Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало независимой политики рсфср 1990-1991 гг.: основные направления деятельности российского руководства.




Принятие 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР Декларации о российском суверенитете, выборы новых руководителей, готовых этот суверенитет отстаивать, создали уникальную в истории СССР ситуацию: впервые появился альтернативный союзному центр принятия решений, российская власть вышла из тени общесоюзной.

С середины 1990 г. начинается проведение независимой политики России. Реализация принципов ее суверенитета рассматривалась как основа выхода из кризиса. В правовом плане эта политика опиралась на ст. 5 Декларации о суверенитете, где провозглашалось верховенство республиканской Конституции и законов над союзными. Эти идеи были развиты в ряде других документов. 24 октября 1990 г. издан закон, дававший право российским органам власти приостанавливать действие союзных актов в том случае, если они нарушают суверенитет РСФСР. Предусматривалось также, что решения высших органов государственной власти СССР, указы и другие акты Президента СССР вступают в действие лишь после их ратификации Верховным Советом РСФСР. Соответствующие изменения и дополнения в декабре 1990 г. внесены в российскую Конституцию.

Конкретная российская политика выразилась в принятии серии актов, развивающих положение одного из первых новых законов России-“Закона о собственности на территории РСФСР” от 4 июля 1990 г. В нем говорилось о том, что право собственности на природные богатства и основные производственные фонды регулируется законами РСФСР и автономных республик

Отношения новых российских структур с союзными властями носили остро конфронтационный характер. Российский парламент отверг союзную программу перехода к рынку, не оставляя надежды на компромисс. Российские власти постоянно требовали отставки правительства Рыжкова. Они резко осудили решение союзного парламента по изменению системы президентской власти в СССР с целью ее усиления. Российская сторона не пошла на заранее согласованную реформу системы ценообразования. ВС РСФСР выступал против посылки российских граждан за пределы республики для урегулирования межнациональных конфликтов, а также против вовлечения войск в политические конфликты.

38. Декларация о государственном суверенитете рсфср: основное содержание, значение.

ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РСФСР— акт, принятый первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. и продекларировавший волю народов России к самоопределению в рамках СССР. Декларация состоит из Преамбулы, которая частично отражена в действующей Конституции РФ, и пятнадцати статей. В ст. 1 РСФСР провозглашена суверенным государством. Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в РСФСР, согласно Декларации, является ее многонациональный народ (ст. 3). В ст. 4, 5 провозглашается полнота власти РСФСР, за исключением тех вопросов, которые добровольно передаются в ведение СССР. Декларация провозглашает верховенство Конституции и законов РСФСР на всей ее территории. Действия актов СССР, противоречащих суверенным правам РСФСР, приостанавливаются в распространении на ее территории. Устанавливается исключительное право РСФСР изменять свою территорию путем референдума. Декларация впервые провозгласила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Значение Декларации состоит в том, что она явилась основой для разработки новой Конституции РФ, способствовала совершенствованию институтов государственной власти. На основе Декларации были изменены многие положения действовавшей Конституции 1978 г., учреждена должность Президента РФ и др.

Становление новой российской государственно-правовой системы в начале 90-х г. XX века.

Фактически свершившийся в декабре 1991 г. распад СССР, прекращение его существования как единого союзного государства, остро поставили перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

Двойственность конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.

В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое — президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое — строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью за принимаемые решения.

Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, деклараций, указов. В частности было принято 444 указа президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1991 г. ВС РСФСР Декларация прав и свобод человека и гражданина — основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека.

Окончательное решение предлагалось принять гражданам России: проголосовать «за» или «против» новой Конституции, сформировать новый законодательный орган, а затем проголосовать на выборах президента. Это был минимально конфликтный вариант, в котором высшим судьей предоставлялось быть народу — суверенному источнику власти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...