Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения.

В статье 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Во всем мире профессионалы, занимающие проблемами обучения и воспитания детей-сирот, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки категории детей-сирот.

Социальная адаптация детей-сирот - одна из наиболее важных составляющих успеха в формировании комплекса качеств, благодаря которым выпускник сиротского учреждения совершит осознанный выбор в самостоятельный жизни и станет полноправным гражданином страны.

Стремительные экономические перемены в мире, социальные потрясения, мировой кризис, происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, снижение нравственных норм негативно сказываются на детях и подростках. И в первую очередь под удар попадают группы высокого риска –дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так называемые государственные дети.

В целях охраны и защиты прав детей-сирот в последние годы много сделано для совершенствования нормативно-правовой базы. Государство определило общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детям –сиротам и детям, оставшимся без попечении родителей, в возрасте до 23 лет. Расширило дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование, медицинское обслуживание, право на имущество и жилое помещение, право на труд. Дало возможность получения второго бесплатного образования при нахождении на полном государственном обеспечении до 23 лет.

Приведу пример социальной адаптации детей-сирот на работе структурного подразделения «Детский дом»

На базе ГОУ НПО ПЛТиД в 2001 году было создано структурное подразделение «Детский дом». В нашем доме проживают 75 юношей и девушек в возрасте от 15 до 23 лет. Все выпускники сиротских учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Большинство воспитанников социальные сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Возникновение такой модели детского центра на базе лицея было вызвано увеличением количества детей-сирот, выпускаемых из сиротских учреждений в возрасте от 14 до 17 лет. В большинстве случаях эти дети не адаптированы к самостоятельной жизни. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений стала проблемой, актуальность эт ой проблемы очевидна.

Практика показывает, что выпустившись из детских домов, дети-сироты попадают в новые, незнакомые, зачастую пугающие условия самостоятельного существования. Испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, имеют низкий уровень социального интеллекта, что мешает им понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им. У таких подростков низкая социальная активность, несформированность жизненных планов и ценностей, слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, потребительская психология по отношению к близким, обществу, государству, что в результате может привести к тяжелым последствиям: нежеланием учиться и работать, бродяжничество, злоупотребление алкоголя и наркотиков, попаданию в криминогенные структуры. В силу отсутствия социально-педагоической помощи, патронажа эти дети дают около 10-12% всех правонарушений и преступлений.

Поэтому необходимость создания структурного подразделения «Детский дом» при ГОУ НПО Профессионального лицея технологии и дизайна обусловлена тем, что выпускники детских домов возвращаются в привычное окружение попечительского учреждения, где о них заботятся, помогают определиться с профессией, расширить социальные связи, пополнить знания, овладеть практическими навыками, ориентироваться в законах, правах и обязанностях, ведут патронаж после выпуска.

Учитывая все вышеперечисленные факторы дезадаптации детей-сирот, коллектив нашего детского центра поставил перед собой следующие задачи:

- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих развитию личности;

- психолого-социальная, медицинская, правовая, педагогическая помощь;

- формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

- нравственное воспитание ребенка, как основа формирования личности и подготовки к будущей самостоятельной жизни;

- забота о дальнейшем жизнеустройстве выпускников.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: обучении, производственной практики, труде, быту, общественной работе, спорте, играх.

Особенности психолого-социального статуса воспитанников сиротских учреждений обусловлены ситуацией развития, для которой характерно возникновение депривации (включающую в свою структуру материнскую, эмоциональную и социальную депривацию) и специфические условия жизнедеятельности. Изучая личные дела воспитанников, был сделан неутешительный вывод, что многие из них это - дети из неблагополучных семей, которые большую часть жизни провели в детских домах - так называемые социальные сироты, дети при живых родителях. Таких воспитанников -70%. Дети, оторванные от семьи, лишенные родительского тепла не имеют позитивного примера поведения родителей, напротив такие дети приходят в детские дома с багажом негативных, дезадаптирующих факторов поведения: алкоголизм, наркомания, преступность. Задача всего педагогического коллектива совокупными усилиями своей педагогической деятельностью сформировать в сознании воспитанника представление о том, насколько и в чем именно проявляется негативность ранее накопленного ими опыта до момента помещения в сиротское учреждение. Наша практика показывает, что зачастую знание воспитанника истинного положения и причин, по которым он оказался в данном учреждении, где его родители и что с ними, какие возможны перемены в его судьбе, благотворно сказывается на психическом состоянии ребенка, его жизненных целях и желании выбрать правильный путь в жизни. В коллективной и большую часть в индивидуальной работе (тестирование, анкетирование, беседы, тренинги) педагоги помогают подросткам высказывать свои мысли, делиться чувствами и переживаниями. Только после систематических занятий воспитанник осознает себя субъектом своей жизни и только тогда у него появляется мотивация собственного развития.

Важной проблемой подготовки воспитанника к самостоятельной жизни является правовая защищенность детей-сирот. Из опыта работы видно, что выпускники сиротских учреждений совершенно не знают о правах и льготах при обучении, о существовании личных документов, кроме паспорта (свидетельство ИНН, страховое пенсионное свидетельство, документы на жилую площадь), для чего они нужны. Не имеют опыта обращения в государственные службы обслуживания населения.

Коллектив нашего лицея должен профессионально помочь воспитанникам осуществлять наблюдение за устройством их жизни, помогать советом и делом в их дальнейшем трудоустройстве, обеспечение жильем, защите их личных и имущественных прав.

Столкнувшись с такой проблемой, были разработаны и проведены занятия по правовой защите. Эти были занятия как коллективные, так индивидуальные. На подобных занятиях воспитанники не только получали знания, но и закрепляли в обыгрывании конкретных ситуациях. Основными темами по правовой помощи были выбраны следующие темы:

1. Мои права, мои обязанности.

2. Мои личные документы.

3.Льготы.

4. Жилищное Законодательство.

5. Навыки семейной жизни.

6. Трудоустройство

В процессе работы, на начальной стадии, воспитанники совместно с социальным педагогом, воспитателями посещали государственные учреждения (жилищные отделы, пенсионные фонды, отделы социальной защиты и др.) с целью выработки навыков социальной адаптации по решению личных вопросов, касающихся детей-сирот. Это оформление льгот, предусмотренные Федеральным законом детям-сиротам, паспортизация, постановка на учет по жилой площади, назначение и продление пенсий и др.

Была разработка памятка: «Правовой навигатор» в помощь воспитаннику, где пошагово отображены все действия, которые необходимо выполнять при обращении в государственные службы. В этой памятке вписаны телефоны социальной службы для обращения детей в случае затруднительных вопросов. Такая же памятка выдается и выпускнику по окончании обучения.

В большинстве случаях, такая работа приносит положительные результаты, давая возможность выпускнику уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

К сожалению, хотелось бы отметить, что многие государственные учреждения по обслуживанию населения не знакомы с нормативными документами по работе с детьми-сиротами (сберегательные банки, жилищные конторы, муниципальные образования), недоверчиво и предвзято относятся к категории таких детей, зачастую не только не помогая в решении вопросов, но и отстраняясь от них. Это в дальнейшем приводит к печальным последствиям. Поэтому мы даем понять воспитанникам, что и по окончании обучения мы готовы прийти на помощь в решении личных проблем.

Одной из важнейших задач структурного подразделения работа по сохранению, улучшению и получению жилья воспитанников. Исходя из практики работы, видно, что многие выпускники детских домов не обеспечены жильем или зарегистрированы с родственниками, родителями, лишенными родительских прав, которые страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут аморальный и асоциальный образ жизни. В большинстве случаев, жилые помещения не отвечают санитарным и техническим требованиям. Накапливаются огромные долги за коммунальные услуги и техническое обслуживание.

Пользуясь тем, что воспитанники детских сиротских учреждений не совсем адаптированы к самостоятельной жизни, доверчивы и на данном этапе не понимают важности наличия жилплощади, недобросовестные лица злоупотребляют доверием и неопытностью сирот, путем обмана совершают сделки по неравноценному обмену и отчуждению жилой площади, приводящих к ухудшению жилищных условий.

Поэтому в работе всего коллектива огромное значение уделяется жилищному вопросу. Ведь именно из стен структурного подразделения выпускники выходят по основному месту регистрации, в большую самостоятельную жизнь.

Большая трудность в работе по жилью воспитанника возникает по заселению, возвращению по месту основной регистрации выпускника или воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которому исполнилось 18 лет.

Часто, лишенные родительских прав, родственники или соседи по квартире препятствуют возвращению воспитанника из детских домов. И случаи в практике имеют место. Для решения этой проблемы социальный педагог ведет совместную работу с участковыми, специалистами муниципальных образований, привлекает работников ЖЭС, общественность. И не дожидаясь наступления совершеннолетия воспитанников, выходит в адреса воспитанников, знакомится с соседями, помогает в обустройстве жилья. Все это помогает воспитаннику адаптироваться в социуме, набраться опыта в бытовых вопросах, выстроить систему человеческого общения.

Одним из важных моментов в адаптации является медицинская помощь воспитаннику. Не секрет, что подростки сиротских учреждений имеет массу хронических заболеваний. Наиболее распространенными диагнозами у детей нашего центра являются гастрит, сколиоз, вегето - сосудистая дистония, плоскостопие, нарушение эндокринной системы и др. В план работы входят мероприятия профилактического характера, организация и контроль лечения, и оздоровительные мероприятия. Если в детских домах работа по лечению и оздоровлению ребенка, запись к узким специалистам велась непосредственно медицинским работником, и ребенок выступал только в роли пациента, не имеющего представления о самостоятельной заботе, о своем здоровье. И зачастую, выпустившись из детского дома, выпускник не знает, как ему обратиться к участковому врачу, как записаться на прием, что гарантирует ему полис обязательного страхования. Поэтому наша задача научить подростка самостоятельно заботится о своем здоровье, ознакомить с правилами обращения к узким специалистам, разъяснить гарантии, которые обеспечивает ему полис, где и кем он выдается, как продлевается. На что нужно обратить внимание при посещении врача, как правильно приходить на прием и общаться с медицинскими работниками.

Социальная защита детей-сирот предполагает не только накормить, одеть, обогреть, но главное дать начальное профессиональное образование, научить профессии. Это есть средство социальной защиты детей-сирот в современных социально-экономических условиях и условие для дальнейшего повышения качества профессиональной подготовки, и фактор становления будущего профессионала. Наш лицей выпускает специалистов по специальностям: «контролер сберегательного банка», «продавец,кассир-контролер», «бухгалтер», «секретарь», «парикмахер». Как мы видим, все эти специальности требуют обширных знаний, большой ответственности, коммуникабельности со стороны воспитанников. Социальными партнерами в производственной практике выступают такие крупные универсамы как «Метро», «Лента», отделения государственного сберегательного банка, налоговые управления г. Санкт-Петербурга, парикмахерские города. Большая ответственность лежит как на коллективе педагогов, так и на самих учащихся. Как это не печально, но общество настороженно, зачастую с недоверием относится к воспитанникам детских домов. Трудно изменить устоявшиеся стереотипы общества по отношению к «детдомовским» детям, завоевать доверие администрации, персонала, клиентов. Самореализация подростков в профессиональной деятельности зависит не только от характера и организации самой деятельности, но и от позиции наставника, воспитателя, мастера, активности и меры самостоятельности и ответственности самих подростков. Лучшим признанием успешной прохождением практики наших воспитанников – это положительные характеристики и благодарственные письма администрации учреждений.

Результатом успешной социальной адаптации является не только выпуск специалиста - профессионала в своей профессии, но и образованного, культурного, нравственного человека. Патриота своей Родины, знающего историю своей страны, традиции своего народа.

За 10 лет в нашем структурном подразделении сложились добрые традиции, одна из них - дружба с ветеранами бабушками и дедушками «Дома Дневного пребывания» Фрунзенского района. Наши воспитанники с огромной радостью подготавливают концерты и выступают перед ветеранами, за дружеским чаепитием обмениваются своими рассказами, делятся событиями. В канун Дня Победы готовим и проводим акцию «Связь поколений». Воспитанники добровольно, считая за честь, раздают Георгиевские ленточки прохожим, поздравляя с праздником Победы. И едут в гости с поздравительным концертом и подарками к ветеранам. Такие встречи несут добро, доверительные отношения, поддерживают связь поколений.

Такая традиция не только сводится к праздничным поздравлением, но так же наши воспитанники участвуют в выступлениях художественного ансамбля «Сударушка», организованным руководителем «Дома дневного пребывания». «Красота в подарок»- ежегодная акция, проводимая совместно с администрацией Московского района и отделом молодежной политики. Наши девушки, обучающиеся на парикмахера, выезжали в дома Ветеранов, дома престарелых и дарили радость и красоту, делая стрижки и прически пожилым людям. В стенах структурного подразделения проводятся ежегодные мероприятия такие как «Рождественские посиделки», «Масленица», «Кулич и Пасха», в которых с удовольствием принимают участие гости из «Дома дневного пребывания», воспитанники структурных подразделений «Детский дом» лицеев города. В нашем лицее есть музей маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. Широкая экспозиция музея, регулярные экскурсии, встречи с дочерью Г.К.Жукова, ветеранами В.О.В. расширяют представление учащихся о тяжелых годах войны, о трудных судьбах людей, о героизме и самоотверженности всего народа. Сложилась добрая традиция- учащихся 1 курса посвящают в лицеисты именно в музеи им Г.К.Жукова. Подобные мероприятия воспитывают доброту, отзывчивость, неравнодушие. Вызывают интерес к обычаям, традициям культуры народа, формируют осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему.

 

Успешная социальная адаптация выпускников структурного подразделения – это согласованная деятельность всего нашего коллектива в целом и самих подростков. Не все в нашей работе гладко, есть ошибки, определенные трудности, которые нас не останавливают, а заставляют наш коллектив искать новые пути решения проблем.

Девиз нашего «Детского дома» - «Найди свое место под солнцем» и как хочется, чтобы наши старания не пропали впустую, чтобы каждый выпускник выбрал верную дорогу в своей жизни, стал счастливым человеком, твердо стоящим на ногах.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я.,Шульга Т.И., Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие Москва 2004 г.

2. Абрамова И.Г., Шипицына Л.М., Постинтернатная адаптация детей-сирот: СПБ, 2001 г.

3. Шакурова М.В., Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие 2-е издание: Москва 2004 г.

4. Козлов А.А., Социальная работа, учебное пособие: Москва 2005 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...