Психологическая диагностика как направление деятельности психолога
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Основные направления работы педагога-психолога в коррекционном дошкольном образовательном учреждении План 1. Психологическая диагностика как направление деятельности психолога. 2. Психологическая коррекция в деятельности психолога. 3. Психологическое просвещение, психологическая профилактика как сопряженные направления работы психолога. 4. Консультативная деятельность психолога. 5. Психологическая поддержка и обеспечение педагогического процесса ДОУ.
Литература Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков /Г.В. Бурменская, Е.И Захарова, О.А. Карабанова. М., 2002. Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2004. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2001 Психолог в дошкольном учреждении /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 2002. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2002. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону, 2003.
Основные направления деятельности педагога-психолога определяются «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». К ним относятся: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, консультативная деятельность. Т.Д. Марцинковская, Г.А. Широкова выделяют ещё одно направление деятельности психолога - психологическое обеспечение (сопровождение) педагогического процесса коррекционного дошкольного учреждения. Все обозначенные направления деятельности психолога в коррекционном дошкольном учреждении представлены во взаимосвязи и опосредуя, усиливая друг друга, способствуют решению центральной задачи деятельности педагога-психолога – оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса – детям, родителям, педагогам.
Начиная работу в ДОУ, психолог должен рассказать педагогическому коллективу и родителям о своих функциях и задачах, раскрыть свои возможности и ограничения при оказании психологической помощи. Психологическая диагностика как направление деятельности психолога Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависят от многих условий, в том числе, от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психологическая диагностика нарушений развития. Она является первым этапом в системе мероприятий, обеспечивающих коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое обследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Одним из важнейших методических принципов является комплексность изучения ребенка. Основное требование этого принципа предписывает тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка: педагогов, логопедов, психологов и врачей. Использование каждым специалистом научных методов исследования позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются вкладом в целостное изучение особенностей развития и состояния ребенка. Функции каждого специалиста, особенности его взаимодействия с другими специалистами показания и ограничения уже описаны в ряде пособий [См. Психолого-медико-педагогическое обследование /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб, 1999].
Согласно Т.Д. Марцинковской, предметом психодиагностики в ДОУ являются индивидуальные и возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом и личностном развитии. Психодиагностика является основой для построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, осуществления индивидуальной и индивидуально-дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и детьми “группы”, психокоррекционной работы с родителями воспитанников, консультативной работы с воспитывающими взрослыми. Диагностика проводиться и после проведения психокоррекционной работы с целью отслеживания результативности реализованной коррекционно-развивающей программы. Рассмотрим, каким образом реализуется принцип комплексного психологического обследования ребенка. Анализ каждого конкретного случая представляет собой довольно объемную работу, требующую определенной организации. Наиболее рациональной представляется такая последовательность этапов исследования конкретного случая. Этап сбора предварительной информации. Получение информации о жалобах и запросе в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц; здесь же проводится подробная беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих периодах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана (психологический анамнез ребенка); изучение практического запроса к психологу и формулирование гипотез относительно психологической проблемы ребенка. Здесь также может иметь место наблюдение за ребенком в школьной или иной обстановке (обязательно для психологов, работающих в детских учреждениях). Этап экспериментально-психологического обследования. Определение общей стратегии обследования и составление конкретного комплекса методик для проведения экспериментально-психологического обследования ребенка. Собственно проведение обследования и анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.); проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений.
Аналитический этап. Обработка совокупности полученных данных, постановка психологического диагноза, составление условно-вариантного прогноза и разработка рекомендаций для программы психокоррекционной работы. Заключительный этап. Беседа с родителями или иными лицами, обратившимися к психологу, относительно результатов обследования, обсуждение психологического заключения и прогноза развития, совместная выработка программы психокоррекционных мероприятий. Какие сведения необходимо получить психологу в ходе психологического обследования для квалифицированного решения психологической проблемы? В чем заключается значение этих сведений? Психологу требуется собрать сведения по следующим основным разделам: 1) информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в детском саду, школе или других посещаемых учреждениях); 3) особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, а также в семье, школе или иных ситуациях); 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе такой информации психолог может дать общую оценку уровня развития ребенка, определить сущность трудностей ребенка, оценив степень их сложности и глубины, выделить факторы, связанные с их появлением, определить сферы воздействия с целью устранения или ослабления остроты проблемы и, наконец, разработать коррекционную программу. Все перечисленные виды и источники информации имеют самостоятельное значение и предполагают специфические и разнообразные методы ее получения: К методам комплексного психологического обследования детей: метод анамнеза, метод беседы (беседа с родителями, беседа с ребенком), наблюдение, опрос родителей (педагогов), изучение результатов деятельности детей, метод экспериментального изучения, метод тестирования, нейропсихологическое изучение ребенка, личностные опросники, проективные методики.
Характеристику методов см. в учебном курсе «Психолого-педагогическая диагностика». Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических и возрастных особенностях детей, об имеющихся нарушениях в развитии. Развитие в онтогенезе имеет сложный системный характер. Диагностическое обследование как раз и позволяет раскрыть целостную системную картину причинно-следственных связей, сущностных отношений между выявляемыми признаками, симптомами отдельных нарушений, отклонений и их причинами. Итогом психологического обследования является анализ результатов, оформление их в виде психологического заключения, которое включает в себя психологическую характеристику ребенка, психологический диагноз, условно-вариативный прогноз, рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. Понятие психологического диагноза к числу наименее разработанных в современной психологии и не имеет по существу четкого обоснования. Признавая очевидную недостаточность знаний о природе и механизмах психического развития, надо подчеркнуть, что этот вопрос должен быть методологически правильно поставлен. Это означает опору на возрастную периодизацию. Требования к возрастному диагнозу дополняются необходимостью исследования “зоны ближайшего развития” (Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка /Под ред. Л.М. Шипицыной. М., 2003). В другом источнике (Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003) сообщается, что психолого-педагогический диагноз – это итог диагностики нарушенного развития, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он отражает индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и может включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы. Психологический диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка (“Психокоррекционная и развивающая работа с детьми” /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2001)
Условно-вариативный прогноз развития ребенка – это возможные варианты дальнейшего хода развития ребенка в случае реализации различных условий. Одним из таких условий является построение и реализация коррекционно-развивающей программы, что соответствует принципу коррекционной направленности психологической диагностики. Данная работа осуществляется в рамках следующего направления деятельности педагога-психолога коррекционного ДОУ - психологическая коррекция. Это наиболее сложное и ответственное направление в работе психолога коррекционного ДОУ. 2. Психологическая коррекция как направление деятельности психолога. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленная на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой. Одно из значений термина “ коррекция” в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение. В специальной литературе даются различные определения понятия “психологическая коррекция” в зависимости от того, идет ли речь о нормальном или аномальном развитии ребенка. Так в учебном пособии “Психокоррекционная и развивающая работа с детьми” /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2001) сообщается следующее: “Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической “оптимальной” модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. … Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка. По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие “психологическая коррекция” перекочевало из области аномального развития в область нормального психического развития ребенка”(С.5-6). Виды психокоррекции (материал из источника: Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2002. С. 8-10) Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать. 1. По характеру направленности выделяют коррекцию: - симптоматическую; - каузальную. Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило. предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа, Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений. 2. По содержанию различают коррекцию: - познавательной сферы; - личности: - аффективно-волевой сферы; - поведенческих аспектов: - межличностных отношений: - внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); - детско-родительских отношений. 3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: - индивидуальную; - групповую: - в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); - в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; - смешанную форму (индивидуально-групповую), 4. По наличию программ: - программированную; - импровизированную. 5. По характеру управления корригирующими воздействиями: - директивную; - недирективную. 6. По продолжительности: - сверхкороткую (сверхбыструю); - короткую (быструю); - длительную; - сверхдлительную. Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким. Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней, Применяется для решения актуальной проблемы, как бы “запускает” процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч. Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер. Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути пе-режинаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер. 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: - общую, - частную, - специальную. Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития. Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные дня детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы. Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликта ость, завышенная самооценка и т.д.). Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами. Коррекционная работа с ребенком - это сложнейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ёе успеха - в их профессиональном взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно психологом, дефектологом, воспитателем, родителями - в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью психолога. Коррекционная работа строится на основе принципов психокоррекции (принципов построения коррекционных программ), которые определяют стратегию и тактику их разработки, т.е. цели и задачи коррекции, а также методы и средства психологического воздействия на ребенка. Ведущими принципами проектирования коррекционных программ (Семаго Н.Я., Семаго М.М.) являются: - принцип комплексности психологической коррекции - принцип единства диагностики и коррекции - принцип личностного подхода - принцип деятельностного подхода - иерархический принцип психологической коррекции, - каузальный принцип Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической коррекции, которую можно рассматривать как единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Второй принцип психологической коррекции — это принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить особенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связен возрастным периодам. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что “...в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития” (Выготский Л. С., 1983, с.302-303). Д. Б. Эльконин отмечал, что психологическая диагностика должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше. Схема и подбор диагностических и психокоррекциоиных методов должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, спецификой ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Психологическая диагностика и коррекция являются взаимодополняющими процессами. В самой процедуре психологической коррекции заложен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскрываются коммуникативные способности личности, как в процессе групповых психокоррекционных занятий. В ходе шровой психокоррекции с наибольшей глубиной отражаются психогенные переживания ребенка. В то же время, психологическая диагностика содержит в себе коррекциоцпые возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента. Третий принцип психологической коррекции — принцип личностного подхода. Личностный подход — это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этого принципа не всегда придерживаются в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов психокоррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а, как справедливо подчеркивает А. С. Спиваковская. “...на создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции”. Четвертый принцип — принцип деятельностного подхода. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения но совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Психокоррекционный процесс должен проводиться с учетом основного ведущего вида деятельности ребенка: если это дошкольник — в контексте игровой деятельности, если школьник — в учебной деятельности. Однако, исходя из специфики и задач психокоррекционного процесса, мы должны ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, а также на тот вид деятельности, который является лич-носгно значимым для ребенка и подростка. Это особенно важно при коррекции эмоциональных нарушений у детей. Эффективность коррекцией ного процесса у детей в значительной степени зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка, например рисования, конструирования, танцев, драматизации и других. Пятый принцип — это иерархический принцип психологической коррекции, базирующийся на положениях Л. С. Выготского, который считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция долж-на строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень. Например, коррекция умственного развития ребенка по мнению представителей ассоциативной психологии должна протекать в форме специальных упражнений для развития сенсомоторных способностей у ребенка (М. Монтессори). В центр коррекции помещается наличный уровень психического развития ребенка, понимаемый как чисто количественный процесс усложнения сенсомоторных функций. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка требует максимальной активности ребенка, и носит опережающий характер. Так, для коррекции мнемических функций у ребенка необходимо развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала повысит эффективность запоминания лучше, чем просто тренировка памяти. Шестой принцип — каузальный принцип психологической коррекции, реализация которого направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической коррекции. Например, первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей могут быть как социальные факторы, так и биологические или их сочетание. Первопрична определяет стратегию психокоррекции. Если причиной эмоционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, то психокоррекционный процесс должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений являются резндуально-органическая недостаточность центральной нервной системы, то главным звеном психологической коррекции должно быть снижение эмоционального дискомфорта ребенка специальными методами психорегулирующих тренировок на фоне медикоментозной терапии. Процесс коррекционной работы представляет собой довольно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития его личности. Как отмечалось выше, психокоррекция является не изолированной практикой, она вплетена в целостную деятельность психолога, включающую коррекцию как особый вид этой деятельности. Вместе с тем можно выделить ряд этапов коррекционной работы как относительно самостоятельного вида деятельности психолога-практика. Основные этапы коррекции включают в себя: - этап планирования - организационный этап - этап реализации коррекционной программы - завершающий и обобщающий этап Этап планирования. Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании прицельного психологического обследования ребенка и психологического заключения об особенностях его развития. Разработка программы и содержания коррекционньгх занятий, выбор формы коррекционной работы (индивидуальная или групповая). Отбор необходимых методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия родителей в коррек-ционной программе. Организационный этап. Организация условий осуществления коррекционной программы. Консультирование родителей. Подбор детей в группу. Информирование педагогов и администрации детского учреждения о плане проведения коррекиионных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией. Этап реализации коррекционной программы. Реализация коррекционной программы. Проведение коррекционных занятий с детьми в соответствии с коррекционной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы, Предоставление родителям обратной связи о ходе коррекционной работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работ. Завершающий и обобщающий этап. Оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочение положительных результатов коррекционной работы. В случае необходимости — разработка программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией. Психокоррекция включает в себя широкий спектр форм работы: - групповые психокоррекционные занятия (с детьми, родителями, совместно с детьми и родителями); - индивидуальные психокоррекционные занятия; - тренинговые занятия (с педагогами и специалистами ДОУ, родителями) - тематические занятия (с родителями, специалистами и педагогами) и др. Сферы, требующие оказания психокоррекционной помощи детям (Широкова Г. А. “Справочник дошкольного психолога” Ростов-на-Дону, 2003): Внимание (переключаемость, концентрация), мышление, память, речь, эмоции (стабилизация, развитие позитивного мировосприятия, развитие “словаря эмоций”), общение (снятие негативных установок и боязни общения, формирование средств и способов общения, расширение поведенческого репертура), личность (развитие позитивного мировосприятия, повышение самооценки) Множественность сфер, включенных в коррекционный процесс определяют разнообразие средств коррекционно-развивающего влияния (“Детская практическая психология” /Под ред. Т.Д. Марциновской. М., 2000): -двигательно-экспрессивные; изобразительно-графические; музыкально-ритмические; вербально-коммуникативные Разнообразны и методы психокоррекции, используемые как в работе с детьми, так и воспитывающими взрослыми: игротерапия (Лендрет Г., Спиваковская А.С, Панфилова М.А., Карабанова О.А.), куклотерапия (Мухина В.С.), библиотерапия и сказкотерапия (Стрелкова Л.А., Зинкеевич-Евстигнеева Т.Д.), печочная терапия (Грабенко Т.Н.), метод рисования страхов (Захаров А.И.), психогимнастика (Чистякова), метод статусной психотерапия (Сенько Т.В.) и др. Примечание. Характеристику методов психокоррекции см. в учебно-методической папке по учебному предмету – тематический раздел «Методы психокоррекционной работы с детьми» (методкабинет, Кирова, 65). В психокоррекционном направлении ориентиром для выбора психокоррекционных технологий являются возрастные особенности дошкольников, поэтому приоритет отдается игре как ведущему виду деятельности, поэтому коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер и насыщены разнообразными видами игр (подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, музыкально-ритмические и др). Развивающие и коррекционные программы, которые получили в настоящее время достаточное распространение. Все эти программы в той или иной степени опираются на обозначенные идеи и принципы. Весь комплекс предлагаемых программ условно можно разделить на следующие направления: 1. Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе: — программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович); — методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной). 2. Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка: — программа формирования произвольной регуляции (авторская программа Н.Я. Семаго); — программа формирования пространственных представлений (авторская программа Н.Я. Семаго); 3. Система коррекционно-развивающей работы, базирующаяся на уровневом подходе к аффективной регуляции поведения и сознания: — формирование базовой аффективной регуляции (гармонизация уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольской); — символодрама как одна из наиболее эффективных программ, реализующих гармонизацию мотивационно-волевой и аффективно-эмоциональной сфер ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|