Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему поправки не было до 1898 г.?

До 1890 г.: Антитринитарные споры

Среди причин, которыми ранние адвентисты обосновывали своё отвержение Троицы, было неправильное представление о том, что в Троице Отец отождествлялся с Сыном. Джозеф Бейтс в 1827 г. писал о своём обращении: «Относительно триединства я заключил, что не могу верить, будто Господь Иисус Христом, Сын Отца, также был и Всемогущим Богом-Отцом, что это было одно и то же существо». Д. У. Халл, Дж. Н. Лауборо, С. Б. Уитни и Д. M. Кэнрайт были того же мнения.(12) И они были правы, отвергая представление о том, что Отец и Сын – это одна и та же личность. Такая идея является древней ересью, отвергающей триединство Бога и утверждающей, что Отец, Сын и Святой Дух неразличимы как отдельные личности.(13)

Ещё одно возражение против Троицы проистекало из неверного представления, будто она подразумевает существование трёх Богов. «Если все они – и Отец, и Сын и Святой Дух – являются по отдельности Богом, то выходит, что есть три Бога», – писал Лауборо в 1861 г.(14)

Третье мнение состояло в том, что вера в Троицу принижает ценность искупления.(15) Поскольку «вечноживущий, самосущий Бог» не может умереть, то если бы Христос был самосущим Богом, Он не мог бы умереть на Голгофе, – рассуждали они. Если же умерла лишь его человеческая природа, то Его жертва была всего лишь человеческой, недостаточной для искупления [см. на полях].(16)

Полагали, что раз Христос назван Сыном Божьим и «началом создания Божьего» (Откр. 3:14), то это доказывает, что Он менее древен, чем Бог-Отец. (17) Утверждалось также, что «имеются различные выражения относительно Святого Духа, которые показывают, что его [в английском тексте употреблено местоимение it, относящееся к предметам и существам, не наделённым личностью. – Прим. пер. ] нельзя считать личностью в собственном смысле слова, такие как “любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым” (Рим. 5:5) и “изолью от Духа моего на всякую плоть” (Иоиль 2:28)».(18)

Большинство этих возражений Троицы или основано на недопонимании доктрины о троице, на её крайних искажениях, или умозрительных внебиблейских добавлениях к ней. Ни одно из них не является действительным возражением против подлинного библейского взгляда на единого Бога в трёх ипостасях. Однако все возражения были основаны на библейских текстах. Это показывает, что хотя определённую роль могли сыграть недопонимания и предрассудки, пионеры были едины в том, что они обосновывали свои доводы на Писании. Поскольку они аппелировали к самому Писанию, а не к символу веры как мерилу их вероучения, они должны были рано или поздно раскрыть истину.

Г.: Поворотный момент

Поворотный момент для адвентистского понимания Троицы наступил в 1898 г. В этом году Елена Уайт опубликовала свой монументальный труд «Желание веков», в котором она резко разошлась с позицией большинства пионеров по поводу предсуществования Христа. Она сразу же заявила о сути своих представлений. В третьем предложении говорилось: «От дней вечности Господь Иисус Христос был един с Отцом» [курсив наш].Однако даже эта фраза не была достаточно однозначной для прояснения её позиции относительно божественности Иисуса. Позднее в своей книге, говоря о воскрешении Лазаря, она процитировала слова Христа «Я есмь воскресение и жизнь» и добавила к ним комментарий из семи слов, которое должно было остановить прилив антитринитарного богословия среди адвентистов: «Во Христе есть жизнь, изначальная, неприобретённая, несотворённая» [стр. 530, выделение наше]. Божественная жизнь Христа не была получена им в конечном счёте от Отца. Как человек на земле, Он подчинил Свою волю воле Отца (Ин. 5:19, 30), но как самосущий Бог, он имел власть отдать Свою жизнь и вновь принять её. Таким образом, комментируя воскресение Христа, Елена Уайт снова утверждала, что он обладает полнотой божественности и равен Отцу, заявляя: «Спаситель восстал из гроба силой той жизни, которую Он имел в Себе Самом» [стр. 785, см. также два следующих абзаца].

Эти заявления шокировали богословов, руководивших церковью. М.Л. Андреасен, который стал адвентистом всего четырьмя годами ранее, в возрасте 18 лет, и впоследствии стал преподавателем в главной адвентистской семинарии Северной Америки, говорил, что новое представление настолько сильно отличалось от прежнего понимания, что некоторые видные лидеры сомневались, действительно ли это было написано Еленой Уайт. После того, как Андреасен в 1902 г. начал своё служение, он специально ездил в Калифорнию, к Елене Уайт домой, чтобы выяснить для себя этот вопрос. Елена Уайт приняла его и «дала ему доступ к своим рукописям». Он привёз с собой «ряд цитат», о которых он «хотел убедиться, были ли они в оригинале, написанные её собственным почерком», – вспоминал он позднее.

«Я был уверен, что сестра Уайт никогда не писала “Во Христе есть жизнь, изначальная, неприобретённая, несотворённая”. Но теперь я нашёл это написанным её собственным почерком, как это и было потом напечатано. Проверив, я выяснил, что это сестра Уайт выразилась именно так».(19)

В «Желании веков» имелись в равной степени бескомпромиссные высказывания относительно божественности Святого Духа. На страницах 669-671 Елена Уайт неоднократно употребляет в отношении к Святому Духу английское местоимение He [относится к существам, наделённым личностью. – Прим. пер. ], и наилучшим образом об этом сказано во впечатляющем заявлении: «Дух должен действовать как возрождающая сила, а без Него жертва Христа была бы напрасной... Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духа Святого, которая проявляет себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце» [курсив автора статьи].

Результатом этих и подобных высказываний стало расхождение во мнениях среди служителей и руководителей церкви адвентистов седьмого дня. Некоторые, такие как президент Генеральной Конференции А.Г. Дэниэллс, редактор «Ривью энд Херальд» Вильям Прескотт и Андреасен, приняли эти высказывания как боговдохновенную доктринальную поправку для церкви. Другие, не веря в то, что могли так много лет неправильно мыслить, по-прежнему повторяли старые доводы.

Свидетельство Елены Уайт, привлекшее внимание к тем местам Писания, значение которых недооценивалось ранее, произвело необратимый сдвиг парадигмы. Когда адвентисты, как верийцы в Деян.17:11, обратились к Писаниям, чтобы посмотреть, «точно ли это так», они стали приходить к растущему консенсусу о том, что базовое понятие о Троице было библейской истиной, которую надлежит принять и усвоить. Эта перемена произошла не за одну ночь, но после 1898 г. в деноминационной прессе не выходило никаких новых антитринитарных публикаций.(20) Такие взгляды ещё содержались в некоторых перепечатках старых книг и статей, но и они были, в конце концов, сняты с печати или отредактированы в свете нового понимания.

Бог редко давал свет посредством видений, пока Его народ не делал всего возможного для исследования того, что было сказано по данному вопросу в Писании. Если бы Елена Уайт исправляла каждое неполное понимание истины, то некоторые адвентисты не делали бы ничего, а только бы сидели и дожидались, пока она что-нибудь напишет.

Почему поправки не было до 1898 г.?

Кто-то, возможно, удивиться: «Если пионеры ошибались в таком основополагающем вопросе, почему Бог не вдохновил Елену Уайт поправить их в самом начале?» Этот вопрос состоит из трёх: время действий Божьих; метод Его действия через Елену Уайт; и отношение времени и метода к единству церкви.

Относительно времени общепризнано,(21) что у Бога был определённая иерархия приоритетов для открытия церкви новой истины. Указание печатать материалы пришло в 40-х гг. XIX в., призыв к «организации церкви» пришёл в 50-х гг., а всего чрез две недели после завершения долгой и вздорной борьбы, приведшей к юридическому оформлению церкви (май 1863 г.), Бог послал всеобъемлющее видение касательно реформы здорового образа жизни.(22) Возможно, Бог увидел, что молодая церковь могла сохраняться без разрушения её единства только при определённом уровне неопределённости и полемики, и поэтому Он умерил скорость открытия нового света, чтобы не ошеломлять верующих.

Время было важно не только в организационном развитии, но и в развитии и исправлении вероучения. Исправляя доктринальные ошибки, Елена Уайт была очень осторожна, чтобы не нарушить без необходимости церковное единство по вопросам, которые, возможно, и нуждались в поправках, но не были так существенны для практического благочестия, как это думали некоторые. Даже относительно важнейшего вопроса об оправдании по вере, который разрывал церковь на части в 80-х и начале 90-х гг. XIX в., Елена Уайт первоначально старалась воздерживаться от того, чтобы выступить перед церковью со спорной, производящей разделение позицией. Только после того, как и Г. И. Батлер, и Э. Дж. Ваггонер публично выступили в печати со своим несогласием, Елена Уайт решила, что поскольку вредное разделение уже было произведено, единственным выходом будет полное обсуждение с целью открытия истины по спорным вопросам.

Она так никогда и не написала статьи, прямо выступающей против неверных взглядов на Божество. Но в «Желании веков» и в других работах она публиковала высказывания, которые нельзя устранить путём истолкования их в ином смысле и которые должны были, в итоге, изменить позицию церкви.

Таким образом, время и метод водительства Божьего через Елену Уайт отражал не только её заинтересованность в церковном единстве, но и оберегал духовную жизнь церкви и её укоренённость в личном изучении Библии. Если бы каждый раз, когда кто-то изучал Библию и приходил к неполному пониманию истины, его исправляла бы Елена Уайт, то адвентисты вскоре бы вообще перестали что-нибудь делать, а только сидели бы и ждали, пока она что-то напишет. Исторически прогрессирующее понимание истины всегда включало в себя нащупывание её вслепую, написание трудов с частичным пониманием, которые другие люди должны были впоследствии исправить и продолжить.

В истории адвентистов седьмого дня представляется правилом то, что Бог редко давал свет посредством видений, пока Его народ не делал всего возможного для исследования того, что было сказано по данному вопросу в Писании. Редкими исключениями были те случаи, где Бог, возможно, видел, что на кону стояло слишком много, чтобы ждать, пока естественное развитие событий поставило всё на место. Намного чаще Он допускал, чтобы частичная истина или прямая ошибка держалась месяцами или годами, пока люди изучали этот вопрос и оценивали его на основании Писания. Если ошибку можно было опровергнуть по Писанию, Богу не нужно было посылать видение для того, чтобы её поправить.

Хотя первые адвентисты избегали термина «Троица», многое из того, во что они верили, было совместимо с тринитарным догматом, как они время от времени признавали(23). Пионеры в 40-х и 50-х гг. XIX в. подходили к Библии с точки зрения чрезвычайно важных доктрин, таких как земное и небесное святилища, которые имеют непосредственное отношение к характеру Бога. В цели, поставленной для этого движения Богом, понимание характера Бога было более высоким приоритетом, чем понимание Его природы.

После того, как обширное изучение Библии, подтверждённое откровением, заложило основания учений о святилище и относящихся к нему доктрин, Бог побудил Елену Уайт посвятить больше времени изучению вопросов о жизни и характере Христа. В связи с этим повторным раскрытием / откровением характера Христа, как в полной Его человечности, так и в полной Его божественности, Он привёл её к тому, чтобы исправить две преобладающие ошибки относительно Христа и Святого Духа. Христа считали менее вечным, чем Отец, а Святого Духа считали просто силой или влиянием, исходящим от Христа и от Отца, а не божественной ипостасью, соравной Христу и Отцу.

Принятие полной вечности Христа и Святого Духа как «Третьей Ипостаси Божества» устранило две главнейшие причины для противления учению о Троице. С новой точкой зрения, изложенной в «Желании веков» адвентисты вновь обратились к своим Библиям и открыли целый спектр информации о Божестве, который они не замечали ранее. Они убедились, что Отец, Сын и Святой Дух были тремя ипостасями Божества. Однако они также обнаружили ясное учение Писания о том, что они были едины по сущности, характеру и волеизъявлению. Таким образом, они составляют из себя одного Бога, а не являются тремя богами. Вера в три ипостаси Божества, составляющие одного Бога, и есть именно то, что обозначает термин «Троица».

По этим причинам лидеры второго поколения пионеров и многие другие после 1898 г. приняли учение о Троице как дальнейшее развёртывание библейских истин, принятых первыми пионерами. Это развёртывание проливает свет на определённую Богом причину того, что первые пионеры неохотно излагали свои догматы официально и абсолютно отказывались голосовать за символ веры – они признавали, что будет открыто больше истины и не хотели препятствовать ей, слишком жёстко определяя свои верования.

Адвентисты седьмого дня и сейчас придерживаются этого принципа. Хотя в 1980 г. они и приняли Изложение Фундаментальных Догматов, они всё же утверждают, что Библия является единственным мерилом их вероучения. Фундаментальные Догматы могут и будут уточняться по мере того, как дальнейшие прозрения будут прояснять старые истины или по мере того, как новые ситуации будут создавать нужду в новых объяснениях миру того, чему учит Библия и того, во что верят адвентисты седьмого дня.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...