Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая диагностика как направление деятельности психолога




Основные направления работы педагога-психолога в коррекционном дошкольном образовательном учреждении

План

1. Психологическая диагностика как направление деятельности психолога.

2. Психологическая коррекция в деятельности психолога.

3. Психологическое просвещение, психологическая профилактика как сопряженные направления работы психолога.

4. Консультативная деятельность психолога.

5. Психологическая поддержка и обеспечение педагогического процесса ДОУ.

 

Литература

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков /Г.В. Бурменская, Е.И Захарова, О.А. Карабанова. М., 2002.

Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2004.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2001

Психолог в дошкольном учреждении /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 2002.

Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2002.

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону, 2003.

 

Основные направления деятельности педагога-психолога определяются «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». К ним относятся: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, консультативная деятельность. Т.Д. Марцинковская, Г.А. Широкова выделяют ещё одно направление деятельности психолога - психологическое обеспечение (сопровождение) педагогического процесса коррекционного дошкольного учреждения. Все обозначенные направления деятельности психолога в коррекционном дошкольном учреждении представлены во взаимосвязи и опосредуя, усиливая друг друга, способствуют решению центральной задачи деятельности педагога-психолога – оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса – детям, родителям, педагогам.

Начиная работу в ДОУ, психолог должен рассказать педагогическому коллективу и родителям о своих функциях и задачах, раскрыть свои возможности и ограничения при оказании психологической помощи.

Психологическая диагностика как направление деятельности психолога

Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависят от многих условий, в том числе, от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психологическая диагностика нарушений развития. Она является первым этапом в системе мероприятий, обеспечивающих коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое обследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

Одним из важнейших методических принципов является комплексность изучения ребенка. Основное требование этого принципа предписывает тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопедов, психологов и врачей. Использование каждым специалистом научных методов исследования позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются вкладом в целостное изучение особенностей развития и состояния ребенка. Функции каждого специалиста, особенности его взаимодействия с другими специалистами показания и ограничения уже описаны в ряде пособий [См. Психолого-медико-педагогическое обследование /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб, 1999].

Согласно Т.Д. Марцинковской, предметом психодиагностики в ДОУ являются индивидуальные и возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом и личностном развитии.

Психодиагностика является основой для построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, осуществления индивидуальной и индивидуально-дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и детьми “группы”, психокоррекционной работы с родителями воспитанников, консультативной работы с воспитывающими взрослыми.

Диагностика проводиться и после проведения психокоррекционной работы с целью отслеживания результативности реализованной коррекционно-развивающей программы.

Рассмотрим, каким образом реализуется принцип комп­лексного психологического обследования ребенка.

Анализ каждого конкретного случая представляет собой довольно объемную работу, требующую определенной организации. Наибо­лее рациональной представляется такая последовательность эта­пов исследования конкретного случая.

Этап сбора предварительной информации. Получение информа­ции о жалобах и запросе в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других за­интересованных в ребенке лиц; здесь же проводится подробная беседа с родителями, направленная на получение сведений о пред­шествующих периодах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового пла­на (психологический анамнез ребенка); изучение практического запроса к психологу и формулирование гипотез относительно психологической проблемы ребенка. Здесь также может иметь место наблюдение за ребенком в школьной или иной обстанов­ке (обязательно для психологов, работающих в детских учреж­дениях).

Этап экспериментально-психологического обследования. Опреде­ление общей стратегии обследования и составление конкретного комплекса методик для проведения экспериментально-психологического обследования ребенка. Собственно проведение обследо­вания и анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, школь­ные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.); проверка вы­двинутых гипотез относительно сущности, характера и причин име­ющихся трудностей и нарушений.

Аналитический этап. Обработка совокупности полученных дан­ных, постановка психологического диагноза, составление услов­но-вариантного прогноза и разработка рекомендаций для програм­мы психокоррекционной работы.

Заключительный этап. Беседа с родителями или иными лица­ми, обратившимися к психологу, относительно результатов об­следования, обсуждение психологического заключения и прогноза развития, совместная выработка программы психокоррекционных мероприятий.

Какие сведения необходимо получить психологу в ходе психологического обследования для квалифицированного реше­ния психологической проблемы? В чем заключается значение этих сведений?

Психологу требуется собрать сведения по следующим основным разделам:

1) информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья;

2) сведения об особенностях социальной обстановки, в кото­рой растет ребенок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в детском саду, школе или других посещаемых учреждениях);

3) особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, а также в семье, школе или иных ситуациях);

4) дифференцированная характеристика развития познаватель­ной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

На основе такой информации психолог может дать общую оценку уровня развития ребенка, определить сущность трудностей ребенка, оценив степень их сложности и глу­бины, выделить факторы, связанные с их появлением, опреде­лить сферы воздействия с целью устранения или ослабления ост­роты проблемы и, наконец, разработать коррекционную програм­му. Все перечисленные виды и источники информации имеют самостоятельное значение и пред­полагают специфические и разнообразные методы ее получения: К методам комплексного психологического обследования детей: метод анамнеза, метод беседы (беседа с родителями, беседа с ребенком), наблюдение, опрос родителей (педагогов), изучение результатов деятельности детей, метод экспериментального изучения, метод тестирования, нейропсихологическое изучение ребенка, личностные опросники, проективные методики.

Характеристику методов см. в учебном курсе «Психолого-педагогическая диагностика».

Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических и возрастных особенностях детей, об имеющихся нарушениях в развитии. Развитие в онтогенезе имеет сложный системный характер. Диагностическое обследование как раз и позволяет раскрыть целостную системную картину причинно-следственных связей, сущностных отношений между выявляемыми признаками, симптомами отдельных нарушений, отклонений и их причинами.

Итогом психологического обследования является анализ результатов, оформление их в виде психологического заключения, которое включает в себя психологическую характеристику ребенка, психологический диагноз, условно-вариативный прогноз, рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.

Понятие психологического диагноза к числу наименее разработанных в современной психологии и не имеет по существу четкого обоснования. Признавая очевидную недостаточность знаний о природе и механизмах психического развития, надо подчеркнуть, что этот вопрос должен быть методологически правильно поставлен. Это означает опору на возрастную периодизацию. Требования к возрастному диагнозу дополняются необходимостью исследования “зоны ближайшего развития” (Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка /Под ред. Л.М. Шипицыной. М., 2003).

В другом источнике (Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003) сообщается, что психолого-педагогический диагноз – это итог диагностики нарушенного развития, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он отражает индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и может включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.

Психологический диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка (“Психокоррекционная и развивающая работа с детьми” /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2001)

Условно-вариативный прогноз развития ребенка – это возможные варианты дальнейшего хода развития ребенка в случае реализации различных условий.

Одним из таких условий является построение и реализация коррекционно-развивающей программы, что соответствует принципу коррекционной направленности психологической диагностики. Данная работа осуществляется в рамках следующего направления деятельности педагога-психолога коррекционного ДОУ - психологическая коррекция. Это наиболее сложное и ответственное направление в работе психолога коррекционного ДОУ.

2. Психологическая коррекция как направление деятельности психолога.

Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленная на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.

Одно из значений термина “ коррекция” в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение. В специальной литературе даются различные определения понятия “психологическая коррекция” в зависимости от того, идет ли речь о нормальном или аномальном развитии ребенка. Так в учебном пособии “Психокоррекционная и развивающая работа с детьми” /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2001) сообщается следующее: “Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической “оптимальной” модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. … Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка. По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие “психологическая коррекция” перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития ребенка”(С.5-6).

Виды психокоррекции (материал из источника: Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2002. С. 8-10)

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

- симптоматическую;

- каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило. предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа,

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источ­ники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, одна­ко более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и пси­хологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

- познавательной сферы;

- личности:

- аффективно-волевой сферы;

- поведенческих аспектов:

- межличностных отношений:

- внутригрупповых взаимоотношений (семейных, суп­ружеских, коллективных);

- детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:

- индивидуальную;

- групповую:

- в закрытой естественной группе (семья, класс, со­трудники и т.д.);

- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

- смешанную форму (индивидуально-групповую),

4. По наличию программ:

- программированную;

- импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействи­ями:

- директивную;

- недирективную.

6. По продолжительности:

- сверхкороткую (сверхбыструю);

- короткую (быструю);

- длительную;

- сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных про­блем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней, Применяется для решения актуальной проблемы, как бы “запускает” процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в цен­тре внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект раз­вивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути пе-режинаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают психокор­рекцию:

- общую,

- частную,

- специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмо­циональную нагрузки в соответствии с возрастными и ин­дивидуальными возможностями, оптимизирующими процес­сы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических наруше­ний и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адапти­рованные дня детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельнос­ти, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции. Частная психокор­рекция вооружает специалиста арсеналом средств психоло­гического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач форми­рования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, не­уверенность, сверхнормативность или асоциальность, не­умение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликта ость, завы­шенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нару­шившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъек­тивными, так и объективными факторами.

Коррекционная работа с ребенком - это слож­нейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ёе успеха - в их профессиональном взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом, дефектологом, воспитателем, родителями - в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью психолога.

Коррекционная работа строится на основе принципов психокоррекции (принципов построения коррекционных программ), которые определяют стратегию и тактику их разработки, т.е. цели и задачи коррекции, а также методы и средства психологического воздей­ствия на ребенка. Ведущими принципами проектирования коррек­ционных программ (Семаго Н.Я., Семаго М.М.) являются:

- принцип комплексности психологической кор­рекции

- принцип единства диагностики и коррекции

- принцип лич­ностного подхода

- принцип деятельностного подхода

- иерархический принцип психологической коррекции,

- каузальный принцип

Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической кор­рекции, которую можно рассматривать как единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка.

Второй принцип психологической коррекции — это принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить осо­бенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межлич­ностных связен возрастным периодам. Задачи коррекционной ра­боты могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и бли­жайшего развития ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что “...в ди­агностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сход­ным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыс­лительной обработки этих внешних данных проникнуть во внут­реннюю сущность процессов развития” (Выготский Л. С., 1983, с.302-303).

Д. Б. Эльконин отмечал, что психологическая диагностика долж­на быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых откло­нений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития дол­жен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных от­клонений в развитии начиналось как можно раньше.

Схема и подбор диагностических и психокоррекциоиных ме­тодов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, спецификой веду­щей деятельности, характерной для каждого возрастного перио­да. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимо­дополняющими процессами. В самой процедуре психологичес­кой коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не рас­крываются коммуникативные способности личности, как в процес­се групповых психокоррекционных занятий. В ходе шровой психо­коррекции с наибольшей глубиной отражаются психогенные пе­реживания ребенка. В то же время, психологическая диагностика содержит в себе коррекциоцпые возможности, особенно при исполь­зовании обучающего эксперимента.

Третий принцип психологической коррекции — принцип лич­ностного подхода. Личностный подход — это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индиви­дуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолиро­ванное психическое явление у человека, а личность в целом. К со­жалению, этого принципа не всегда придерживаются в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При ис­пользовании разнообразных приемов психокоррекционных воз­действий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В про­цессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а, как справедливо подчеркивает А. С. Спиваковская. “...на создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции”.

Четвертый принцип — принцип деятельностного подхода. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблю­дение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения но совершенство­ванию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Психокоррекционный про­цесс должен проводиться с учетом основного ведущего вида дея­тельности ребенка: если это дошкольник — в контексте игровой де­ятельности, если школьник — в учебной деятельности. Однако, ис­ходя из специфики и задач психокоррекционного процесса, мы должны ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, а также на тот вид деятельности, который является лич-носгно значимым для ребенка и подростка. Это особенно важно при коррекции эмоциональных нарушений у детей. Эффективность коррекцией ного процесса у детей в значительной степени зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка, напри­мер рисования, конструирования, танцев, драматизации и других.

Пятый принцип — это иерархический принцип психологической коррекции, базирующийся на положениях Л. С. Выготского, кото­рый считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция долж-на строиться как целенаправленное формирование психологичес­ких новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка пси­хологических способностей не делает коррекционную работу эффек­тивной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень. На­пример, коррекция умственного развития ребенка по мнению представителей ассоциативной психологии должна протекать в форме специальных упражнений для развития сенсомоторных способнос­тей у ребенка (М. Монтессори). В центр коррекции помещается на­личный уровень психического развития ребенка, понимаемый как чисто количественный процесс усложнения сенсомоторных функ­ций. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития ребен­ка требует максимальной активности ребенка, и носит опережаю­щий характер. Так, для коррекции мнемических функций у ребенка необходимо развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обоб­щение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала повысит эффективность запоми­нания лучше, чем просто тренировка памяти.

Шестой принцип — каузальный принцип психологической кор­рекции, реализация которого направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Слож­ная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической кор­рекции. Например, первопричиной эмоциональных и поведенчес­ких нарушений у детей могут быть как социальные факторы, так и биологические или их сочетание. Первопрична определяет стра­тегию психокоррекции. Если причиной эмоционального небла­гополучия ребенка являются семейные конфликты, то психокоррекционный процесс должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений являются резндуально-органическая недостаточность центральной нервной системы, то главным звеном психологической коррекции должно быть снижение эмоционального дискомфорта ребенка спе­циальными методами психорегулирующих тренировок на фоне медикоментозной терапии.

Процесс коррекционной ра­боты представляет собой довольно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития его личности. Как отмечалось выше, психокоррекция является не изолированной практикой, она вплете­на в целостную деятельность психолога, включающую коррекцию как особый вид этой деятельности. Вме­сте с тем можно выделить ряд этапов коррекционной работы как относительно самостоятельного вида деятельности психолога-практика. Основные этапы коррекции включают в себя:

- этап планирования

- организационный этап

- этап реализации коррекционной программы

- завершающий и обобщающий этап

Этап планирования. Планирование целей, задач, тактики про­ведения коррекционной работы на основании прицельного пси­хологического обследования ребенка и психологического заклю­чения об особенностях его развития.

Разработка программы и содержания коррекционньгх заня­тий, выбор формы коррекционной работы (индивидуальная или групповая). Отбор необходимых методик и техник коррекцион­ной работы, планирование форм участия родителей в коррек-ционной программе.

Организационный этап. Организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Информирование педагогов и администрации дет­ского учреждения о плане проведения коррекиионных мероприя­тий. Обсуждение коррекционной программы с педагогами, адми­нистрацией.

Этап реализации коррекционной программы. Реализация коррек­ционной программы. Проведение коррекционных занятий с деть­ми в соответствии с коррекционной программой. Контроль дина­мики хода коррекционной работы,

Предоставление родителям обратной связи о ходе коррекци­онной работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных резуль­татах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работ.

Завершающий и обобщающий этап. Оценка эффективности кор­рекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочение положительных резуль­татов коррекционной работы. В случае необходимости — разработ­ка программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, адми­нистрацией.

Психокоррекция включает в себя широкий спектр форм работы:

- групповые психокоррекционные занятия (с детьми, родителями, совместно с детьми и родителями);

- индивидуальные психокоррекционные занятия;

- тренинговые занятия (с педагогами и специалистами ДОУ, родителями)

- тематические занятия (с родителями, специалистами и педагогами) и др.

Сферы, требующие оказания психокоррекционной помощи детям (Широкова Г. А. “Справочник дошкольного психолога” Ростов-на-Дону, 2003):

Внимание (переключаемость, концентрация), мышление, память, речь, эмоции (стабилизация, развитие позитивного мировосприятия, развитие “словаря эмоций”), общение (снятие негативных установок и боязни общения, формирование средств и способов общения, расширение поведенческого репертура), личность (развитие позитивного мировосприятия, повышение самооценки)

Множественность сфер, включенных в коррекционный процесс определяют разнообразие средств коррекционно-развивающего влияния (“Детская практическая психология” /Под ред. Т.Д. Марциновской. М., 2000):

-двигательно-экспрессивные;

изобразительно-графические;

музыкально-ритмические;

вербально-коммуникативные

Разнообразны и методы психокоррекции, используемые как в работе с детьми, так и воспитывающими взрослыми: игротерапия (Лендрет Г., Спиваковская А.С, Панфилова М.А., Карабанова О.А.), куклотерапия (Мухина В.С.), библиотерапия и сказкотерапия (Стрелкова Л.А., Зинкеевич-Евстигнеева Т.Д.), печочная терапия (Грабенко Т.Н.), метод рисования страхов (Захаров А.И.), психогимнастика (Чистякова), метод статусной психотерапия (Сенько Т.В.) и др.

Примечание. Характеристику методов психокоррекции см. в учебно-методической папке по учебному предмету – тематический раздел «Методы психокоррекционной работы с детьми» (методкабинет, Кирова, 65).

В психокоррекционном направлении ориентиром для выбора психокоррекционных технологий являются возрастные особенности дошкольников, поэтому приоритет отдается игре как ведущему виду деятельности, поэтому коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер и насыщены разнообразными видами игр (подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, музыкально-ритмические и др).

Развивающие и коррекционные программы, которые получили в настоящее время достаточное распространение. Все эти программы в той или иной степени опираются на обозначенные идеи и принципы. Весь комплекс предлагаемых программ условно можно разделить на сле­дующие направления:

1. Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе:

— программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович);

— методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).

2. Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического разви­тия ребенка:

— программа формирования произвольной регуляции (авторская программа Н.Я. Семаго);

— программа формирования пространственных представлений (авторская программа Н.Я. Семаго);

3. Система коррекционно-развивающей работы, базирующаяся на уровневом подходе к аффективной регуляции поведения и сознания:

— формирование базовой аффективной регуляции (гармонизация уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольской);

— символодрама как одна из наиболее эффективных программ, реализующих гармонизацию мотивационно-волевой и аффективно-эмоциональной сфер ребенка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...