Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С О Ц И О Л О Г И Я В О С П И Т А Н И Я

Социологические методы изучения сферы образования.

Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические) сферы образования являются одним из наиболее надежных и достоверных источников социальной информации, используемой для управления этой сферой, позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и прикладную функции социологии образования.

Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:

·  официальных: указы и постановления правительства, директивные и плановые документы министерств и ведомств приказы и распоряжения, планы работы, материалы печати, личностные документы;

·  неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;

·  специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:

·  традиционный

·  качественно-количественный (контент-анализ).  

 Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.

Анализом документов социологические исследования в сфере образования только начинаются. Этот метод помогает составить представление о степени изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание других методов исследования.

Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:

· систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;

· простое, носящее эпизодический, случайный характер;

· включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;

· не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств;

· кратковременное, в течение 1-2 часов;

· длительное, в течение ряда лет.

Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с другими социологическими методами. Хороший эффект дает сочетание его с методом опроса.

ОПРОС - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса образования применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод ИНТЕРВЬЮ, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику. Этот метод дает возможность уточнять ответы, корректировать содержание и последовательность вопросов, улавливать эмоциональную окраску, подтексты ответов, что позволяет получать более глубокую и полную информацию. Недостатками метода являются высокие требования к социологу-интервьюеру и значительное его субъективное влияние.

Одним из современных видов метода интервью являются ФОКУСИРОВАННЫЕ ГРУППОВЫЕ интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования. 

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает использование в качестве опрашиваемых наиболее компетентных лиц (экспертов) исследуемому вопросу. Среди видов экспертного опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы, "мозговые атаки", деловые игры.

   Иногда используются психологические методы: ТЕСТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить в ней социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов выясняют, каким авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у друга, и составляют социометрическую матрицу - таблицу количества и адресов выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру  внутри коллективных связей и отношений, но не дает материала для их причинного объяснения.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-образовательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов. Он предназначен для проверки действенности внедряемых форм и методов образования, апробирования новых методов социального управления учебно-воспитательными процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге получают информацию об изменениях поведения обучаемого под воздействием различных факторов.

Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.

С О Ц И О Л О Г И Я В О С П И Т А Н И Я

                   II вариант.

1. Важнейшие императивы воспитания человека.

   Важнейшим принципом организации воспитания является  его комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает необходимость воздействия по возможности на все стороны формирующейся личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных направлений воспитательного процесса - политического, трудового, нравственного, этического и др. Необходимо максимальное разнообразие средств воспитательного воздействия, их согласованность, целесообразность и мера. Наиболее полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает  адаптивно-развивающаяся  концепция  социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на каждом из его уровней: биологическом, психическом и социальном. Социализация человека продолжается всю жизнь, и это создает предпосылки для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности.

Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества такова:

·  вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания социализации личности; 

·  влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма личности

·  выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности

  Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности придает воспитанию гуманистический характер. Социализация же, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и   предметное пространство воспитания, придавая тем самым воспитанию реальное жизненное содержание. Адаптивно- развивающая модель социализации открывает дополнительные возможности для решения основных требований к воспитанию человека:

· ориентироваться в воспитании на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и социальном уровнях;

 обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер жизнедеятельности индивида;

· соотносить формы и методы воспитания с периодами социализации индивида, т.е. осуществлять воспитание дифференцировано;

· ориентироваться на воспитание творческой, мобильной личности, что особенно важно в период радикальных перемен в обществе;

·  стремиться к организации непрерывного воспитания, длящегося всю жизнь человека.

   Воспитание - это не просто научение, а воздействие на весь духовный мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном счете потребности в нужном обществу и самому человеку поведении, способности к саморегулированию и самовоспитанию.

Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять собой не просто совокупность, а систему действий, каждое из которых не дублирует, а дополняет, усиливает другое, корректирует и устраняет недостатки, а суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...