Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бережное отношение к вещам

Нравственное, этическое и духовное воспитание

 

План

1. Процесс воспитания личности. Направления воспитания. Методы воспитания.

2. Нравственное воспитание

3. Этическое воспитание

4. Духовное воспитание

  1. Нравственное воспитание

Воспитание у ребенка навыков и привычек, способству­ющих формированию нравственного поведения, должна осу­ществляться в единстве со всеми другими задачами воспита­ния.

Воспитатель должен развивать в ребенке следующие ка­чества.

Вежливость. Это качество украшает, делает привлека­тельным растущего человека, вызывает к нему симпатии ок­ружающих.

Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст пово­да показывать свое превосходство, не станет навязывать че­ловеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуме­стные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.

Чувство такта. Оно является регулятором поступков че­ловека, его отношений с людьми.

Предупредительность. Добиваясь от ребенка предупре­дительности, воспитатель стремится, чтобы она проявлялась у него из добрых побуждений оказать внимание, помочь близ­ким и окружающим людям.

Скромность. Данная нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается ка­заться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя про­сто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требо­вательность к самому себе.

Трудолюбие. Черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, доб­росовестности, бережливости, уважении к труду, а также в стремлении самому делать то, что посильно.

Дисциплинированность. Дисциплинированность прояв­ляется в культуре чувств, поступков, потребностей.

 

ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гувернер, решая социальные задачи воспитания, должен опираться па разумное и нравственное в человеке и помочь воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ обществ;!. Применяя знания этики, как науки о нравственной жизни человека, воспита­тель способен выйти на глубинный этический диалог с вос­питанником о главных вопросах человеческого бытия п смыс­ла жизни. Для осуществления этического воспитания ребенка

необходимы знания целостной системы основ этической культуры. Методика предполагает сочетание этической ус­тановки на доброжелательные и уважительные отношения с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достой­ного выхода из них.

Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни человека.

Структура этического диалога между воспитателем и вос­питанником должна основываться на принципах возрастно­го подхода. Она должна быть направлена на влияние через эмоциональное насыщение занятия разнообразными методи­ческими формами включения ребенка в игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, раскрывающие личностный опыт ребенка, пробуждающие его чувства и собственные размышления.

Это могут быть интригующие вопросы, дилеммы, сужде­ния, предложенная для анализа ситуация, игры, незакончен­ный сюжет, адресованное ребенку письмо.

Важной смысловой составляющей этического диалога является построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как ты думаешь?». Необходимо очень точно ста­вить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога те фор­мы, которые приведут ребенка к основе проблемы, необхо­димости не абстрактного ее осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности к жизни человека. Нить рассужде­ний ребенка должна привести его с помощью воспитателя к осмыслению собственной личности, своего опыта.

Этика общения

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить эти­кет. Этикет выражает содержание тех пли иных принципов нравственности в широком смысле слова.

Этикет — важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали.

Главная задача воспитателя — научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в от­дельности, относиться к окружающим людям так, как он от­носится к себе. Культура человеческих отношений, общение ребенка со сверстниками, с людьми разного возраста играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться куль­турно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми.

В каждой эпохе — свой стиль общения, у каждого обще­ства свои правила поведения, но есть ценности общечелове­ческие, и именно па их основе развивается культура любого парода. Неотъемлемая часть культуры — этикет, складываю­щийся исками.

Воспитание нравственности начинается с колыбели. Ког­да мать улыбается ребенку, радуется ему — это уже воспита­ние самой глубокой нравственности, дружеского отношения к миру. Центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка,— воспитатель.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношении с окружающими людьми и при­обретает опыт общественного поведения. Формировать у ре­бенка навыки поведения, воспитывать сознательное, актив­ное отношение к порученному делу, чувство товарищества надо начинать с детского возраста.

При ежедневном общении с ребенком у воспитателя есть возможность постоянно упражнять его в хорошем поведении, что способствует выработке привычек.

Каждый день ребенок здоровается и прощается, убирает после игры игрушки, умывается, одевается на прогулку и раз­девается. Ежедневно ему приходится аккуратно вешать одеж­ду, ставить обувь и т.д. Таким образом ребенок не только прак­тически овладевает различными навыками и умениями, по и осваивает определенные нормы поведения.

Воспитатель приучает ребенка здороваться с воспитате­лем, родителями, гостями, которые могут в течение дня прий­ти в дом, на улице со знакомыми, соседями. Многократные упражнения помогут ему осознать общее правило: здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые. Такая посто­янная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано ребенком «Здравствуй­те» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости вы­ражает уважение и доброжелательное отношение к окружаю­щим. Ребенок должен здороваться охотно и приветливо, без напоминания. Каждый случай неприветливости не следует рассматривать как факт проявления невежливости. Очень важноразобраться, почему ребенок не поздоровался, п помочь ему справиться с проблемой. Часто он здоровается формаль­но, не понимая смысла этого правила. Осо:;пав ценность пра­вил, он начинает активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для пего нормой пове­дения.

Бережное отношение к вещам

Перед воспитателем стоит задача воспитать у ребенка бе­режное отношение к вещам. Ее решение требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Воспитатель должен формировать у ребенка навыки и умения самообслуживания. Например, вводит правило: «Каж­дой вещи — свое место» — и строго контролирует его выпол­нение. На конкретных примерах воспитатель показывает ре­бенку, почему важно и необходимо соблюдать это правило. Когда все вещи на месте, можно быстрее одеться, ими удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.

Создание культурных привычек можно начинать с вос­питания аккуратности и чистоплотности. Уже с трехлетнего возраста ребенок может сам, с некоторой помощью воспита­теля, одеваться, застилать свою кровать, убирать комнату.

 

Духовное воспитание

 

Духовность — это качество, которое закладывается с дет­ства. Ребенка нужно приучать ценить и понимать красоту, ко­торую можно усмотреть во всем — в окружающей природе, в звуке, цвете. В обычном, будничном можно увидеть красоту.

С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию — истинного двигателя эволюции. Можно просле­дить развитие науки за последние полвека и показать на при­мерах ее достижения.

Ребенку следует объяснять, что наша планета не являет­ся обособленным миром, она лишь одна из многих во Все­ленной. Основы астрономии заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Ребенок ощу­тит себя носителем духа, ответственным за всю планету. Для этого необходимо ознакомить ребенка с величием Мирозда­ния с помощью микроскопа и телескопа. Можно провести экскурсию в обсерваторию или планетарий. Не нужно опа­саться, что ребенок не поймет показанное. Он не только за­помнит увиденное, но и получит огромную радость.

Задача воспитателя — ознакомить с живой природой, на­пример с жизнью пчел, муравьев, рассказать о перелетных птицах. Естественная история должна быть преподнесена как можно полнее и увлекательнее. На примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложе­ны в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить уси­лия к преуспеванию. С самых первых уроков ребенок дол­жен научиться радоваться чудесам жизни.

С малых лет необходимо обращать внимание ребенка на красоту звука. В каждом человеке склонность к музыке зало­жена с рождения, но без воспитания она спит. Человек дол­жен слушать музыку и пение, и это пробудит чувство прекрас­ного. Без осознания звучания музыки невозможно понять и звучание природы. Важно услышать песню водопада, реки или океана, ветер, который принесет свою мелодию. На красоту нужно открыть ребенку глаза.

Часто достаточно одной фразы, одного рассказа, чтобы глаз ребенка навсегда постиг красоту мира.

Расширение сознания и кругозора должны стать основой и целью воспитания.

Большое место отводится детской и юношеской литера­туре. Воспитатель должен не только привить любовь к кни­ге, но и научить читать вдумчиво и внимательно: не глаза, а мозг и сердце должны читать.

Ребенка нужно воспитывать на примерах героев и подвиж­ников. Дети любят народных героев. Ребенок восхищается подвигами и мечтает видеть себя на их месте. Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство. Истинный патриотизм проявляется в бескорыстной любви к Родине, в уважении к народам, населяющим, обогащающим наш мир.

Значение и влияние книги на сознание ребенка безгра­нично. Часто первые прочитанные книги дают толчок и на­правление всему дальнейшему развитию мышления.

Воспитатель должен привить уважение к произносимо­му понятию. Ребенок должен осознать, что словом можно больно ранить человека, и, наоборот, доброе слово способно исцелить. Воспитатель должен привить ребенку чувство лич­ной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок.

Воспитателю необходимо развивать внимание воспитан­ника. Малыш должен усвоить, что ненаблюдательный чело­век подобен слепому и глухому. Особенно важно поощрять ребенка высказывать свое мнение о прочитанном, услышанном и виденном им. Такие обсуждения заложат основу мыш­ления. Полезно вечером анализировать прожитый день. Спро­сите ребенка, с кем он встречался, о чем разговаривал. Что ему понравилось, а какие поступки окружающих людей, возмож­но, обидели его, как он реагировал на это.

Ребенок постарше может вести дневник, в котором отме­чает все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, ко­торые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимает решение не допускать в течение всего дня опреде­ленного поступка, например — раздражения, грубости, лжи или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим. Ведение такого дневника, с це­лью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных.

Отсюда должно родиться чувство ответственности за каж­дую мысль, слово и действие. Ребенка следует учить пони­мать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления в природе, где ничего не может быть бессмыс­ленно и безнаказанно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...