Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие любой психологической функции человека.
Тема: Психология личности. 1. Личность и ее психологические характеристики. 2. Структура личности. 3. Современные психологические теории личности. 4. Критерии сформировавшейся личности. 5. Механизмы формирования личности. 6. Источники активности личности. Личность и ее психологические характеристики. Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Поскольку личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте. Социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения. Этика – как носителя моральных убеждений. Педагогика – как объект обучения и воспитания. Психология изучает закономерности развития и формирования личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями. С точки зрения психологии, человек – это предельно общее понятие для обозначения существа, воплощающего собой высшую ступень в эволюции жизни и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью и сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать, использовать и хранить орудия в процессе осуществления общественного труда. Однако человечество как определенная биологическая (род homo sapiens) и социальная общность существует не сама по себе, а через конкретных, отдельных представителей человечества. Существование и жизнедеятельность отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид».
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Т.о. понятие индивид характеризует человека как носителя определенных биологических свойств. Индивид – человек как представитель рода, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА
1. Возраст и фазы жизни (соответствие определенному возрасту). 2. Половой диморфизм (принадлежность к определенному полу) – биологически обусловленное физическое разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. 3. Конституциональные свойства. Известны разнообразные классификации конституциональных свойств человека. Широкую известность получила физическая типология Э. Кречмера и У. Шелдона: - атлетический (пропорционального крепкого телосложения, с выраженной мускулатурой, пр. Илья Муромец и др., характеризуется способностью в практической деятельности, на вторых ролях.) - пикнический (человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом. Круглой головой на короткой шее, «все что выше пояса – грудь», пр. политические деятели, военачальники и др., достигает наилучших результатов в деятельности в области коммуникаций (руководстве).
- астенический (высокие, худые, но сильно развита нервная система, головной мозг – Дон Кихот, Иванов, Сальвадор Дали и др., характеризуется способностью в теоретических видах умственного труда.) - дипластик ( человек с неправильным телосложением). Интегративной характеристикой индивидных свойств человека является темперамент, который определяет различия людей в поведении с точки зрения подвижности, динамичности. Значительный вклад в изучение темперамента внес рус. Физиолог И.П. Павлов. Тип высшей нервной системы (по Павлову И.П.): Выделяют 4 типа темперамента, в зависимости от принадлежности к типу нервной системы: 1 – меланхолик, 2 – сангвиник, 3 – холерик, 4 – флегматик.
Нейродинамические свойства. А.Р. Лурия выделил три основных функциональных блока мозга: - блок регуляции тонуса и бодрствования; - блок приема, переработки и хранения информации; - блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие любой психологической функции человека. Функциональная асимметрия мозга У большинства людей доминирует левое полушарие. Именно поэтому мы пишем, выполняем некоторые виды деятельности правой рукой. Левое полушарие отвечает за речь, мышление, запоминание слов, имен, правое – за эмоции, чувства, запоминание образов. Первоначально ребенок — это биологическое существо; имеющее способности рода homo sapiens: конфигурацию тела, предполагающую прямохождение, структуру мозга, обеспечивающую возможность развития интеллекта, строение руки, дающую в перспективе возможность использования орудий и другие природные предпосылки для развития человеческих качеств. Но по мере развития, усвоения социального опыта человечества ребенок индивидуализируется, становится индивидом, а впоследствии постепенно в нем формируются личностные качества.
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы утверждаем, что он потенциально человек. Подрастая, индивид включается в исторически сложившуюся систему отношений и дальнейшее развитие в обществе создает отношения, формирующие человека как личность. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Все вы знаете сказку о Маугли. А могло ли это быть в реальности? В психологии описан случай поимки двух девочек: Камалы и Омалы (Индия). В 18 веке Францию потряс случай Оскара Гаузера. Эти данные доказывают, что личностью человек может стать только в среде себе подобных!!! А.Н.Леоньев указывает, что личность рождается дважды: первое рождение личности происходит в 3 года, когда ребенок произносит революционный лозунг «Я сам», происходит выделение себя из среды, в которой он находится. Второе – в подростковом возрасте, когда происходит становление образа «Я и другие», появляется потребность в самосознании и самооценке. Признание индивида как исходного состояния для развития личности характерно для всех отечественных психологов. Однако при решении вопроса, каковы же особенности личности у психологов, возникают разногласия. Часть психологов считает, что любой взрослый человек, т. е. человек, обладающий сознанием, — это личность. По словам К. К. Платонова, личность — это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В позиции К. К. Платонова, по сути дела, снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. А. В. Петровский связывает понятие «личности» с качеством социальности. По определению А. В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Личностью индивид становится благодаря приобретению особого «сверхчувственного» качества — социальности. Если родовую сущность человека, в отличие от всех других существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущностью каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных связей и отношений, в которые он оказывается, включен как субъект.
Личность — это, прежде всего, субъект деятельности и отношений. Личность — это понятие социальное. Она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического, культурного. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психических черт и особенностей, составляющих своеобразие каждого человека, его отличия от других людей. Это своеобразие психики и личности индивида, их неповторяемость называется индивидуальностью. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности, общения и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей. Каждый человек неповторим в своей индивидуальности. Индивидуальность – личность в ее своеобразии. Индивидуальность личности – совокупность смысловых отношений и установок в мире, которые присваиваются им в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладении поведением, воплощаются через деятельность и общении в продуктах культуры, других людях, себе самом. Но индивидуальность следует отличать от псевдоиндивидуальности, то есть «игры в индивидуальность». Отличает ее искренность, устойчивость, естественность, целесообразность. Псевдоиндивидуальность может рождаться в погоне за модой. Структура личности. Индивидуальность – лишь одна из сторон личности. Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется множество точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|