Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Восточные славяне в древности. Образование раннего древнерусского государства.




Вопрос. История как наука. Основные научные исторические школы и их представители, исторические источники и их виды.

Знания делятся на научные знания (систематизированные, или знание-система) и на ненаучные.
Система - множество взаимосвязанных элементов, которые вместе выступают как единое целое.
Система:

1. Предмет изучения (или анализа) - это то, что изучает наука, это всегда чьи-либо свойства. История изучает свойства прошлого. Предмет исторической науки – свойства, характерные черты и признаки культуры как способ осуществления, который избирало для себя человечество по мере своего развития от начальных форм к современным.

2. Объект изучение (или анализа) – это то, на что направлено изучение, это то, чьи свойства изучаются. Объектом исторической науки является общество, человечество. Обществознание – большой комплекс дисциплин. В отличие от остальных дисциплин, входящих в обществознание, история изучает общество в пределах конкретных формах организации.

3. Методология – это совокупность методов как способов изучения.
Методы:

ü общенаучные. Например, наблюдение и описания, сравнение и сопоставление, анализ и синтез (есть во всех научных дисциплинах).

ü Конкретные исторические или специально научные. Например, историко-генетический, историко-системный методы и т.п. (есть только в конкретных дисциплинах)

ü Междисциплинарные методы (являются конкретными, специальными для других научных дисциплин – не для истории). Например, методы статистики, политологии, географии и т.д.

Таким образом, история является научной дисциплиной или наукой, так как у исторического знания есть все признаки научного знания.

Анализ делится на установку и осмысление.
Исторический источник – носитель информации о прошлом.
Источники:

· Письменные:

1. Летописи (хроники). Например, «Повесть временных лет».

2. Нормативно-правовые акты. Например, законы, договоры. Первый свод законов – «Русская правда».

3. Делопроизводственная документация. Например, канцелярские производства, личные дела, судебные дела.

4. Личные источники. Например, мемуары-воспоминания, личные дневники, личные письма.

· Устные источники. Например, интервью, фольклорные произведении, сказки, былины.

· Вещественные (материальные). Например, находки археологов.

· Экранные источники - информация закреплена на современных носителях: фотографии, звуко и видеозаписи.

Историография – прошлое исторической науки. Российская историография делится на 7 периодов, в каждый из которых складывались исторические школы:

1. Летописный период (с конца 10в-конец 17 века). Первая летопись – «Повесть временных лет» (1112-1114гг). Ордынское завоевание Руси нанесло большой урон летописания. В 16 веке наивысший расцвет летописания. Например, Троицкая, Никоновская летописи, Лицевой свод. В 17 веке – упадок летописания. Произошла революция в головах людей. Переход от традиционного общества к индустриальному обществу.

2. Период дворянско-монархической школы (с начала 18 века до конца 1840-х годов). Первым русским ученым историком был Василий Никитич Татищев, он написал «История Российская» в 8-ми томах в начале 18 века. В середине 18 века пришли на смену новые немецкие историки: Байер, Миллер и Шлёцер. Авторы нормандской теории. В 1750 году возникла антинормандская теория. Михаил Васильевич Ломоносов положил начало. Во второй половине 18 века работали историки: Болдин, Щербатов, Н.М.Карамзин («История государства Российского» в 12-ти томах) – наибольший вклад. Первая концепция Русской истории – монархическая. Его последователи: Погодин, Устрялов и другие (1820-1840гг).

3. Государственная школа (конец 1840х-середина 1870х гг). Историки Борис Николаевич Чичерин и Константин Дмитриевич Кавелин положили начало. Стали изучать законы и договоры. Сергей Михайлович Соловьев написал «История России в сдревних времен» в 28-ми томах.

4. Период школы Василия Осиповича Ключевского(середина 1870х-1920х гг). Написал «Курс Русской истории» в 8-ми томах. Был деканом и ректором МГУ. Его ученики: Платонов, Корнилов, Мелюков и другие. Также жили и работали: Костомаров, Забелин, Павлов-Селеванский и другие, расширили проблематику исследований и уделили внимание социально-экономической истории русской литературы. После гражданской войны закрывали школы и вузы, которые готовили ученых-историков.

5. Период школы Михаила Николаевича Покровского (1934-середина 1950х гг). 1934г- постановление о возобновлении преподавания истории. Он написал «Историю России» в 4-ех томах, он изложил маркистско-ленинский подход к истории России, уделив внимание классам. Жили и работали историки: Черепнин, Тихомиров, Сказкин, Веселовский, Греков, Е.В. Тарле.

6. Советская школа (середина 1950х-1991г,распад СССР). Преобладал марксистско-ленинский подход. Все было неоднозначно. Историки: Лихачев, Н.И. Павленко, Р.Г.Скрытников, М.В. Нечкина и другие.

7. Постсоветский или современный период (начало 1992г-до наших дней). Отличается плюрализмом, неоднозначностью оценок прошлого. Историки: Сахаров, Буганов, Анисимов, Мироненко, Каминский и другие.

вопрос. Восточные славяне в древности. Образование раннего древнерусского государства.

Вопрос о происхождении русского народа один из самых спорных и сложных в русской истории. Его сложности заключаются в следующем: поздно появилась письменность и судить о первых веках народа можно только по археологическим факторам. Также на помощь приходят письменные источники греческих, римских, арабских, византийских авторов, которые упоминают первые века славян. Их называли по-разному: антами, венедами, склавинами, скифами-пахорями. Римский писатель Плиний Старший, историк- Тацит, I в. н. э.; Птолемей Клавдий, II в. н. э. упоминают славян под именем венедов.
Предки славян проживали в северном Причерноморье. Это степной регион, который был желанной добычей для кочевых народов древности, так как это удобно для пастбищ. Многие кочевые народы вели борьбу за проживание в этом районе. В связи с этим Северное Причерноморье всегда было местом, по которому проходило множество кочевников, которые в свою очередь либо вытесняли местно население, либо уничтожали его, либо ассимилировались с ним, поэтому многие кочевые народы древности повлияли на формирование славянских народов.

Уже в 8 в. до н.э. Северное Причерноморье захватили Кемерийцы. Им на смену пришли скифы, захватившие СП в 6 в. до н.э, но господство было недолгим и длилось 150 лет, затем господство установили Сарматы.

На рубеже новой эпохи в 1 в до н.э. СП было завоевано готами, они создали на этих землях собственную державу, но в 3 в. н.э. СП было завоевано кочевниками с востока гуннами, которые утвердили свое государство вместе во главе с Аттилой, которое просуществовало до 6 в. н.э., но пришли новые завоеватели - Хазары, которые взимали дань с приднепровских славян вплоть до конца 9 в.

В 3 в. н.э славяне были вытеснены гуннами из Причерноморья на Дунай. В ту же эпоху началось расселение славян в трех направлениях.

В частности ЗАПАДНЫЕ славяне продвигались на север от Дуная, осваивая побережья рек Висла и Одр и дали начало полякам и словакам.

ЮЖНЫЕ славяне двигались в южном направлении и осели на Балканах, они считаются предками сербов и дунайских болгар.

ВОСТОЧНЫЕ славяне, продвигались на восток от Дуная, к 5ому в н.э. освоили земли среднерусской равнины (среднее течение р. Днепр), они являются предками таких современных народов, как русские, украинцы, белорусы. В основном они занимались земледелием.
Что касаемо их духовной культуры, ее стержнем были языческие верования, причем развитие захватило 3 стадии.

1. 5-6 в. - время, когда славяне обожествляли силы природы, но об этом известно немного (Ярило - бог солнца; Лада - покровительница женщин, домашнего очага)

2. Второй период. 7-8 вв - во главе стал заупокойный культ умерших предков, в частности появилось представление о бессмертии души (она продолжала жить и после смерти)

3.Третий период. 9-10 вв - в это время сложился пантеон божеств, т.е. была некая иерархия. Во главе всех богов стоял Перун, олицетворявший силу и покровительствовал князю и воинам. В подчинении у Перуна были:

- Даждьбог (солнце, покровитель землевладельцев)

- Велес (покровитель скотоводства)

- Стрибог (покровитель всех славян)

- Сварог (божество природных стихий)

- Макошь (покровительница женщин)

Подводя предварительные итоги, следует отметить, что вопрос о происхождении русского народа настолько сложен, что восточные славяне лишь условные предки русского народа, фактически в формировании русского народа приняли участие десятки народов.

Вместе с тем, деление божеств на высшие и низстоящие свидетельствуют о возникновении неравенства на земле между людьми, а это одна из главных предпосылок возникновения государственности.

Итак, с формальной точки зрения, история Российского государства идет с 862 г, когда славянами были призваны норманы, для управления зарождающимся государством. Были призваны 3 брата: Рюрик, княживший в Новгороде 17 лет, Трувор, княживший в Изборске Синеус, княживший в Озерске, но последние 2 брата княжили не более 2ух лет, поэтому основателем Древнерусского государства считается Рюрик.

Исходя из этих событий, в 17 веке возникла норманская теория, авторы которой три немецких историка Байер, Миллер, Шлёцер. Эта теория гласит, что славянские народы были недостаточно развиты, чтобы создать государство, и они обязаны инициативе норманов. Однако в 17 в. Ломоносов выдвигает оппозиционную теорию, антинорманскую, гласящую, что славяне сами создали свое государство, а Рюрик тоже слаянин, но в разъездах.

В итоге можно сказать, что в наши дни позиции сторонников и противников норманизма сблизились и сейчас большинство разделяет неонорманскую теорию, которая заключается в следующем: гос-во славяне создали сами, а варяги создали правящую династию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...