Джон Дьюи: педагогика прагматизма
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Прагматическая педагогика — течение, возникшее в конце XIX— начале XX в. в США. Его наиболее общие теоретико-методологические посылки вытекали из философии прагматизма, ее постулатов и системы аргументации. Огромное влияние прагматизма в этой стране объяснялось прежде всего тем, что он отразил и поднял на уровень философских категорий специфические черты обыденного сознания "среднего американца" — неприязнь к абстрактным теоретическим построениям, крайний практицизм, стремление к личному успеху как ведущей цели человеческой жизни, но наряду с этим — трудолюбие, предприимчивость, изобретательность. Окончательное оформление прагматистской педагогики связано с именем Джона Дьюи (1859—1952) — крупнейшего американского философа и педагога прошедшего столетия. Будучи одним из ведущих представителей философии прагматизма и создателем его специфического варианта — инструментализма, Дьюи являл собой, пожалуй, наиболее выразительный для XX в. пример "личной унии", скрепляющей сплав философского направления и педагогической теории. С именем Дьюи связано окончательное оформление прагматистской педагогики, так называемого прогрессивизма. Согласно Дьюи, человеческое мышление всегда четко целенаправленно, исходит из заданной ему в конкретном опыте проблемной ситуации и стремится решить ее наиболее адекватным способом. Это делается с помощью "интеллектуальных инструментов" — понятий, идей, теорий. Хотя каждая ситуация уникальна и требует особого подхода, некоторые идеи и теории могут использоваться в качестве общих инструментов для решения различных задач, которые ставит перед человеком жизнь. Но необходимым условием при этом является хорошо развитое логическое мышление. Особенно важен его критический настрой, отношение к любым априорным теориям и идеям до их экспериментальной проверки лишь как к рабочим гипотезам. И только если достигнуто успешное решение проблемной ситуации, то сформулированная гипотеза или теория может считаться истинной. Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, и должно составлять главную цель воспитания и обучения; на ее достижение следует направлять всю деятельность школы.
Педагогические взгляды Дьюи базировались не только на философских постулатах. В его книгах "Школа и общество" (1899), "Школа и ребенок" (1902), "Школа будущего" (1915), "Демократия и образование" (1916) и последующих трудах определенным образом ассимилированы некоторые важные положения выдающихся педагогов прошлого — Руссо, Фребеля, Песталоцци, а также выводы и заключения, вытекающие из обстоятельного анализа практики американской школы, ее сильных и слабых сторон. Дьюи имел некоторый собственный опыт работы в средней школе, а затем, будучи заведующим кафедрой философии и педагогики Чикагского университета, основал экспериментальную школу-лабораторию для практической проверки своих идей. Все это позволило Дьюи создать развернутую и по-своему последовательную педагогическую концепцию, претендующую на то, чтобы дать ответы на те актуальные вопросы, которые встали перед школой на рубеже XIX и XX вв. Идеи Дьюи оказали значительное влияние на многих педагогов зарубежных стран, а в США в 1920—30-е гг. они фактически являлись теоретической основой школьной политики и деятельности образовательных институтов. Задачи обучения, воспитания и организации образования Дьюи всегда рассматривал сквозь призму социальных проблем с позиций либерала и демократа. Демократию он не сводил только к политическим свободам; она должна создавать возможность каждому члену общества проявлять инициативу в экономической и гражданской жизни, утверждать у человека чувство собственного достоинства. Вместе с тем демократически организованное общество накладывает на гражданина ответственность за свои действия, требует согласовывать их с интересами других, формирует механизм саморегуляции поведения.
Главным инструментом, с помощью которого достичь подлинной демократии, Дьюи считал школу. "Единственным фундаментальным инструментом, творящим лучшее общество, является общественная школьная система", — писал он. "Реконструктивистские" социальные функции школы — один из главных тезисов дьюизма. Но для того, чтобы выполнить эту великую миссию, сама школа должна быть радикально преобразована. И прежде всего следует устранить ее дуализм, не допускать существования разных школ для детей из разных социальных слоев. Выступая против канонов традиционной педагогики, Дьюи постоянно подчеркивал, что главным условием успешной деятельности школы должно стать признание приоритета интересов, потребностей и способностей ребенка. Важнейшую функцию учителя он видел в том, чтобы стимулировать разнообразными путями самодеятельность учащихся, пробуждать и развивать их любознательность, стремление к самостоятельному творчеству. Сама школа, то она должна быть "обществом в миниатюре" и в специфических формах воспроизводить общественные процессы, способствуя таким образом социализации детей и молодежи, их активному приспособлению к жизни, формированию гражданского самосознания. Не отрицая роли природных способностей и более того — подчеркивая большое значение тех данных, "с которыми каждый человек появляется на свет", Дьюи, однако, не считал эти данные статичными, неизменными. Воспитание должно не только основываться на природных способностях, но и всячески развивать их, способствовать достижению ребенком все более высокого уровня мышления и деятельности. Важнейшее условие реализации этих целей — активизация учебного процесса. При этом наибольшее внимание Дьюи уделял периоду начального обучения, утверждая, что именно тогда интенсивно формируются базовые учебные навыки, закладываются основы будущей успешной учебы, а затем и трудовой деятельности, наконец, именно в раннем школьном возрасте в зависимости от содержания и методов обучения расцветают или, напротив, угасают творческие силы ребенка.
В разработанной Дьюи модели учебного процесса в начальной школе одно из главных положений — "обучение посредством делания". Стремление к самостоятельной деятельности — сильный инстинкт, который следует не игнорировать, а, напротив, целенаправленно использовать. Нельзя допустить, чтобы дети основную часть учебного времени только слушали учителя: "класс-аудитория" должен быть превращен в "класс-лабораторию". Поэтому большое место в ходе учебного процесса следует отвести выполнению детьми проектов, т.е. постепенно усложняющихся практических заданий, при работе над которыми возникают различные ситуации и трудности. Они преодолеваются с помощью знаний и навыков, нужных для достижения именно данной практической цели. Это создает в школе атмосферу увлеченности учением, доставляет детям радость самостоятельного творчества, поисков и открытий. Выполнение проектов тесно связано с реализацией задач трудового обучения, занимающего в концепции Дьюи одно из центральных мест. Идеи трудового обучения выдвигались еще великими педагогами прошлых эпох — Коменским и Руссо, Песталоцци и Ушинским. Но, развивая эти идеи, Дьюи исходил из новых социально-экономических и технологических реалий XX в. и делал акцент на потребностях крупного машинного производства и индустриализированного сельского хозяйства, т.е. на органической связи трудового обучения с реальной жизненной практикой. Что же касается непосредственно школьного труда, то здесь предусматривались изготовление учебных пособий, работа на пришкольной ферме и т.п. Эти задания дети должны были выполнять начиная с создания плана работы до его воплощения в жизнь.
Вместе с тем Дьюи считал необходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность. Именно в игре, полагал он, у ребенка впервые формируется потребность взаимодействовать с миром, со сверстниками; игра — эффективное средство развития интеллектуальных, моральных и волевых качеств формирующейся личности. Большой вклад внес Дьюи в разработку принципов и методов проблемного обучения, которое, по его утверждению, имеет неоспоримые преимущества по сравнению с объяснительно-иллюстративным. Созданные в ходе учебного процесса проблемные ситуации могут обнаружить недостаточность ранге усвоенных учащимися знаний, что побуждает их к соответствующим поискам, способствует формированию познавательной самостоятельности, развитию критического мышления и творческих способностей. Ряд идей и рекомендаций Дьюи относящихся к коренным проблемам образования и воспитания (взаимосвязь школы и общества, пути развития познавательной самостоятельности учащихся, борьба против абсолютизации книжно-вербальных методов обучения, роль трудового обучения в процессе формирования личности подростка) вполне вписываются в контекст современного педагогического мировоззрения. Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм: психоаналитические концепции воспитания: Психоанализ — реально существующий феномен знания, прочно занявший видное место в ряду гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. И педагогика тут не является исключением. Фрейд вторгся в те сферы психической деятельности, которые считались непознаваемыми или запретными для науки. Человеческие переживания, мотивы поведения, внутренние противоречия и конфликты личности — все нашло отражение в его учении. Эта попытка осветить наиболее затаенные и интимные процессы душевной жизни человека — важнейший источник огромной популярности фрейдизма, явившегося бесспорно важным этапом в развитии научного знания. Фрейд глубоко изучил причины эмоциональных конфликтов, дал новое объяснение некоторым существенным психопатологическим явлениям, сделал немало тонких наблюдений и интересных выводов, разработал оригинальную психоаналитическую методику выявления корней невроза, уделяя особое внимание периоду раннего детства. Определяющая роль бессознательного в становлении и развитии человека, во всей его деятельности, в его судьбе — таков краеугольный камень фрейдистской концепции личности. Психика человека сравнивается с айсбергом, погруженная в воду часть которого (т.е. 6/7 всей массы) соответствует бессознательному, а поднимающаяся над водой — сознательному. Область бессознательного — неизменна, консервативна, почти не зависит от социальных и исторических влияний, в ее основе лежат биологические инстинкты и прежде всего половой инстинкт — "эрос". Он является двигателем всех желаний индивида, определяет собой его мысли, чувства, поступки, заставляет человека руководствоваться в своем поведении прежде всего "принципом удовольствия". Большую роль играет также "танатос" — инстинкт смерти и разрушения. Биологические инстинкты определяют органическую порочность людей, их агрессивность, завистливость, тщеславие, жажду власти, садомазохистские комплексы. Интеллект же, разум, сознание — лишь тонкий слой над глубинами бессознательного, искусственная и непрочная надстройка над животной сущностью человека.
Большое место в трудах Фрейда и его последователей отводится проблемам психологии детства. Они подчеркивают, что встающие перед ребенком проблемы представляют для него первостепенную важность, даже если это касается игры. По мнению фрейдистов, лучезарность, безмятежность, жизнерадостность, нравственная чистота — это лишь поверхностная сторона, внешняя оболочка детства. На деле же период детства сплошь наполнен острыми конфликтами, налагающими неизгладимую печать на всю последующую жизнь человека; именно в раннем детстве закладываются основы будущих столкновений и коллизий между индивидом и его окружением. Фрейдисты сводят эти противоречия преимущественно к сексуальным переживаниям, к подавленным эротическим влечениям, которые проявляются у ребенка чуть ли не с рождения. Нервозность, резкость, грубость многих детей объясняется в значительной мере тем, что половой инстинкт у ребенка обнаруживается гораздо раньше, чем формируется тот физиологический аппарат, посредством которого сексуальные желания могут быть реально удовлетворены. И тогда инстинкт находит выход в антисоциальных действиях. Конкретные проявления полового влечения у детей играют огромную роль в формировании личности; даже классификацию человеческих характеров Фрейд намечал в соответствии с различными фазами инфантильной сексуальности. Согласно Фрейду, основные черты личности формируются в раннем детстве. Затем психика ребенка "затвердевает", теряет пластичность и становится менее способной к сколько-нибудь значительным изменениям. Отсюда и роковое влияние детских психических травм на всю последующую жизнь. Ребенок, претерпевший в детстве оскорбления, жестокость, пренебрежение, не испытавший эмоционального родительского тепла, вырастает мнительным, ранимым, недоверчивым, а порой и жестоким; таким образом он подсознательно как бы мстит окружающим за свои прошлые унижения. Определенная ответственность ложится и на традиционную педагогику; жесткая дисциплина, авторитарная власть учителя вызывают у учащихся резкий протест, усиливают органические агрессивные и деструктивные импульсы. Поскольку эгоистические и аморальные мотивы поведения ребенка идут из глубины бессознательного, из "трюма души", то преодолеть их насильственными мерами практически невозможно. Но их можно "обмануть" и направить в альтруистическое русло. Во фрейдистской терминологии этот процесс был назван сублимацией; под ней понимается перенос разрушительной психической энергии, возникшей на почве инфантальной сексуальности, на какую-либо сознательную социально полезную деятельность, что способствует приспособлению ребенка к жизни в обществе. Подобная сублимация и должна являться основным содержанием процесса воспитания. Проблема сублимации заслуживает большого внимания. Известно, что период полового созревания характеризуется серьезными изменениями в психике и поведении подростка. Происходящий в это время значительный подъем психической активности часто сопровождается резким повышением возбудимости нервной системы, что находит свое выражение в неуравновешенности, немотивированной раздражительности, а порой и в бурных истерических реакциях. Поэтому сублимировать эту психическую активность, обогатив таким образом арсенал воспитательных средств, — важная задача педагога. Современные теории воспитания не могут игнорировать эту проблематику. Фрейд постоянно искал "выходы" психоанализа в сферу воспитания. Реализации этой задачи способствовали труды ряда педагогов — приверженцев психоаналитического учения и особенно — научная и практическая деятельность его дочери Анны Фрейд (1895—1982). Оставаясь правоверной последовательницей теории своего отца, она в своих оригинальных исследованиях, опираясь на собственную психоаналитическую практику, вскрыла специфику детского психоанализа как особого метода диагностики и терапии, отличного от своего "взрослого" аналога. Показательны в этом смысле сами названия некоторых ее книг: "Введение в технику детского психоанализа" (1927), "Введение в психоанализ для педагогов" (1930). С конца 1980-х гг. интерес к психоанализу растет. В разных российских издательствах публикуются книги самого Фрейда и его последователей. Все прежние запреты сняты. Более того, в июле 1996 г. подписан беспрецедентный Указ Президента России "О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа", что свидетельствует о росте влияния психоанализа в разных сферах науки и общественной практики. Велик вклад Фрейда в исследование человеческой психики; вместе с тем все явственнее обнаруживались ошибочность и односторонность ряда его основополагающих идей. Это обусловило появление неофрейдизма, приверженцы которого, не отказываясь от ряда тезисов ортодоксального фрейдизма, ставят своей задачей модернизировать его и привести в соответствие с новым данными естественных и социальных наук, в том числе и с теми, которые имеют отношение к педагогической проблематике. Крупнейший представитель неофрейдизма — Эрих Фромм, занимающий видное место среди социальных мыслителей ушедшего столетия. Фромм считал главной задачей человечества создание нового общества, основанного на принципах гуманизма и подлинной свободы. Необходимо прежде всего гуманизировать внутренний мир человека, наполнить новым содержанием его идеалы, стремления, представления о добре и зле. Речь шла, таким образом, о перевоспитании всех землян, о глобальной "педагогической терапии". В отличие от Фрейда человек у Фромма не обособленный внесоциальный индивид; он включен в реальный общественно-исторический процесс. Ставя под сомнение ряд постулатов фрейдизма, Фромм выдвигает следующие аргументы: 1. показывает несостоятельность попыток рассматривать поведение человека с позиций биологического детерминизма; 2. возражает против тезиса об изначальной порочности человеческой натуры. 3. не согласен с абсолютизацией роли раннего детства в становлении личности. Один из ведущих тезисов Фромма — необходимость радикального обновления всей системы воспитания. Большое значение он придавал методам воспитания, рассматривал их как средства, с помощью которых социальные требования преобразуются в личные качества людей; поэтому изучение воспитательных методов — важная составная часть комплексного анализа любого общества. Характеризуя процесс формирования личности, Фромм предупреждал против абсолютизации социальных влияний, указывал на опасность недооценки индивидуальных психологических особенностей человека. Развитие эмоциональной сферы стимулируется эстетическим воспитанием. Но и последнее должно, полагал Фромм, непременно иметь гуманистическую направленность, поскольку самые высокие эстетические идеалы в отрыве от нравственности не создают надежной системы ориентации в выборе между добром и злом. Фромм рассматривает любовь в самом широком аспекте, включающем взаимоотношения родителей и детей, учителей и учеников, врачей и пациентов, короче, весь спектр межличностных коммуникаций. Способность бескорыстно любить — ценнейший дар, один из самых ярких показателей, характеризующих подлинного гуманиста. Поэтому важная задача воспитания — формировать такие качества личности, которые в своей совокупности делают человека способным на альтруистическую любовь. Но современное общество и его воспитательные институты фактически даже не ставят перед собой такую цель. Главной целью воспитания должно являться развитие внутренней независимости ребенка и его неповторимой индивидуальности. Поэтому главная задача воспитания и образования — формировать у молодого человека гуманистическое мышление и адекватное представление о своем окружении, о себе, о своем жизненном предназначении. Важнейшее место во фроммовской концепции личности занимает вопрос о потребностях человека и о том, в какой мере возможно влиять на их формирование и на способы их удовлетворения. Фромм предлагает свою классификацию человеческих потребностей: потребности в общении, в межличностных связях; потребность в системе жизненной ориентации трансформирующуюся в религиозную потребность; потребность в творчестве. Удовлетворение этих потребностей может осуществляться противоположными способами, которые либо способствуют, либо препятствуют позитивному развитию личности. И тут важную роль Фромм отводит воспитанию. В идеале оно должно стимулировать развитие, расцвет потенциальных позитивных способностей и потребностей. Задача состоит в том, чтобы позитивные потребности стали органическим компонентом интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. Если присущее человеку влечение к творчеству не получает реального выхода, то возникает тяга к разрушению, формируется деструктивный, агрессивный тип личности. Глубокие исследования Фромма, посвященные анализу агрессивного начала в человеке, с привлечением данных психоанализа, нейрофизиологии, этологии приобрели особый интерес в наше время, когда насилие и агрессивность все явственнее проявляются на самых разных уровнях— не только между государствами, между людьми разных национальностей и разных религий, но и в контексте межличностных отношений. Этот анализ крайне важен для педагогов; он позволяет лучше понять причины сегодняшнего "взрыва" преступности, жестокости, вандализма, охватившего определенную часть молодежи. Работы Фромма имеют более широкое значение, поскольку отражают в известной мере требования общечеловеческой морали и указывают на некоторые тревожные симптомы в сознании и поведении современной молодежи, носящие поистине глобальный характер.
Селестен Френе и Роже Галь: "Новое воспитание" "Новое воспитание"— широкое и очень пестрое течение в русле реформаторской педагогики. Получившее наибольшее распространение в первой половине XX в., оно до сих пор не сошло с мировой педагогической арены. Всех сторонников "нового воспитания" объединяло по крайней мере одно — решительное неприятие и резкая критика "традиционной" педагогики. Сторонники "нового воспитания" всегда исходили из убеждения, что подлинным центром, вокруг которого должна вращаться вся система воспитания и обучения, является ребенок; в соответствии с этим и следует строить весь учебно-воспитательный процесс. В последние десятилетия среди крупных западных стран наиболее прочные позиции "нового воспитания" сохраняются во Франции, где самыми влиятельными представителями этого педагогического течения можно считать С. Френе и Р. Галя. Педагогическая концепция Френе являлась по своему содержанию открытым и резким противопоставлением "традиционной" педагогике; ее бескомпромиссная критика проходит красной нитью через все его работы. Официозная французская педагогика, заявлял Френе, совершенно не соответствует эпохе атомной энергии, межпланетных путешествий и автоматизации производства, а массовая школа, построенная на принципах, противоречащих природе ребенка, не готовит учащихся к жизни, не учитывает ни запросов современности, ни потребностей будущего. Центральный тезис его концепции сводится к тому, что для воплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы; необходимо создать и широко использовать "новые материальные средства обучения и воспитания". Среди этих средств на первом месте стоит школьная типография. Для Френе и его сторонников школьная типография неотделима от так называемых свободных текстов. Это небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о своих семьях, друзьях, о планах на будущее, описывают впечатления, полученные в ходе экскурсий и прогулок. Учитель отбирает лучшие из "свободных текстов", дети обсуждают их, вносят коррективы и дополнения, а затем печатают. Эти материалы в дальнейшем играют роль учебных пособий. Школьная типография и "свободные тексты" являются, по мысли Френе, наиболее ярким символом новой школы, практическим воплощением идей об активизации учебно-воспитательного процесса и о постоянном изучении личности ребенка, его стремлений и интересов. И в этом смысле "свободный текст" — не только учебное упражнение по родному языку, а прежде всего важный социально-психологический тест, с помощью которого можно лучше понять взаимоотношения ребенка и окружающей его социальной среды. Френе — принципиальный противник систематического использования учебников, особенно в начальной школе. По его мнению, учебники исключают возможность индивидуализированного обучения, подавляют органические интересы ребенка, навязывают непосильную для него логику взрослого, прививают слепую веру в печатное слово. Но чем заменить учебник? Этой цели должны отвечать особые карточки, Нумерованные карточки систематизируются по предметам или по комплексным темам и располагаются в специальных картотеках. Каждый учащийся составляет для себя с помощью учителя определенный набор карточек для занятий. Высказывались опасения, что использование "свободных текстов" и учебных карточек в качестве основного учебного материала нарушает принцип систематичности знаний, ведет к их отрывочности и фрагментарности. Такие опасения нельзя считать абсолютно беспочвенными. Но неоспоримо, что оригинальные учебные пособия, созданные Френе, дают возможность каждому ребенку изучать программный материал в индивидуальном темпе и ритме. Система Френе предусматривает четкое планирование учебного процесса. Учитель составляет месячный план работы для каждого класса. В нем содержится перечень тем по учебным предметам, подлежащим изучению согласно государственным программам для начальных школ. В соответствии с этим каждый учащийся составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные виды его работы. Оценки успеваемости вообще не выставляются. Френе считал, что поскольку в традиционной школе оценка является главным показателем успехов учеников, то это толкает их к обману, к показным усилиям, вызывает нездоровое соперничество, развивает тщеславие. Подлинная задача школы — культивировать успехи, удачи, которые необходимы для самоутверждения личности. Поэтому мы стремимся, говорил Френе, как можно чаще подчеркивать успехи каждого из наших учеников: у одного — в чтении или счете, у другого — в рисовании или музыке, у третьего — в гимнастике или ручном труде, у четвертого — в организаторской деятельности. Уделяя первостепенное внимание проблемам нравственного и гражданского воспитания, Френе заявлял, что именно в этой области назрела необходимость наиболее глубоких и серьезных перемен. Необходимо так строить деятельность школы, чтобы всей ее организацией ученики воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности, личного достоинства. Значительный вклад в реализацию этих целей вносят, по мнению Френе, предлагаемые им методы обучения и специфическая организация учебного процесса. Исключительно важные воспитательные функции возлагались на самоуправление учащихся. Школьное самоуправление играет в системе Френе очень большую роль. Оно социализирует детей, готовит их к будущей самостоятельной жизни. Деятельность школьного самоуправления должна соответствовать особенностям детской психологии, отвечать органическим интересам учащихся. Такова разработанная Френе идеальная схема организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Разумеется, рекомендации Френе не всегда полностью реализуются его последователями, но они служат для них своеобразным эталоном, образцом для подражания. Определить сколько-нибудь точное число последователей Френе нелегко, но, по имеющимся подсчетам, в 1990-е гг. более 10 тыс. французских учителей применяли полностью или частично его методы. Другого такого массового "неформального" и вместе с тем персонифицированного педагогического течения сегодня нет не только во Франции, но, пожалуй, нигде в мире. В этом смысле "френизм" — поистине уникальное явление. Один из наиболее видных представителей "нового воспитания" во Франции 1950—60-х гг. Роже Галь (1906—1966). Идеалом Галя являлась школа, строящая свою работу в соответствии с общими установками "нового воспитания", включая и элементы педоцентрических идей. Историю педагогики и школы он связывал со всем комплексом общественной жизни в ту или иную эпоху, считал ее "существенной частью истории человечества, одним из самых глубоких аспектов развития цивилизации". Первостепенное значение Галь придавал проблемам индивидуализации учебного процесса и полагал, что практика работы школы в этой области требует быстрых и радикальных перемен. Индивидуализация обучения, считал Галь, может дать плодотворные результаты только когда она сопровождается повышением непосредственного интереса детей к учебным занятиям. Галь внес значительный вклад в теоретическое обоснование активных методов обучения. Активный метод Галь противопоставлял рецепторному, когда ученик получает от преподавателя или из учебника готовые знания и решения, которые ему нужно лишь понять, затвердить и в точности воспроизвести в упражнениях. Активные же методы дают ученику возможность самому участвовать в выработке знаний, которые он усвоит в соответствии с особенностями своего мышления и своего личного опыта. При этом важно, чтобы в ребенке пробуждался дух исследователя. Важное место в трудах Галя занимали теоретические проблемы содержания школьного образования: необходимость включения в школьные программы материала, связанного с новейшими открытиями не только в науке, но и в технике и в производственных процессах, большое педагогическое значение технического обучения. Исключительное внимание Галь уделял проблемам учебной ориентации: рационально организованная ориентация — ключ к демократизации школы и повышению эффективности ее деятельности. Во Франции идеи "нового воспитания" имели наибольшее влияние в системе начального образования. Значение достигнутых успехов не ограничилось национальными рамками, а приобрело определенный международный резонанс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|