная механика — 5,2; ■ физиология — 7,2; ■ химия — 8,1; ■ ботаника — 10; ■ математика—10,5; ■ геология — 11,8. Кроме этого необходимо отметить большую «живучесть» некоторых видов документов: ■ обзоры — 10 лет; ■ методики — 10 лет. Проектные решения (принципы, идеи и пр.), зафиксированные в промышленных образцах, сохраняют свою актуальность 20—30 лет. Иногда в качестве предельного критерия старения информации используют максимальное время использования тех или иных информационных ресурсов. Более точными являются оценки старения информационных ресурсов, получаемые при использовании следующих методов: ■ выявления времени появления конкретной информации (проектных решений, теорий, гипотез, законов и т.д.), используемой в конкретных научно-технических разработках современной техники и технологий. Например, на основании исследований по проекту «Хинсайд» следует, что при реализации современных технических разработок используются информационные ресурсы с глубиной ретроспективы до 20 лет и более; ■ изучения времени засекречивания результатов научных исследований и технических разработок. Анализ времени, через которое рассекречивается и становится известной научно-техническая информация по важнейшим разработкам, показывает, что актуальность многих информационных материалов по современным технологиям сохраняется при ретроспективе от 10 до 30 лет, а информация по некоторым проблемам, например криптографии, в принципе никогда не рассекречивается; ■ исследования жизненных и инновационных циклов для различных объектов учета, а также патентной практики. Предварительные данные, полученные на основании этих исследований, также свидетельствуют о том, что для принятия многих решений информационные ресурсы должны охватывать период времени в десятки лет. Источник Источник идентифицирует происхождение информации и в определенном смысле выступает как часть параметра охвата, лимитирующая содержание информации. В этом смысле источник выступает как некоторая условная единица объема информации по проблеме (ее части, или некоторое подмножество проблем). Источник можно рассматривать как единичный элемент подмножества того или иного класса информационных ресурсов, доступного пользователю и обладающего, как правило, некоторой проблемной (содержательной) определенностью. В качестве источника информации может выступать: ■ единичная публикация (текущая документация фирмы, энциклопедия, официальные и научные отчеты, технологическая ■ собрание документов (архив, библиотека, информационный центр, база данных и др.); ■ конкретная персона или организационная единица, обладающая информацией (информационными ресурсами) в конкретных проблемных областях или научным инструментарием, позволяющим получать необходимую информацию (создавать информационные ресурсы по конкретным проблемам). Более широкое определение источника дано в описании справочной системы об источниках информации по окружающей среде. Международная справочная система об источниках информации по окружающей среде (МСС, другое наименование — INFOTERA) представляет собой механизм для связи потребителей информации по окружающей среде с источниками, располагающими такой информацией. Потребитель, после направления справочного запроса в МСС, получает перечень информационных источников, которые с большой степенью вероятности могут удовлетворить его информационные потребности и помочь в решении интересующих проблем окружающей среды. Источник информации в МСС является функциональным элементом, который имеет информацию или знания по отдельному вопросу или темам, касающимся окружающей среды, и который может и желает предоставить соответствующую информацию через МСС, когда его об этом запрашивают. В качестве источников МСС зарегистрированы: информационные системы, библиотеки, информационные центры, архивы, эксперты, организации по решению справочно-информационных задач, группы по внедрению научных разработок в промышленность, консультативные фирмы, отдельные эксперты и пр. Для каждого источника характерна определенная проблемная ориентация. Чем выше специфичность источника, тем выше полезность содержащейся в нем информации. Однако слишком большая специфичность сужает вариативность решений. В свою очередь, малая специфичность источника порождает неопределенность и трудность в интерпретации информации. Каждый источник по-своему уникален. Это приводит к тому, что потеря (уничтожение, ликвидация, слияние с другими источниками) источника информации может привести к необратимым потерям информации. Оценка источника всегда ведется с двух сторон: оценивается собственно источник информации и качество получаемой из него информации. Каким бы ни был источник информации, в каких бы формах ни выражалась и для каких бы целей информация ни использовалась, она всегда есть результат отражения субъектом объективного мира. Особенно это относится ко всем видам социальной информации. Отражение же идеально по своему характеру. Одним из основных проявлений субъективности в информационном процессе является наличие в нем прагматического, целевого аспекта. Ибо любая информация собирается, анализируется, обобщается для достижения определенных целей, что ведет к возникновению в любом источнике двух видов информации — об объекте и субъекте. Возникновение в информационном процессе сведений о субъекте, его цели, принципах и методах получения им информации открывает путь к установлению степени ее объективности. Следовательно, при анализе в описании информации необходимо указывать, кто, с какой целью и как ее обрабатывал. Это позволит выявить искажения, вносимые с «благими намерениями», «дезинформацию установки» исследователя. Особо следует обращать внимание на давно установленный источни-коведами факт большой субъективности данных, которые являются результатом всякого рода извлечений, сводок, переработок, обзоров, аналитических (критических) обзоров первоначальных сведений. Все извлечения и сводки не только ведут к той или иной потере первичной информации, но и являются дважды субъективизированным отражением действительности. К субъективному фиксированию первоначальной информации здесь еще прибавляется субъективность извлечения, сводки или иной переработки исходной информации. В принципе можно говорить о «многократной субъективизации». Даже в тех случаях, когда последовательный отбор и обобщение исходных сведений проводились одним лицом, каждый уровень сводки представляет собой очередную субъективизацию, ибо каждый раз ставилась новая цель и применялись соответствующие методы отбора и обработки данных. Многократно субъективизированное отражение действительности в источниках увеличивает сферу проявления субъективных воздействий на информацию, поскольку усложняется выявление этой субъективности, т.е. усложняется критический анализ источников. Этот анализ будет включать, кроме этапа, связанного с установлением степени адекватности отражения действительности в момент фиксации информации, еще и этапы выявления потерь информации и объективности последующих ее сводок и переработок. Отсюда особая роль выявления первоисточников. Важны одновременно внешняя и внутренняя критика источника. Только при анализе содержания источника могут быть вскрыты как внешняя сторона возникновения источника (цель, место, время возникновения, автор и его приемы отражения действительности и т.д.), так и достоверность и ценность содержащейся в нем информации. Любой источник характеризует действительность (в том числе и накапливаемые информационные ресурсы) селективно и избирательно. Это ведет к тому, что уменьшение количества источников по проблеме ведет к снижению полноты и объема информации об объекте и увеличению риска принятия неэффективных решений. Важнейшим средством минимизации риска является анализ возможных пропусков информации (информационных ресурсов), существенной для реализации поставленной цели. Без анализа пробелов в источниках (и соответственно информации) нельзя выработать принципы и методы их восполнения и вести целенаправленную работу в этом направлении. Актуальность этой работы повышается и тем, что реальный пользователь, как правило, имеет ограниченный доступ к значительному количеству источников. Рассматривая проблему использования источников, особо следует обратить внимание на следующую ситуацию: обычно даже при равной доступности источников из них формируется некоторое подмножество, которое чаще других привлекается для решения аналогичных (тождественных) задач. Это ведет к тому, что некоторые источники выбывают из обращения, а вместе с ними выбывают и содержащиеся в них информационные ресурсы (информация, методы, подходы, проектные решения, технологии и т.п.). Выбывающие источники условно можно разделить на две группы: 1) источники с информацией о методах, подходах, разработках и технологиях, отличающихся от традиционно используемых при решении такого рода проблем. Это, как правило, новейшие достижения, не освоенные основной массой исполнителей по причине своей недостаточной профессиональной подготовки и (или) из-за нежелания менять сложившиеся стереотипы (методы) деятельности, и (или) вследствие труднодоступное™ источников. Сюда относится и информация, отвергаемая по различным конъюнктурным причинам: непризнание новых направлений, групповые интересы, различного рода психологические барьеры и др.; 2) источники, содержащие устаревшую, недостоверную и ложную информацию. Следует обратить внимание на то, что ни одна из перечисленных групп источников не может быть отброшена без серьезного анализа. Даже источники, содержащие устаревшую, недостоверную и ложную информацию, могут оказаться полезны для принятия решений, т.к. позволяют выявить тупиковые разработки, причины ошибочности ранее принятых решений, а также отфильтровать неверную информацию. Всякий источник содержит ту или иную объективную информацию, и поэтому в семантическом отношении нет источников, непригодных для использования. Неправомерно деление источников на «хорошие» и «плохие» в зависимости от позиции их творцов. В рамках, очерченных позицией создателя источника, даже в самом консервативном источнике содержится определенная объективная информация. Но ее выявление возможно только в том случае, если изучающий стремится оценить, проанализировать явление, а не использовать метод цитатного (фактологического обоснования). Использование источников без их глубокого анализа является основным путем проникновения «дезы» в результаты исследований (под обычными предлогами: «как известно», «все согласны», «общепринято» и т.п.). Многообразие и безграничность взаимосвязей, присущих явлениям объективного мира, обусловливают то, что в источниках, несмотря на избирательность отражения ими действительности, содержится в сущности безграничный объем скрытой информации, характеризующей взаимосвязи реальных явлений. Анализ этих взаимосвязей на основе информации непосредственно выраженной позволяет выявить информацию скрытую. Это создает возможность для неограниченного повышения информационной отдачи источников и преодоления избирательности непосредственного отражения ими действительности. Следовательно, при использовании источников необходимо исходить из принципа их информационной неисчерпаемости. Наибольший объем скрытой информации содержат массовые источники, т.е. источники, которые характеризуют массовые явления и процессы или различного рода системы с присущими им структурами, строением и взаимосвязью составных компонентов, их функционированием и развитием. Как правило, такие источники не только содержат сведения о больших или меньших совокупностях объектов, но и характеризуют их в целом по ряду признаков, что расширяет возможности для изучения взаимосвязей, т.е. извлечения скрытой, структурной информации. Важнейшее свойство скрытой информации состоит в том, что эта информация в наименьшей степени подвержена субъективным искажениям в момент отражения творцом источника объективной реальности. Скрытая информация меньше контролируется создателем, а в тех случаях, когда идет целенаправленная дезинформация, именно здесь наиболее удобно исказить представление об объекте, «подсунуть» необходимое видение объекта. Процесс взаимодействия источника информации и исследователя включает в себя: ■ выявление степени адекватности информации; ■ анализ достоверности; ■ принципы, пути и методы извлечения и использования скрытой информации; ■ проблему классификации источников (в настоящее время отсутствуют общепринятые подходы, исходя из которых может проводиться классификация: принципы разделения на группы, классы, виды и т.п.); ■ выявление новых форм фиксации и передачи информации. Общепринятых мер, определяющих надежность информационных источников и их информационных ресурсов, не существует. Качество Понятие «качество» применительно к информационным ресурсам (информации) определяет совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности. Однако всегда необходимо иметь в виду, что качество одной и той же информации при реализации различных целей и (или) видов деятельности различно, а следовательно, отличаются в различных предметных областях (метрологии, эконометрии, экономической статистике, источниковедении, библиометрии и др.) наборы параметров (показателей) и методики определения качества информации. В состав наиболее общих параметров, задающих качество информации, входят: ■ достоверность; ■ своевременность; ■ новизна; ■ ценность; ■ полезность; ■ доступность. Под достоверностью (адекватностью, истинностью, верностью) будем понимать степень соответствия явления или объекта его образу, заданному информацией, которая включена в модельное описание явления или объекта. Любая информация об объекте или явлении отражает действительность с определенной степенью огрубления. Допустимая степень огрубления, как правило, определяется целевой установкой при реализации конкретной деятельности и зависит от уровня изученности объекта на данный момент времени. Информация об объекте отражает его структуру, свойства, внутренние и внешние связи, реальные процессы, в кот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|