Товарищ Сталин обосновывает большевистскую программу аграрного вопроса.
Товарищ Сталин в своих трудах и статьях развертывает борьбу против меньшевиков, отстаивает, обосновывает и пропагандирует ленинское учение о пролетарской партии и организационные принципы большевизма. В брошюре «Вскользь о партийных разногласиях», написанной в начале 1905 г., которая вышла нелегальным изданием летом 1905 г., и в статье «Ответ социал-демократу», опубликованной в газете «Пролетариатис брдзола», товарищ Сталин дает уничтожающую критику меньшевистской оппортунистической теории стихийности и обосновывает марксистско-ленинское учение о значении революционной теории и политической партии для рабочего класса. Здесь товарищ Сталин выступает в защиту «Что делать» Ленина: « Стихийное рабочее движение - движение без социализма, неизбежно мельчает и принимает тред'юнионистскую окраску - подчиняется буржуазной идеологии. Но можно ли вынести отсюда то заключение, что социализм - все, рабочее же движение - ничто? Конечно, нет! Только идеалисты могут утверждать это. В конце концов экономическое развитие безусловно приведет рабочий класс к социальной революции и освободит его от буржуазной идеологии: но дело в том, что это путь зигзагов и блужданий. С другой стороны - социализм вне рабочего движения останется фразой и теряет значение, на какой бы научной почве он ни стоял. Но можно ли отсюда заключить, что рабочее движение - все, социализм же - ничто? Ни в каком случае. Так могут рассуждать только те квази-марксисты, для которых идея теряет всякое значение и уже потому не имеет никакого значения, что она выработана жизнью. Но социализм можно внести в рабочее движение и из пустой фразы превратить в могучее орудие.
Каков вывод? Рабочее движение должно соединиться с социализмом, практическая деятельность должна тесно связаться с теорией и тем придать стихийному рабочему движению социал-демократический смысл и физиономию... » (И. Сталин, «Вскользь о партийных разногласиях», стр. 15-16, 1905 г. ). В этой же брошюре товарищ Сталин обосновывает руководящую роль революционной социал-демократии: «Мы, социал-демократы, должны помешать стихийному рабочему движению идти по тред'юнионистскому пути, должны вводить его в социал-демократическое русло, вносить социалистическое сознание в это движение и сплачивать передовые силы рабочего класса в централизованную партию. Наш долг - всегда и везде руководить движением, энергично бороться со всеми - будет ли то враг, или «друг» - кто становится на пути к осуществлению нашей святой цели». (И. Сталин, «Вскользь о партийных разногласиях», стр. 16, 1905 г. ). В своей статье «Ответ социал-демократу» (см. газету «Пролетариатис брдзола» № 11 от 15 (28) августа 1905 г. ) товарищ Сталин развивает тезис Ленина о внесении социалистического сознания в стихийное рабочее движение, тезис о необходимости соединения революционной теории с массовым рабочим движением. «Современная жизнь устроена капиталистически. Здесь, существуют два больших класса: буржуазия и пролетариат, и между ними идет борьба не на жизнь, а на смерть. Первого его жизненное положение вынуждает укреплять капиталистические порядки. Второго же то же положение вынуждает подорвать и уничтожить капиталистические порядки. Соответственно этим двум классам и сознание вырабатывается двоякое: буржуазное и социалистические. Положению пролетариата соответствует сознание социалистическое... Но какое значение имеет одно социалистическое сознание, если оно не имеет распространения в пролетариате? Оно останется лишь пустой фразой и больше ничем! Совершенно по-другому повернется дело, если это сознание найдет распространение в пролетариате: пролетариат осознает свое положение и ускоренным шагом устремится к социалистической жизни. Вот здесь и появляется социал-демократия (а не только интеллигенты социал-демократы), которая вносит в рабочее движение социалистическое сознание... »
(См. газету «Пролетариатис брдзола», № 11, 1905 г., от 15 (28) августа). Ленин, дал блестящую оценку статьи товарища Сталина «Ответ социал-демократу». В ЦО партии «Пролетарий» № 22 за 1905 г. Ленин писал: «В статье: «Ответ социал-демократу» мы отметим прекрасную постановку вопроса о знаменитом «внесении создания извне». Автор расчленяет этот вопрос на четыре самостоятельные части; 1) Философский вопрос об отношении сознания к бытию: бытие определяет сознание. Сообразно существованию двух классов и сознание вырабатывается двоякое: буржуазное и социалистическое. Положению пролетариата соответствует сознание социалистическое. 2) «Кто может и кто вырабатывает это социалистическое сознание (научный социализм)? » «Современное социалистическое сознание может возникнуть лишь на почве глубокого научного знания», т. е. выработка его «есть дело нескольких интеллигентов, социал-демократов, обладающих требуемыми к тому средствами и досугом». 3) Как проникает это сознание в пролетариат? «Тут-то и выступает социал-демократия (а не только интеллигенты-социал-демократы), которая вносит в рабочее движение социалистическое сознание». 4) Что встречает социал-демократия в самом пролетариате, идя в него с проповедью социализма? Инстинктивное влечение к социализму. «Вместе с пролетариатом, с естественной необходимостью зарождается социалистическая тенденция как у самих пролетариев, так и у тех, кто усваивает точку зрения пролетариата, так об'ясняется зарождение социалистических влечений». Меньшевик делает отсюда смехотворный вывод: «Отсюда ясно, что социализм не вносится извне в пролетариат, но, наоборот выходит из пролетариата и входит в головы тех, которые усваивают воззрения пролетариата». (См. журнал «Пролетарская революция», № 4, 1934 г., стр. 95-96). В статьях «Партия «независимцев» и задачи социал-демократии» (газета «Гантиади» № 5 от 10 марта 1906 г. ) за подписью «И. Бесошвили» и «Реорганизация в Тифлисе» («Ахали цховреба» № 5 от 25 июня 1906 г. ) з а подписью «Коба» товарищ Сталин развивает дальше вопрос о роли и значении партии. Он доказывает, почему профессиональные интересы, совместная экономическая борьба рабочих вызывают необходимость организации профессиональных союзов, а интересы борьбы за общеклассовые задачи пролетариата требуют создания классовой политической партии.
«Для профессиональных дел - профессиональные... организации, для партийных дел - партийные организации, - вот на какой основе должна быть проведена реорганизация. В первые должны входить все те, кто является сторонниками борьбы с хозяевами, независимо от их политического направления, а во вторые должны входить все члены партии, независимо от профессии». (Статья «Реорганизация в Тифлисе», см. газету «Ахали цховреба» № 5 от 25 июня 1906 г. ). Товарищ Сталин, в связи с революционным под'емом, создавшим известные возможности легальной работы партии, ставит вопрос о проведении внутрипартийной демократии. Он обосновывает большевистское понимание внутрипартийного демократизма: «Настоящий демократизм состоит в том, чтобы в партийной организации действовала партийная масса, партийная масса решала как партийные, так и общие практические вопросы, партийная масса выносила свои резолюции и обязывала свои организации проводить в жизнь эти резолюции. Демократизм не состоит только в демократических выборах. Демократизм выборов еще не может быть назван настоящим демократизмом: Наполеона III избрали всеобщим голосованием, но кто не знает, что этот избранный император был величайшим поработителем народа? У нас речь идет о демократизме действия, когда партийная масса сама решает вопросы и сама действует. И вот мы говорим, что именно такой демократизм должен лечь в основу нашей социал-демократической организации». (Статья «Реорганизация в Тифлисе», см. газету «Ахали цховреба» № 5 от 25 июня 1906 г. ). Товарищ Сталин развертывает борьбу за массовые рабочие организации и подвергает резкой критике позицию дашнаков, требовавших организации партийных, по существу национальных, профессиональных союзов.
В статье «Профессиональные союзы в Тифлисе» товарищ Сталин пишет: «Что значит партийные профессиональные союзы? - спрашивает товарищ Сталин и отвечает: - Это, прежде всего, значит, что члены различных партий должны об'единиться в различные союзы... федералистам - отдельный профессиональный союз, дашнакцаканам - отдельный, грузинам - отдельный, армянам - отдельный и т. д. Тогда как все фабриканты об'единяются, независимо от их политических убеждений, в один союз, дашнакцаканы нам советуют разбиться на отдельные группы и этим подорвать наше единство». (Статья «Профессиональные союзы в Тифлисе», см. газету «Ахали цховреба» № 12 от 15 августа 1906 г. ). Далее он показывает, какой вред может принести лозунг " партийных профсоюзов": «Дело в том, - пишет товарищ Сталин, - что партийные профессиональные союзы вырывают яму между сознательными и несознательными рабочими. Все знают, что имеются такие рабочие, которые ни к какой партии не принадлежат.... Разве не нужно привлечь их? И вот вместо того, чтобы привлечь и их, дашнакцаканы закрывают им двери профессиональных союзов, отпугивают их, ломают мост между сознательными и несознательными рабочими и тем самым значительно обессиливают рабочее единство». (Статья «Профессиональные союзы в Тифлисе», см. газету «Ахали цховреба» № 12 от 15 августа 1906 г. ). В статьях «Партия «независимцев» и социал-демократия» (газета «Гантиади» № 5 от 10 марта 1906 г. за подписью «И. Бесошвили»), «Борьба классов» (газета «Ахали дроеба» № 1 от 14 ноября 1906 г. ) и др. товарищ Сталин обосновал необходимость крепкого партийного руководства профессиональными союзами. В годы первой революции каждый шаг революционного движения рабочих и крестьян Закавказья завоеван большевиками в непримиримой борьбе с меньшевиками. Закавказские меньшевики, отвергая большевистскую оценку характера движущих сил и задачи революции, выступили против лозунга революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, против перерастания буржуазно-демократической " революции" в социалистическую. Меньшевики решительно отвергли необходимость революционного правительства и всеобщего вооруженного восстания и выдвинули требования: организации революционного самоуправления, союза с буржуазией, конституционных демократических средств борьбы с самодержавием, об'явив диктатуру пролетариата и крестьянства бланкистской схемой.
Жордания так сформулировал стратегию и тактику закавказских меньшевиков: «Сломить реакцию, отвоевать и провести конституцию - будет зависеть от сознательного об'единения и направления к единой цели сил пролетариата и буржуазии. Поэтому политическая зрелость и организованность этих классов является необходимым условием победы. Правда, в движение будет вовлечено крестьянство, которое придаст ему стихийный характер, но решающую роль все-таки будут иметь эти два класса, и крестьянское движение будет лить воду на их мельницу». (Н. Жордания, статья «Злободневные вопросы», см. «Избранные произведения», стр. 533). Меньшевики с начала же революции выдвинули и отстаивали требование созыва и поддержки представительного учреждения (Думы). Н. Жордания в статье «Земский собор и наша тактика» выдвинул требование либерально-конституционной тактики в революции, решительно отказался от тактики подготовки вооруженного восстания и предлагал сделать центром политической борьбы пролетариата проектируемый царским правительством земский собор. Н. Жордания писал: «Весь российский пролетариат не настолько еще сознательный и организован, чтобы один только он мог произвести революцию. Да если бы он мог это сделать, он произвел бы не буржуазную, а пролетарскую (социалистическую) революцию. Стало быть, в нашем интересе, чтобы правительство осталось без союзников, не могло раз'единить оппозицию, не присоединило бы к себе буржуазию и не оставило бы пролетариат изолированным... ... в противном случае поражение пролетариата и победа правительства неизбежны... ... Положим, мы не обратили никакого внимания на земский собор, а начали сами готовиться к восстанию и в один прекрасный день вышли вооруженными на улицу, на борьбу. И вот здесь, перед нами - не один, а два врага: правительство и земский собор. В то время, как мы готовились, они успели сговориться, войти в соглашение между собой, выработать выгодную для них конституцию и поделили между собой власть. Это - прямо выгодная для правительства тактика, и мы должны самым энергичным образом отказаться от нее. ... вторая тактика, наоборот, заключается в том, чтобы поставить земский собор под наш надзор, не дать ему возможности действовать по своей воле и войти в соглашение с правительством... ... Благодаря такой тактике правительство останется постоянно одиноким, оппозиция сильной, и тем облегчится установление демократического строя». (См. газету «Социал-демократ» № 1 от 7 (20) апреля 1905 г., статья «Земский собор и наша тактика»). Ленин в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» разоблачил и заклеймил откровенный оппортунизм, буржуазный либерализм Н. Жордания и нанес сокрушительный удар закавказским меньшевикам. Ленин писал: «Итак, в интересах пролетариата, чтобы царское правительство не могло раз'единить буржуазии и пролетариата! Да не по ошибке ли назван грузинский орган «Социал-демократом» вместо того, чтобы быть названным «Освобождением»? И заметьте, какая бесподобная философия демократической революции! Разве не видим мы здесь воочию, как бедный тифлисец окончательно сбит с толку резонерски-хвостистским толкованием понятия: буржуазная революция»? Он обсуждает вопрос о возможной изолированности пролетариата в демократическом перевороте и забывает... забывает о мелочи... о крестьянстве! Из возможных союзников пролетариата он знает и облюбовывает земцев-помещиков и не знает крестьян. И это на Кавказе! Ну, разве не правы мы были, сказав, что новая «Искра» своими рассуждениями опускается до монархической буржуазии, вместо того, чтобы поднимать к себе в союзники революционное крестьянство? » (См. том VIII, стр. 67). Первая закавказская меньшевистская конференция 14 апреля 1905 г. отвергла лозунг революционного правительства и высказалась за созыв Государственной думы. В резолюции этой конференции мы читаем: «Считая своей задачей использовать революционный момент для углубления социал-демократического сознания пролетариата, конференция в целях обеспечения для партии полнейшей свободы критики нарождающегося буржуазно-государственного строя высказывается против образования социал-демократического временного правительства и вступления в него, а считает наиболее целесообразным оказывать давление извне на буржуазное временное правительство для посильной демократизации государственного строя. Конференция полагает, что образование социал-демократами временного правительства или вступление в него повело бы, с одной стороны, к отпадению от социал-демократической партии широких масс пролетариата, разочаровавшихся в ней, так как социал-демократия; несмотря на захват власти, не сможет удовлетворить насущным нуждам рабочего класса, вплоть до осуществления социализма, с другой, заставит буржуазные классы отшатнуться от дела революции и тем ослабит ее размах ». (Цитата по Ленину, соч. т. VIII, стр. 192-193). Как только царское правительство 6 августа 1905 г. декларировало о созыве так называемой Булыгинской думы, меньшевики выступили за участие в Думе. 2-я закавказская конференция меньшевиков (1905 г., конец августа) решительно высказалась за поддержку Булыгинской думы. Меньшевики после августовской конференции организовали кампанию за сохранение и поддержку Думы, решительно выступили против подготовки вооруженного восстания рабочих и крестьян и всячески тормозили массовые революционные выступления. Закавказская большевистская организация являлась единственной пролетарской революционной партией, руководившей революцией в Закавказье. Большевики с самого начала революции отстаивали и проводили ленинскую стратегию и тактику революции, они боролись за организацию вооруженного восстания рабочих и крестьян, за победу революции, за установление революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. В январе 1905 г. Кавказский союзный комитет выдвинул необходимость вооруженного натиска на самодержавие: «Русская революция неизбежна, она так же неизбежна, как неизбежен восход солнца. ... Главными силами этой революции явится городской и сельский пролетариат. Знаменосцем же их - социал-демократическая партия, а не вы, господа либералы... Когда царское самодержавие колеблется, наша обязанность готовиться к решительному натиску». (Арх. ф. № 158, 1905 г., дело Я° 1287, лист 31). Кавказский союзный комитет неустанно пропагандировал и звал рабочих и крестьян к вооруженному восстанию: «Руководителем революции, его знаменосцем... настоящим вдохновителем революции является пролетариат... ... ныне, когда пролетариат жаждет революции, когда он сознательно желает руководить революцией, когда его классовые интересы возлагают на него верховенство, - обязанность партии пролетариев организовать дело восстания и этим укрепить почву подлинному верховодству пролетариата». (См. прокламацию Кавказского союзного комитета от 26 марта 1905 г. ). Кавказский союзный комитет в той же прокламации отстаивал ленинскую идею о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую: «Прямая обязанность нашей партии - организовать восстание... Только тогда, когда наша партия организует восстание и, следовательно, пролетариат выступит настоящим руководителем революции, только тогда мы сможем надлежащим образом воспользоваться разгромом старых порядков, только тогда мы сможем прочно укрепиться в будущей свободной России и достойным образом проложить себе дорогу к той «обетованной земле», которая называется социалистической жизнью... » (Прокламация союзного комитета от 26 марта 1905 г. ). Большевистская газета «Кавказский рабочий листок» в передовой статье следующим образом сформулировала революционные задачи пролетариата: «1) Решительная, отчаянная схватка, о которой мы говорили выше. (См. газету «Кавказский рабочий листок» № 1 за 1905 г. ). Меньшевики с августа 1905 г. усердно проводили совместно с либералами кампанию по созыву Государственной думы и введению земства в Закавказье. Закавказские меньшевики последовательно проводили свою предательскую тактику срыва революции, гнуснейшим образом предавали рвавшихся к революционному восстанию рабочих и крестьян, звали их на путь соглашения с буржуазией, вели их на переговоры с правительством. Как известно, в результате такой политики меньшевиков 29 августа 1905 г. разыгралось кровавое столкновение безоружных тифлисских рабочих с полицией в стенах городской управы и на бывшей Эриванской площади, в Тифлисе. Меньшевики с радостью и восторгом встретили октябрьский царский манифест 1905 г., который, по их мнению, открывал эпоху буржуазно-конституционного строя России. Вот как вспоминает тов. М. Торошелидзе о меньшевистском отношении к царскому манифесту от 17 октября 1905 г.: «В день об'явления манифеста 1905 г. в Надзаладеви (в Тифлисе) созывается митинг. Известный меньшевик Ной Рамишвили стоит на трибуне и, опьяненный «победой», торжественным тоном вещает: «Отныне самодержавия нет, самодержавие умерло. Россия выходит в ряды конституционных монархических государств. Отныне нашим лозунгом будет «не долой самодержавие», а «долой монархию». За ним идет несколько ораторов, которые повторяют то же самое. Наконец, один оратор свою речь кончает так: «Мы не хотим оружия, долой оружие». Народ и ему аплодирует горячо... В это время на трибуне появляется тов. Коба (Сталин): «У вас одна плохая привычка, о чем я должен вам прямо сказать, - начинает он, - кто бы ни вышел и что бы ни сказал, вы встречаете с радостью и аплодисментами. Вам говорят: «да здравствует свобода» - вы аплодируете, «да здравствует революция» - вы аплодируете, это хорошо. Но когда говорят: «долой оружие», вы и этому аплодируете. Какая революция может победить без оружия и кто тот революционер, который говорит: долой оружие? Оратор, который это говорит, наверное, толстовец, а не революционер, и кто бы он ни был, он враг революции, свободы народа». Народ зашевелился, раздались голоса: «Кто он? Как ядовито говорит! Язык якобинца! » Коба продолжает: «Что нужно, чтобы действительно победить? Для этого нужны три вещи, хорошо поймите и запомните: первое, что нам нужно, - вооружение, второе - вооружение, третье - еще и еще раз вооружение». [Аплодисменты]. Раздаются громкие аплодисменты, и оратор сходит с трибуны». (М. Торошелидзе, газета «Коммунист» № 294, 1929 г. ). После октябрьского манифеста меньшевики усилили кампанию за созыв Государственной думы, открыто звали рабочих и крестьян к восстановлению порядка, к разоружению и к организации конституционной борьбы за реформы. Большевики Закавказья после октябрьского манифеста еще более усилили борьбу за разоблачение предательской тактики меньшевизма и за организацию вооруженного восстания рабочих и крестьян против царизма. Под руководством товарища Сталина IV большевистская конференция кавказского союза РСДРП, на которой были представлены бакинский, имеретино-мингрельский, тифлисский, батумский комитеты и гурийская группа, в ноябре 1905 г. выносит решение об усилении борьбы за подготовку и проведение вооруженного восстания, за бойкот царской Думы, за развертывание и укрепление революционных организаций рабочих и крестьян - стачечных комитетов, советов рабочих депутатов и революционных крестьянских комитетов. Конференция еще раз подчеркнула необходимость вооруженного восстания, как единственного средства освобождения народа, и заклеймила Государственную думу, как орудие укрепления реакции. Конференция учредила кавказское бюро для руководства бойкотом Думы и подготовки всеобщего вооруженного восстания. 30 ноября 1905 г. Кавказский союзный комитет в газете «Кавказский рабочий листок» об итогах работ конференции сообщал следующее: «... Подчеркнув приближение момента «решительной схватки» и высокую роль в этой «схватке», принадлежащую крестьянам и солдатам, конференция по вопросу о крестьянах, в целях поднятия революционного духа последних и сплочения их вокруг пролетариата, рекомендовала приняться за немедленное осуществление демократически построенных революционных крестьянских комитетов, имеющих своей целью фактическое раскрепощение деревни; по вопросу же о солдатах конференция, указав на необходимость связывать движение солдат с движением пролетариата и оценивать его лишь с точки зрения этого движения, предложила ввести сознательность и организованность в движение солдат, подчинив его движению авангарда революции - российскому пролетариату. Далее, конференция перешла к вопросу о вооружении и «решительной схватке». Подчеркнув необходимость «уличной схватки», как единственного средства освобождения народа, и заклеймив всякие реформы и государственные думы, как средство укрепления старого режима, конференция предложила учредить «кавказское бюро» для подготовки к практическому разрешению указанных вопросов». (Газета «Кавказский рабочий листок» № 8, за 1905 г. ). Кавказский союзный комитет неустанно раз'яснял рабочим и крестьянам задачи революции и звал их на дальнейшую самоотверженную борьбу. Союзный комитет на второй день после издания царского манифеста выступил со следующим воззванием: «Свергнем царскую Думу и создадим народное учредительное собрание, вот что говорят ныне российские пролетарии. И вот в России все сильнее и сильнее слышен революционный клич рабочих: долой Государственную думу, да здравствует Учредительное собрание! Вот куда ныне стремится российский пролетариат... Только на костях угнетателей можно создать освобождение народа, только кровью угнетателей можно удобрить почву самодержавия народа. Только тогда, когда вооруженный народ последует за пролетариатом и подымет знамя всеобщего восстания, только тогда возможно свергнуть подкрепляемое штыками царское правительство... Только временное правительство может создать всенародное учредительное собрание, которое должно ввести в жизнь демократическую республику, революционную армию и временное революционное правительство... Царское самодержавие преграждает путь народной революции, оно пытается вчерашним своим манифестом приостановить это великое движение, - ясно, волны революции поглотят и далеко выбросят царское самодержавие». (См. воззвание «Ко всем рабочим», октябрь 1905 г. ). В конце 1905 г. революционная борьба рабочих и крестьян Закавказья идет на убыль благодаря предательской, соглашательской тактике меньшевиков и распространению конституционных иллюзий, усердно насаждавшихся меньшевиками. Товарищ Сталин в борьбе с закавказскими меньшевиками отстаивает, обосновывает и пропагандирует ленинскую теорию революции, большевистский стратегический лозунг демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, идею перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую и тактические задачи пролетариата. Товарищ Сталин неустанно, повседневно ведет идейно-теоретическую и политическую борьбу против общероссийских и закавказских меньшевиков: Товарищ Сталин (Иванович), выступая на IV об'единительном с'езде РСДРП (Стокгольм, 1906 г. ), обосновывает необходимость гегемонии пролетариата в революции: «Мы накануне нового взрыва, революция подымается, и мы должны довести ее до конца. В этом все сходимся. Но в какой обстановке мы можем и должны сделать это: в обстановке гегемонии пролетариата, или в обстановке гегемонии буржуазной демократии? Вот где начинается основное расхождение. Тов. Мартынов еще в «Двух диктатурах» говорил, что гегемония пролетариата в текущей буржуазной революции - вредная утопия. Во вчерашней его речи сквозит та же мысль. Товарищи, аплодировавшие ему, должно быть, согласны с ним. Если это так, если, по мнению товарищей-меньшевиков, нам нужна не гегемония пролетариата, а гегемония демократической буржуазии, тогда само собой ясно, что ни в организации вооруженного восстания, ни в захвате власти мы не должны принимать непосредственного активного участия. Такова «схема» меньшевиков. Наоборот, если классовые интересы пролетариата ведут к его гегемонии, если пролетариат должен идти не в хвосте, а во главе текущей революции, то само собой понятно, что пролетариат не может отказаться ни от активного участия в организации вооруженного восстания, ни от захвата власти. Такова «схема» большевиков. Или гегемония пролетариата, или гегемония демократической буржуазии - вот как стоит вопрос в партии, вот в чем наши разногласия». (Протоколы IV (об'единительного) с'езда РСДРП, изд. 1934 г., стр. 235). Товарищ Сталин в своей брошюре «Текущий момент и об'единительный с'езд рабочей партии» (1906 г. ) обосновывает и развивает большевистские взгляды о характере и движущих силах революции, об отношении к Государственной думе и вооруженном восстании и вместе с тем дает развернутую, уничтожающую критику либерально-буржуазных взглядов меньшевиков: «Теперь ни для кого не тайна, что народная революция не погибла, что, несмотря на «декабрьское поражение», она все же растет и стремительно несется к высшей точке. Мы говорим, что это так и должно быть: движущие силы революции не утихают; разразившийся кризис все больше и больше усиливается; голод, вконец разоряющий деревню, изо дня в день углубляется и расширяется, - а это означает, что близок час, когда грозным потоком хлынет революционное возмущение народа. Да, факты нам говорят, что в жизни готовится новое наступление, - более ожесточенное и могучее, чем декабрьское наступление, - мы переживаем канун восстания. С другой стороны, набираются силы, и постепенно укрепляется ненавистная народу контрреволюция. Она уже успела организовать камарилью; она зовет под свое знамя все темные силы; она становится во главе «движения» черносотенцев; она готовит новое нападение на народную революцию; она собирает вокруг себя кровожадных помещиков и фабрикантов, - таким образом с помпой и треском готовится сокрушить народную революцию. И чем дальше, тем резче страна делится на два враждебных лагеря: лагерь революции и лагерь контрреволюции; тем более грозно противопоставляются друг другу два главаря двух лагерей - пролетариат и царское правительство, и тем более становится ясным, что между ними сожжены все мосты. Одно из двух: либо победа революции и самодержавие народа, либо победа контрреволюции и царское самодержавие. Кто садится меж двух стульев, тот продает революцию. Кто не с нами, тот против нас! Жалкая Дума с ее жалкими кадетами как раз между этих двух стульев застревает. Она хочет революцию примирить с контрреволюцией, чтобы и волки и овцы вместе паслись, - и таким образом «одним ударом» утихомирить бурю революции. Поэтому-то Дума до сих пор занимается только толчением воды; потому-то она никакого народа не сумела собрать вокруг себя и вынуждена беспочвенно болтаться в воздухе. Главной ареной борьбы опять остается улица. Это говорят факты. Кроме того, те же факты нам говорят, что в сегодняшней борьбе, в уличной борьбе, а не в болтовне Думы силы контрреволюции с каждым днем слабеют и расшатываются, в то время как силы революции растут и мобилизуются, что сплочение и организация революционных сил происходит под главенством передовых рабочих, а не буржуазии. А это означает, что победа нынешней революции и доведение ее до конца возможно. Однако, возможно только в том случае, если ее и в дальнейшем будут возглавлять передовые рабочие, если сознательный пролетариат достойно выполнит дело руководства революцией». В июле 1906 г., в связи с роспуском I Государственной думы, товарищ Сталин зовет массы к внедумской революционной борьбе: «Реакция распустила Думу, - следовательно, наш долг не удовлетвориться в будущем лжепарламентом вроде Думы, и еще более самоотверженно бороться за действительный парламент, за демократическую республику». (Статья «Реакция ожесточается, теснее об'единяйтесь», газета «Ахали цховреба» № 17, от 11 июля 1906 г. ). «... За разогнанной Думой должна притти организованная улица, на развалинах Думы должна быть построена мощь улицы». (Статья «Разогнанная Дума и об'единенная улица», газета «Ахали цховреба» № 18, от 12 июля 1906 г. ). Товарищ Сталин обосновывает большевистскую программу аграрного вопроса. В газете «Элва» за март 1906 г. в №№ 5, 9, 10 и 11 помещены статьи товарища Сталина по аграрному вопросу (за подписью И. Бесошвили), в которых он решительно отстаивает лозунг конфискации земель: «Только это (конфискация) может довести до конца крестьянское движение, только это может усилить энергию народа, только это может развеять застарелые остатки крепостничества». («Аграрный вопрос», статья 1-я, газета «Элва» от 17 марта 1906г. ). Отсюда вывод: «Сегодняшнее движение деревни - это движение освобождения крестьян. ... Для освобождения крестьян необходимо уничтожение остатков крепостничества , для уничтожения же этих остатков необходима конфискация всей земли помещиков и пра- вительства». («Аграрный вопрос», статья 2-я, газета «Элва» от 22 марта 1906 г. ). Товарищ Сталин дает сокрушительный отпор тем, кто цепляется за старую постановку земельного вопроса, за требование конфискации отрезков (1903 г. ): «В 1903 г., когда партия говорила об «отрезках», российское крестьянство еще не было втянуто в движение. Обязанностью партии было бросить в деревню такой лозунг, который бы зажег сердца крестьян и поднял бы крестьянство против остатков крепостничества. Как раз такой лозунг был «отрезки», которые ярко напоминали российскому крестьянству о несправедливости остатков крепостничества. После того времена изменились. Крестьянское движение выросло... Сегодня речь идет не о том, как должно быть приведено в движение крестьянство, а о том, что должно требовать пришедшее в движение крестьянство. Ясно, здесь необходимы определенные требования, и вот партия говорит крестьянству, что они должны требовать конфискацию всех земель». («Аграрный вопрос», статья 1-я, газета «Элва», 17 марта 1906 г. ). В предисловии к брошюре Каутского «Движущие силы российской революции» (февраль 1907 г. ) товарищ Сталин вновь обосновывает и развивает взгляды большевиков о характере и движущих силах русской революции, о революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства, о гегемонии пролетариата и контрреволюционной роли буржуазии, об участии во временном революционном правительстве. « Первый вопрос, который на две части раскалывает российскую социал-демократию, - это вопрос об общем характере нашей революции. Что наша революция - буржуазно-демократическая, а не социалистическая, что она должна закончиться разрушением феодализма, а не капитализма, - это для всех ясно. Но, спрашивается, кто будет руководить этой революцией и кто об'единит вокруг себя недовольные элементы народа: буржуазия или пролетариат? Пойдет ли пролетариат в хвосте за буржуазией, как это имело место во Франции, или буржуазия пойдет за пролетариатом? Вот как стоит вопрос. Меньшевики устами Мартынова говорят, что наша революция - буржуазная, она является повторением, французской революции и, так как французской революцией, как буржуазной революцией, руководила буржуазия, то поэтому и нашей революцией должна руководить буржуазия. «Гегемония пролетариата - вредная утопия»... «Пролетариат должен итти за крайней буржуазной оппозицией». (См. «Две диктатуры» Мартынова). Большевики же говорят, что, правда, наша революция является буржуазной, но это совершенно не означает, что она будто бы является повторением французской революции, стало быть, не означает и того, что ею непременно должна руководить буржуазия, как это случилось во Франции. Во Франции пролетариат представлял собой малосознательную и неорганизованную силу, вследствие чего гегемония в революции осталась за буржуазией; у нас же пролетариат представляет собой сравнительно более сознательную и организованную силу, вследствие чего он уже не довольствуется ролью прихвостня буржуазии и, как наиреволюционнейший класс, становится во главе современного движения. Гегемония пролетариата не утопия, она - живой факт, пролетариат фактически об'единяет вокруг себя недовольные элементы. И кто ему советует «следовать за буржуазной оппозицией», тот лишь препятствует самостоятельности пролетариата, тот российский пролетариат превращает в орудие буржуазии. (См. «Две тактики» Ленина). Второй вопрос наших разногласий: может ли либеральная буржуазия быть, по крайней мере, союзником пролетариата в теперешней революции? Большевики говорят, что не может. Правда, во французской революции либеральная Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|