Правила выработки условного рефлекса
1)необходимо сочетание условного (являющегося сигнальным) и безусловного (например пища, вызывает безусловную реакцию слюноотделение) раздражителей. 2)усл и безусл раздражители должны сочетаться; 3)Безусл раздражитель должен быть значим для животного, условный- незначим. 4)усл раздражитель должен всегда предшествовать безусловному. 5)возбуждение, вызываемое действием безусл раздражителя, должно быть сильнее, чем от действия условного. Рефлекс условный классический (павловский) - рефлекс, возникающий при совмещении какого-либо нейтрального, не имеющего значения для живого существа, т. н. условного раздражителя, с жизненно важным, т.н. безусловным, раздражителем (например, пищей или опасностью). Такое сочетание раздражителей называется подкреплением, что является обязательным условием возникновения классического рефлекса. При классическом условном рефлексе неэффективный раздражитель, называемый условным, повторно сочетается с высокоэффективным раздражителем, называемым безусловным. Вначале условный раздражитель вызывает лишь слабый ответ или вообще никакого; безусловный раздражитель провоцирует бурную реакцию без какого бы то ни было предварительного обучения. В результате выработки условного рефлекса условный раздражитель приобретает способность вызывать либо сильный, либо новый ответ. Для того, чтобы образовалась условная связь, то есть произошло обучение, условный раздражитель должен коррелировать с безусловным, предшествуя ему на некоторый критический промежуток времени. Каждый раздражитель вызывает в коре мозга очаг возбуждения. Между двумя очагами прослеживается связь. Образование временных (условных) нервных связей - важнейший принцип деятельности коры больших полушарий мозга.
Отсюда следует, что условный рефлекс возникает на основе безусловного, схема которого такова: Sбез - безусловный стимул, т.е. такой раздражитель, который организм может воспринимать без какого-либо предшествующего опыта, организм на такой раздражитель настроен сам по себе, от рождения. Rбез - врождённая реакция на безусловный стимул.
Рефлекс инструментальный (оперантный), - рефлекс, формирующийся при условии награждения за правильное действие.Такие рефлексы формируются по методу проб и ошибок.В нервной системе животного (или человека) существует очаг возбуждения, который воспринимается как неприятное напряжение, ощущение нехватки чего-либо. В ответ на неприятные ощущения животное начинает пробовать различные действия. После того, как будет выполнено правильное, подходящее действие, произойдёт резкая разрядка, уничтожение беспокоящего очага возбуждения, чтовоспринимается животным как нечто приятное и радостное. А именно, некоторый внутренний, безусловный стимул Sбез порождает поисковую активность. Организм, побуждаемый этим стимулом, пробует самые разные реакции: R'без, R''без, R'''без.... Наконец, организм обнаруживает полезную реакцию, - Rбез, которая отличается от всех других тем, что за ней следует награда. Через 6 - 8 подобных повторений поисковая активность становится излишней, события развиваются в соответствии со схемой: Sбез → R усл. 3) Память – свойство, обеспечивающее запечатлевание связей событий окружающего мира, что позволяет накапливать и использовать жизненный опыт.
По проявлениям различают: · образную (воспроизводит образ жизненно важного объекта) · эмоциональную (аналогичная ситуация вызывает эмоции) · словесно-логическую (свойственна только человеку)
По времени сохранения:
· мгновенную (сенсорную, иконическую) · кратковременная · долговременная В основе мгновенной памяти лежат следовые процессы, происходящие на уровне постсинаптических мембран нервных клеток и длящихся не более 500мс. Основу этих следовых процессов составляют стойкие де- и гипер- поляризованные изменения хеморецептивных участков мембран отдельных нервных клеток. Эти процессы отражают осознание отпечатков внешнего мира и включают этап первичной переработки информации о нем. Мгновенная память лежит в основе запечатления эмоционально воспринимаемых событий в экстремальных ситуациях, а также в критические периоды постнатального онтогенеза у детей.Считается, что с помощью сенсорной памяти удерживаются лишь физические признаки происшедших событий, но не их смысловое содержание.
С помощью кратковременной памяти удерживается и воспроизводится ограниченная информация о внешенм мире, которая позволяет строить программы действия для удовлетворения текущих потребностей. Кратковременная (оперативная) обеспечивает выполнение текущих операций мышления (например умножая 26 на 4, пишем 4, а 2 держим в уме, чтобы через несколько секунд прибавить к 8).Механизмом кратковременной памяти может быть циркуляция импульсных потоков по замкнутым кругам нейронных цепей. Этому способствует то обстоятельство, что кратковременная память легко нарушается под действием сильных посторонних раздражений, наркозом, электрической стимуляцией мозга, его гипоксией, различными нейротропными ядами, которые при той же интенсивности действия не затрагивают долговременную память. В основе долговременной памяти лежат сложные процессы, связанные с активностью синтеза белковых молекул в клетках большого мозга. Память является общебиологическим явлением, отражающим уникальную способность живых систем запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию о ранее произошедших изменениях во внешней и внутренней среде. По отношению к высокоразвитым существам память определяют как свойство их нервной системы хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также использовать эту информацию для построения текущего поведения.
Память всегда есть продукт обучения. В результате этого процесса в организме возникают изменения, обеспечивающие его адаптацию к текущим событиям. Обучение имеет временную организацию, поскольку не только базируется на информации о прошлом, но и формирует физиологические механизмы прогнозирования предстоящих форм поведения и его потребных результатов. Различают общие, универсальные механизмы — стадии преобразования информации в организме: • восприятие и фиксацию; • хранение; • воспроизведение; • забывание.
Существует несколько классификаций типов памяти: 1) филогеническая, хранящая опыт эволюционного развития и базирующаяся на безусловных врожденных рефлексах; 2) онтогеническая, фиксирующаяиндивидуальныйопытособинаосновеусловныхрефлексов.
Выделяют виды памяти, различающиеся по происхождению: — образную, формирующуюся при однократном запечатлении объекта или события; — эмоциональную, фиксирующую и воспроизводящую однажды пережитое эмоциональное состояние; — условно-рефлекторную, хранящую опыт фиксации отношений между событиями и объектами, приведшими к подкреплению или эмоционально значимому событию; — аффективную; реализация «следов» этой памяти связана с повторением действия на организм раздражителей, однажды вызвавших неадекватную двигательную реакцию; — словесно-логическую (у человека).
Различают также модально-специфические виды памяти (зрительная, обонятельная, слуховая, тактильная и др.), а также процедурную (как действовать?) и декларативную (почему действовать?) память.
Классификации типов и видов памяти всегда создают с учетом временных характеристик механизмов удержания памятного следа («энграммы») в организме. Самостоятельными по механизмам считают: • мгновенную (сенсорную, иконическую) память; • кратковременную память; • долговременную память.
В основе мгновенной памяти лежат следовые процессы, происходящие на уровне постсинаптических мембран нервных клеток и длящихся не более 500 мс. Основу этих следовых процессов составляют стойкие де- и гиперполяризационные изменения хеморе-цептивных участков мембран отдельных нервных клеток. Эти процессы отражают осознание отпечатков внешнего мира и включают этап первичной переработки информации о нем. Мгновенная (сенсорная) память лежит в основе запечат-ления эмоционально воспринимаемых событий в экстремальных ситуациях, а также в критические периоды постаатального онтогенеза у детей. Считают, однако, что с помощью сенсорной памяти удерживаются лишь физические признаки происшедших событий, но не их смысловое содержание. С помощью кратковременной памяти удерживается и воспроизводится ограниченная информация о внешнем мире, которая позволяет строить программы действия для удовлетворения текущих потребностей. Время удерживания и воспроизведения энграмм кратковременной памяти — от нескольких секунд до минут. Кратковременная память неустойчива; ее механизмы чрезвычайно чувствительны к действию химических факторов (наркотические вещества, алкоголь, эпи-лептогенные и др.) и к механическим травмам (ушибы, сотрясения мозга и др.). В результате подобных воздействий теряется память о событиях, предшествовавших химическому или физическому воздействию на мозг — развивается ретроградная амнезия.
В основе кратковременной памяти лежат следующие механизмы и факторы: • циркуляция возбуждений между отдельными нервными клетками и даже отдельными структурами целого мозга; • особенности синаптической передачи возбуждений между отдельными нервными клетками; • постсинаптическаяпотенциация возбуждений.
Кратковременным нервным субстратом, обеспечивающим циркуляцию возбуждений в ЦНС, являются так называемые «нейронные ловушки», обнаруженные Лоренте де Но. Механизм их действия заключается в многократном возврате возбуждений от последующих к предыдущим нейронам в цепи клеток через многочисленные аксонные коллатерали — реверберации. Такая циркуляция возбуждения в «нейронных ловушках» способна поддерживаться относительно долго (от нескольких секунд до минут). Прерывание циркуляции возбуждений наблюдается при вытормаживании одной или нескольких клеток, включенных в состав «нейронной ловушки».
Реверберация обеспечивает межструктурные отношения в границах так называемого круга Пейпса (гип-покамп — сосцевидные тела гипоталамуса — передние ядра таламуса — поясная извилина — гиппокамп). Такая функциональная динамическая «консервация» возбуждения в этих структурах обеспечивает относительно длительный характер эмоциональных ощущений и переживаний, сопутствующих у человека осуществлению действий и прогнозированию их результатов. Самокоррекция целенаправленной деятельности осуществляется и за счет циркуляции возбуждения между пирамидными корковыми клетками, нейронами таламуса, префронтальной и ассоциативной областями коры. В этом случае комплекс реверберирующйх возбуждений содержит в себе «копию* моторных команд, направляемых от иира-мидных клеток к скелетным мышцам, который необходим для текущего контроля реально выполняемыхдействий.
Особенности синоптической передачи возбуждения между отдельными нервными клетками также составляют физиологическую основу феномена кратковременной памяти. По мере прохождения через синапс повторных нервных импульсов в них развиваются явления облегчения и проторения, т. е. своеобразное прокладывание «наезженного пути». Обнаружено, что важную роль в этих процессах играют ионы Са2+ и механизмы K+/Na+-нacoса, активация которого обеспечивает формирование ранних этапов становления кратковременной памяти.
Важную роль в механизмах кратковременной памяти играет посттетаническая потенциация амплитуды электрических потенциалов на постсинаптических мембранах нервных клеток, которая наблюдается при повышении частоты приходящих к синапсу возбуждений. В этих случаях увеличение количества медиатора, выделенного при ритмическом воздействии на синапс, обеспечивает повышенный ответ постсинаптической мембраны уже на одиночный импульс. Явление постсинаптической потенциации связывают с избыточным накоплением Са2+ в пре- и постсинаптических мембранах, обеспечивающих их сенситизацию и ускоренные процессы эндоцитоза и интернализации медиатора и белково-пептидных комплексов, лежащих в основе фиксации информации. Посттетаническаяпотенциация длится от нескольких минут до нескольких часов в различных структурах мозга, поэтому ее считают электрическим проявлением процессов кратковременной памяти на уровне отдельных нервных элементов.
Долговременная память формируется благодаря процессам консолидации и преобразования следов (эн-граммы) кратковременной памяти в очень устойчивую форму. Эта форма памяти не нарушается при действии на мозг экстремальных факторов внешней среды (электрошок, наркоз, травма) и, наоборот, может парадоксальным образом «оживляться». Энграммы долговременной памяти сохраняются длительное время, соизмеримое с продолжительностью жизни субъекта. В основе этого фундаментального нейробиологического явления лежат глубокие метаболические перестройки в нервных клетках при обучении и во время консолидации «памятного следа».
Считают, что в этих процессах участвуют все уровни структурно-функциональной организации мозга — от молекулярного до клеточного.В частности, обнаружено увеличение содержания ядерных ДНК и РНК в нервных клетках животных при обучении, а также выработка специфических белковых молекул, функции которых связывают с хранением памяти. Некоторые из этих специфических белков (5—100 в гиппокампе, 14—3—2 — в коре мозга) в настоящее время выделены из мозга, а нейро-пептиды (фрагменты АКТГ, вазопрессин, окситоцин и др.), участвующие в реализации функции памяти, синтезированы и изучены в биохимических и физиологических лабораториях.
Установлено участие классических нейромедиаторов (ацетилхолин, серо-тонин, дофамин, ГАМК и др.) в механизмах памяти: например, снижение уровня норадреналина в мозге с помощью фармакологических препаратов подавляет процессы обучения. В свою очередь серотонин способен в отдельных случаях облегчать эти процессы.
Долговременная память связана также и с увеличением числа и укрупнением синапсов на телах нервных клеток ЦНС, изменениями цитоплазматических особенностей строения нервных клеток (увеличение числа микротрубочек, утолщение постси-наптических мембран, уплотнение аппарата Гольджи и др.). Усиливаются функции глиальных клеток, увеличивается содержание РНК и нейропептидов.
Обнаружено, что в процессах становления долговременной памяти важную роль играют и иммунные механизмы. Например, формирующиеся при действии на организм внешних раздражителей белково-пептидные комплексы выполняют роль антигенов и стимулируют выработку специфических антител. Последние сенситизируютпостсинаптические мембраны нервных клеток, что способствует их функциональному объединению и фиксации в них информации о свойствах однажды подействовавших раздражителей.
Воспроизведение следов памяти заключается в восстановлении и реконструкции информации, зафиксированной в отдельных нервных элементах мозга и генетическом аппарате клеток организма. Решающая роль в процессах «считывания» зафиксированной информации принадлежит доминирующей мотивации, которая мобилизует все ресурсы организма (включая индивидуальную приобретенную и генетическую память) для удовлетворения биологических или социальных потребностей. Такое извлечение опыта происходит в той же последовательности, как собственно он и накапливался. При формировании объективной потребности в информации мотивационное возбуждение адресуется к геному нейронов и активизирует образование информационных молекул, которые и оживляют «следы памяти», содержащие сущность воспоминания.
Память представляет собой функцию большого количества объединенных в ансамбли клеток коры и подкорковых образований. Вместе с тем процессы воспоминания в большей степени связаны с деятельностью гип-покампа, миндалевидного комплекса и височной коры, поэтому их искусственная электростимуляция у человека вызывает яркие воспоминания о событиях, имевших место в прошлом.Известно, что экстремальные ситуации (испуг, угроза смерти и др.) как бы «вскрывает» однажды зафиксированную и хранящуюся на уровне подсознания до поры информацию о былом.
Забывание (амнезия) представляетсобой процесс «стирания» накопленной информации, связанной с деятельностью мозга в целом, но прежде всего с функциями гиппокампа и височной коры. Их разрушение (хирургическое вмешательство, травма) приводит к потере выработанных навыков. Ряд химических веществ (алкоголь, психотропные препараты и др.), действующих на синаптическую передачу возбуждения в головном мозге, способны ускорить процесс забывания или подавить механизмы воспоминания на уровне блокады консолидации или «считывания» информации в геноме клеток доминирующей мотивацией. В процессах забывания участвуют мозгоспецифические белки и некоторые олигопептиды.
Амнезия - изменение памяти, которое характеризуется невозможностью вспоминать происшедшее ранее, а также откладывать в памяти недавние события.
Если потеря памяти охватывает только произошедшее до недуга или сотрясения мозга, она называется ретроградной.
Если же человек не может вспомнить то, что с ним произошло после заболевания или несчастного случая, приведшего к потере памяти, такая форма называется антероградно й.
Потеря памяти, вызванная ушибом головы - ретроградная форма может затрагивать как достаточно длительный срок – месяц или больше, так и несколько часов. То, что произошло намного раньше, чаще всего остается в памяти. В процессе выздоровления в памяти постепенно всплывают более отдаленные события, потом постепенно все более приближенные. Правда обычно в памяти так и остаются провалы, которые охватывают короткий промежуток перед ушибом. Подобное явление указывает на изменения в кратковременной памяти, что препятствует перемещению сведений в долговременную память. Длительность антероградной формы заболевания обычно пропорциональна длительности изменений сознания, вызванных травмой. Но в некоторых случаях антероградная форма охватывает и те временные промежутки, когда кратковременная память действует. Тогда пациент может вспомнить некоторые главные события. Длительность антероградной потери памяти указывает на то, насколько пострадал головной мозг вследствие сотрясения. На самых поздних этапах лечения к больному возвращается возможность запоминать новые сведения. Преходящая полная форма амнезии проявляется в появлении полной фиксационной потере памяти, то есть невозможностью больным запоминать новые сведения. Чаще всего подобное заболевание развивается у людей после пятидесяти лет, на фоне психического или физического перенапряжения. В период приступа пациент ведет себя как обычно. Но он периодически переспрашивает о событиях, которые совершились несколько минут назад. Часто пациент не может понять, кто он такой и что с ним происходит. Еще одной разновидностью заболевания является истерическая или психогенная амнезия. В некоторых случаях причину подобной потери памяти обнаружить не удается. А в других подобная потеря памяти связана с насилием или тяжелым происшествием. Такая форма заболевания наблюдается на фоне медикаментозного либо алкогольного отравления или шизофрении.
" Фиксационной амнезией " называют отсутствие памяти на текущие события. Фиксационная амнезия, по одной из версий, является основным признаком синдрома Корсаковского.
" Прогрессирующая амнезия " проявляется в утрате способности запоминания и постепенном опустошении запасов памяти, которое происходит с последовательной закономерностью.
Часто, протекание прогрессирующей амнезии описывают на примере сенильной деменции (старческого слабоумия). Одним из ранних проявлений прогрессирующей амнезии при сенильной деменции является т.н. агнозия пальцев рук. Т.е. утрата больными способности назвать пальцы рук при сохранении возможности правильно показать пальцы, называемые исследователем. В ходе нарушений памяти больной переживает дезориентировку во времени. Конфабулируя он переносит события прошлого в настоящее, не узнает своих близких. Последний этап опустошения запасов памяти заканчивается так называемым симптомом зеркала. Больной при этом перестает узнавать себя в зеркале.
" Криптомнезии ". Искажения памяти, выражающиеся в ослаблении различия (вплоть до полного ее исчезновения) между действительно происходящими событиями и событиями, увиденными во сне, прочитанными или услышанными. В одних случаях услышанное, прочитанное или увиденное во сне вспоминается больным как событие происходившие с ним самим (ассоциативные воспоминания). К этому расстройству относится присвоение чужих идей, нередко сначала отвергаемых. В других случаях напротив, действительное событие вспоминается в качестве услышанного, прочитанного или увиденного во сне (отчужденные воспоминания).
" Парамнезии ". Ложные воспоминания, возникающие в результате слияния актуального восприятия с мнимым, бывшим якобы в прошлом. Больной абсолютно уверен, что он однажды видел, слышал или переживал происходящее с ним сейчас - в прошлом. В другом случае наоборот, действительно происходившее в прошлом событие воспринимается больным как новое, ни разу до этого не возникавшее. К таким расстройствам можно отнести: Dega - vu (ранее виденное), Dega - entendu (ране слышанное), Jamais - vu (никогда не виденное). (1)
" Амнезия инфантильная ". Эта форма амнезии "скрывает" от нас факты первых лет жизни. Фрейд видел в ней ни что иное как просто функциональную неспособность ребенка запоминать свои впечатления. Инфантильная амнезия возникает в следствие вытеснения детской сексуальности и распространяется почти на все события детства.
" Амнезия истерическая ". Своеобразная форма амнезии у невротиков, источник которой - амнезия инфантильная.
" Амнезия защитная " проявляется в форме забывания (вытеснения) неприятного, травмирующего прошлого опыта. З. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространенных механизмов состоит в "нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, состоящего из чего - то вытесненного"
"Постгипн отическая амнезия ". Нарушения памяти, проявляемые как забывание событий, происходивших в ходе гипнотического сеанса.
" Амнезия опьянения " проявляется в том, что больному на следующий день не удается воспроизвести то, что происходило во время опьянения - сперва на его высоте, а позже на протяжении всего периода или большей его части. 4) Потребность можно определить, как нужду в объектах, необходимых для существования и развития организма, но, одновременно с этим, потребность является и главным источником активности: если удовлетворяется одна потребность, действия переключаются на другую цель, потом - на третью и т.д., а завершается этот процесс лишь с прекращением жизни
В 1984 году П. В. Симонов и П. М. Ершов выделили три группы потребностей: 1) витальные или биологические (направлены на удовлетворение биологических потребностей индивидуумов)потребность в кислороде, пище, воде, температурном комфорте, сне, безопасности,потребность в экономии сил 2) социальные (строятся на основе общения индивидуумов между собой, средой обитания, формируются в процессе воспитания, например желание освоить профессиональный навык) стремление принадлежать к той или иной социальной группе, например, стать актёром или врачом 3) идеальные (когнитивные) стремление познать окружающий мир и своё место в нём, приобщиться к существующим культурным ценностям и самому попытаться создать что-то новое.
Потребности можно подразделить на две разновидности в зависимости от того, как оценивать их удовлетворение: 1) потребности сохранения (или нужды) связаны с выживанием, поддержанием простого равновесия со средой.а в идеальной сфере - достижением каких-то хорошо известных знаний. 2) потребности роста (или развития) связаны с улучшением условий обитания, в социальной сфере - с совершенствованием существующих норм, а в идеальной - с добыванием новых, не известных прежде знаний или созданием новых культурных ценностей.
Любое нарушение в балансе кислорода, питательных веществ, воды и солей, температуры тела вызывает потребность восстановить равновесие и заставляет человека действовать так, чтобы важнейшие гомеостатические параметры возвратились к обычному значению.
Мотивация - эмоционально окрашенные состояния животных и человека, формирующие поведение, направленное на удовлетворение лежащих в их основе биологических и социальных потребностей Если потребность является движущей силой поведения, то мотивация представляет собой непосредственное побуждение к действию, т.е. внутреннее состояние, стимулирующее и объясняющее различные поведенческие реакции.
Можно выделить три важных функции мотивации. 1) мотивация направляет поведение к определённой цели - удовлетворению потребности. 2)она повышает общий уровень бодрствования, стимулирует человека или животное к активным действиям. 3) согласует между собой отдельные компоненты поведения и определяет их необходимую последовательность.
Все мотивации возникают на основе появляющихся потребностей, хотя некоторые из существующих объективно потребностей могут не сопровождаться мотивацией. Так, например, дефицит некоторых микроэлементов или витаминов обычно не ведёт к действиям, специально направленным на удовлетворение существующей потребности. С другой стороны, некоторые из вызывающих мотивацию потребностей могут не осознаваться. Это, например, достаточно характерно для совершения привычных поступков в рамках хорошо усвоенных норм поведения, когда человек попросту не задумывается над тем, какая именно потребность побудила его поступить именно так, а не иначе.Мотивации формируются на основе врождённых физиологических механизмов и приобретённого жизненного опыта.Уже новорождённый способен криком или плачем показывать, что он хочет есть, и успокаивается, после того, как его накормят.Мотивированное поведение нельзя объяснить на основе только рефлекторных механизмов ответа на лишение, например, пищи или воды, на действие чрезмерного тепла или холода, поскольку проявление любого рефлекса определяется только действием конкретного стимула, а мотивация представляет собой комплексную форму поведения, которая одновременно зависит как от внутренних или эндогенных причин, так и от внешних обстоятельств. Кроме того, надо учитывать, что в формировании мотиваций участвуют, наряду с нервными, и эндокринные механизмы управления поведением. И, наконец, формирование мотиваций неразрывно связано с переживанием эмоций.
Гипоталамус является управляющим устройством, к которому поступает вся необходимая информация о сохранении гомеостатических параметров или их отклонении от заданного значения.На языке физиологических терминов это означает получение афферентных сенсорных сигналов от периферических рецепторов, а также способность центральных рецепторов самих гипоталамических нейронов непосредственно воспринимать изменения состава крови и ликвора. Эти два источника поступающей в гипоталамус информации стали основой двух физиологических теорий мотиваций: периферической и центральной. В основу периферической теории легли исследования, показывавшие закономерную связь между мотивированным поведением и характером импульсации от определённых периферических рецепторов: сухость во рту, например, связывалась с формированием жажды, а периодические сокращения пустого желудка - с возникновением голода.В гипоталамусе имеется обильная сеть кровеносных капилляров, ни одна другая область мозга так густо ими не насыщена. Через стенки этих капилляров способны проходить такие растворённые в крови вещества, которые в других областях мозга никогда не попадут в его ткань из крови (или наоборот) в связи с особенностями строения стенок сосудов и расположением клеток глии, формирующими гематоэнцефалический барьер: в области гипоталамуса этот барьер снижен. Нейроны гипоталамуса имеют специфические рецепторы для связывания некоторых компонентов крови. Так, например, у одних клеток гипоталамуса существуют глюкорецепторы, взаимодействующие с молекулами глюкозы, а у других - рецепторы, связывающие тот или иной гормон. Различные группы гипоталамических нейронов используют для своих обменных процессов только определённые гуморальные факторы, т.е. обладают химической избирательностью. Если их внутренняя потребность в таком веществе не удовлетворяется, они приходят в состоянии возбуждения. Различные группы однородных в своей химической избирательности нейронов образуют разные мотивационные центры гипоталамуса. Специализация нейронов может состоять и в том, что одни из них активируются снижением уровня глюкозы в крови, а другие - повышением, есть нейроны, чувствительные к величине осмотического давления, уровня норадреналина в крови и т.д.Возбуждение нейронов мотивационных центров происходит постепенно: по мере нарастания метаболической потребности достигается критический уровень их деполяризации и вследствие этого нейроны начинают ритмически генерировать потенциалы действия до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена Мотивационные центры гипоталамуса взаимодействуют с ретикулярной формацией, активность которой повышает общий уровень бодрствования и этим способствует эффективности действий, направленных на удовлетворение потребности. Гипоталамус имеет двусторонние связи со структурами лимбической системы мозга - именно этим определяется эмоциональная окраска мотивированного поведения. Наконец, у гипоталамуса существуют двусторонние связи с корой больших полушарий, в особенности с лобными долями, необходимыми как для создания двигательных программ, так и для определения эмоциональных аспектов поведения. Если возникает метаболическая потребность, то больше других структур чувствительный к этому гипоталамус активирует все связанные с ним области мозга, выполняя тем самым функцию пейсмекера - водителя ритма их активности В свою очередь, связанные с гипоталамусом структуры мозга способны тормозить или усиливать его активность. Особая роль в этом отношении принадлежит коре, тормозящие влияния которой могут подавить или отсрочить удовлетворение той или иной потребности: например, многие верующие люди сознательно ограничивают себя в еде во время поста. Изучение влияния нейротрансмиттеров на нейроны гипоталамуса показало, что разные вещества по-своему изменяют характер поведения. Если гипоталамус является важнейшей мотивирующей структурой мозга, активирующейся при изменении постоянства внутренней среды, то на внешние стимулы, вызывающие мотивацию или же изменяющие уже мотивированное поведение, раньше гипоталамуса откликаются нейроны миндалевидных ядер или миндалин мозга, которые относятся к лимбической системе и находятся в височных долях больших полушарий.
Эмоция - субъективная реакция, проявляющаяся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и т. п. Пример: неудовольствие, раздражение при голоде.
Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние (исходящие из внутренней среды организма) раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса.Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.Особую роль в эмоциональных реакциях организма играет зрительный бугор и расположенные рядом с ним в промежуточном мозге corpusstriatum(тело полосатое) и центры вегетативной нервной системы.нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.
П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: Э= F (П, (И н - И с , …)), где Э - эмоция, ее сила и качество; П - величина и специфика актуальной потребности; (И н - И с ) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного прижизненно приобретаемого опыта; И н - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; И с- информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Согласно теории эмоций Симонова, возникновение эмоции обусловлено дефицитом прагматической информации (когда И н больше чем И с ), именно это вызывает эмоции отрицательного характера: отвращение, страх, гнев и т.д. Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации, когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами - когда И с больше чем И н. По мнению П. В. Симонова можно выделить четыре ведущих функции эмоций: 1) отражательно-оценочную:заключается в сопоставлении прогностически необходимой информации с наличной на основе гедонистической направленности действий, т.е. естественном стремлении получать от жизни удовольствие. В результате сопоставления необходимой информации с наличной определяется гедонистический знак эмоции: она оценивается как положительная или отрицательная. 2) подкрепляющая: эмоциональные события запоминаются легче, чем нейтральные. И образование условных рефлексов, и формирование новых навыков, и осуществление самых сложных форм научения происходит быстрее при наличии эмоционального подкрепления. Эмоции, выступая в качестве универсальной меры ценности или значимости происходящих событий, одновременно способствуют и формированию памяти, и образованию новых форм поведения. 3) переключающая: связана с необходимостью определять очерёдность удовлетворения потребностей, если они возникают одновременно. Самая сильная потребность не всегда удовлетворяется в первую очередь и выбор зависит от многих конкретных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|