Уточнение артикуляции: Слайд 13, 14
Ход занятия. 1. Организационный момент. Л: Здравствуй, сегодня у нас гость, а кто именно ты узнаешь, когда отгадаешь загадку. (Слайд 1. Зачитываем загадку, ждем ответа ребенка, Слайд 2. показываем изображение слона) Он огромен, но послушен, Л: Правильно, это слон! В гости к нам пришел Слонёнок Сева, пойдём с ним знакомиться! 2. Работа над нормализацией моторики нижней челюсти. Массаж твердого и мягкого неба. Л: Слонёнок Сева не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить нашу нижнюю челюсть и нёбо. (Делаем массаж ребенку) Для нижней челюсти: - располагаем пальцы своей руки на подбородке и производим открывание и закрывание рта ребенка. Максимальное открытие рта фиксируется под счет. - выдвигаем нижнюю челюсть вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет с последующим возвращением в исходное положение. Массаж мягкого и твердого неба: - производим поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого нёба (чередуем поглаживающие движения с прерывисто-надавливающими). - легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука "а" (рот при этом должен быть широко открыт). 3. Гимнастика мышц мягкого неба задней стенки глотки. Л: Слоненок Сева предлагает сыграть с ним в игру «Повторяй за мной» (Слайд 3.) Вот Сева пьет водичку. (Предлагаем ребенку сымитировать глотательные движения) Вот Сева зевает. (Предлагаем ребенку позевать)
Вот Сева начал кашлять. (Предлагаем ребенка покашлять) Л: Молодец, ты отлично справился с заданием! А теперь отдохни, я сделаю тебе массаж и расскажу историю про нашего слоненка Севу (Слайд 4), а Сев, тем временем, придумает еще, что нибудь интересное для нас. 4. Массаж лица и губы. - начинаем поглаживание, а затем растирание кончиками пальцев обеих рук: · от середины к вискам · от середины лба к ушным раковинам · от бровей до волосистой части головы · от спинки носа к ушной раковине · от середины верхней губы до ушных раковин - поглаживаем вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба и снова к середине). - надавливаем основанием ладоней с усилием на лицо в области нижней части щек на счет один-пять, затем отнять руки от лица и переместить их несколько выше. (Снова давление на счет пять. И так продолжать до висков). - щипаем щеки от носа к ушам. Массаж губы: - поглаживание носогубной складки от крыльев носа к уголкам рта. - поглаживание верхней и нижней губы от периферии к центру средними пальцами средними пальцами обеих рук. - Легкое постукивание подушечками пальцев по губам и круговой мышце рта. - Пощипывание губ. Слон гулял по зоопарку,
5. Мимическая гимнастика. Л: (Слайд 5) Посмотри, что придумал для нас Сева, мы должны состроить гримасы, будто мы: - удивились; - рассердились; - улыбаемся; Л: Отлично! А сейчас пора пришла подготовить наш язычок. 6. Артикуляционнаягимнастика. 1. Упражнение “Лопаточка”.Слайд 6 Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. Л: Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз). 2. Упражнение “Накажи непослушный язычок” Слайд 7 На губу язык клади, Пя-пя-пя произнеси Мышцы расслабляются… Лопатка получается…. Ты под счёт её держи… До пяти. 3. Упражнение “Горка”. Слайд 8 Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху устремляются! 4. Упражнение “Чищу зубы” Слайд 9 Чищу зубы, Чищу зубы. И снаружи… И внутри. Не болели, не темнели, Не желтели, чтоб они. Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны. 7. Дыхательная гимнастика. Л: А теперь Сева, зовет погулять нас в лес, там так свежо, так приятно пахнет!(Слайд 10) Давай подышим: Если уж в лесу гулять Надо воздухом дышать! Подышите, как я. Вдох через нос. Выдох через рот – пффф (сссс). Пауза. (Повторить 4 раза)
Л: Прислушайся, что это так шумит? Правильно это ветер. А ты умеешь дуть как ветер? Давай подуем на вертушок, и проверим как ты умеешь. (Постепенно усиливаем поток воздуха. Увеличиваем расстояние вертушка ото рта.) 8. Работа над голосом. Л: Кажется, мы заблудились. Давай-ка с тобой выбираться. Позовем на помощь. Поиграем в игру «Громко-тихо» я говорю слово «Громко», ты громко произносишь звук А, потом звук У. Я говорю слово «Тихо», ты тихо произносишь звук А, затем звук У. Давай попробуем. А теперь я буду хлопать в ладоши один раз, ты будешь произносить громко звуки вместе АУ, а если хлопну два раза, то тихо. (Слайд 11) 9. Объявление темы занятия. Л: Смотри, к нам на встречу вышел лесник, он поможет нам выбраться из леса, но сначала нам придется научиться произносить звук [Сь]; 10. Постановка звука [Сь]; Л: (Слайд 12) Он дал нам карту, мы можем выйти через чащу, но там много листочков они сильно шумят (произносим звук Сссссс), а еще нам встретятся препятствия различные звуки. Ся, Си, Се, Сю. Л: Вот и выбрались из леса. Проверяем: Зрительно контролируется положение языка у нижних зубов. Уточнение артикуляции: Слайд 13, 14 Л: Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука [Сь]? Р: улыбаются. Л: Что остаётся между зубками? Р: щель. Л: Язычок, какой узкий или широкий? Р: широкий. Л: Куда упирается кончик языка? Р: в нижние зубки. Л: Язычок, что ещё делает? Р: выгибается горкой. Л: Какая воздушная струя? Р: (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) – Холодная. Л: Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий? Р: глухой. Л: Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили. Фонематические процессы: Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Сь], (Ж, З, [Сь], Ц, Ж, [Сь], З, Ш, Ц, [Сь], Ш…) 11. Закрепление звука в слогах Л: Давай с тобой споем песенки:
СЯ-СЯ, СЯ-СЯ-СЯ. 2. СЯ-СЯ-СЯ, СЯ-СЯ. СИ-СИ, СИ-СИ-СИ. СИ-СИ-СИ, СИ-СИ. СЕ-СЕ, СЕ-СЕ-СЕ. СЕ-СЕ-СЕ, СЕ-СЕ. СЮ-СЮ, СЮ-СЮ-СЮ. СЮ-СЮ-СЮ, СЮ-СЮ. 12. Закрепление звука в словах. Л: Повтори чистоговорки со словами по образцу: СИ —СИ —СИ — СИТО; СИ-СИ-СИ - СИНИЦА; СЕ-СЕ-СЕ – СЕТИ. Л: Назови что изображено на картинке? Слайд 15 СЕ —СЕ —СЕ — эта песня о гусе. СЯ-СЯ-СЯ - нет гуся. УСЬ-УСЬ-УСЬ - где ты, гусь? СЯ — СЯ — СЯ — унесла лиса гуся. ОСЬ—ОСЬ —ОСЬ — гуся спасёт лось. СИ —СИ —СИ — гуся скорей неси. СЮ -СЮ -СЮ - рады мы гусю. СЁ-СЁ-СЁ - это всё! 13. Домашнее задание. Тебе понравилось наше занятие? А я попрошу тебя провести гусенка к маме гусихе. Когда ты будешь плыть по руду с гусенком, обрати внимание на звуки, которые будут попадаться тебе на пути и вместе с ними звук С произноси. 14. Итог занятия. Оценка работы ребенка. Л: Чему мы сегодня учились? Л: Ты молодец, у тебя все получится, жду тебя на следующее занятие!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|