Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лебедева Наталья Борисовна. Лекция 1. Полиситуативность как лингвокогнитивная категория. Лекция 2. Факторы полиситуативности




Лебедева Наталья Борисовна

 

Лекция 1. Полиситуативность как лингвокогнитивная категория.

Введение в научный оборот категории полиситуативности продолжает традицию расширения денотативного пространства, ассоциируемого с языковой единицей, которая была начата с разграничения глубинного и поверхностного уровней семантики и продолжена по пути включения в объект лингвистики все большего количества смыслов, ранее считавшихся «не-лингвистикой». В лекции на примере глагольной семантики рассматривается гипотеза, что денотативная семантика является полиситуативной и полисобытийной, а основным способом ее описания является пропозициональное структурирование. Единицей полиситуативного фрагмента на морфо-деривационном уровне выступает особая когнитивная структура, называемая ситуатемой. Лекция будет посвящена этой рассмотрению этой единице.

Лекция 2. Факторы полиситуативности

В лекции рассматриваются факторы полиситуативности, обусловливающие ее количественные и качественные характеристики, к которым относятся активность субъекта, наличие объектов с пациенсной характеристикой, динамизм и результативность процессов, включающих элементы взаимосвязи и изменяемости участников, различные компоненты количественности, сферы, в которых происходят процессы, и др. Особое внимание в лекции уделяется описанию такого атрибута любого субстанционального участника процесса, как одушевленность, которая выступает семантической базой большинства факторов полиситуатвности.

 

Шпильная Надежда Николаевна

Лекция 1. Деривационные механизмы генезиса и функционирования диалогического текста в сетевой коммуникации

В лекции будет представлена деривационная модель генезиса диалогического текста. Охарактеризованы деривационные механизмы диалогической цитации и нейтрализации, обусловливающие генезис диалогического текста. Показано, что онтологическим статусом субъекта речи в актах создания диалогического текста является статус отвечающего.

 

 

Приложение 4

Темы и аннотация круглых столов [1]

 

1. Парадигмальное и непарадигмальное развитие современного языкознания.

Ведущий – доктор филологических наук, профессор Н. Ф. Алиференко.

Предполагается обсуждение следующих вопросов:

1. Парадигмы и «научные революции» в лингвистике (Т. Кун): pro et contra. Факторы, определяющие смену парадигм в науке о языке. Лингвистические макро- и микропарадигмы.

2. Системно-структурной парадигма в поисках всеобщей связи языковых единиц и языка в целом. В чём ценность её основных принципов: целостности и системности? Системные и асистемные явления в языке и речи.

3. Совместимы или оппозиционны в современной лингвистике принципы системо- и антропоцентризма?

4. Можно ли согласиться с утверждением, что коммуникативно-прагматическую парадигму образует синкретизм теории номинации, теории референции и теории речевых актов?

5. Какое из данных определений адекватно отражает современное состояние науки о языке: парадигмальный, допарадигмальный (постпарадигмальный) или полипарадигмальный этап.

6. Насколько свойственны современной лингвистике полипарадигмальные свойства?

7. Какие лингвистические эпистемы характеризуют языкознание XXI века?

8. Лингвистический постмодернизм как эпистема постнеклассической науки о языке.

9. Непарадигмальные решения проблемных вопросов современной лингвистики: креативный и/или деструктивный вектор.

2. Проблемы семантического анализа креализованных текстов.

Ведущий – доктор филологических наук, профессор А. Н. Баранов.

На круглом столе предполагается обсудить проблемы разработки метаязыков, позволяющих описывать изображение в сочетании с текстом и просто изображение. В этом случае лингвистические метаязыки оказываются вариантом семиотической теории изображения. Рассматриваются типы невербальных знаков, присутствующих в изображении – статическом и динамическом, а также метаязыки описания динамического и статического изображения («грамматики сюжетов» и категории композиции изображения).

3. Проблемы судебной лингвистической экспертизы: методология и методика. Ведущий – доктор филологических наук, профессор К. И. Бринев.

На круглом столе обсуждаются методологические проблемы и их проекция в конкретные экспертные исследования. («правильные вопросы к эксперту», определение терминов, которыми оперирует эксперт в своем заключении, «проблема» юридического и лингвистического понимания термина в экспертном исследовании).

Рассматриваются вопросы методик экспертизы по различным категориям дел, их состояния, слабые места. Государственные и негосударственные экспертные организации. Методическое обеспечение первых и вторых: уровень, легитимность и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...