Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Публикации Милоша по-русски




 

 

Поэзия:

 

Милош Ч. Поэтический трактат / Пер. Н. Горбаневской. Ардис, Анн-Арбор, 1982.

Милош Ч. Стихи разных лет / Пер. В. Британишского // Новый мир. 1991. № 2.

Милош Ч. Стихи / Пер. И. Бродского и В. Британишского // Иностранная литература. 1991. № 5.

Милош Ч. Стихи 1930-1980-х годов / Пер. В. Британишского // Звезда. 1992. № 5–6.

Милош Ч. Так мало и другие стихотворения / Составитель А. Базилевский, пер. А. Базилевского, И. Бродского, А. Гелескула, Н. Горбаневской и др. М.: Вахазар, 1993.

Милош Ч. Стихи / Пер. В. Британишского // Поэты — лауреаты Нобелевской премии. М.: Панорама, 1997. С. 407–428.

Милош Ч. Стихи из книг 1984–1994 годов / Пер. В. Британишского // Литературное обозрение. 1999. № 3.

Милош Ч. Поэтический трактат. Фрагменты / Пер. и послесловие Н. Горбаневской // Новая Польша. 1999. № 1 (сентябрь).

Милош Ч. Город без имени. Фрагменты поэмы / Пер. С. Морейко // Иностранная литература. 2000. № 6.

Милош Ч. Стихи / Пер. В. Британишского // Н. Астафьева, В. Британишский. Польские поэты XX века. Антология. СПб.: Алетейя, 2000. Т. 1. С. 337–364.

Милош Ч. Богословский трактат / Пер. Н. Горбаневской // Новая Польша. 2002. № 2.

 

Эссе, публицистика, статьи, лекции, речи:

 

Милош Ч. Речь в Шведской Королевской Академии / Пер. В. Британишского // Иностранная литература. 1991. № 5.

Милош Ч. Действительность. Аморальность искусства (Из книги «Сад наук»). Спор с классицизмом (Из книги «Свидетельство поэзии») / Пер. В. Британишского // Вопросы литературы. 1991. № 6.

Милош Ч. Достоевский и Сведенборг / Пер с англ. Б. Дубина // Иностранная литература. 1992. № 8–9.

Милош Ч. Католическое воспитание (Из книги «Родная Европа»). О католицизме (Из книги «Видения на заливе Сан-Франциско»), Речь в Люблинском католическом университете / Пер. и предисловие В. Британишского // Новый мир. 1992. № 9.

Милош Ч. Город юности / Пер. Б. Дубина // Дружба народов. 1993. № 6.

Милош Ч. О стихах Александра Вата / Пер. В. Британишского // Иностранная литература. 1996. № 11.

Милош Ч. Об изгнании / Пер. Б. Дубина // Иностранная литература. 1997. № 10.

Милош Ч. Из книги «Родная Европа» / Пер. К. Старосельской // Иностранная литература. 1999. № 2.

Милош Ч. Россия / Пер. Б. Дубина // Литературное обозрение. 1999. № 3.

Милош Ч. Личные обязательства. Избранные эссе о литературе, религии и морали / Составление и комментарии Б. Дубина и В. Британишского; Пер. Б. Дубина, В. Британишского и др. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 348 с.

Милош Ч. Придорожная собачонка. Фрагменты книги / Пер. В. Кулагиной // Иностранная литература. 2000. № 8.

 

 


[1]Первая книга стихов Милоша за рубежом вышла в 1953 году. С тех пор книги его стихов, прозы, эссеистики публиковались за рубежом регулярно, но невозможность печататься в своей стране (до 1980 года, до присуждения ему Нобелевской премии) оставалась для него трагедией.

 

[2]Эдуард Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи: В 6 т., 1776–1788 (рус. пер. В. Н. Неведомского — М., 1883–1886; есть репринт: 1997).

 

[3]1 февраля 1951 года Милош не явился за зарплатой в польское посольство в Париже и стал «невозвращенцем».

 

[4]Постулат социалистического реализма как критерия оценки и как эстетической нормы был провозглашен на съезде Союза польских писателей в Щецине, который проходил 20–23 января 1949 года.

 

[5]«Персидские письма» Монтескье — одна из вещей, вдохновлявших Милоша в его работе над книгой.

 

[6]«Простодушный» (1767) — повесть Вольтера, герой которой — индеец-гурон, оказавшийся во Франции; человек «извне», он на каждом шагу замечает фальшь, нелепость и дикость европейской цивилизации.

 

[7]С февраля 1951 Милош-«беглец» жил больше года (поначалу инкогнито) в доме редакции польского парижского журнала «Культура» в Мезон-Лаффит близ Парижа. Здесь и написан «Порабощенный разум», главу «Кетман» журнал «Культура» опубликовал сразу же по ее написании, в июне 1951. Журнал был создан в 1947 в Риме, с 1948 находился в Париже. Создатель и главный редактор — Ежи Гедройц, его сотрудники — Зыгмунт и Зофья Херц, Юзеф Чапский и др. С 1953 издавалась «Библиотека „Культуры“», издано было ок. 500 томов, в т. ч. собрание сочинений Милоша; одним из первых томов «Библиотеки» был «Порабощенный разум». «„Культура“… — это особая глава в истории польской словесности, то есть попросту в истории Польши», — писал Милош в 1980.

 

[8]Станислав Винценц (1888–1971) — польский писатель, вырос в Восточных Карпатах, гимназию окончил в Коломые, в 1914 защитил в Вене диссертацию по философии, с 1940 жил в Венгрии, с 1947 во Франции, с 1964 в Швейцарии. Всю жизнь писал о родных горах, об их жителях — гуцулах, украинцах, поляках, евреях-хасидах. Первая часть его главной книги «На высокой полонине. Картины, думы и гавенды Гуцульской Верховины» вышла в Варшаве в 1936, вторая и третья в Лондоне в 1970 и 1979, все три в Варшаве в 1980–1982.

 

[9]Анджей Валицкий (род. 1930) — известный историк польской и русской философии и политолог, работавший в Польше и в США, автор десятков книг и сотен статей по-польски и по-английски; по-русски отдельные статьи А. Валицкого публиковались в журнале «Вопросы философии».

 

[10]Станислав Игнаций Виткевич (1885–1939) — одна из крупнейших фигур в польской культуре первой половины XX века и одна из важнейших для Милоша. Чаще всего Милош возвращается к его романам «Прощание с осенью» (1927) и «Неутоление» (1930). В России С. И. Виткевич находился в 1914–1918, окончил военное училище, в 1916 был тяжело ранен, лежал в госпитале, а с сентября 1916 до ноября 1917 служил в запасном батальоне Павловского полка, стоявшего в Петрограде.

 

[11]Милош имеет в виду — памятные каждому поляку — последние строки стихотворения Словацкого «Мое завещание»: поэт выражал уверенность, что та роковая сила, которая в нем есть, после его смерти не исчезнет и «едоков хлеба» переделает в ангелов (образ, к сожалению, утраченный Б. Пастернаком в его слишком вольном переложении этой вещи).

 

[12]В романе-антиутопии «Неутоление» (1930; Милош указывает 1932 ошибочно, поскольку пишет в Париже по памяти) Виткевич изображает настоящее и будущее Польши, Европы, Евразии. Он пророчит крах и гибель анахроничной, как ему видится, Польше Пилсудского, но также всей европейской культуре. Роман — многоплановый, Милош в главе «Мурти-Бинг» касается лишь одной из линий романа.

 

[13]Мурти-Бинг в романе не монгол, а малаец; Милош пересказывает по памяти.

 

[14]В «Монадологии» Лейбница (1720) монады — бестелесные простые субстанции, «истинные атомы природы», делились на три категории: примитивные монады, монады-души, обладающие ощущением и памятью, и монады-духи, обладающие сознанием. В отличие от спиритуалистической монадологии Лейбница, «монады» Виткевича — живые существа из крови и плоти. Кстати, и в романе «Неутоление» телесное, чувственное, сексуальность и раблезианская обсценичность играют большую роль.

 

[15]Милош, как мы видим, колеблется: герои его книги — то интеллектуалы вообще, то исключительно писатели; четыре портрета именно писателей — IV, V, VI, VII главы книги.

 

[16]Теория «чистой формы» — средоточие виткевичевской философии искусства, его театральной эстетики. Милош здесь — не без иронии — концентрирует ключевые термины и словосочетания эстетики Виткевича. Милош вообще всегда спорит и с этим своим «учителем», и с остальными.

 

[17]Милош имеет в виду крайне правые, фашиствующие группы в Польше 30-х годов, с прессой которых действительно сотрудничали некоторые талантливые молодые писатели его поколения. Подробнее об этом — в главах IV и VII — об Альфе и о Дельте.

 

[18]«Нищета философии» — трактат Маркса, 1847.

 

[19]Пусть печатается; разрешение на публикацию (лат.).

 

[20]Сам Милош Гегеля читал, он заинтересовался Гегелем, как вспоминает, в годы гитлеровской оккупации.

 

[21]«Язычниками» в этой книге Милош иронически именует людей, которых еще только предстоит приобщить к Новой Вере.

 

[22]Корпоранты — члены студенческих корпораций, в Польше 30-х годов эти корпорации были, как правило, крайне правые и националистические.

 

[23]Вселенский Град (фр.).

 

[24]В главе «Дорога в Россию» поэмы «Дзяды» Мицкевич размышляет:

 

…А в теле тех людей, как в грубой ткани,

Душа их гусеницей спит веками,

Покуда приготовит грудь к полету,

Крылья спрядет-соткет, свершит работу.

Когда же вольности взойдет денница,

В кого та гусеница превратится?

Иль светлый мотылек порхнет, взлетая,

Иль тьмы исчадье, бабочка ночная?

 

(Перевод мой. — В. Б.)

 

[25]Давид Иосифович Заславский (Давид Осипов) (1880–1965).

 

[26]Осмос — как мы помним из школьного курса ботаники — это «Медленное просачивание растворов сквозь проницаемые органические перегородки»; в Польше это слово употреблялось еще в 1930-х годах и в переносном смысле — литературоведами, лингвистами.

 

[27]Бедствия войны (исп.), название цикла гравюр Ф. Гойи.

 

[28]Закуски (фр.).

 

[29]Милош пользуется здесь словосочетанием из книги Оруэлла, означающим верхушку партии.

 

[30]Милош пишет это слово по-русски, латинскими буквами.

 

[31]Марка — в Священной Римской империи пограничный административный округ. Восточная Марка — позднейшее герцогство Австрия. Милош понимает под Восточной Маркой — Восточную, а отчасти и Центральную Европу.

 

[32]Титоизм — югославский национальный вариант построения коммунизма. Отстаивая независимость Югославии и югославской компартии, Иосиф Броз Тито оказался в конфликте со Сталиным. В июне 1948 на заседании т. н. Коминформа в Бухаресте была осуждена «ошибочная политика ЦК Компартии Югославии, а прежде всего ошибочная политика товарищей Тито, Карделя, Джиласа и Ранковича», в частности, попытки «ревизии марксизма-ленинизма». Владислав Гомулка, представлявший Польскую рабочую партию, высказался против этой резолюции Коминформа (а также против резолюции о немедленном начале коллективизации во всех странах народной демократии). В 1949 СССР, а за ним и страны народной демократии расторгли договоры о дружбе с Югославией.

 

[33]Поэтический монументальный театр связан в польской традиции с именем режиссера и теоретика театра Леона Шиллера (1887–1954), опиравшегося на театральные идеи Мицкевича и Выспяньского.

 

[34]Статья Л. Толстого «О Шекспире и о драме» и глава X трактата «Что такое искусство».

 

[35]Поэму Элиота «Бесплодная земля» (1922) Милош перевел в годы войны и в 1946 году опубликовал перевод. Комедию же «Вечеринка с коктейлями» (1949) на польский перевели в 1959.

 

[36]Плеханов Г. В. Предисловие ко 2-му изданию брошюры Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». — См.: Избранные философские произведения. Т. III. M., 1957. С.84.

 

[37]Там же.

 

[38]Вот как подводит к этому понятию слушателей в своих лекциях И. П. Петрушевский (Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966. С. 268): «Периодические преследования и необходимость вести пропаганду втайне привели к тому, что шииты не только одобрили, но и возвели в руководящий принцип „благоразумное скрывание“ своей веры; такой принцип обозначается терминами такийа (араб. букв, „благоразумие, осмотрительность“) и китман (араб, „сокрытие, скрывание, утаивание“)». И далее: «Шииты… не только разрешают, но и прямо обязывают своих единомышленников, живущих в стране, где шиитов преследуют, скрывать свои убеждения, притворяться и высказываться вслух так, как если бы они не были шиитами…»

 

[39]Жозеф Артюр де Гобино (1816–1882) — французский дипломат, ориенталист, философ, писатель. Писатель, действительно, «очень опасный»: его «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853–1855) стал классикой идеологии расизма. Эти идеи сочетались, однако, у него с подлинным интересом к Востоку и его культуре; в книге «Религии и философии Центральной Азии» (1865), которую цитирует Милош, много ценных сведений, используемых специалистами, книга не раз переиздавалась и в XX веке. Под «Центральной Азией» Гобино понимает Средний Восток, прежде всего Иран.

 

[40]Так Гобино именует Ахмада Ахсаи (1744–1827/28), известного шиитского теолога и основателя секты шейхитов (об этой секте см. заметку БСЭ, т. 29. М., 1978).

 

[41]Мулла Садра, более известный у нас как Садриддин Ширази (1561–1641), — крупнейший иранский философ своего времени. Возродил учение Ибн Сины (Авиценны).

 

[42]Муджтахеды (муджтахиды) — наиболее авторитетные законоведы по религиозным и правовым вопросам.

 

[43]Тронный зал (фарси).

 

[44]Процессы Л. Райка в Венгрии и Т. Костова в Болгарии в 1949, процесс Р. Сланского и др. в 1952 в Чехословакии; все они обвинялись, в частности, в сотрудничестве с Тито.

 

[45]«Мой дом — моя крепость» (англ.).

 

[46]Такой экран мы видим на первых же страницах книги Оруэлла «1984».

 

[47]Во втором петербургском издании (1829) поэмы «Конрад Валленрод» Мицкевич вынужден был в предисловии к поэме дописать еще один абзац, восхваляющий монаршую опеку Николая I над народами его империи. В том же году Мицкевичу удалось уехать из России.

 

[48]Уолтер Севедж Лендор (1775–1864) — заметный английский писатель.

 

[49]Милош перефразирует название книги средневекового хрониста Гвиберта Ножанского о Первом крестовом походе «Gesta Dei per Francos» («Деяния Бога через франков»).

 

[50]Милош имеет в виду стихотворение Вордсворта «Строки, написанные в нескольких милях от Тинтернского аббатства, при повторном посещении берегов реки Уай, 17 июля 1798 года». Милош перевел это стихотворение в годы войны и впоследствии опубликовал перевод (русский перевод см.: Поэзия английского романтизма. М., 1975).

 

[51]Отвращение к жизни; пресыщение жизнью, опустошенность (лат.).

 

[52]Чувство тягостности (фр.).

 

[53]Произведения Ежи Анджеевского и предисловие В. Британишского с рассказом о его жизни и творчестве см.: Анджеевский Е. Сочинения. Т. 1–2. М.: Худ. лит., 1990.

 

[54]Журнал «Просто з мосту», 1935–1939; «просто з мосту» — «прямо с моста» — польский просторечный фразеологизм, означающий примерно «без обиняков», но более экспрессивный и «плебейский»; с такой «прямотой» журнал выступал против евреев, коммунистов и либералов, за «сильного поляка», за «католическое государство польской нации» — Анджеевский не только публиковался в журнале, но и заведовал литературным отделом.

 

[55]В Польше собрания сочинений Конрада, начиная с 1923, издавались трижды.

 

[56]«Ночь» — один из первых рассказов Анджеевского, 1932 или 1933; еще один рассказ под тем же названием — «Ночь» — Анджеевский написал в 1941, этот его рассказ погиб, тем не менее это название автор дал сборнику рассказов военных лет — «Ночь», 1945, переиздания 1946, 1948.

 

[57]Роман «Лад сердца» печатался в журнале «Просто з мосту» с продолжением в 1937–1938, отдельное издание — 1938.

 

[58]«В молодости, — вспоминал позже Анджеевский, — я был верующим, страстно, но коротко. Вера овладела мною, вероятно, только за тем, чтобы я мог написать свою первую юношескую повесть „Лад сердца“, потому что моя вера начала угасать, когда я закончил книгу».

 

[59]Жак Маритен (1882–1973) — французский писатель и философ; в Польше его переводили уже в 1930-х. Отвечая на вопрос журнальной анкеты «Какую самую интересную книгу я прочел в 1937 году?», Милош называл три книги, две из них — книги Маритена «Искусство схоластики» и «Границы поэзии»; а в 1942, во время оккупации, Милош перевел и опубликовал подпольно в Варшаве книгу Маритена «Дорогами поражения», направленную против коллаборационистского петеновского правительства Виши.

 

[60]Просто (фр.).

 

[61]В 1938 Германия выслала из страны 14 тысяч евреев с польскими паспортами, вытолкнув их за польскую границу; польская общественность собирала средства для помощи этим изгнанникам, откликнулся и Анджеевский, после чего ему уже нечего было делать в журнале «Просто з мосту».

 

[62]Жорж Бернанос (1888–1948) — французский писатель; польские критики в связи с романом Анджеевского вспоминали «Дневник сельского священника» Бернаноса, 1936, и некоторые вещи Франсуа Мориака; сам Анджеевский в «Заметках для автобиографии», 1972, писал, что до войны важнейшими для него писателями были — Конрад, Достоевский, Мориак и Бернанос.

 

[63]Милош имеет в виду Варшавское восстание 1944 года; решение о начале восстания он считал безрассудным.

 

[64]Другим соредактором был Милош.

 

[65]Станислав Пясецкий, редактор еженедельника «Просто з мосту»; подробнее о нем Милош пишет дальше — в главе о Дельте.

 

[66]Польское правительство в изгнании было создано 30 сентября 1939 во Франции; премьером, министром военных дел, а также главнокомандующим стал генерал Владислав Сикорский; после разгрома Франции правительство находилось в Лондоне; после гибели В. Сикорского при авиакатастрофе в июле 1943 премьером стал С. Миколайчик, главнокомандующим — генерал К. Соснковский.

 

[67]Речь, конечно, об Ивашкевиче, который во время оккупации жил по-прежнему в усадьбе Стависко неподалеку от Варшавы.

 

[68]Сразу же после войны, в 1945–1946, в польской литературной печати вспыхнула дискуссия о Конраде; одной из самых заметных была статья Марии Домбровской «Конрадовское понятие верности». «Конрадовская верность» и верность Конраду стали чертой нескольких поколений поляков, не только писателей.

 

[69]Ср. название текста Милоша «Метафизическая пауза» в сборнике его религиозных текстов под тем же названием, 1989.

 

[70]Рассказ «Перед судом».

 

[71]Квислинг — норвежский политик, основатель националистической партии (1932), после вступления гитлеровских войск в Норвегию в 1940 премьер коллаборационистского правительства 1942–1945; после войны приговорен к смерти и казнен.

 

[72]Милош и Анджеевский писали сценарий фильма; фильм должен был называться «Варшавский Робинзон», их первоначальный сценарий напечатан в журнале «Диалог», 1984, № 9; на экраны фильм вышел под названием «Непокоренный город», реж. Ежи Зажицкий, 1950; Милош убрал свою фамилию из списка участников, поскольку в сценарий было внесено слишком много идеологических поправок.

 

[73]Варшавское восстание началось 1 августа 1944.

 

[74]Кшиштоф Камиль Бачиньский (1921–1944), по-русски издан томик его стихов — М., 1978; несмотря на большую разницу в возрасте, Анджеевский и Бачиньский дружили, Анджеевский был свидетелем на свадьбе Кшиштофа и Барбары в июне 1942, а в 1943-м Бачиньский был крестным отцом сына Анджеевского.

 

[75]Кароль Топорницкий — псевдоним Тадеуша Гайци (1924–1944). Марек Хмура — псевдоним Здислава Строиньского (1921–1944).

 

[76]Джозеф Конрад — псевдоним Теодора Юзефа Конрада Коженёвского, он родился в 1857 в Житомире, в 1862–1867 вместе с отцом, высланным царскими властями, жил в Вологде; рано осиротел, до 1874 воспитывался в Кракове и Львове под опекой брата матери, затем уехал на Запад, где стал моряком, а позже писателем.

 

[77]В первых и в последних главах книги Милош сравнивает ситуацию «язычников» и «Новой Веры» в Восточной Европе после Второй мировой войны с ситуацией в Римской империи при императоре Феодосии, который в 380 году запретил язычество и все вероучения и «ереси», кроме ортодоксального христианства.

 

[78]Речь о ялтинской встрече Сталина, Рузвельта и Черчилля в феврале 1945, на которой решалась будущность послевоенной Европы.

 

[79]Во главе крестьянской партии стоял С. Миколайчик, недавний премьер эмигрантского правительства, вернувшийся в Польшу в июне 1945 и ставший одним из вице-премьеров коалиционного правительства; партия Миколайчика пользовалась большой популярностью у населения, но в результате разнообразных манипуляций была выведена из игры, а Миколайчик в 1947 бежал за границу.

 

[80]«Пепел и алмаз». Роман писался в 1946–1947, опубликован в 1947, экранизирован А. Вайдой в 1957–1958.

 

[81]Щецин. Щецинский воевода хотел тогда создать у себя «городок писателей», там жил не только Анджеевский.

 

[82]Conrad J. The Rover. 1923, роман о французском моряке эпохи наполеоновских войн; польск. пер. — «Korsarz», 1925.

 

[83]Ускорение или увеличение выпуска продукции (англ.).

 

[84]Анджеевский Е. О советском человеке. Впечатления о пребывании в СССР (Варшава, 1951).

 

[85]«Выдумка, вымысел, фикция», но также «художественная литература, художественная проза» (англ.).

 

[86]«Сердце тьмы» — название книги Конрада, 1902.

 

[87]Пер. Леона Тоома.

 

[88]Книга лагерных рассказов Боровского «Прощание с Марией» (Варшава, 1948); так назван и том избранных рассказов Боровского в рус. пер. (М., 1989), с предисл. польского литературоведа Т. Древновского.

 

[89]Боровский был освобожден из лагеря Дахау-Аллах близ Мюнхена в апреле 1945, но еще полгода, до октября 1945, провел в американском лагере для перемещенных лиц во Фреймане в предместье Мюнхена.

 

[90]«День в Гармензе»; этот рассказ и рассказ «Пожалуйте в газовую камеру» Милош и цитирует далее.

 

[91]Капо — заключенный, исполняющий функции надсмотрщика за другими заключенными в концлагере; нем. Каро от ит. capo — шеф, начальник.

 

[92]Живо (нем.).

 

[93]Эта и последующие цитаты: пер. К. Старосельской.

 

[94]Из рассказа «Пожалуйте в газовую камеру».

 

[95]— Что мы работать? (искаж. нем.). — Ничего. Транспорт приходить, все крематорий, понял? (искаж. нем. фр.). — Все понять. (искаж. нем.).

 

[96]Хорошо сделал (нем.).

 

[97]«А завтра целый мир…» — строка из нацистского гимна (нем.).

 

[98]Жесткий, суровый (англ.).

 

[99]Размышления Боровского об этом — в стихотворении «Лагерная прогулка», написанном в американском лагере для перемещенных лиц, русский перевод В. Британишского — см.: ИЛ. 1988. № 10; Астафьева Н., Британишский В. Польские поэты XX века. Т. II. СПб.: Алетейя, 2000.

 

[100]«La Nausée» (фр.) — тошнота, отвращение, омерзение. Название известной книги Жана-Поля Сартра, 1938; рус. перевод — «Тошнота» — в сборнике прозы Сартра «Стена. Избранное» М., 1992.

 

[101]Ср. стихотворение Боровского «Молитва о спасении души Кальтенбруннера» (ИЛ. 1988. № 10; Польские поэты XX века. Т. II. 2000): обращение к Богу: «…Ты, который… дал… Ватикану — Капитал, Капиталу — Ватикан…»

 

[102]Боровский покончил с собой в июле 1951.

 

[103]В 1920 году польский генерал Л. Желиговский установил в Вильно свою власть и объявил Виленщину «независимым» государством; в 1922, по результатам референдума, Виленщина вошла в состав Польши.

 

[104]Эта легенда относится к Гедимину, он был великим князем литовским с 1316 до своей смерти в 1341; легенду вспоминает Мицкевич в «Пане Тадеуше».

 

[105]Икона Матери Божьей Остробрамской — одна из двух наиболее почитаемых в течение многих веков польскими католиками икон, наряду с иконой Матери Божьей Ченстоховской.

 

[106]Речь идет о «Сморгоньской академии» в городке Сморгонь, жители которого обучали медвежат разным штукам; «ученые медведи из Литвы» славились и экспортировались через Гданьск в разные страны Европы.

 

[107]В 1579 король Стефан Баторий преобразовал виленскую иезуитскую коллегию в Виленскую академию.

 

[108]Фамилию Путраментов, среди других фамилий местной шляхты, можно найти и в «Пане Тадеуше» Мицкевича.

 

[109]Ежи Путрамент был послом Польши во Франции в 1947–1950 (до этого, в 1945–1947, был послом в Швейцарии).

 

[110]Ночное кафе, кабачок (фр.).

 

[111]Сквайр (англ.).

 

[112]Бонвиваном, гулякой (англ.).

 

[113]Стол, трапеза (лат.).

 

[114]В группу «Жагары» входили Т. Буйницкий, А. Голубев, X. Дембиньский, С. Ендрыховский, Е. Загурский, Ч. Милош, Е. Путрамент А. Рымкевич и др.

 

[115]Ежи Загурский (1907–1984) был одним из самых ярких, наряду с Милошем, поэтов группы «Жагары»: первая книга стихов «Острие моста», 1933, поэма «Приход врага», 1934.

 

[116]Теодор Буйницкий (1907–1944) до войны успел опубликовать две книжки стихов; убит в Вильно 28 ноября 1944; Милош посвятил ему очерк, опубликованный в 1954 в парижском журнале «Культура» и вошедший в книгу очерков «Начиная с моих улиц», 1990.

 

[117]Хенрик Дембиньский (1908–1941) — публицист, автор программных статей в первых номерах журнала «Жагары»; Милош посвятил ему заметку в «Алфавите Милоша», 1997: «Прекрасный внешне, лучащийся благородством, вдохновенный. Обожаемый однокурсницами. Великолепный оратор. И тогда, когда он увлекался национальной идеей, и позже, когда был католическо-либеральным, и когда эволюционировал влево, меча громы против капитализма в „Жагарах“…»

 

[118]Стефан Ендрыховский (1910–1996), в студенческие годы близкий товарищ Милоша, автор публицистических статей в журнале «Жагары», поначалу писал также стихи, позже публицист, после войны — министр.

 

[119]Отец Чеслава Милоша окончил Политехнический институт в Риге, т. е. «эмигрировал» из Ковенской губернии в соседнюю, Лифляндскую, затем работал даже в Сибири, но в пределах Российской империи; в 1919, в разгар польско-литовской войны, он уже действительно эмигрировал — из Литвы в Польшу, пересекая линию фронта. Для Милоша характерно широкое понимание слова «эмиграция»: свой отъезд из польского Вильно в Варшаву в середине 1930-х он тоже называет эмиграцией.

 

[120]Новый Курс — экономическая и социальная политика Ф. Д. Рузвельта в начале 30-х гг.

 

[121]Здесь речь идет уже о Польше после смерти Пилсудского, скончавшегося в 1935.

 

[122]Первые публикации стихов и статей Милоша — журнал «Жагары» (1931–1934), были публикации и в других журналах; первая книга стихов — 1933.

 

[123]Жорж Сорель (1847–1922) — идеолог синдикализма, средством борьбы пролетариата с буржуазией считал всеобщую забастовку.

 

[124]В написанной позже эссеистско-мемуарной книге Милоша «Родная Европа», 1958, глава о студенческих годах называется «Марксизм».

 

[125]Польша получила независимость в результате Первой мировой войны и революций 1917–1918 гг. во всех тех трех государствах, которые в конце XVIII века разделили между собой территорию Польши (Россия, Германия и Австрия); Версальский мир в 1919 закрепил новую карту Европы.

 

[126]Журнал «Попросту», 1935–1936, а после того, как власти его закрыли, журнал «Карта», 1936.

 

[127]«Структура новелл Пруса», опубликованная в 1936, — дипломная работа Путрамента, фрагмент ее печатался в 1935 в журнале Виленского университета.

 

[128]Вчера возвращение. Вильно, 1935; Лесная дорога. Вильно, 1938.

 

[129]Здесь и во многих других местах Милош называет «коммунистами» людей, формально не состоявших в КПП; членом подпольной КПП до войны Путрамент не был, лишь в 1944 он вступил в Польскую рабочую партию, организованную в 1942.

 

[130]В своих печатных репликах на эту главу книги Милоша Путрамент писал, что его отец и мать после войны в результате его хлопот вернулись из Сибири; отец его служил в армии Народной Польши, а умер в 1960.

 

[131]Некоторые руководители польской компартии погибли в Москве в 1933–1934, а в 1937–1938 — почти все остальные; в 1938 польская компартия была Коминтерном объявлена распущенной, «реабилитирована» в 1956.

 

[132]Витольд Вандурский расстрелян в Москве в 1934; Станислав Рышард Станде расстрелян в 1937; Бруно Ясенский расстрелян в 1938.

 

[133]После 1956 их стихи стали издаваться, но даты и обстоятельства их ареста и гибели стали известны гораздо позже.

 

[134]В 1928; по-русски в Москве и по-польски в Варшаве роман вышел в 1929.

 

[135]Теперь известно, что Ясенский расстрелян 17 сентября 1938, а останки его — в одном из мест массовых захоронений расстрелянных — в Бутово под Москвой. В другом месте массовых захоронений, в овраге, который теперь — часть Ваганьковского кладбища, было брошено вместе с телами других расстрелянных тело Вандурского.

 

[136]Владислав Броневский; одновременно арестован был поэт Александр Ват; оба они не были членами КПП, но оба сочувствовали польским коммунистам, оба — и притом вместе — сидели в польской тюрьме в 1931; в 1940 оказались вместе в карцере львовской тюрьмы НКВД.

 

[137]Этот эпизод подтвердил позже Александр Ват, ссылаясь на рассказ Адама Важика: см.: Ват А. Мой век. Варшава, 1990. Ч. 1. С. 288.

 

[138]30 июля 1941 советский посол в Лондоне Майский подписал соглашение с генералом Сикорским, премьером польского правительства в изгнании.

 

[139]12 августа 1941.

 

[140]Станислав Свяневич (1899–1997).

 

[141]Членом польской компартии Броневский не был.

 

[142]Поэма Броневского «Слово о Сталине», написанная в 1949, впервые была напечатана в том же году в сборнике «Строфы о Сталине. Стихи польских поэтов», ею и открывался сборник, там публиковались стихи Е. Путрамента, К. И. Галчиньского и еще десятка поэтов; с 1956 Броневский запретил эту свою поэму перепечатывать. К мыслям о Броневском и о послевоенной Польше Милош не раз возвращался в позднейшие годы. В одном из эссе, вошедших в книгу «Сад наук» (1979), он писал: «…Конечно, страх в Польше 1951 года был вездесущим, и это он диктовал мелодию. Но „Порабощенный разум“ был задуман как книга не только о Польше. Впрочем, страх, содержащийся в самом слове „порабощение“, не есть понятие однозначное и включает в себя гораздо больше, чем страх за свою шкуру. Чего ж боялся, например, Владислав Броневский, человек отважный из отважных? Боялся одиночества, нуждался в постоянных аплодисментах и похвалах и прикованных к нему глазах зала, продавал душу дьяволу, чтобы это иметь. Но Броневский очень рано, в молодости, пережил „гегелевский укус“, когда в 1920 году, будучи солдатом Пилсудского, он нашел произведения Ленина как трофеи в захваченных советских военных обозах, и „историческая необходимость“ значила для него то же, что для стольких западных писателей. Это главная разновидность страха тех, кто знает: страх, как бы не обидеть богиню-Историю (наш век — это век мифологических фигур, в большей мере, чем во времена, когда говорили о Марсе и Фортуне), ибо, только завоевав ее благосклонность, „останешься в литературе“».

 

[143]В 1948–1949 частные издательства в Польше закрыли.

 

[144]«Легальная» польская социалистическая партия, ППС, — ее называли также «люблинской» — была организована 10–11 сентября 1944. В эмиграции продолжала существовать другая ППС, «лондонская».

 

[145]Переезд из Вильно в Варшаву в середине 1930-х Милош называет «эмиграцией» и в других своих книгах.

 

[146]Милош работал в редакции виленского радио и, по мнению виленского воеводы, слишком много времени давал на радио национальным меньшинствам.

 

[147]Джон Гей (1685–1732), поэт и драматург, особенно известна его «Опера нищих» (1727–1728). Милош в годы немецкой оккупации в Варшаве изучил английский язык и переводил; перевел, в частности, комедию Шекспира «Как вам это понравится».

 

[148]«В 1936 году я опубликовал в виленской „Карте“ открытое письмо, в котором я определил свою антисталинскую позицию», — писал Милош в 1951 году (Антонию Слонимскому // Культура. Париж, 1951. № 12). Ответственным редактором журнала «Карта» был Ежи Путрамент.

 

[149]Поэт Ежи Загурский был культурным атташе в Париже в 1947–1948; Милош в декабре 1945 выехал в США, вначале работал в польском консульстве в Нью-Йорке, с 1947 был культурным атташе посольства в Вашингтоне.

 

[150]Милош имеет в виду поэму «Нравственный трактат», которую К. Выка опубликовал в апрельском номере журнала «Твурчость» в 1948; на этой поэме Милоша воспитывалось целое поколение молодых инакомыслящих поляков после войны.

 

[151]История польской поэзии давала и противоположные примеры; недаром поляки говорят и пишут о Великой Эмиграции XIX века. Эмигрант Милош стал крупнейшим польским поэтом-изгнанником XX века.

 

[152]Путрамент, который в 1945 рекомендовал Милоша на дипломатическую работу, в конце 1950, на вопрос руководства партии, можно ли и сейчас надеяться, что Милош не убежит, ответил отрицательно; у Милоша отобрали заграничный паспорт, но ему удалось, благодаря заступничеству министра иностранных дел Зыгмунта Модзелевского, старого коммуниста, с которым власти считались, все-таки уехать в Париж.

 

[153]В декабре 1948 ППС, организованная в Польше в сентябре 1944, была объединена с Польской рабочей партией, ППР, в Польскую объединенную рабочую партию.

 

[154]Очень шикарно (фр.).

 

[155]Путрамент Е. Действительность. Варшава, 1947; рус. пер. — М., 1948.

 

[156]Милош имеет в виду верность коммунизму и верность Польше. О Дембиньском он писал чуть позже в главе «Марксизм» в книге «Родная Европа»: «При его исключительных способностях и динамичности, он, наверно, сыграл бы впоследствии важную роль в Польше или сел бы в тюрьму. Но его расстреляли немцы в 1941-м».

 

[157]С. Ендрыховский — министр мореплавания и внешней торговли ПНР (1945–1947), заместитель председателя комитета государственного планирования (1947–1951), вице-премьер (1951–1956), позже — на министерских должностях.

 

[158]В книге Милоша «Родная Европа» Стефан Ендрыховский описан под его прозвищем студенческих времен «Робеспьер»: «Благодаря блестящему и саркастичному уму Робеспьера наша группа оказалась зачатком левого движения и наделала шуму не только в университете».

 

[159]«Что ты сделал со своей молодостью?» — концовка стихотворения Поля Верлена; русский перевод этих строк у Ф. Сологуба:

 

О, подумай, что ты сделал

С юными годами!

 

 

[160]В 1951–1956 Путрамент был секретарем Правления Союза польских литераторов.

 

[161]Не спеша (фр.).

 

[162]Отец Галчиньского был железнодорожным техником. Разнообразные фантазии Галчиньского о своем отце вспоминают многие люди, знавшие Галчиньского.

 

[163]Гран-Гиньоль — от названия театра на Монмартре, 1897–1962, — театр площадной, с элементами буффонады, фарса, абсурда, черного юмора, театра ужасов и жестокостей, а также театра кукол.

 

[164]

Идет фашист, убей фашиста. Трах, трах!

И коммунист. Убей коммуниста. Ах! Ах!

Действительность! Святая мать!

Тебе это что пауков убивать.

 

Это строки из цикла Галчиньского «Песни о безумной улице», в предвоенной книге (1937), после войны этот цикл не включали даже в наиболее полные издания Галчиньского.

 

[165]Из поэмы «Бал у Соломона».

 

[166]1929; рус. пер. А. Гелескула — Дружба народов. 2000. № 7.

 

[167]Галчиньский издал ее отдельной книгой — Вильно, 1934.

 

[168]«Пророческую IV эклогу» Вергилия Галчиньский вспоминает в последних строках поэмы; «грустная» же эта эклога потому, что пророчество Вергилия о наступлении золотого века так и не сбылось.

 

[169]Поэма написана в 1933, опубликована в 1937.

 

[170]«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Эти строки в русском переводе А. Сергеева:

 

В гостиной дамы тяжело

Беседуют о Микеланджело.

 

 

[171]Станислав Пясецкий, редактор «Просто з мосту».

 

[172]«Фаланга» — польская национально-радикальная организация, 1934–1939.

 

[173]В «Истории польской литературы» в 1969-м Милош высказался по поводу этого эпизода биографии Галчиньского более резко: «…Политически аморальный, он быстро бросил своих друзей из „Квадриги“ и перешел в журналы крайних правых, поскольку они, особенно варшав<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...