Раздел 7. Туристско-прикладные многоборья.
Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладное многоборье» (ТПМ) (краткая история возникновения ТПМ, как самостоятельного вида спорта в Республике Беларусь). «Предшественники» соревнований по ТПМ: туристские слеты и соревнования по технике видов туризма. Туристские слеты: их цели и содержание. Конкурсная программа туристских слетов. Соревновательная программа туристских слетов: полоса препятствий в технике пешеходного туризма; соревнования в технике водного и велосипедного туризма; спортивное ориентирование, спортивные игры и пр. Соревнования по технике видов туризма. Выделение соревнований по технике видов туризма в самостоятельный вид туристских соревнований. Соревнования по технике пешеходного и лыжного туризма, как пример соревнований по технике видов туризма. Содержание данных соревнований (дистанции и их характерные технические этапы); методика определения результатов. Соревнования по ТПМ. Нормативные документы вида спорта ТПМ: «Правила соревнований по ТПМ» и «Разрядные требования». Группы соревнований и ранг соревнований по ТПМ. Требования к выполнению массовых разрядов (III, II). Содержание соревнований (виды дистанций): дистанции короткие, длинные и техники поисково-спасательных работ. Технические этапы, характерные для дистанций ТПМ различных видов (на примере соревнований в технике горно-пешеходного туризма). Классы сложности дистанций ТПМ. Единая лично-командная дистанция пятого класса сложности: характерные личные и командные технические этапы (на примере соревнований в технике горно-пешеходного туризма). Методика классифицирования дистанций ТПМ (на примере соревнований в технике горно-пешеходного туризма). Понятие суммарного показателя сложности дистанций и этапов ТПМ и его составляющие: показатели естественной сложности, технико-тактической сложности, трудности (скорости). Шкала чисел Фибоначчи – как осевая шкала эталонных значений для определения суммарного показателя сложности дистанций и этапов ТПМ разных классов. Экспертное определение показателей сложности дистанции (технических этапов).
Организация и проведение соревнований по ТПМ. Планирование и подготовка дистанций ТПМ (на примере дистанции V класса соревнований по технике горно-пешеходного туризма). Состав судейской коллегии и судейство соревнований. Принципы балльной оценки техники и скорости преодоления дистанций (этапов) участниками и командами. Определение результатов соревнований. Документация соревнований: «Положение о соревнованиях», «Условия проведения соревнований», судейские протоколы. Содержание данных документов.
Необходимые практические умения и навыки. Уметь планировать лично-командную дистанцию соревнований по ТПМ V класса в технике горно-пешеходного туризма. Иметь необходимые умения и навыки в технике преодоления характерных этапов ТПМ пятого класса сложности. Уметь судить соревнования по ТПМ (судить на технических этапах преодоления склонов, переправ, ориентирования на местности). Иметь навыки определения результатов соревнований по ТПМ в личном и командном зачете. Раздел 8. Учебные туристские походы.
Туристское районирование территории республики Беларусь. Принципы определения районов для проведения учебно-туристских походов с учащимися. Маркированные учебно-туристские маршруты пеших и лыжных походов и их обустройство. Учебно-туристские полигоны – выбор района, проектирование и создание полигона. Картографическое обеспечение. Особенности организации и проведения учебно-туристских походов с учащимися (школьниками, студентами). Особенности разработки маршрутов учебно-туристских походов: определение характерных классифицированных участков, мест проведения учебных занятий, рекреационных и познавательных объектов, мест ночлега. План учебной работы: планирование упражнений, выполняемых участниками похода в движении и на коротких привалах. Планирование учебной работы на биваке.
Особенности материально-технического обеспечения учебно-туристского похода. Режим движения, учебных занятий и отдыха в учебно-туристском походе.
Необходимые практические умения и навыки. Уметь выбирать район для проведения учебного пешего похода с учащимися (территория Республики Беларусь). Уметь составлять нитку маршрута спортивных и рекреационных учебных походов с использованием топографической карты. Уметь определять в районе учебного похода характерные классифицированные участки; рекреационные и познавательные объекты, места организации ночлега и отдыха. Уметь проводить учебные занятия на биваке: по технике ориентирования, преодоления локальных препятствий местности. Литература основная.
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе, изд. восьмое доп., М.: 2003. – 64с. 2. Алешин В.М., Серебенников А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985 – 160с. 3. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн., 1998 –216с- (туризм в школе). 4. Дроздов А.В. Основы экологического туризма. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. – 271с. 5. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003. –228с. 6. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. – М: Профиздат, 1988. – 190с. 7. Питание в туристском путешествии. – М: Профиздат, 1986. – 175с. Авторы: В.Ф. Шимановский, В.И. Ганопольский, П.И. Лукоянов. 8. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физической культуры.- Авт.-сост. В.И. Ганопольский. М.: ФиС, 1987.- 240с. 9. Туристско-прикладные многоборья /Правила соревнований. – Мн., 1988. – 96с. 10. Туризм спортивный. Правила проведения спортивных туристских походов. Мн., 2003.- 6с. 11. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2003.- 357с. 12. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: ФиС, 1987.- 144с.
Литература дополнительная.
1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М., 1983. 2. Аркин Я., Вариксоо А., Захаров, П., Тятте Я. Горный туризм. Снаряжение. Техника. Тактика. – Таллин: Изд-во Ээсти раамат. – 1980. – 328с. 3. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., Просвещение,1973.- 174с. 4. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех. М., 1984. 5. Водный туризм. М.: Профиздат,1990. – 303с. Авт.-сост. В.Н. Григорьев. 6. Данилова Н.А. Климат и отдых в нашей стране. М., 1980. 7. Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. М., 1977. 8. Карманный справочник туриста / Авт.-сост. Ю.А. Штюрмер. – М.: Профиздат, 1985.–261с. 9. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТиК, 2002. 10. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. М.: Физкультура и спорт, 1990. – 175с. 11. Маслов А.Г. Константинов Ю.С. «Полевые туристские лагеря». – М.: Владос, 2000. –160с. 12. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. – М.: Профиздат, 1987.– 223с. 13. Тарасенок А.И. Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: Учебно-методическое пособие. Мн.: ЕГУ, 2003. – 120с. 14. Хаттинг Г Альпинизм: Техника восхождений, ледолазания, скалолазания: Базовое руководство/ Гарт Хаттинг. – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: «Изд-во ФАИР», 2006. –160с. 15. Хилл П., Джонстон С. Навыки альпинизма: Курс тренировок. – М.: ФАИР-ПРЕСС. – 2005. – 192с. 16. Школа альпинизма (Начальная подготовка). – М.: ФиС, 1989. – 463с. Составители: П.П. Захаров, Т.В. Степенко. 17. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, М., 1983. – 143с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|