Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уточнение артикуляции: Слайд 13, 14

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Л: Здравствуй, сегодня у нас гость, а кто именно ты узнаешь, когда отгадаешь загадку. (Слайд 1. Зачитываем загадку, ждем ответа ребенка, Слайд 2. показываем изображение слона)

Он огромен, но послушен,
У него большие уши,
Ноги - тумбы, сам, как дом,
Хвостик маленький при нем,
Хобот длинный вместо рук:
Носит бревна и бамбук.
Может деток прокатить,
Если вкусным угостить.
Он отважен и силен.
Угадали? Это... (слон)

Л: Правильно, это слон! В гости к нам пришел Слонёнок Сева, пойдём с ним знакомиться!

2. Работа над нормализацией моторики нижней челюсти. Массаж твердого и мягкого неба.

Л: Слонёнок Сева не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить нашу нижнюю челюсть и нёбо. (Делаем массаж ребенку)

Для нижней челюсти:

- располагаем пальцы своей руки на подбородке и производим открывание и закрывание рта ребенка. Максимальное открытие рта фиксируется под счет.

- выдвигаем нижнюю челюсть вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет с последующим возвращением в исходное положение.

Массаж мягкого и твердого неба:

- производим поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого нёба (чередуем поглаживающие движения с прерывисто-надавливающими).

- легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука "а" (рот при этом должен быть широко открыт).

3. Гимнастика мышц мягкого неба задней стенки глотки.

Л: Слоненок Сева предлагает сыграть с ним в игру «Повторяй за мной» (Слайд 3.)

Вот Сева пьет водичку. (Предлагаем ребенку сымитировать глотательные движения)

Вот Сева зевает. (Предлагаем ребенку позевать)

Вот Сева начал кашлять. (Предлагаем ребенка покашлять)

Л: Молодец, ты отлично справился с заданием! А теперь отдохни, я сделаю тебе массаж и расскажу историю про нашего слоненка Севу (Слайд 4), а Сев, тем временем, придумает еще, что нибудь интересное для нас.

4. Массаж лица и губы.

- начинаем поглаживание, а затем растирание кончиками пальцев обеих рук:

· от середины к вискам

· от середины лба к ушным раковинам

· от бровей до волосистой части головы

· от спинки носа к ушной раковине

· от середины верхней губы до ушных раковин

- поглаживаем вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба и снова к середине).

- надавливаем основанием ладоней с усилием на лицо в области нижней части щек на счет один-пять, затем отнять руки от лица и переместить их несколько выше. (Снова давление на счет пять. И так продолжать до висков).

- щипаем щеки от носа к ушам.

Массаж губы:

- поглаживание носогубной складки от крыльев носа к уголкам рта.

- поглаживание верхней и нижней губы от периферии к центру средними пальцами средними пальцами обеих рук.

- Легкое постукивание подушечками пальцев по губам и круговой мышце рта.

- Пощипывание губ.


Слон гулял по зоопарку,
Этим летом было жарко -
От жары наш слон страдал,
И ушами все махал,
Вроде так ему прохладней,
Хоть и чуть, но все ж приятней.
Так гулял он по аллее,
Видит: возле входа звери
Шумно что-то обсуждают,
И чего-то ожидают.
Слон пошел послушать тоже,
Поучаствовать быть может,
Он ведь здесь живет недолго,
Так что знает он немного.
Звери громко обсуждали,
Что вчера им обещали
Утром, ближе в девяти,
Вентилятор привезти.
Только не один конечно,
Это было бы потешно,
А для каждой клетки лично,
Чтобы всем было отлично.
Но прошел уже обед,
А обещанного нет!
Безобразие какое,
Настроение плохое,
Все устали ждать с утра,
Достает зверей жара.
Слон немного потоптался,
И слегка заулыбался:
«Извините, я сконфужен -
Вентилятор мне не нужен,
Если можно — я пойду?»
«Как не нужен? Почему?» -
Звери вдруг заволновались-
«Мы на митинг здесь собрались!
А ему не нужно значит!
Вот так слон! Всех озадачил!»
«Вентилятор мне не нужен,
Потому, что мои уши
Так достаточно огромны
Что я машу я ими скромно,
И они дают прохладу,
Так что, больше мне не надо.»
И подумав, лев сказал:
«А ведь правду слон сказал,
Уши у него, что надо,
И всегда с собой прохлада,
Так что пусть идет домой,
Вентилятор будет мой.
Он слону совсем не нужен,
а то будет слон простужен!»
Вот история такая
Со слоном произошла,
И теперь про уши знают,
В зоопарке все друзья.


5. Мимическая гимнастика.

Л: (Слайд 5) Посмотри, что придумал для нас Сева, мы должны состроить гримасы, будто мы:

- удивились;

- рассердились;

- улыбаемся;

Л: Отлично! А сейчас пора пришла подготовить наш язычок.

6. Артикуляционнаягимнастика.

1. Упражнение “Лопаточка”.Слайд 6

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Л: Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок” Слайд 7

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произнеси

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается….

Ты под счёт её держи…

До пяти.

3. Упражнение “Горка”. Слайд 8

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются!

4. Упражнение “Чищу зубы” Слайд 9

Чищу зубы,

Чищу зубы.

И снаружи…

И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

7. Дыхательная гимнастика.

Л: А теперь Сева, зовет погулять нас в лес, там так свежо, так приятно пахнет!(Слайд 10)

Давай подышим:

Если уж в лесу гулять

Надо воздухом дышать!

Подышите, как я.

Вдох через нос. Выдох через рот – пффф (сссс). Пауза. (Повторить 4 раза)

Л: Прислушайся, что это так шумит? Правильно это ветер. А ты умеешь дуть как ветер? Давай подуем на вертушок, и проверим как ты умеешь. (Постепенно усиливаем поток воздуха. Увеличиваем расстояние вертушка ото рта.)

8. Работа над голосом.

Л: Кажется, мы заблудились. Давай-ка с тобой выбираться. Позовем на помощь.

Поиграем в игру «Громко-тихо» я говорю слово «Громко», ты громко произносишь звук А, потом звук У. Я говорю слово «Тихо», ты тихо произносишь звук А, затем звук У. Давай попробуем. А теперь я буду хлопать в ладоши один раз, ты будешь произносить громко звуки вместе АУ, а если хлопну два раза, то тихо. (Слайд 11)

9. Объявление темы занятия.

Л: Смотри, к нам на встречу вышел лесник, он поможет нам выбраться из леса, но сначала нам придется научиться произносить звук [Сь];

10. Постановка звука [Сь];

Л: (Слайд 12) Он дал нам карту, мы можем выйти через чащу, но там много листочков они сильно шумят (произносим звук Сссссс), а еще нам встретятся препятствия различные звуки. Ся, Си, Се, Сю.

Л: Вот и выбрались из леса.

Проверяем:

Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов.
Тактильно– ощущение холодной струи, направленной вниз.
Аудиально– совпадение полученного и нормированного звука.

Уточнение артикуляции: Слайд 13, 14

Л: Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука [Сь]?

Р: улыбаются.

Л: Что остаётся между зубками?

Р: щель.

Л: Язычок, какой узкий или широкий?

Р: широкий.

Л: Куда упирается кончик языка?

Р: в нижние зубки.

Л: Язычок, что ещё делает?

Р: выгибается горкой.

Л: Какая воздушная струя?

Р: (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) – Холодная.

Л: Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?

Р: глухой.

Л: Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили.

Фонематические процессы:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Сь],

(Ж, З, [Сь], Ц, Ж, [Сь], З, Ш, Ц, [Сь], Ш…)

11. Закрепление звука в слогах

Л: Давай с тобой споем песенки:

СЯ-СЯ, СЯ-СЯ-СЯ. 2. СЯ-СЯ-СЯ, СЯ-СЯ.

СИ-СИ, СИ-СИ-СИ. СИ-СИ-СИ, СИ-СИ.

СЕ-СЕ, СЕ-СЕ-СЕ. СЕ-СЕ-СЕ, СЕ-СЕ.

СЮ-СЮ, СЮ-СЮ-СЮ. СЮ-СЮ-СЮ, СЮ-СЮ.

12. Закрепление звука в словах.

Л: Повтори чистоговорки со словами по образцу: СИ —СИ —СИ — СИТО; СИ-СИ-СИ - СИНИЦА; СЕ-СЕ-СЕ – СЕТИ.

Л: Назови что изображено на картинке? Слайд 15

СЕ —СЕ —СЕ — эта песня о гусе.

СЯ-СЯ-СЯ - нет гуся.

УСЬ-УСЬ-УСЬ - где ты, гусь?

СЯ — СЯ — СЯ — унесла лиса гуся.

ОСЬ—ОСЬ —ОСЬ — гуся спасёт лось.

СИ —СИ —СИ — гуся скорей неси.

СЮ -СЮ -СЮ - рады мы гусю.

СЁ-СЁ-СЁ - это всё!

13. Домашнее задание.

Тебе понравилось наше занятие? А я попрошу тебя провести гусенка к маме гусихе. Когда ты будешь плыть по руду с гусенком, обрати внимание на звуки, которые будут попадаться тебе на пути и вместе с ними звук С произноси.

14. Итог занятия. Оценка работы ребенка.

Л: Чему мы сегодня учились?

Л: Ты молодец, у тебя все получится, жду тебя на следующее занятие!

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...