Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство народного просвещения Российской империи

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

   

Из истории министерства образования

Министерства в России ведут свое начало от судебно-административных учреждений - "приказов". Приказы возникли еще в XV веке в московском государстве. Были приказы, чья власть распространялась на всю страну (Поместный, Посольский, Пушкарский). А были такие, которые управляли сравнительно небольшой территорией или отраслью (не правда ли, напрашиваются некоторые аналогии?). К концу XVII в. приказов насчитывалось 44, но ни один из них еще не отвечал за просвещение нации. При Петре I приказы заменены "коллегиями", заимствованными у Дании и Швеции, со своей иерархией должностных лиц. К этому времени относится появление знаменитого документа - Табели о рангах 1722 г., приведшей в систему все чины империи на всех трех поприщах государственной службы: сухопутной, военно-морской и гражданской. К концу царствования монарха коллегий учреждено 12. И опять об управлении просвещением говорить еще слишком рано, поскольку системы образования в России пока не было. Правда, в 1722 г. Петром учреждена Герольдмейстерская контора, которой вменялось создание учебного заведения ("пока академии исправятся") для детей "знатных и средних дворянских фамилий" для обучения гражданским специальностям. Но эта обязанность так и осталась на бумаге. Далее петровские коллегии были заменены единоличными министерствами, впервые появившимися в 1797 г. И, наконец, официальное учреждение министерства получили в 1802 г. В 1811 г. они были реорганизованы.

 

Министерство народного просвещения Российской империи

Впервые как орган управления образованием учреждено манифестом императора Александра I от 8 сентября 1802 года, и представляло из себя сочетание единоначалия с коллегиальностью. Первым министром народного просвещения Российской империи стал граф Петр Васильевич Завадовский. В ведение министерства входили Императорская академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, издание периодических сочинений, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний..

 


Здание, которое Императорское министерство народного просвещения занимало с 1985 г по 1917 г.
Архитектор Карл Росси.
Сегодня в нем размещается Комитет по архитектуре Санкт-Петербурга

 

В 1811 г. принято "Общее учреждение министерства", определившее систему отношений его структурных частей между собой и с другими государственными учреждениями. Во главе Министерства стоял министр, который имел заместителя (товарища министра). При министре действовали Совет и Канцелярия. Совет представлял собой совещательный орган из начальников подразделений. Канцелярия Министра служила для связи со всеми подразделениями. В состав министерства входило несколько департаментов (исполнительный аппарат), которые делились на отделения, а те в свою очередь - на столы. Каждый департамент возглавлялся директором. Аппарат министерства был небольшим. Функции коллегии при министре выполняло Главное управление училищ. Состав управления определялся государем; это были чиновники и попечители учебных округов. Управление решало все вопросы административного, хозяйственного, учебного и научного характера. Основные принципы организации Министерства просуществовали до 1917 года.

В январе 1803 г. были утверждены "Правила народного просвещения". В их основе лежала идея общеобразовательной школы. Учебные заведения делились на 4 разряда: приходские училища, уездные, губернские гимназии и университеты. На территории России устанавливались 6 учебных округов, в каждом из которых было несколько губерний под попечительством одного из членов "высшего правления". Каждая из низших ступеней служила подготовительной к следующей до университета включительно. К этому времени уже существовали 3 университета: Московский, Дерптский (Тарту) и Виленский (Вильнюс). Были готовы С-Петербургский, Казанский и Харьковский. 1804 г. был ознаменован выходом "Устава учебных заведений, подведомых университетам". По Указу 5 ноября 1804г. в каждом губернском городе надо было иметь хотя бы одну гимназию, а в уездном - уездное училище и при нем приходские училища. В стране создается весьма стройная система народного образования, состоящая из 4-х ступеней.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...