Социальное самочувствие как интегральная характеристика отношения граждан к развитию современной России
КлочковаА.А.кандидат философских наук, доцент, ведущий специалист Отдела по работе с обращениями граждан Аппарата администрации МО «Котлас» Архангельской области Завгородний Д. А. кандидат социологических наук, преподаватель гуманитарного цикла дисциплин МОУ «СОШ № 4» г. Котласа Архангельской области Васильченко О.В. кандидат социологических наук, и.о. директора МБОУ «Дмитриевская СОШ» п. Дмитриево, Устьянский р-н, Архангельская область Общечеловеческим критерием социального прогресса в современном мире является степень объективного соответствия существующих социальных условий потребностям и интересам свободно развивающейся личности в изменяющемся пространстве. Степень этого соответствия находитотражение в эмоционально-оценочном состоянии индивидов по отношению к окружающей социальной реальности и своему месту в нем — в состоянии, которое определяется как социальное самочувствие. Данноепонятие, достаточно распространенное сегодня, отражает значимостьи подлинность жизни, воспроизводимой в переживаниях личности, нерасчлененность целостности ее объективного и субъективного мира. Аналогом социального самочувствия служат термины «субъективное благополучие» (subjectivewell-benig), «интегральная удовлетворенность жизнью», отражающие знаковость данного феноменав науке и практике.В современном научном знании аккумулируются комплексные характеристики социального самочувствия, охватывающие разные стороны человеческого бытия, что обусловливает междисциплинарный подход в определении его сущности и трактовке понятия, где выделяютсядве основные традиции анализа. Первая традиция, более близкая к обыденному познанию, трактует самочувствие как состояние физических и душевных сил человекав целом, акцентируя внимание на экзистенциональном и нравственном аспектах. Истоки и воспроизведение такого понимания находимв гуманитарной науке и классической литературе. Так, в философии при изучения социального самочувствия, акцентируют внимание на экзистенциональном и нравственном состоянии человека, дают выход к определению качеств самочувствия, позволяющих выделить состояния индивида через осмысление
своего бытия в социуме, чувственности, нравственных критериев. Другая традиция анализа социального самочувствия, рассматривающая его как систему субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности, включает в себя общую качественную характеристику (позитивное, негативное самочувствие) и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт, затруднения при выполнении действий, трудности понимания). Такое рассмотрение социального самочувствия созвучно понятиям, используемым в медицине и психологии для определения состояния здоровья человека. Проводя дальнейшую аналогию социальное самочувствие можно сравнить с оценкой состояния здоровья общества, с наличием у него творческих сил, Социальное самочувствие так же выступает синдромом сознания, отражающим отношение к взаимосвязи между уровнемпритязаний (в основном определяемым содержательными характеристиками жизненной стратегии) и степенью удовлетворенности смысложизненных потребностей (удовлетворенность реализованностьюжизненной стратегии). Это касается различных областей жизнедеятельности субъекта — профессиональной, образовательной, семейной, досуговой и общения. В данном положении достаточно ясно усматривается зависимостьсоциального самочувствия от включенности субъекта в социальнуюжизнь, интегрированности в нее. Локализация социального самочувствия выделяет так называемый внешний локус-контроль, при которомлюди видят источник своих переживаний в социальном окружении,в том, как воздействуют на них другие люди и общество в целом.
В соотношении личности себя с социумом проявляется социологический аспект понятия социального самочувствия. Несмотря на то чтосоциальное самочувствие как обобщенная характеристика личности,имеющая субъективный эмоциональный характер, трудно поддаетсясоциологическому анализу, в научной литературе представлены его некоторые параметры. Выделяют следующие факторы, которые могут рассматриваться как причинынегативного самочувствия, или социального беспокойства (Г. Блумер), для которого являются характерными, с одной стороны, смутные предчувствия и страхи, растерянность и неуверенность, внушаемость и апатичность, а с другой — агрессивность и повышенная раздражительность, носящая часто суетливый, беспорядочный характер. Это состояния, близкие к панике, возникающие в условиях, когда социальная среда действует на человека угнетающе, порождая уныние, страх, безысходность. Обозначенная связь социального и эмоционального в контексте социального беспокойства позволяет судить о негативном аспекте состояния социального самочувствия, его дезинтеграционной роли. Позитивные стороны социального самочувствия анализируются в плоскости представлений о положительных эмоциях, детерминируемых удовлетворенностью различными аспектами жизни, в том числе уровнем доходов, работой, семьей, здоровьем, досугом и т. д. В конечном итоге, все зависит от баланса позитивных и негативных впечатлений, получаемых от жизни, — отмечает М. Аргайл. Именно такой баланс дает основание для выделения показателя степени социальной устойчивости, выраженной в социальном самочувствии, зависящем отсубъективного восприятия человеком уровня своего материального положения (Ж. Т. Тощенко). Социальное самочувствие может типизироваться в зависимости от степени удовлетворенности личности материально-экономическими, социальными, социально-психологическими, социокультурными условиями существования как позитивное, пограничное и негативное, отражающее степень выраженности чувств, оценок эмоционального и физического состояния.
Позитивный тип социального самочувствия отражает удовлетворенность индивидов, групп своим положением в социуме и обладает следующими характеристиками: 1) позитивный эмоциональный тон; уверенность в себе, стабильно позитивное восприятие действительности; устойчивая совокупность ценностных ориентаций; чувство общности;стремление к самозначимости, самосовершенствованию; 2) стабильность связей и отношений; устраивающий индивида социальный статус; положительная социальная ориентация личности; 3) стабильнаяположительная самооценка; удовлетворительное (близкое к отличному) состояние физического здоровья; 3) наращивание уровня материального благосостояния; предприимчивость; повышенная активность,самостоятельность в решении своих проблем. Негативный тип социального самочувствия определяется неудовлетворенностью своим положением, отражает низкую степень интеграции и обладает следующими характеристиками: 1) неуверенность,растерянность, негативный эмоциональный тон; кризис нравственных ценностей; кризис нравственных ориентиров личности; низкая самооценка; отсутствие стремления к самозначимости; 2) снижениесоциального статуса, признаки социальной изоляции и депривации,социальная апатия, маргинализация; 3) тревожность, внушаемость,агрессивность, приоритет негативных настроений, ухудшение физического состояния; 4) отсутствие стабильности (роста) материального состояния; частичная или полная потеря интереса к своему материальному положению; снижение активности, несамостоятельностьв решении своих проблем. Пограничный тип социального самочувствия отражает состояниенеопределенности, соответствует среднему уровню интеграции и таким характеристикам, как: 1) размытость локализации; неустойчивыйэмоциональный тон; в социальном отношении — отсутствие интереса к проявлению активности; снижение самозначимости; маргинальность; ослабление и рассогласование норм и ценностей; 2) удовлетворительное состояние физического и психического состояния здоровья; 3) тенденции к снижению работоспособности; снижение предприимчивости; индифферентное отношение к существующим проблемам; предметная незаинтересованность в своем материальном состоянии.
Таким образом, социальное самочувствие — это фактор и показатель адаптации и социокультурной интеграции личности с социумом. Изменение одного влечет за собой перемены в другом. Оно измеряетсячерез достаточность/недостаточность объективных условий для реализации собственных притязаний; восприятие индивидом благополучиясобственной жизни, а также через удовлетворенность/неудовлетворенность жизненными достижениями, условиями существования.Социальное самочувствие определяет органичное сочетание субъективных и объективных жизненных факторов, физиологических и психологических возможностей личности, позитивных и негативных условийформирования жизненной стратегии. Степень успешности прохождения процесса социальной адаптации и интеграции оказывает решающее влияние на состояние социального самочувствия, с одной стороны,а с другой — состояние самочувствия детерминирует данные процессы. Социальное самочувствие это своеобразная «лакмусовая» бумажка определяющая отношение социальных субъектов к окружающей среде и происходящих в ней изменениях. Это то, что позволяет считывать настроение и устремления широких слоев населения, выявлять негативные социальные тренды на момент их становления. Принципиальным моментом в социологической интерпретации социального самочувствия является представление о нем, во-первых, как процессе, во-вторых, как структуре, и, в-третьих, как состоянии (результате). В структурном разрезе социальное самочувствие рассматривается в интегральном и аналитическом аспекте. Интегральный подход подразумевает выделение субъективной и объективной стороны социального самочувствия, из которых первая свидетельствует о внутреннем мире человека (переживаниях, ожиданиях, ценностных ориентациях и т.д.), тогда как вторая фиксирует характер, реальные условия его жизнедеятельности. Социологическая наука должна рассматривать социальное самочувствие как сложную форму достаточно устойчивого целевого социально-психологического состояния, возникающего у человека или группы людей под влиянием объективных обстоятельств их жизнедеятельности в обществе. Оно проявляется в относительно стабильных сложившихся отношениях людей к разным сторонам их жизни, к другим людям, к самим себе. Это состояние является тонким индикатором социального бытия людей, показывает удовлетворенность ими своей жизнью, своим положением, перспективами его развития, отражает их уверенность или неуверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Социальное самочувствие по своей природе является социально-психологическим явлением, возникающим всегда в системе «человек-общество» и отражающим в интегральном виде разные аспекты социального бытия людей как субъектов общественных отношений. При аналитическом подходе социологическая модель социального самочувствия рассматривается в статическом, функциональном и динамическом аспектах. Статическая составляющая социального самочувствия включает эмоционально-когнитивный и поведенческий компоненты. Каждый из этих элементов характеризует часть, лишь один из аспектов социального самочувствия. Его содержание проявляется лишь во всем богатстве взаимосвязей всех элементов, выражая в концентрированном виде, в виде квинтэссенции их многообразную сущность, в которой трудно выделить отдельные составляющие социального самочувствия. Эти компоненты могут проявляться в виде вербальных и невербальных реакций (и могут быть измерены с помощью вербальных и невербальных индикаторов).
Комплексный характер феномена социального самочувствия диктует необходимость политеоритического подхода к его изучению. Если в психологической традиции в исследовании социального самочувствия оно рассматривается в основном как ситуативное эмоциональное состояние, то социологический подход опирается в первую очередь на когнитивные схемы и поведенческие стратегии. Роль социального самочувствия в поведении человека выражается прежде всего в его регуляторной функции: становясь мотивом поведения, самочувствие может выражаться в различных формах активности/ пассивности личности. Таким образом, базовыми элементами социологического анализа социального самочувствия являются когнитивные предложения (ответы), которыми субъекты характеризуют социальную ситуацию и актуальные поведенческие образцы. Из них складываются интегрированные жизненные стратегии, которые индивид предпочитает использовать или характерно применяет. Помимо этого в социологическом подходе аккумулируются и учитываются эмоциональные реакции взаимодействующих индивидов на всю совокупность социальных условий существования. Социальная идентификация фиксирует, прежде всего, причастность людей к той или иной социальной общности, уровень и характер связанности с ней, принятие или непринятие ее норм и ценностей на основе осознания своей собственной позиции, восприятия себя как социального субъекта. Исследование социального самочувствия на территории России стали постоянно проводиться с 1990 года Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН.В этом мониторинге измерялись четыре составляющие социального самочувствия: 1) степень защищенности населения от главных опасностей: преступность, бедность, произвол чиновников, экологические угрозы; 2) степень самостоятельности людей в решении своих жизненных задач; 3) степень их удовлетворенности своей жизнью в целом; 4) степень оптимизма в оценке ими своего настоящего и будущего. В начале постсоветского периода (1991-1994), когда все население страны получило глубокую социокультурную травму, произошел резкий спад большинства составляющих социального самочувствия. В начале 90-х годов почти в 2,5 раза, до катастрофического уровня снизилась удовлетворенность россиян своей жизнью в целом: из каждых 6 человек 5 чувствовали неудовлетворенность жизнью. Социальный оптимизм был низким почти все 90-е годы; в целом оптимистов тогда в среднем было в 3 раза меньше, чем пессимистов. Защищенность от главных опасностей упала в 3,4 раза с 1990 до 1994 г. Напротив, уровень самостоятельности россиян в их жизнедеятельности сразу после 1990 г. значительно поднялся[1]. Во второй половине 90-х годов начался подъем составляющих социального самочувствия, который продолжается, но асимметрично. С конца 90-х годов стала расти доля оптимистов: теперь их в 2-3 раза больше, чем пессимистов. С середины 90-х годов удовлетворенность жизнью повышается в два раза каждые 4 года; в 2006 г. уже каждый второй скорее удовлетворен, чем неудовлетворен своей жизнью в целом. В 2000-х гг. вновь стала расти зависимость граждан от властей, а самостоятельность - снижаться. Теперь уже и ее уровень ограничивает социальное самочувствие россиян. Уровень защищенности населения от социальных угроз устойчиво находится ниже других составляющих социального самочувствия россиян и существенно снижает его общее состояние; самым тяжелым грузом стала незащищенность населения от преступности. Ее дополняют: незащищенность от бедности и произвола чиновников. В 2000х гг. наблюдался асимметричное повышение социального самочувствия россиян. Стабилизация экономической ситуации вызвала рост оптимизма и удовлетворенности жизнью. Но усиление вертикали власти не повысило защищенность россиян от опасностей, зато снижает их самостоятельность в решении вопросов улучшения своей жизни. Этой асимметрии способствует разнотипность ценностных ориентиров: современные инструментальные ценности питают оптимизм успешно адаптировавшихся слоев, а традиционные терминальные ценности поддерживают патерналистский отказ слаборесурсных слоев населения от самостоятельности. Так же исследования в 2000 годах выявили общую закономерность – социальное самочувствие молодежи выше, чем у других возрастных категорий, социальное самочувствие пожилых граждан ниже, чему всех остальных. Кроме того, женщины более оптимистичны и социально активны, чем мужчины в целом[2]. Разразившийся в 2009 году кризис, как не странно не привел к существенному понижению социального самочувствия граждан. При анализе распределения мнений о кризисе в зависимости от ответов на вопрос о нынешнем материальном положении, выяснилось, что доля ответов «Никакогокризиса нет» тем выше, чем ниже самооценка материального положения. То есть,40% тех, кто оценивает материальное положение своей семьи как очень плохое, несвязывают это положение с влиянием кризиса (поскольку считают, что никакогокризиса нет). С другой стороны, 28% оценивающих материальное положение семьикак очень хорошее, полагают, что в России «действительно очень серьезный экономический кризис». По всей видимости, в данном случае можно говорить скорееоб информационном, медийном воздействии кризиса, нежели о реальном. Тогда же большинство респондентов (46% в среднем по регионам) полагали, чтопричины возникновения кризиса в российской экономике связаны с непродуманной политикой российского руководства и российских компаний.Навнешние силы («действия иностранных государств и компаний»), несмотря на довольно высокую распространенность этого мнения в СМИ (по крайней мере, наранних стадиях кризиса), возлагает ответственность лишь каждый пятый участникопроса. При этом по мнению большинства респондентов федеральная властьбольше всего «отвечает» и за выход из кризиса. Опрос «Георейтинг» Фонда Общественного Мнения, который проводился 15-28 апреля 2014 года среди 65,5 тыс. респондентов во всех регионах, кроме Крыма и Севастополя показал, что самый высокий уровень социального самочувствия существует в Татарстане(95 баллов), затем следует Ямало-Ненецкий автономный округ(93балла) и Белгородская область (92 балла). Москва и Санкт-Петербург заняли 7 и 10 место в списке соответственно. Тогда как Архангельская область (43 балла) в данном рейтинге по социальному самочувствию заняла только 81-82 место. Причина такого низкого уровня согласно проведенным исследованиям кроется в систематическом неверии региональной и местной власти, уверенности что жизнь в России лучше, чем в области, а жизнь в области в целом лучше в чем собственном городе. На наш взгляд, социальное самочувствие является обобщенным индикатором реакции населения на социальные преобразования. Поскольку люди поддерживают те или иные изменения в обществе, надеясь улучшить свое собственное положение в нем, интегральная оценка восприятия ими собственного благополучия в основных сферах социальной жизнедеятельности является решающим критерием определения направленности (положительной или отрицательной) общественных изменений. Изучение и оценка социального самочувствия населения, динамики его показателей - объективное требование времени. Результаты подобных исследований дают возможность придать действиям власти, муниципального самоуправления, бизнесу конкретные направления, адресность и временные параметры. Литература: 1.Баталова Н. Л. Социальное самочувствие молодежи в условиях изменяющегося общества (региональный аспект):автореф. дис. … канд. соц. наук. Тюмень, 2009.39 с. 2. Лапин Н.И. Регион как поле социального самочувствия россиян и их отношения к институтам власти // Опыт апробации типовой методики «Социологический портрет региона». Часть I. - Тюмень: ТюмГУ, 2009. 3.Михайлова Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социс. 2010. № 3. С. 43-50. 4.Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М. К. Горшкова. — М.; СПб. — Нестор-История, 2011. — 176 с.
[1]Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М. К. Горшкова. — М.; СПб. — Нестор-История, 2011. — 176 с.- с.89 [2]Лапин Н.И. Регион как поле социального самочувствия россиян и их отношения кинститутам власти // Опыт апробации типовой методики «Социологический портретрегиона». Часть I. - Тюмень: ТюмГУ, 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|