Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансформация идей бихевиоризма в экобихевиоральную психологию.




 

 

Эко-бихевиоральная наука классифицируется (Смит Н., 2003) как энвайроцентрическая (предметом науки является окружающая среда). Одну эволюционную ветвь эко-бихевиоральной науки можно свести к функционализму, идеи которого восходят к теории Чарльза Дарвина (1888–1999), оказавшей влияние на становление взглядов Уильяма Джеймса (1842–1910), который подчеркивал, что психология должна заниматься сознанием, и функция сознания заключается в обеспечении адаптации индивидуума к среде. Вторую – к исследованиям поведения русскими физиологами Иваном Михайловичем Сеченовым (1859–1905), Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1887 – 1927), Иваном Петровичем Павловым (1857–1927) и создании последним теории научения, получившей название «классическое обусловливание».
Обе ветви соединяются благодаря Джону Ватсону (1878–1958), который в 1913 году провозгласил, что нет никой необходимости делать «сознание специальным объектом наблюдения». В 1919 году он объявил, что ему удалось обнаружить свидетельства существования потока поведения. Ватсон сделал акцент на том, что «человеческие существа поддаются изменению в неограниченных пределах благодаря научению». Новое направление было названо наукой о поведении (бихевиоризмом), которая получила свое дальнейшее развитие благодаря Б.Ф. Скиннеру (1904–1990) в виде «анализа поведения» и его центральному звену – теории научения, названной «оперантное обусловливание».


Трансформация бихевиоризма в эко-бихевиоризм происходит благодаря трудам Джеймса Гибсона (1904–1979). Позднее Роджер Баркер создал эко-бихевиоральную науку или экологическую психологию.
До экобихевиоризма в психологии представлялось, что мир хаотичен и неструктурирован. Структуризации подвергались только модели личности, психические процессы, поведение и пр. Баркер показал, что «индивидуум является частью предустановленного порядка, даже если он не всегда воспринимает его как таковой». Эко-бихевиоральная наука структурирует и дает определение среде, в которой проявляется специфическое только для этой среды поведение. Другими словами, поведение человека зависит от среды и, соответственно, определяет эту среду; т.е. поведение является функцией окружающей среды.

 

Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа является поведенческий сеттинг, под которым понимается ограниченная социальная и физическая система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу.

Поведенческий сеттинг включает:
- типичных участников;
- диапазон нормативных действий;
- материальные объекты, направляющие поток поведения.

 

Баркер утверждает, что люди следуют ожидаемым паттернам (т.е. повторяющемся каждый раз в процессе функционирования) конкретного сеттинга, и наша индивидуальность не оказывает при этом практически никакого влияния. Люди с различными личностными характеристиками, тем не менее, следуют сходным паттернам, оказавшись в том или ином сеттинге. Человек даже предпринимает специальные действия, направленные на то, чтобы данные паттерны не нарушались.

 

Баркер использовал для обозначения взаимных отношений между формами поведения и физическими объектами термин синоморфы - «тождественные структуры. Набор синоморфов составляет структуру поведенческого сеттинга. Синоморфы характеризуются степенью взаимной зависимости друг от друга. В учреждении мероприятия пытаются планироват таким образом, чтобы между ними не происходило пересечений по времени. Любые синоморфы, сходные по структуре, но функционирующие независимо друг от друга, должны являться частями различных поведенческих сеттингов. Поскольку сталелитейный завод содержит функционально независимые синоморфы, завод в целом не является поведенческим сеттингом, как не является им университет или даже отдельный факультет университета. Обычно не представляет трудности определить, является ситуация поведенческим сеттингом или нет; тем не менее, Баркер и его коллеги разработали оценочные шкалы для компонентов ситуации, чтобы обеспечить количественные средства оценки в сомнительных случаях.

Противодействующие отклонениям схемы включаются в действие, когда один или несколько участников сеттинга препятствуют его реализации. В таком случае лицо, контролирующее последовательность событий в сеттинге, предпринимает действия по исправлению сложившейся ситуации. Такие действия могут иметь обширный диапазон корректирующего влияния, от убеждения до прямой физической агрессии.

Сеттинги различаются по тому, насколько хорошо им удается подготовиться к изменениям и кризисам в окружающей среде, а так же, к тому, выживают они, гибнут или несут определенные потери, если такие события случаются. Иногда участники изменяют паттерны сеттинга, чтобы подготовиться к таким событиям, а иногда они изменяют их просто для разнообразия, с целью повышения эффективности обновления сеттинга. Иными словами, необходимые для функционирования «лица» и «физические материалы вовлекаются в сеттинг, а мешающие компоненты модифицируются, либо удаляются из него. Поведенческие сеттинги можно рассматривать как живые системы, стремящиеся оставаться живыми и здоровыми, даже ценой потери отдельных компонентов.

С позиций эко- бихевиоризма поток поведения разбивается на две общие категории:
1) поведенческие эпизоды;
2) содержание поведения.

 

Поведенческие эпизоды обладают следующей характеристикой:
1) имеют постоянное направление;
2) вписываются в обычные события, происходящие в более крупном блоке поведения;
3) обладают равным потенциалом во всех своих частях;
4) ограничены по своим размерам и диапазону.

Поведенческие сеттинги также можно разделить на:
- генотипные;
- фенотипные.

Генотипные сеттинги. Если лидеры одного поведенческого сеттинга или относящиеся к нему неодушевленные объекты могут быть помещены в другой поведенческий сеттинг и он продолжает функционировать как и раньше, то оба сеттинга имеют одинаковый генотип.

Фенотипные сеттинги. Фактически наблюдаемые формы поведения - это фенотипы (phototypes), поведенческие эпизоды, регулярно встречающиеся в различных сеттингах. Они не зависят от индивидуумов и представляют функцию, тогда как генотипы представляют структуру. Их можно обнаружить в таких социальных системах, как группы взаимопомощи или сеансы психотерапии. Фенотипные формы поведения в поведенческих сеттингах имеют преимущества для эко-бихевиоральной науки в том, что они:
- подчеркивают вариативность поведения между сеттингами;
- обеспечивают практическое приложение теории поведенческих сеттингов к малым гомогенным группам.

Основным исследовательским инструментом в проблемной области эко-бихевиоральной науки выступают:
1) картирование;
2) шкалирование;
3) метод фокальных объектов;
4) самоотчеты.

Картирование. Картирование поведения было объединено с бихевиоральной наукой с целью обеспечения высокоэффективной методологии. Карта поведения аналогична архитектурному плану этажа. Картирование поведения позволяет:
1) объединить информацию;
2) графически отобразить информационные связи;
3) визуализировать «мысли».

Шкалирование. Поведенческие сеттинги могут измеряться с помощью различных шкал. Шкала автономии показывает, где принимаются решения, касающиеся того, кто может участвовать в сеттинге. Высшая оценка в девять баллов ставится в том случае, если решение принимается локально, а низшая — в один балл, - если решение принимается «верхушкой». А. Бехтель увеличил шкалу до двенадцати баллов, чтобы включить решения, принимаемые внутри сеттинга.

Шкала проникновения предполагает высшую оценку в шесть баллов для индивидов, чья роль в сеттинге настолько необходима, что данное лицо оказывается незаменимым: например, лицо, разработавшее совершенно новую медицинскую процедуру; магазин или фирма, которой руководит один человек; профессор, читающий уникальный университетский курс. Если замена возможна, ставится оценка в пять баллов. Оценка в четыре балла ставится тем, чья роль необходима, но не относится к уровню высшего руководства. Баркер показал, что определенные группы, такие как женщины и дети, часто допускались только к данному уровню и исключались из высших. Уровень в один балл ставится «наблюдателям», не вносящим никакого вклада, кроме своего присутствия. Показатель уровня проникновения может быть использован для измерения числа возможных руководящих позиций по отношению к размерам популяции, иными словами, там, где лица, стремящиеся занять такие позиции, должны искать наиболее благоприятные возможности.

Оценки благоприятствования измеряют степень, в которой поведенческий сеттинг обеспечивает льготы таким группам, как меньшинства, тогда как оценки давления указывают на способ, посредством которого правила сеттинга исключают таких индивидуумов. На основе сочетания этих и других оценок может быть выведен общий индекс изобилия. Чем выше этот показатель, тем больше типов поведения и руководства доступны в данном сеттинге. Сбор такой информации представляет собой «обследование поведенческого сеттинга». Иногда оно дополняется опросниками для определения установок, ценностей и других субъективных форм поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...